Музыкальные инструменты семиструнная гитара

Русская семиструнная гитара

Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.

Конструктивные особенности

Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.

По толщине гитарные струны делятся на:

  • квинты – тонкие;
  • секунды – средние;
  • терции – толстые.

Каждая следующая ниже предыдущей по тону.

Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.

Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.

Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.

Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной

Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».

Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:

  • у 6-струнной гитары квартовая схема – ми, си, соль, ре, ля, ми;
  • у 7-струнного инструмента терцевая схема – ре, си, соль, ре, си, соль, ре.

Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.

История семиструнной гитары

Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.

Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.

Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.

Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».

Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.

Строй семиструнной гитары

Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:

  • ре – 1-ая октава;
  • си, соль, ре – малая октава;
  • си, соль, ре – большая октава.

Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.

Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.

Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:

  • мажор – соль, до, ре;
  • минор – ми, ля, си, ре, соль, до.

Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:

  • мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
  • минор – фа, фа-диез.

Прочие варианты применить сложно.

Разновидности

Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:

  • Большая гитара – стандарт. Длина рабочего отрезка струны – 65 см.
  • Терц-гитара – среднеразмерная. Длина 58 см. Настроена выше предыдущей на малую терцию. Поскольку инструмент транспонирующий, нота обозначается ниже на терцию аналогичной ноты стандартной гитары.
  • Кварт-гитара – малоразмерная. Струна 55 см. Настроена выше стандартной на чистую кварту.

Как играть на семиструнной гитаре

Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.

На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.

Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.

Источник

Как играть на семиструнной гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Семиструнная гитара когда-то имела большое распространение у нас в стране, а её популярность превосходила увлечённость шестиструнным классическим инструментом. В наши дни всё поменялось с точностью наоборот: семиструнку даже в музыкальных магазинах не всегда можно увидеть. Однако всегда имеются желающие научиться играть на гитаре с 7 струнами, которую называют то «русской», то «цыганской». Им в помощь — статья ниже, рассказывающая о настройке этого инструмента и основах игры на нём.

Настройка

В действительности русская и цыганская семиструнки имеют одну и ту же конструкцию, отличаясь лишь своими настройками. Русский строй — соль мажорный (G-строй), а цыганский — соль минорный (Gm-строй). Это следует рассмотреть подробней.

Аккорд струн русского строя выглядит следующим образом, если начинать от самой толстой – 7-й – струны: D-G-B-D-G-B-D.

То же самое на нотном стане и табулатуре:

Действительное звучание любой струны гитары — на октаву ниже от указанного на нотном стане. Например, седьмая струна на нотоносце обозначена нотой «ре» малой октавы, но звучит на самом деле нотой «ре» большой октавы. Немного, конечно, запутано, однако решение о такой записи было принято с целью облегчить чтение нот с листа музыкантом.

В случае, если бы запись гитарных мелодий в скрипичном ключе вести в реальном звучании, большинство партий находились бы в очень низком регистре нотоносца со множеством дополнительных линеек.

Но особенно задумываться над тем, как звучат струны, не следует. Вся нотная литература для гитары транспонирована от оригинала на октаву выше, поэтому условно можно считать, что этот инструмент звучит именно так, как написано в нотах. А в тех случаях, когда нужно будет играть мелодию с партитуры другого музыкального инструмента, звучание которого совпадает с нотацией указанной высоты, придётся самостоятельно корректировать звуки на октаву выше.

Открытые струны цыганской гитары настраиваются немного иначе: D-G-Bb-D-G-Bb-D. То есть здесь понижены на полутон вторая и пятая струны: в русском строе они были «си», в цыганском стали «си-бемоль». Тональность аккорда соль сменилась с мажора на минор.

На нотном стане и табулатуре цыганский строй семиструнки выглядит так:

Занятия по обучению или игре на семиструнной гитаре должны всегда начинаться с обязательной проверки и корректировки соответствия настройки струн инструмента на стандартные звуки. Настройку можно проводить разными способами:

  • на слух, что сделать невозможно начинающим обучение;
  • по камертону, настроенному на звук «ля» первой октавы;
  • по другому настроенному музыкальному инструменту (фортепиано, гармошка, аккордеон, мандолина и так далее);
  • по электронному тюнеру;
  • с помощью компьютерной программы.

