- Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, виолончель, волынка
- Музыкальные инструменты — урок в 1 классе методическая разработка по музыке (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок 25. Музыкальные инструменты: клавишные
- Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано, волынка, виолончель» (1 класс)
Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, виолончель, волынка
Разделы: Музыка
Класс 1 Четверть 3 Урок 8
Цель: Познакомить с тембрами музыкальных инструментов.
Задачи:
- Научиться отличать на слух звучание инструментов.
- Развивать музыкальные творческие способности учащихся.
Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, диск 1 класс, текст песни.
Музыкальный материал:
1. “Клоуны” Д. Кабалевский
2. “Волынка” И. С. Бах
3. “Кукушка” Дакен
4. “У каждого свой музыкальный инструмент”
Ход урока
1. Организационный момент.
СЛАЙД 1 . Речевая разминка:
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Здесь коза грызет кору
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Прилетели комары
Рок-рок-рок, рок-рок-рок
Начинается урок.
Сейчас я предлагаю вам правильно сесть, спинка прямая, руки на коленях, делаем глубокий вдох и выдох. И приготовились слушать музыкальное произведение, после чего я вам задам вопросы, на которые вы постараетесь мне ответить.
(Слушание “Клоуны” диск 1 класс № 55)
СЛАЙД 2 — А какая это музыка по характеру? (озорная, шутливая, живая, задорная, радостная, быстрая, спокойная, медленная, грустная) – дети выбирают правильные ответы.
— А какой инструмент ее исполняет? (фортепиано, пианино)
— Покажите пальчиками, как играют на пианино.
— Хорошо, Да, мы уже много раз слышали музыку, которую исполняют на фортепиано. Голос фортепиано легко запомнить, он отличается от всех голосов других инструментов.
2. Работа по теме.
СЛАЙД 3 А сегодня добрая волшебница – МУЗА подготовила для вас рассказ о фортепиано. Мы узнаем, что это за инструмент, откуда он к нам пришел, почему так называется.
Хорошо известные вам инструменты пианино и рояль имеют общее название — фортепиано.
Пианино и рояль
С виду спутаешь едва ль
Только знай – у них давно
Есть название одно.
Не забудь.
Фортепиано —
Произносится оно.
— Кто знает, почему оно называется именно фортепиано?
СЛАЙД 4 Имя у фортепиано не простое, состоит оно из двух итальянских слов: фотре- громко и пиано- тихо. По- русски можно было его назвать “громкотихо”
— Как еще называется фортепиано? (рояль)
СЛАЙД 5 Рояль — другое название фортепиано, рояль в переводе значит “королевский”. Появился рояль на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. Рояль – это концертный инструмент, его место на сцене, в концертных залах.
— Кто знает как называется младший брат рояля? (пианино)
СЛАЙД 6 Младший брат рояля называется пианино.
— Как вы думаете, как образуется звук в пианино?
СЛАЙД 7 Удивительная картина представится сейчас нашим глазам. Мы сейчас увидим что находится внутри пианино. Деревянные молоточки ведут какую- то игру с металлическими струнами. Их очень много- и молоточков и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно. И от этих ударов струны рокочут, плачут, поют, смеются, ликуют, печалятся.
ФИЗМИНУТКА
Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных инструментов.
В черно-белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас.
Послушайте произведение И.С. Баха и скажите на каком инструменте играли?
(Слушание “Волынка” диск 1 класс № 49)
После прослушивание и ответов показать портрет композитора и изображение волынки. СЛАЙД 8
А теперь послушайте произведение французского композитора Луи Клода Дакена. И скажите голосу какой птицы вторит фортепиано?
(Слушание “Кукушка” диск 1 класс №50)
После прослушивание и ответов показать портрет композитора и изображение волынки. СЛАЙД 9
3. Работа над песней “У каждого свой музыкальный инструмент”
— Итак, ребята, что же нужно сделать для того, чтобы услышать музыку? Да, ее нужно исполнить.
Уже в давние времена человек изобрел музыкальные инструменты: барабан, дудочки. На музыкальных инструментах играют музыканты: в их исполнении мы слушаем различные музыкальные произведения. Также много сложено песен про музыкальные инструменты. Давайте сегодня познакомимся с одной из них. Это эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент” в исполнении детского хора.
(Слушание “У каждого свой музыкальный инструмент” диск 1 класс № 46)
— О каких музыкальных инструментах здесь шла речь? (волынка, дудка, рожок). Да, существует множество музыкальных инструментов, и мы продолжим с ними знакомится во 2 и 3 классе. А сейчас поиграем в игру “Музыкальное эхо”. Я пою вам первую строчку из этой песни, а вы повторяете точно так же.
