Музыкальные инструменты фортепиано урок во 2 классе

Содержание
  1. Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. — Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).
  5. Светлые интонации молитвы полны возвышенного покоя и созерцания. Я вам сыграю первую фразу Молитвы, а вы посчитайте сколько в ней разных по высоте звуков. Всего звуков – 9, а разных по высоте – 4. Такое «опевание, кружение» мелодии вокруг одного звука говорит о внутренней собранности, сосредоточенности человека. В следующих интонациях я слышу сомнения, вопрос, а затем неуверенный робкий скачок вверх – обращение к Богу, к небесам? Затем первая сосредоточенная фраза повторилась, а обращение к Вышнему звучит более уверенно, настойчиво. Вы заметили, как во второй половине пьесы забился «пульс жизни», будто вся природа пробуждается ото сна и в конце пьесы:
  6. — Куда движется мелодия?
  7. — Верно, вверх!
  8. — Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?
  9. — Да, рисует картину рассвета, начало нового доброго дня. «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» ,- писал Чайковский в письме своей подруге. Володя, как и многие мальчишки, любил играть с солдатиками. Петр Ильич, наблюдая за увлеченной игрой Володи написал пьесу « Марш деревянных солдатиков » . Вначале бравые солдатики бодро и торжественно проходят маршем по площади, а что же ещё можно услышать в этой зарисовке? Давайте послушаем. (Слушание, ответы учащихся).
  10. — Сколько раз менялся характер музыки?
  11. — Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья — решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг. Ребята, давайте встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.
  12. Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.
  13. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  14. Урок по музыке 2 класс. Музыкальный инструмент фортепиано
  15. Скачать:
  16. Предварительный просмотр:
Читайте также:  Полуакустическая гитара оскар шмидт

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Конспект урока музыки

2 класс

раздел 2 урок 4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т 23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

раздел 2 урок 4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Технологическая карта урока

Тема: Музыкальные инструменты . Фортепиано.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель : Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности .

Задачи : Образовательные : Расширить знания о музыкальных инструментах

Развивающие : Развивать музыкальное воображение, творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, интерес к классической музыке, музыкальным инструментам.

— определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки;

— объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;

— показать строение и механику работы фортепиано;

— познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Регулятивные: распознавать на слух музыкального произведения.

Познавательные: определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения.

Коммуникативные: выражать свои впечатления, выслушивать иную точку зрения, вести диалог.

Личностные: побуждение эмоционального отклика на прослушанное музыкальное произведение.

Музыкальный материал : П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»: «Баба Яга», «Утренняя молитва», Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы».

УМК: Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

Добрый день! Начну урок с музыкальной загадки. В исполнении какого инструмента звучит пьеса? ( П.И.Чайковский «Баба Яга»). (Ответы учащихся).

— Да, это фортепиано.

— Какого сказочного персонажа изобразил композитор? Как вы догадались?

— Быстрый темп (полет Бабы Яги в ступе), короткие ворчливые фразы, колючие созвучия.

Да, фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно. Неслучайно, в переводе с французского он означает королевский. Так высоко ценили французы этот инструмент. Фортепиано — это общее название рояля и пианино. Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом .

— Давайте заглянем внутрь фортепиано, что мы там видим? Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные струн ы. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны . Молоточки связаны с клавишами. В современных фортепиано присутствует две или три педали . Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.

Пьесу «Баба Яга», которую мы прослушали вначале урока написал П.И.Чайковский.

У композитора было два племянника: Володя и Танюша, между ними сложились теплые доверительные отношения. Петр Ильич подолгу гулял со своими племянниками, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни.

Любовь к своим племянникам послужила поводом для написания «Детского альбома», состоящего из 24 пьес. «Вот, эти пичуги, — он указал Петр Ильич на детей, — непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!» День в семье, во времена П.И.Чайковского, начинался и заканчивался молитвой, вот и «Детский альбом» открывается «Утренней молитвой». Это размышления о Боге, о душе. Каждое утро, проговаривая тексты молитв, дети настраивались на добрые дела и поступки. Послушайте как бьется ваше сердце, что происходит сейчас в вашей душе, прислушайтесь к себе. (Звучит «Утренняя молитва»).

— Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).

