Музыкальные инструменты гитара урок 4 класс

Конспект урока и презентация. 4 класс.Мастерство исполнителя.Музыкальные инструменты (гитара).

Класс: 4 III четверть 9 урок.

Учитель музыки 1 категории Мартюшева О.В. МБОУ Рождественская СОШ

Программа: «Музыка. Начальные классы» — Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, «Просвещение»,2012.

Тема учебной четверти: «…Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Тема учебного занятия: Мастерство исполнителя.

Музыкальные инструменты (гитара).

Художественно-педагогическая идея урока (эпиграф):

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Цель учебного занятия: Познакомить с музыкальным инструментом – гитарой.

Задачи (планируемые результаты) учебного занятия (знать, уметь, применять на практике…):

— познакомить кратко с историей появления гитары и с инструментами – предшественниками гитары;

— прослушать фрагменты муз.произведений для ознакомления и сравнения тембров лютни, арфы,

— раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары;

— привлечь внимание учащихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) –

исполнитель (исполнитель) – слушатель (слушатель);

-познакомить с известными исполнителями авторской песни;

— формировать, развивать вокальные навыки;

— воспитывать любовь и познавательный интерес к музыке;

Тип учебного занятия: урок по сообщению нового материала в опоре на ранее изученное;

Литература, художественный, музыкальный материал и оборудование учебного занятия:

— учебник «Музыка. 4 класс» — Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение»,2012.

— фонохрестоматия 4 и 1 класс ; муз.центр; компьютер, презентация;

— фрагменты звучания: лютня, гусли, арфа – ресурсы интернета;

-слушание: «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы,

«Милая моя» (фрагмент) Ю.Визбора, «Песня о друге» В.Высоцкого; «Как здорово» О.Митяева.

«24 каприс» Н.Паганини в исп. В.Зинчука; «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского; «Менуэт» Конради;

— исполнение «Резиновый ёжик» С.Никитина; Е.Поплянова «Тише, мыши» — распевка-упражнение;

— подготовить учащихся к работе на уроке;- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы;

— психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

Традиционное приветствие (гитара).

СЛАЙД №1. «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.

2.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.

— глубоко и всесторонне проверить знания нескольких учащихся;- выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;

— побуждать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами проверки знаний и самообразованию.

Знаком ли вам этот инструмент? Где вы встречались с ним?

Сегодня мы посвятим весь урок гитаре.

4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

— организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

СЛАЙД №2. Эпиграф нашего урока.

«Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.

5.Этап усвоения новых знаний.

— дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

— добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению; — на основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Продолжает звучать: «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.

СЛАЙД №3. Предполагают, что родилась гитара в Испании, а в России появилась в 19 веке, её полюбили, но гитара стала семиструнной, и называется такая гитара РУССКОЙ.

Гитара — струнный щипковый инструмент.

Вопрос: А моя гитара русская? (6-струнная)

СЛАЙД №4.

На гитаре можно сыграть простую народную песню и лирический романс, возвышенную музыку Баха и джазовую импровизацию…

Можно спеть под гитару у костра, на привале. А можно услышать на рок-концерте. «Каприс 24» Н.Паганини в исп. В.Зинчука. трек 29

СЛАЙД №4.

СЛАЙД №5 и №6.

СЛАЙД №7. Слушаем фрагмент звучания арфы. трек 20.

СЛАЙД №8. Слушаем фрагмент звучания гуслей. Трек 44.

СЛАЙД №9. Слушаем фрагмент звучания лютни.

Вопрос: Звучание какого инструмента больше всего похоже на звучание гитары?

СЛАЙД №10.

СЛАЙД №11,

В наше время со звучанием гитары тесно связан
ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.

Знакомы ли вам эти имена?

Владимир Высоцкий, 12,……………

Сергей Никитин, 13………….

Юрий Визбор, 14, …………………….

Олег Митяев? 15.

Олег Митяев – родом из Челябинска.

Слушаем «Менуэт»Конради. Кассета 2 минуты

Ритмическая минутка. «Тише, мыши!»

(2 минуты)

«Пожелание друзьям»Б.Окуджавы 3 мин

«Песня о друге» фрагмент кассета (3 мин)

На 13 слайд

Исполняем песню «Резиновый ёжик» С.Никитина. (5 минут)

«Милая моя» фрагмент трек 73 (1мин)

6.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

— установить, усвоили или нет учащиеся закономерности, связь между фактами, содержание новых понятий;

— устранить обнаруженные пробелы.

Что нового мы узнали?

СЛАЙД №16. Вопросы.

СЛАЙД №17. Вопросы и ответы.

  • Назовите родину гитары. (ИСПАНИЯ)
  • Сколько струн у гитары?

(ШЕСТЬ. А у русской –СЕМЬ.)

  • Назовите авторов исполнителей одним словом. (БАРДЫ)

(2- 3 минуты)

Тихо вкл. трек 64

9. Подведение итогов урока.

— сформулировать выводы, итоги, нравственные уроки, значение учебного материала темы занятия;

— (само)рефлексия деятельности учащихся на занятии.

СЛАЙД №18.

СЛАЙД №19.

Всем спасибо. Урок окончен.

СЛАЙД №18.