4. Подведение итогов.
Итак, ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?
- Общее название им какое?
- Кто придумал фортепиано?
Молодцы, спасибо за работу на уроке. Дома нарисуйте музыкальный инструмент.
Песня “У каждого свой музыкальный инструмент”
Взял волынку наш сосед
Он играет с малых лет
Он играет ти-ли-ли
Звуки тают ти-ли-ли
Саша с Аллой дудку брал
Танцы всякие играл
Тили-ли ли тили ли ли
Польку, вальсы и кадриль.
Слышит песню весь лужок
Это Эку взял рожок
Все друзья сошлись в кружок
Ти ри ри риль играй дружок.
Все танцуем, все поем
Все играем, кто на чем
Все играем, все поем
Тили ли ли ли кто на чем.
Источник
Музыкальные инструменты — урок в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме
Некоторые медиафайлы (звуковые) можно скачать по ссылке ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty_1_klass.docx | 17.12 КБ |
muzykalnye_instrumenty.ppt | 603 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 1а, б классе
Учитель Шишкина М.Б
Тема: «Музыкальные инструменты»
Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
Проблема: Кто помогает услышать музыку?
предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы, владеть первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
метапредметные: регулятивные — составлять план и последовательность действий; познавательные — ставить и формулировать проблемы; коммуникативные — проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;
личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальноисполнительской деятельности.
Ресурсный материал: фонозаписи — пьеса П.И.Чайковского «Сладкая греза», «Волынка» Баха, мультимедийная презентация «Загадки»
Используемые технологии: игровые, личностно-ориентированные, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие.
I. Организационный момент.
— На прошлых уроках мы с вами знакомились с разной музыкой и уже услышали много музыкальных произведений. Кто помогает услышать музыку? (Ответы учащихся.) Муза приготовила вам подсказку, отгадайте:
Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка!
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня Муза познакомит вас с музыкальными инструментами. Но с какими, вы узнаете, отгадав загадки.
III. Работа по теме урока.
I. Презентация «Загадки».
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое . (пианино) .
Он стоит в концертном зале.
Клавесином был вначале.
Может «форте» и «пиано»
Исполнять вам неустанно.
В нем звучит мажор, минор.
Всем известно с давних пор:
В мире звуков он — король.
«Фа-диез» и «Си-бемоль»
Очень дружно в нем живут.
Стоя рядом с ним, поют,
Сидя рядом с ним, играют,
Нажимают на педаль.
Этот инструмент -. (рояль).
— Хорошо известные вам музыкальные инструменты — пианино и рояль — имеют общее название — фортепиано.
IV. Работа по учебнику (с. 58).
— Откройте учебник. Посмотрите, Муза уже сидит за фортепиано.
Пианино и рояль
С виду спутаешь едва ль.
Только знай, у них давно
Есть название одно.
Не забудь! «ФОРТЕПИАНО»
— Название инструмента «фортепиано» складывается из двух итальянских слов: «форте» — громко, «пиано» — тихо. Фортепиано имеет две разновидности — рояль (струны расположены горизонтально) и пианино (струны расположены вертикально).
Посмотрите, в вашем учебнике нарисована клавиатура. Попробуйте сыграть на этой клавиатуре звукоряд. Спойте его снизу вверх громко -/(форте), а сверху вниз -р (пиано).
— Муза предлагает вспомнить пьесы, написанные для фортепиано, которые вы уже слушали на уроках музыки. (Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)
О чем нам рассказали пьесы «Детского альбома» П. И. Чайковского? (На фортепиано можно сыграть пьесы , рассказывающие о разных явлениях жизни — о природе, о человеке, о его чувствах и мыслях.)
Слушание музыкального произведения.
— Вспомните еще одну пьесу из «Детского альбома» — «Сладкая греза». Послушайте и проследите по графическому рисунку, как звучит начало фортепианной пьесы П. И. Чайковского.
Звучит начало пьесы.
— Сколько голосов вы в ней услышали — один, два?
— Они звучат одновременно или по очереди?
— А теперь прослушайте пьесу с начала до конца.
Звучит пьеса П. Чайковского «Сладкая греза».
— Как звучала музыка вначале?
— Какие изменения вы услышали в средней ее части? (Звучит взволнованно.)
— А как завершается пьеса? (Спокойно.)
— О чем нам рассказала музыка? (Пьеса напоминает разговор двух людей.)
— Придумайте название. («Мечта», «Воспоминание», «Фантазия», «Размышление» и др.)
— Пьеса называется «Сладкая греза».
На рояле я играю
(руками изображают игру на рояле),
На педали нажимаю (топают ногами).
