Конспект урока и презентация. 4 класс.Мастерство исполнителя.Музыкальные инструменты (гитара).
Класс: 4 III четверть 9 урок.
Учитель музыки 1 категории Мартюшева О.В. МБОУ Рождественская СОШ
Программа: «Музыка. Начальные классы» — Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, «Просвещение»,2012.
Тема учебной четверти: «…Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема учебного занятия: Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты (гитара).
Художественно-педагогическая идея урока (эпиграф):
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Цель учебного занятия: Познакомить с музыкальным инструментом – гитарой.
Задачи (планируемые результаты) учебного занятия (знать, уметь, применять на практике…):
— познакомить кратко с историей появления гитары и с инструментами – предшественниками гитары;
— прослушать фрагменты муз.произведений для ознакомления и сравнения тембров лютни, арфы,
— раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары;
— привлечь внимание учащихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) –
исполнитель (исполнитель) – слушатель (слушатель);
-познакомить с известными исполнителями авторской песни;
— формировать, развивать вокальные навыки;
— воспитывать любовь и познавательный интерес к музыке;
Тип учебного занятия: урок по сообщению нового материала в опоре на ранее изученное;
Литература, художественный, музыкальный материал и оборудование учебного занятия:
— учебник «Музыка. 4 класс» — Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение»,2012.
— фонохрестоматия 4 и 1 класс ; муз.центр; компьютер, презентация;
— фрагменты звучания: лютня, гусли, арфа – ресурсы интернета;
-слушание: «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы,
«Милая моя» (фрагмент) Ю.Визбора, «Песня о друге» В.Высоцкого; «Как здорово» О.Митяева.
«24 каприс» Н.Паганини в исп. В.Зинчука; «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского; «Менуэт» Конради;
— исполнение «Резиновый ёжик» С.Никитина; Е.Поплянова «Тише, мыши» — распевка-упражнение;
— подготовить учащихся к работе на уроке;- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы;
— психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.
Традиционное приветствие (гитара).
СЛАЙД №1. «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
2.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.
— глубоко и всесторонне проверить знания нескольких учащихся;- выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;
— побуждать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами проверки знаний и самообразованию.
Знаком ли вам этот инструмент? Где вы встречались с ним?
Сегодня мы посвятим весь урок гитаре.
4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
— организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
СЛАЙД №2. Эпиграф нашего урока.
«Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
5.Этап усвоения новых знаний.
— дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;
— добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению; — на основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Продолжает звучать: «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
СЛАЙД №3. Предполагают, что родилась гитара в Испании, а в России появилась в 19 веке, её полюбили, но гитара стала семиструнной, и называется такая гитара РУССКОЙ.
Гитара — струнный щипковый инструмент.
Вопрос: А моя гитара русская? (6-струнная)
СЛАЙД №4.
На гитаре можно сыграть простую народную песню и лирический романс, возвышенную музыку Баха и джазовую импровизацию…
Можно спеть под гитару у костра, на привале. А можно услышать на рок-концерте. «Каприс 24» Н.Паганини в исп. В.Зинчука. трек 29
СЛАЙД №4.
СЛАЙД №5 и №6.
СЛАЙД №7. Слушаем фрагмент звучания арфы. трек 20.
СЛАЙД №8. Слушаем фрагмент звучания гуслей. Трек 44.
СЛАЙД №9. Слушаем фрагмент звучания лютни.
Вопрос: Звучание какого инструмента больше всего похоже на звучание гитары?
СЛАЙД №10.
СЛАЙД №11,
В наше время со звучанием гитары тесно связан
ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.
Знакомы ли вам эти имена?
Владимир Высоцкий, 12,……………
Сергей Никитин, 13………….
Юрий Визбор, 14, …………………….
Олег Митяев? 15.
Олег Митяев – родом из Челябинска.
Слушаем «Менуэт»Конради. Кассета 2 минуты
Ритмическая минутка. «Тише, мыши!»
(2 минуты)
«Пожелание друзьям»Б.Окуджавы 3 мин
«Песня о друге» фрагмент кассета (3 мин)
На 13 слайд
Исполняем песню «Резиновый ёжик» С.Никитина. (5 минут)
«Милая моя» фрагмент трек 73 (1мин)
6.Этап проверки понимания учащимися нового материала.
— установить, усвоили или нет учащиеся закономерности, связь между фактами, содержание новых понятий;
— устранить обнаруженные пробелы.
Что нового мы узнали?
СЛАЙД №16. Вопросы.
СЛАЙД №17. Вопросы и ответы.
- Назовите родину гитары. (ИСПАНИЯ)
- Сколько струн у гитары?
(ШЕСТЬ. А у русской –СЕМЬ.)
- Назовите авторов исполнителей одним словом. (БАРДЫ)
(2- 3 минуты)
Тихо вкл. трек 64
9. Подведение итогов урока.
— сформулировать выводы, итоги, нравственные уроки, значение учебного материала темы занятия;
— (само)рефлексия деятельности учащихся на занятии.
СЛАЙД №18.
СЛАЙД №19.
Всем спасибо. Урок окончен.
СЛАЙД №18.