Исполнение песни Олега Митяева: «Как здорово»

(3 минуты)

Выход «Как здорово»О.Митяева.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация 4 класс»

Родиной шестиструнной гитары считают Испанию. А семиструнная гитара появилась в России в XIX веке. Её называют русской. Гитара – струнный щипковый инструмент.

В наше время со звучанием гитары тесно связан ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам. А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.

Татьяна и Сергей Никитины

  • Назовите родину гитары.
  • Сколько струн

  • Как играют на гитаре.
  • Назовите авторов исполнителей одним словом.

Вопросы и ответы:

(ШЕСТЬ. А у русской –СЕМЬ.)

  • Назовите авторов исполнителей одним словом.

Источник

Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»

1.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, урок у нас сегодня необычный и если вы будете внимательно слушать и активно работать, то он получится очень увлекательным и интересным.
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте и ответьте, какой инструмент звучит?
( За ширмой звучит гитара. После ответа, показать гитару и повесить на ширму).
Дети:Гитара.
Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
-Скажите, ребята, а как называют того человека, который играет на гитаре?
-А кто сочиняет музыку, песни и для гитары тоже?
Дети:Ответы
(ответ записать на доске).
СОЧИНЯЕТ МЕЛОДИИ И ПЕСНИ:КОМПОЗИТОР, НАРОД.

Учитель: Ну, вот, мы с вами знаем, кто играет на гитаре, кто сочиняет музыку для гитары.
-А сейчас, ребята, подумайте о том, о чём мы говорили, что вы видите в классе и может быть, вы скажете, чем мы будем заниматься, о чём говорить на уроке.

Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами.
Учитель: Мы обратимся пока к аккомпанементу. Музыкальное сопровождение туристических или студенческих песен, в большинстве
случаев требует от гитариста лишь первоначальное умение игры на гитаре. Это очень простое сопровождение песен.
Давайте и мы попробуем спеть песню под аккомпанемент гитары, так ли это просто. Но прежде, мы должны сделать распевку, чтобы наши голоса чисто и звонко звучали.
РАСПЕВКА
Учитель: Мы с вами исполним «Походную» песню. Вступлением к песне послужат четыре аккорда. Если вы будете внимательны, я думаю, вы вовремя вступите.

Исполнение песни «Походная» муз. Р. Бойко.

Учитель: Скажите, вам понравился такой аккомпанемент?
-А сложно было исполнять песню под гитару?
Дети: Ответы
Учитель: Но гитара может не только вести такой несложный аккомпанемент песен, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов или играть сложные классические произведения. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

Слушание музыкального фрагмента.

Учитель: Вам понравилось произведение?
-Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель:Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
Учитель: Ребята, я вижу, вы уже немного устали. Давайте проведём с вами физкультминутку, но проведём её не обычно, а под аккомпанемент гитары. Получится ли у нас озвучить простые движения. Мы исполним разминку «Хомка — хомячок», но под аккомпанемент гитары.

Исполнение физминутки под гитару

4. Продолжение работы по теме
Учитель: Ну, как, получилось у нас озвучить разминку?
— А так интереснее она прошла или нет?
Дети: Ответы
Учитель: Видите, ребята, и это может гитара. Простая гитара — всего несколько струн.
— Кстати, а сколько струн у гитары?
Дети: Ответы

Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите на картинки гитар, которые лежат у вас на партах.
Шестиструнная — это ребята та гитара, под аккомпанемент которой мы уже пели, о которой говорили. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка — А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте рассказ о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.
Сообщения учащихся:
2 ученик: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом портретов) ИГНАЦ ГЕЛЬД — чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.
3 ученик: АНДРЕИ ОСИПОВИЧ СИХРА — тоже чех по происхождению, он был чуть моложе Игнаца Гельда. В начале ХIХ века он приехал в Россию и, будучи сам гитаристом, стал давать уроки игры на гитаре. Он был крупнейшим издателем нот для семиструнной гитары.
4 ученик: МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ — он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими РНИ, например с балалайкой, баяном, и др.
-Давайте мы с вами послушаем гитару в ансамбле с этими инструментами, которые будут аккомпанировать для ребят, которые сами сочинили частушки к этому уроку и сейчас их исполнят.
Исполнение частушек (аккомпанируют гитара и балалайки ансамбля РНИ)
Учитель: Вот что еще может гитара — играть с другими инструментами в ансамбле.
Электрогитара. ( Показать инструмент)
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
-Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.

Показ игры на соло, ритм, бас гитарах

Учитель: А сейчас, ребята, которые присутствуют у нас, покажут, как играют на этих инструментах в ансамбле. Они будут аккомпанировать нам песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а мы ее исполним. Внимательно слушайте вступление, и я думаю, мы ее вовремя начнем и успешно исполним.

Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев

Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
— Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
— Когда и где она появилась?
— Что она может?
— Сколько у нее струн?
— Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. — И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. — И если кто — нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в кружок игры на гитаре, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока

Используемая материалы:
Автор: С. Газарин
Название: «Разговор о гитаре»
Издательство: «Детская литература»/1987/
Автор: Гродзенская Н.
Название: Слушание музыки в начальной школе — III—IV классы. Музыкальная хрестоматия
Издательство: МУЗЫКА.
Поисковая система Яндекс;
Поисковая система Googlе;

Источник

Читайте также:  Чем отличаются укулеле от гитары
Оцените статью