(поднимают руки вверх, тянутся на носочках),
(опускают руки вниз, приседая),
А сейчас всем поклонись
(встают и делают поклоны в стороны).
V. Знакомство с музыкальным инструментом волынкой. Работа по учебнику.
— Фортепиано может выражать не только чувства и мысли человека, его настроение, но также изображать голоса самых разных инструментов.
— Отгадайте загадку о музыкальном инструменте:
Бычий пузырь, деревянные трубочки,
Дудочкой это не назовешь.
Но если историю музыки знаешь,
Взглянув на рисунок, ты все поймешь.
На этой картинке мы видим . (волынку).
— Найдите в учебнике изображение этого инструмента, распространенного у многих народов мира. Волынка была непременным участником народных гуляний и сельских праздников. Волынка — народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара — меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальные «педали». Применяется с древнейших времен как для сольного исполнения, так и в различных ансамблях, главным образом для сопровождения танцев.
VI. Слушание музыкального произведения.
— Послушайте пьесу «Волынка». Какой инструмент ее исполняет?
Звучит пьеса И. Баха «Волынка».
-Какой инструмент исполняет пьесу «Волынка»? (Фортепиано.)
— И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание волынки. Каков характер звучания мелодии? (В мелодии — несложные короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера.) Каков характер звучания аккомпанемента? (В сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки.)
— V. Вокально-хоровая работа.
— Слушание и разучивание к празднику 8 Марта песни Л. Мельниковой «Мамочка моя».
— IV. Итог урока. Рефлексия
— Кто помогает услышать музыку?
— Мы сегодня познакомились с музыкальным инструментом, который «играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его».. . (фортепиано).
— Что обозначают слова «форте» и «пиано»? (Форте — громко, пиано — тихо.) Какие произведения мы услышали сегодня в исполнении фортепиано? («Сладкая греза» П. Чайковского, «Волынка» И. Баха.)
— О чем нам рассказали звуки фортепиано? (О чувствах, мечтах человека и музыкальном инструменте.)
— Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов, на развороте учебника приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В черно-белых клавишах рояля есть волынки, скрипки, контрабас. ».
Источник
Урок 25. Музыкальные инструменты: клавишные
Продолжаем знакомство с различными музыкальными инструментами.
Сегодня мы поговорим о клавишных инструментах.
Добрая волшебница – МУЗА подготовила для вас рассказ о фортепиано.
Мы узнаем, что это за инструмент, откуда он к нам пришел, почему так называется.
Хорошо известные вам инструменты пианино и рояль имеют общее название — фортепиано .
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль
Только знай – у них давно
Есть название одно.
Не забудь. Фортепиано — произносится оно.
Имя у фортепиано не простое, состоит оно из двух итальянских слов: форте — громко и пиано- тихо. По-русски можно было его назвать “громкотихо”
Рояль — другое название фортепиано, рояль в переводе значит “королевский”. Появился рояль на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. Рояль – это концертный инструмент, его место на сцене, в концертных залах.
Младший брат рояля называется пианино .
Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных инструментов.
В черно-белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас.
Послушайте произведение «Волынка» немецкого композитора И.С. Баха и скажите, на каком инструменте играли?
Добро пожаловать в Академию занимательных наук!
Познакомься с историей фортепиано.
Источник
Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано, волынка, виолончель» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Технологическая карта урока музыки
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано, волынка, виолончель
Цель: знакомство обучающихся с музыкальными инструментами.
– уметь работать в заданном темпе;
– принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
– развивать эмоциональное восприятие произведения искусства.
– сформировать знания о музыкальных инструментах, об их внешнем строении, об их звучании;
– научиться различать музыкальные инструменты между собой;
– научиться проводить интонационно-образный анализ произведений, обобщать.
– осуществлять волевую саморегуляцию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, высказывать свое предположение.
– находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;
– формировать устойчивый интерес к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр.
– формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
– владение монологической и диалогической формами речи.
Методы: словесные (объяснение, беседа), практические (упражнения), наглядные (изображения).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства урока: изображения музыкальных инструментов, разрезные картинки, раздаточный материал в виде карточек, доска, мел.
Музыкальный материал: «Клоуны» Д. Кабалевский, «Каприс» Н. Паганини, звучание виолончели, звучание волынки.
Универсальные учебные действия
Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.
Проводит дыхательную гимнастику:
1) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз);
2) «Пропеллер» — вдох через рот. Указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха, губы при этом округлены. (3-4 раза)
3) «Ниточка» — соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем на выдохе начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). (3-4 раза)
4) «Намотай клубочек» — дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук на выдохе – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. (3-4 раза)
5) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз).
Проверяют готовность к уроку.