Исполнение песни Олега Митяева: «Как здорово»
(3 минуты)
Выход «Как здорово»О.Митяева.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация 4 класс»
Родиной шестиструнной гитары считают Испанию. А семиструнная гитара появилась в России в XIX веке. Её называют русской. Гитара – струнный щипковый инструмент.
В наше время со звучанием гитары тесно связан ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам. А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.
Татьяна и Сергей Никитины
- Назовите родину гитары.
- Сколько струн
- Как играют на гитаре.
- Назовите авторов исполнителей одним словом.
Вопросы и ответы:
(ШЕСТЬ. А у русской –СЕМЬ.)
- Назовите авторов исполнителей одним словом.
Источник
Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»
1.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, урок у нас сегодня необычный и если вы будете внимательно слушать и активно работать, то он получится очень увлекательным и интересным.
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте и ответьте, какой инструмент звучит?
( За ширмой звучит гитара. После ответа, показать гитару и повесить на ширму).
Дети:Гитара.
Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
-Скажите, ребята, а как называют того человека, который играет на гитаре?
-А кто сочиняет музыку, песни и для гитары тоже?
Дети:Ответы
(ответ записать на доске).
СОЧИНЯЕТ МЕЛОДИИ И ПЕСНИ:КОМПОЗИТОР, НАРОД.
Учитель: Ну, вот, мы с вами знаем, кто играет на гитаре, кто сочиняет музыку для гитары.
-А сейчас, ребята, подумайте о том, о чём мы говорили, что вы видите в классе и может быть, вы скажете, чем мы будем заниматься, о чём говорить на уроке.
Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами.
Учитель: Мы обратимся пока к аккомпанементу. Музыкальное сопровождение туристических или студенческих песен, в большинстве
случаев требует от гитариста лишь первоначальное умение игры на гитаре. Это очень простое сопровождение песен.
Давайте и мы попробуем спеть песню под аккомпанемент гитары, так ли это просто. Но прежде, мы должны сделать распевку, чтобы наши голоса чисто и звонко звучали.
РАСПЕВКА
Учитель: Мы с вами исполним «Походную» песню. Вступлением к песне послужат четыре аккорда. Если вы будете внимательны, я думаю, вы вовремя вступите.
Исполнение песни «Походная» муз. Р. Бойко.
Учитель: Скажите, вам понравился такой аккомпанемент?
-А сложно было исполнять песню под гитару?
Дети: Ответы
Учитель: Но гитара может не только вести такой несложный аккомпанемент песен, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов или играть сложные классические произведения. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.
Слушание музыкального фрагмента.
Учитель: Вам понравилось произведение?
-Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель:Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
Учитель: Ребята, я вижу, вы уже немного устали. Давайте проведём с вами физкультминутку, но проведём её не обычно, а под аккомпанемент гитары. Получится ли у нас озвучить простые движения. Мы исполним разминку «Хомка — хомячок», но под аккомпанемент гитары.
Исполнение физминутки под гитару
4. Продолжение работы по теме
Учитель: Ну, как, получилось у нас озвучить разминку?
— А так интереснее она прошла или нет?
Дети: Ответы
Учитель: Видите, ребята, и это может гитара. Простая гитара — всего несколько струн.
— Кстати, а сколько струн у гитары?
Дети: Ответы
Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите на картинки гитар, которые лежат у вас на партах.
Шестиструнная — это ребята та гитара, под аккомпанемент которой мы уже пели, о которой говорили. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка — А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте рассказ о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.
Сообщения учащихся:
2 ученик: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом портретов) ИГНАЦ ГЕЛЬД — чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.
3 ученик: АНДРЕИ ОСИПОВИЧ СИХРА — тоже чех по происхождению, он был чуть моложе Игнаца Гельда. В начале ХIХ века он приехал в Россию и, будучи сам гитаристом, стал давать уроки игры на гитаре. Он был крупнейшим издателем нот для семиструнной гитары.
4 ученик: МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ — он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими РНИ, например с балалайкой, баяном, и др.
-Давайте мы с вами послушаем гитару в ансамбле с этими инструментами, которые будут аккомпанировать для ребят, которые сами сочинили частушки к этому уроку и сейчас их исполнят.
Исполнение частушек (аккомпанируют гитара и балалайки ансамбля РНИ)
Учитель: Вот что еще может гитара — играть с другими инструментами в ансамбле.
Электрогитара. ( Показать инструмент)
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
-Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.
Показ игры на соло, ритм, бас гитарах
Учитель: А сейчас, ребята, которые присутствуют у нас, покажут, как играют на этих инструментах в ансамбле. Они будут аккомпанировать нам песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а мы ее исполним. Внимательно слушайте вступление, и я думаю, мы ее вовремя начнем и успешно исполним.
Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев
Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
— Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
— Когда и где она появилась?
— Что она может?
— Сколько у нее струн?
— Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. — И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. — И если кто — нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в кружок игры на гитаре, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока
Используемая материалы:
Автор: С. Газарин
Название: «Разговор о гитаре»
Издательство: «Детская литература»/1987/
Автор: Гродзенская Н.
Название: Слушание музыки в начальной школе — III—IV классы. Музыкальная хрестоматия
Издательство: МУЗЫКА.
Поисковая система Яндекс;
Поисковая система Googlе;
Источник