Музыкальные инструменты предки гитары

История гитары

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

лютни 16 и 17 веков

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Долгое время в России гитару считали несолидным инструментом, несмотря на ее богатую историю и приверженность ей знаменитых музыкантов. Русские гитаристы-виртуозы М. Д. Соколовский и Н. П. Макаров, имеющие мировую известность, не получили поддержки у официальных властей родной страны в деле продвижения гитарной музыки.

Современная гитара

Конец 20 века характеризуется стремительным завоеванием гитарой концертных площадок всех рангов. До этого времени музыка этого инструмента с удовольствием исполнялась и слушалась в домашней обстановке, на молодежных вечерах, в бардовских клубах.

Многообразие музыкальных стилей, различных материалов для изготовления и новые технологии привели к возникновению многообразия видов гитары. Более 100 лет назад был создан прототип современного инструмента в Испании, где появилась гитара классическая. Позже появляется фолк-вестерн гитара (с металлическими струнами и увеличенной коробкой) и джазовая гитара (с прорезями по краям).

Некоторое время музыканты повально пользовались электрогитарами, однако сегодня многие возвращаются к акустическим инструментам, имеющим более высокие музыкальные характеристики.

Источник

Музыкальные инструменты предки гитары

музыкальные инструменты группы

Гитара / История гитары

ГИТАРА [GUITARRA] — (от испанского quitarra от греческого kitharaлира) род струнного щипкового музыкального инструмента лютневого типа с деревянным корпусом — резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом.

Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и её разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.

Х отя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara , родиной современной классической гитары , несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

Аудио пример звучания электро-акустической гитары в world music композиции группы Toke-Cha:

Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а более, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука. Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко 2 веку. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой «культовости» инструмента и его специфической направленности.

Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Исполнители применяли следующие приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, плектром (медиатором). Уже на этом этапе были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов.

Разновидности гитар и способов игры

Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно судить по другому источнику — «Книге Благой любви» Хуана Руиса . Это гитара мавританская (арабская) и гитара латинская (римская).

Мавританская гитара (guitarra sarracenica) , овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра (медиатора), так и с помощью пальцев — в XIII веке смычок выходит из употребления.

Латинская гитара , более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами ( по мнению Э.Шарнассе, преимущественно пальцами ). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры — использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

Аудио пример звучания электро-акустической гитары в этно композиции группы Токэ-Ча:

При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteado , то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре — приём rasgeado , то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком — punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой — apoiando и без опоры — tirando на струну после щипка. В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса X. Латинская же — нашла своих «поклонников» в лице менестрелей.

Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара . Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой — на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара — инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (большее количество двойных струн, размер) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное — техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара — инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с уже утвердившимся названием

Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали её не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла

Гитара эпохи барокко

Конструкция гитар эпохи барокко как правило поддерживалась несколькими поперечными пружинами, розетка порою была очень изящной. Но в то время ещё не существовало стандартов, и размеры инструмента определялись по усмотрению мастера. Различия в диапазоне, т.е. длине открытых струн, иногда были значительными.

Вконце XVIII века появляются существенные новшества, которые знаменуют важный этап в постепенном формировании современной конструкции. Прежде всего, трансформируется внешний вид инструмента. Изменения касаются пропорций, акцентируется изгиб корпуса; богатство декора уступает большей строгости в отделке. В Испании мастера музыкальных инструментов обнаруживают полезные акустические свойства веерно расположенных пружин. В отдельных случаях их количество достигает семи.

Н есмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары. Теперь вместо семи звуков в аккорде (у гитар с двойными струнами — две басовые настраивались в октаву) извлекались только пять. Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам — появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.

П остепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них — известнейшие испанцы Д.Агуадо, Ф.Сор и итальянцы М.Каркаси, Ф.Карулли, М.Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Многие композиторы того времени (Монтеверди, Россини, Доницетти, Верди, Массне) использовали гитару в своих операх, а Вебер, Берлиоз, Гуно и другие сами играли на гитаре. Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Русские композиторы Глинка и Чайковский любили игру на гитаре, а такие писатели и поэты, как Державин, Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Гёте, Байрон, Шелли, Бодлер посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

О громный вклад в развитие гитары сделал испанский гитарист Франсиско Таррега (1852-1909). Основные положения методики преподавания Тарреги изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля – «Рациональный метод игры на гитаре». Главную ступень эволюции строения инструмента знаменует конструкция гитары мастера Антонио Торреса . Он вырабатывает новые нормы конструкции инструмента, и закрепляет некоторые ранее применяемые находки мастеров:

– увеличение объёма инструмента, который делается более широким и глубоким;

– установление мензуры (вибрирующей части струны) – 65 см.;

– трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вплоть до резонаторного отверстия;

– возврат к креплению струн с помощью завязывания узелков.

– установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения.

Но истинный успех гитара обрела в XX веке благодаря мастерству Андреса Сеговии.

Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности.

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны. Играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. Поэтому в России больше прижилась 6-ти струнная гитара.

Видео пример игры на электро-акустической гитаре в world music группе Токэ-Ча:

Источник

Оцените статью