Для тех, кто решил освоить игру на семиструнке самостоятельно, самыми верными способами её настройки являются два последних: электронный тюнер из магазина по продаже музыкальных инструментов или программа-настройщик, позаимствованная в интернете бесплатно.

Принципы действия этих цифровых устройств практически одинаковые, а их интерфейс понятен будет каждому. Они улавливают звук струны, определяют его высоту и подсказывают посредством индикатора, подтянуть либо ослабить струну до нужной частоты колебания. А символы обозначения звуков у них те же, что указаны выше: D-G-B-D-G-B-D (или несколько иначе).

Настройки на слух или по другим инструментам можно производить уже после приобретения некоторого опыта игры на инструменте. При этом не нужно забывать, что гитара звучит на октаву ниже. Поэтому при настройке, например, первой струны по фортепиано следует нажимать на клавишу «ре» первой октавы, добиваясь подкруткой соответствующего колка на гитаре, чтобы первая струна звучала в унисон (одинаково) со звуком этой клавиши.

Основы игры

Обучение игре на 7-струнной гитаре имеет свою специфику, отличной от других видов гитар. Где-то оно сложней, что объясняется большим количеством струн, нежели у классической либо акустической шестиструнной гитары, а где-то, наоборот, легче, если учесть её открытый строй. Приём баррэ на семиструнке также выполнить тяжелей (струн слишком много), если сравнивать с классическим инструментом. Немало неудобств создаёт и более широкий гриф русской гитары.

Важно помнить: на русской гитаре играть следует только с использованием металлических струн. Нейлоновые звучат плохо, тихо (особенно первые две), сустейн не тот, который нужен семиструнке, и романтизм пропадает.

Для начинающих с нуля гитаристов можно порекомендовать следующий порядок изучения основ игры на инструменте.

  • Освоить правильную посадку с инструментом и оптимальное расположение рук. Это можно сделать с помощью обучающей литературы — соответствующих школ и самоучителей. В них же узнать о том, что означает аппликатура и как обозначаются пальцы обеих рук и струны.
  • На открытых струнах научиться действовать пальцами правой руки. То есть овладеть приёмами щипкового (безопорного) и скользящего (с опорой на соседнюю струну) ударов, несколькими простыми видами переборов, отдельной игрой большим пальцем, переменной игрой на одной струне соседними пальцами. Одновременно с этим изучать нотную грамоту, иначе учение дастся с трудом. Вот ноты и табы несколько таких упражнений:

  • Изучить несколько хроматических упражнений с применением пальцев левой руки.
  • Начать осваивать нетрудные гаммы в пределах двух октав в одной позиции. Учитывая открытый строй гитары, это можно делать в одной позиции. Первым таким упражнением будет гамма ре мажор:

  • Играть несложные переборы (арпеджио) со сменой простых аккордов, в которых присутствуют открытые струны. Например, восходящий перебор, нисходящий и смешанный с участием баса и трёх самых тонких струн.
  • Изучить несколько аккордов на примере щипкового вальсового боя. Например, аккорды C, Dm и Am. Вальсовый бой играется так: бас играет большой палец, а два аккорда друг за другом играют одновременными щипками соответствующих струн указательный, средний и безымянный пальцы правой руки.

На этом можно считать «курс гитариста с нуля» законченным. Далее всю пройденную базовую технику нужно будет совершенствовать и развивать в сочетании со сложными техническими приёмами игры на гитаре.

Рекомендации

Вот что можно порекомендовать новичкам гитары:

  • изучая игру на инструменте, сразу же освойте музыкальную грамоту;
  • не игнорируйте рекомендуемую профессионалами посадку с гитарой: она отработана многими поколениями исполнителей до идеала, удобна и практична, избавит от утомляемости;
  • для детей лучше использовать кварт- или квинт-модели семиструнок, которые имеют меньшие размеры инструмента;
  • уроки с преподавателем нужно проводить не менее 1-2 раз в неделю, а самостоятельно заниматься — ежедневно.

преподаватель игры на музыкальных инструментах

Источник

Читайте также:  Если бы слезы твои были водой ноты для пианино
Оцените статью