Выполняют дыхательную гимнастику
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил).
Напоминает детям о том, что они уже знакомились с музыкальными произведениями, но теперь им необходимо узнать, что нужно человеку, чтобы получилась музыка. Для этого учитель предлагает отгадать загадки про музыкальные инструменты и выбрать из всех инструментов тот, о котором говорилось в загадке. Когда останется один инструмент («волынка»), учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь этот инструмент, и предлагает выбрать и этот инструмент.
Отгадывают загадки. Называют картинки обобщающим понятием: музыкальные инструменты.
Познавательные: определение предмета по его описанию.
Регулятивные: развитие умения слушать мнение одноклассников.
Целеполагание и мотивация
Предлагает детям сформулировать тему урока («о чём будем говорить?») и поставить перед собой вопросы, на которые обучающиеся должны ответить на уроке («что нужно узнать об этих музыкальных инструментах?»).
На доске – картинки с изображениями музыкальных инструментов. По мере знакомства они снимаются.
Формулируют тему урока «Музыкальные инструменты», ставят вопросы: «как звучат фортепиано, скрипка, виолончель, волынка?», «чем отличаются?»
Регулятивные: умение ставить и принимать учебные задачи
Первичное усвоение материала
Знакомство с фортепиано
Сообщает обучающимся, что они начнут знакомство с фортепиано. Говорит о том, что слово «фортепиано» состоит из двух слов «форте» (громко) и «пиано» (тихо).
Спрашивает, кто знает, как играют на этом инструменте. Просит показать.
Затем предлагает прослушать музыкальное произведение «Клоуны» Дмитрия Кабалевского. Спрашивает, какое это произведение? какое у него настроение? понравилось ли оно?
Предлагает прослушать сыграть это произведение вместе с музыкантом.
Знакомство со скрипкой.
Предлагает догадаться о каком следующем инструменте будут говорить. Организует работу в парах. У каждой пары на парте лежит разрезная картинка. Просит ее собрать.
Рассказывает детям о скрипке. Говорит, что она небольшая. Показывает на картинке, что у нее 4 струны. Поясняет, что звук получается с помощью смычка.
Просит показать, как играют на скрипке.
Предлагает прослушать музыкальное произведение Никколо Паганини. Спрашивает, как можно назвать скрипку в этой композиции? какое настроение она передает? понравилось ли оно?
Предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение и обвести изображение скрипки по точкам.
Знакомство с виолончелью
Предлагает детям найти похожий на скрипку инструмент, просит назвать его. Предлагает найти отличия скрипки и виолончели по внешним признакам.
Говорит о том, что различаются эти инструменты не только размером, но и звучанием. Предлагает прослушать произведение и ответить на вопросы «похожа виолончель на скрипку? В чем сходства и различия?»
Знакомство с волынкой
Спрашивает, видел ли кто-нибудь волынку. Рассказывает, что волынка состоит из резервуара – меха (мешок), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука; применяется для сопровождения танца.
Предлагает обучающимся послушать, как звучит волынка. Задает вопросы: «что вам напоминает волынка? какое настроение передает?»
Имитируют игру на фортепиано.
Слушают музыкальную композицию. Отвечают на вопросы.
Имитируют игру на фортепиано под музыкальное сопровождение.
Речь с движениями «Рояль»
Собирают разрезную картинку, догадываются, что будут говорить о скрипке.
Имитируют игру на скрипке.
Отвечают на вопросы
Прослушивают композицию и обводят скрипку по точкам.
Говорят о том, что на скрипку похожа виолончель.
Называют главное внешнее отличие инструментов – их размер.
Прослушивают музыкальное произведение. Находят сходства и различия скрипки и виолончели.
Поют песню «Улыбка»
Отвечают на вопросы, внимательно слушают учителя.
Прослушивают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания; развитие умения работать в парах.
Регулятивные: уметь контролировать собственные действия.
Познавательные: формирование новых знаний, опора на уже имеющиеся.
Применение знаний и способов действий
Предлагает обучающимся еще раз прослушать музыкальные произведения и догадаться, какой инструмент играет.
Дети отгадывают, какой инструмент звучит в произведении
Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач
Задаёт вопросы по теме урока. Обобщает полученные знания
Повторяют пройденный материал.
Познавательные: обобщение полученных знаний.
Предлагает оценить свою деятельность.
Оценивают свою деятельность
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность на уроке.
Физкультминутка.
На рояле я играю (изображают пальцами игру на пианино)
На педали нажимаю (топают ногами)
Гамма вверх (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Гамма вниз (опускают руки вниз, приседают)
А сейчас всем поклонись. (делают поклоны в разные стороны)
Источник