Светлые интонации молитвы полны возвышенного покоя и созерцания. Я вам сыграю первую фразу Молитвы, а вы посчитайте сколько в ней разных по высоте звуков. Всего звуков – 9, а разных по высоте – 4. Такое «опевание, кружение» мелодии вокруг одного звука говорит о внутренней собранности, сосредоточенности человека. В следующих интонациях я слышу сомнения, вопрос, а затем неуверенный робкий скачок вверх – обращение к Богу, к небесам? Затем первая сосредоточенная фраза повторилась, а обращение к Вышнему звучит более уверенно, настойчиво. Вы заметили, как во второй половине пьесы забился «пульс жизни», будто вся природа пробуждается ото сна и в конце пьесы:

— Куда движется мелодия?

— Верно, вверх!

— Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?

— Да, рисует картину рассвета, начало нового доброго дня.
«Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» ,- писал Чайковский в письме своей подруге. Володя, как и многие мальчишки, любил играть с солдатиками. Петр Ильич, наблюдая за увлеченной игрой Володи написал пьесу « Марш деревянных солдатиков » . Вначале бравые солдатики бодро и торжественно проходят маршем по площади, а что же ещё можно услышать в этой зарисовке? Давайте послушаем. (Слушание, ответы учащихся).

— Сколько раз менялся характер музыки?

— Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья — решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг. Ребята, давайте встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.

Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.

— Это тебе, Танюша! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Танечка.

Дядя Петя развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Танюша смотрела на куклу и не могла наглядеться. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе. — Какое счастье, получить такой подарок! – думала Таня.
Что стала делать Таня и её новая кукла Петр Ильич описал в музыкальной пьесе. Можете закрыть глаза и представить счастливую Танюшу и ее куклу. (Слушаем пьесу «Новая кукла»).

— Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Какое настроение было у Тани?

— Какой темп? Почему?

— В каком регистре заканчивается пьеса? Почему?

Кажется, что от головокружительного вальса Таня и кукла отрываются от земли и улетают в облака.

— Как назовём эту пьесу? (Повторное прослушивание. Предложить девочкам покружиться в вальсе с куклой).

Через несколько дней П.И.Чайковский решил навестить сестру и племянников, а заодно, узнать, как дела у Тани и её новой «подружки». Дверь открыла Александра Ильинична, мама Тани и Володи. В доме было подозрительно тихо, не слышно было привычного детского гомона. Петр Ильич зашел в детскую и увидел Таню, сидящую перед кукольной кроваткой. Что происходило дальше звучит в музыке. (Слушаем пьесу «Болезнь куклы» ).

— Как вы думаете, что же произошло? (Ответы детей).

Да, кукла сломалась или заболела. В музыке слышно, как капельки слёз падают на платье Тани. Слышно, как боль куклы усиливается, как Таня вздыхает, но в конце пьесы музыка затихает, боль отступает и кукла засыпает. Чем закончится эта история про Таню и куклу придумайте сами и на следующем уроке расскажите (домашнее задание) .

Не хочется расставаться с вами на грустной ноте. Давайте в конце урока вспомним с вами наш школьный Гимн.

— Кто скажет, что такое Гимн? (Ответ)

(Исполнение гимна школы (стоя).

— Давайте подведем итоги урока.

— Общее название рояля и пианино? (Фортепиано)

— Кто автор «Детского альбома» фрагменты, которого мы сегодня прослушали? (П.И.Чайковский)

— Какие пьесы из «Детского альбома» вам понравились?

— Какими средствами передает композитор сосредоточенное настроение? Какими средствами рисует портрет счастливой Танюши? Как описывает болезнь куклы?

Вывод: Возможности «королевского» инструмента безграничны. Музыка хорошего композитора в исполнении прекрасного пианиста может заставить плакать, быть смиренными, поддержать в трудный час, может вдохновлять на победы, делать людей счастливыми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна»Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.Задачи урока:1. Развитие предметных умений учащихся воспринимать музыкальн.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон&quot.

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.

Презентации к урокам Музыки в 5 классе «Фольклор»для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.

Источник

Урок по музыке 2 класс. Музыкальный инструмент фортепиано

Разработка урока музыки. 2класс, урок 4. Музыкальный инструмент фортепиано.По программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

Вложение Размер
urok42klass_muzykalnyy_instrument-fortepiano.docx 30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Музыкальный инструмент-фортепиано

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа – интернат г.Петровска Саратовской области»

3. Должность учитель музыки

4. Предмет музыка

6. Раздел 2. День полный событий урок №4

7. Базовый учебник

Учебник 2 класса. Музыка. 2класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С.

— формирование представлений об устройстве фортепиано, о значении слов: форте,пиано, фортепиано,рояль,пианино,пианист;

9. Задачи: Метапредметные.

расширить знания о музыкальных инструментах;

объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

ввести понятие «музыкальный альбом»;

познакомить с творчеством П.И. Чайковского;

воспитывать эстетические чувства;

воспитывать интерес к классической музыке;

воспитывать эмоциональное отношение к музыке.

— развивать у учащихся умение находить нужную информацию из различных источников;

-развивать у учащихся умение слушать;

— -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

-развивать у обучающихся интерес к предмету и образные мышления;

-совершенствовать умения находить необходимую информацию содержащуюся в учебнике;

-развивать умение сравнивать звучание музыкальных инструментов пианино и рояля; делать выводы и умозаключения;

— развивать интерес к музыке;

развивать воображение, творческие способности;

10 Тип урока проблемно-диалогический урок.

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах, индивидуальная.

12Необходимое техническое оборудование: учебник, тексты песни «Пианино и рояль», компьютер, мультимедийный проектор. CD П.И.Чайковский «Детский альбом», портрет П.И. Чайковского

Иллюстрации с изображениями пианино и рояля;

13 Структура и ход урока

1.Этап мотивации учебной деятельности;

2.этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы;

8.Этап включения в систему знаний;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА музыка 2 класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С. М.: «Просвещение»

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Готов ли ты начать урок

Все ли на месте?

Все ли в порядке?

Книжки,ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой

Все что надо под рукой.

Сегодня урок начинаем песней, прослушайте ее. (Звучит песня в исполнении учителя «Пианино и рояль»

1.Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом

Припев.Все и взрослые и дети

Инструменты знают эти

Только знай у них давно

Есть название одно

Не забудь фортепиано называется оно.

2.Тронешь клавишу рукой

Зазвенит она струной

А педаль нажмешь ногой

Будет звук совсем другой

3.Форте это значит громко

Заучи,не будь лентяй,

А пиано Это тихо,

Ты дружок запоминай

Самоопределение Личностные результаты : Формирование мотивационной основы учебной деятельности

— Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

— осознают познавательную деятельность.

— Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

— проговаривают последовательность действий на уроке;

Учитель задает вопросы. Понравилась ли Вам песня?

Давайте скажем, о каких инструментах говорится в песне.

С чем идет сравнение в песни.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Посмотрите на слайд 1. Что изображено?

А на этом рисунке? Слайд №2

Давайте прослушаем фрагмент произведения и скажем, какой инструмент звучит.

(П.И.Чайковского «Концерт для фортепиано» Слайд №3

Сейчас прослушаем следующий фрагмент и скажем, какой инструмент звучит? Слайд (Валь9 из к\ф «Амели»)

Давайте сравним эти два звучания, какие слова можно подобрать к эти отрывкам.

Да звучание этих инструментов красиво, насыщено и ярко.

Ребята, а кто мне скажет, о чем же мы сегодня на уроке будем говорить, как Вы думаете, как звучит сегодня наша тема урока. Слайд 5.

Учитель подводит к теме. И показывает слайд с названием темы.

В песне говорится о пианино и рояле.

Пианино — звук менее насыщен, рояль – полон музыкальных красок.

Ответы учащихся. О пианино, рояле, о музыкальных инструментах.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Объяснение нового материала

Пианино и рояль – разновидности фортепиано. Слайд №6

Это клавишно-струнный инструмент.

Какие инструменты называют клавишно-струнными?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента . Слайд №7

Первые фортепиано появились в 18 веке. Слайд №10

Название складывается из двух слов: форте f —

громко и пиано p – тихо. Слайд №9

Как вы думаете, почему этот музыкальный

инструмент так назвали?

А чем отличается пианино от рояля?

Рояль в переводе с французского – королевский.

пианино расположены вертикально, у рояля–

Фортепиано может изобразить голоса самых

разных музыкальных инструментов, его звуками

можно выразить самые разные чувства, передать

Творческая работа в группах класс делится на две группы. Сейчас возьмите карандаши и зарисуйте первая группа рисует пианино, вторая группа рисует рояль. Под музыку П.И.Чайковского пьесы «Детский альбом» «Зимнее утро» Слайд №10

Нарисовали, а сейчас давайте сравним ваши рисунки и кластер фортепиано на доске. У кого какой инструмент получился.

Учитель записывает слова на доске.

Физкультминутка. Под музыку повторяют движения учителя. Слайд №11.

Ребята, скажите под музыку какого композитора мы выполняли творческое задание?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента .

Ответы детей. Потому что оно звучит то тихо, то громко.

Рояль звучит громче, чем пианино.

Обучающиеся работают в группах. Делают зарисовки инструментов.

Дети высказывают свое мнение по поводу рисунков. Красивый, ровный,большой, клавишный, струнный, подходят записывают на доске слова, составляя кластер.

П.И.Чайковский. «Детский альбом» «Зимнее утро»

Познавательные: Осуществляют прослуштвание. Работают в группах делают зарисовки инструментов.

Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

А сейчас найдите в учебниках информацию о композиторе П.И.Чайковский.

Какие пьесы он написал?

Кто еще из композиторов писал фортепианные пьесы.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми пьесами

«Детского альбома» П.И.Чайковского.

Первая пьеса называется « Зимнее утро». Представьте себе, что маленький ребенок проснулся утром а за окном зима и белый снег лежит повсюду и воздух прозрачный и всё спокойно. Какие интонации помогли « услышать» изображенное время суток. Каково настроение ребенка? Почему вы так подумали? Давайте послушаем еще раз. Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Чем- же любят заниматься маленькие детишки после того, как проснулись, что для них самое важное, что они делают? Конечно играют в игрушки. А сейчас мы послушаем музыку изображающую игру детей.

А ещё во что, в какие игрушки обычно играют мальчики? Послушайте и отгадайте, какназывается следующая пьеса («Марш деревянных солдатиков»).Почему вы дали её такое название? Как звучит музыка? А почему она звучит именно так? На что похожа: марш, танец, песня? Пьеса наз. «Марш деревянных солдатиков»

Давайте послушаем еще раз и помаршируем пальчиками на ладошке вместе с маленьнькими деревянными солдатиками. Понравилась ли вам пьеса?

Какая любимая игрушка у девочек?

Прослушивание. Чайковский «Болезнь куклы»

Что рассказала музыка? Что чувствует кукла?

Пьеса называется «Болезнь куклы».

Послушайте еще раз и постарайтесь посочувствовать и пожалеть куклу. А теперь представьте, что почувствовала девочка, когда ей подарили новую красивую куклу?

Какие чувства выражает музыка и что изображает? Что почувствовала девочка? Что-же она делает, танцует? Пьеса называется « Новая кукла». Понравилась ли она вам?

Но вот наполненный разными впечатлениями день подходит к концу и дети и игрушки ложатся спать. Вечером няня рассказывает детям сказку «Нянину сказку». Посмотрите мультфильм. Скажите о чем-же эта сказка.

Как вы думаете, какая это сказка, что произошло с героями? Как вы поняли? Расскажите свою сказку.

Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Мы с Вами сегодня много говорили о пианино, о рояле, давайте сейчас разучим песню «Фортепиано и рояль» неизвестного автора. На столах у Вас текст песни давайте петь. Включает минус песни.

( Учитель контролирует время на уроке если есть несколько минут можно разучить песню, если нет, то раздать текст со словами на дом, или разучить песню на следующем уроке, на этапе актуализации знаний.

Учащиеся рассматривают портрет композитора зачитывают информацию о нем.

Работа с текстом продуктивное чтение с пунктом информация о композиторе. Читают, делают вывод.

Проговаривают что композитор П.И. Чайковский русский композитор. Написал много фортепианных пьес.

Пьесы для фортепиано из «Детского альбома»

С.С.Рахманинов писал фортепианные пьесы для детей.

Записывают понятия в тетрадь.

Настроение ребенка радостное. Звуки музыки подсказывают нам об этом. Пьеса называется «Зимнее утро». Очень понравилась нам.

Дети любят играть. Мальчики играют в машинки, в лошадки.

Источник

Оцените статью