Музыкальные инструменты типа фортепиано

Клавишные инструменты

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Содержание

Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукобразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Самозвучащие ударно-клавишные

Струнные

  • Ударно-клавишные (фортепьяно и старинный клавикорд)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Духовые

  • Пневматические (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)

Электронные

История создания клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

Читайте также:  Ноты для цимбал ансамбли

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Клавиатуры органа, аккордеона — статические, фортепьяно — динамическая. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.

Источник

Клавишные музыкальные инструменты

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Содержание

Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Самозвучащие ударно-клавишные

Струнные

  • Ударно-клавишные (фортепиано и старинный клавикорд)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Духовые

  • Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)

Электронные

История создания клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.

Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепьяно, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.

Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.

Источник

Клавишные инструменты

Клавишные инструменты: вёрджинел — разновидность клавесина, клавесин — предшественник цимбалы, клавикорд, пианино и рояль — разновидность фортепиано.

Вёрджинел — клавишный инструмент, разновидность клавесина. Подробнее читаем здесь.

Клавесин — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, распространенный в XVI-XVIII веках. Непосредственным предшественником его являются цимбалы, к которым еще в XIV веке начали присоединять клавишный механизм. Подробнее читаем здесь.

Клавикорд — старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано. Характерная особенность инструмента — 4-угольный корпус, снабженный набором струн одинаковой длины, которые натягивались слева направо параллельно линии клавиатуры и были настроены в унисон. Подробнее читаем здесь.

Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Пианино изобретено в конце XVIII веке и, претерпев ряд изменений, усовершенствований, к середине XIX века приобрело современный вид. Подробнее читаем здесь.

Рояль — укоренившееся в России название основной разновидности фортепиано. В отличие от пианино — другой разновидности этого инструмента — в рояле дека, струны, механика расположены горизонтально. Подробнее читаем здесь.

Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям. Подробнее читаем здесь.

О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.

Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.

Источник

Акустические клавишные инструменты

Акустические клавишные инструменты

Главной типологической чертой клавишных инструментов, как явствует из их названия, является наличие клавиатуры — ряда клавиш, нажатие на которые приводит, при посредстве соответствующего механизма, к колебанию некоего звучащего тела. Этим телом может быть струна (как у фортепиано), столб воздуха (как у органа) или, к примеру, стальная пластинка на деревянной коробочке (как у челесты).

Так, у самых популярных клавишных инструментов — фортепиано — каждая клавиша связана со струной или с группой струн, колебания которых и создают звучание. Для предотвращения постоянной вибрации внутри инструмента располагается механизм, называемый демпфером и заглушающий струну. Изготавливается он из ткани или фетра.

Помимо отличий по звучащему телу, клавишные различаются между собой по устройству того механизма, который способствует извлечению звука. За всю историю своего существования эти инструменты имели самые разнообразные механизмы, издавали самые удивительные звуки и принимали порой самые причудливые формы.

Все ныне существующие и когда-либо существовавшие клавишные инструменты можно классифицировать по четырем разрядам:

1. Самозвучащие ударно-клавишные (челеста — клавишная разновидность колокольчиков).

2. Струнные клавишные, включающие в себя два подразряда:
ударно-клавишные (клавикорд и фортепиано);
щипково-клавишные (клавесин и его разновидности).

3. Духовые клавишные, тоже включающие в себя два подразряда:
пневматические (орган и его разновидности);
язычковые (фисгармония — портативный язычковый орган, аккордеон, баян).

4. Электронные клавишные (синтезаторы, электронное пианино, электроорган и т. д.).

Однако все это многообразие формировалось на протяжении долгих веков.

Дела давно минувших дней

История возникновения клавишных инструментов теряется в глубине Средних веков. Самым древним из этого семейства по праву считается орган: время его появления достоверно не известно, но еще со времен раннего Средневековья он вошел в музыкальный быт европейских городов. Существовал он в двух ипостасях: и как привычный нам церковный инструмент (изначально — с гидравлическим механизмом), и как инструмент домашнего музицирования (портативный орган был распространен ничуть не меньше, чем современное фортепиано). Но самое любопытное, что этот «праотец» всех клавишных, строго говоря, изначально клавишным не был: звукоизвлечение достигалось путем передвижения особого ползунка (в гидравлическом органе) или нажатия на кнопки (портативный орган). Да и в дальнейшем, уже обзаведясь клавиатурой, орган остался довольно далек от своих клавирных собратьев, будучи по природе инструментом клавишно-духовым.

Этот самый большой и самый сложный акустический инструмент — по признанию Моцарта, «король всех инструментов», — к XVI веку стал к тому же самым совершенным. Орган располагает сразу несколькими клавиатурами (мануалами) — от 3 до 5, расположенными друг над другом наподобие ступеней лестницы. Помимо мануалов у органа имеется педаль, предназначенная для извлечения низких басовых звуков. За исключением того, что играют на органной педали ногами, более никаких общих черт с устройством фортепианной педали она не имеет. Это, скорее, своеобразное подобие клавиатуры с диапазоном, превышающим две октавы. Звучание органа — результат колебаний воздушного столба в трубах различного размера, куда воздух подается с помощью особого насоса, называемого мехами. Каждая из клавиш органа приводит в действие от одной до сотни труб, при этом воздействие клавиши на трубу варьируется с помощью регистров — специальных механизмов, расположенных возле клавиатуры. Регистры обеспечивают самые разные оттенки звучания, имитирующие тембры различных инструментов (флейта, труба и т. д.), вплоть до подражающих человеческому голосу.

Все это позволяет органу предоставлять невиданные возможности и композиторам, и исполнителям, но одновременно требует от последних величайшего мастерства в обращении с инструментом, ибо «играть на органе, значит, обнимать руками весь мир».

Клавир — это общее наименование для клавишно-струнных инструментов, которое, однако, долгое время обозначало вообще всякий клавишный инструмент, включая орган. Первые упоминания о собственно клавире относятся к XIII-XIV векам. Модели этих инструментов были чрезвычайно многообразны, в зависимости от страны и даже от индивидуальных пристрастий мастеров. Но к XVI веку определились два основных типа клавира — клавикорд и клавесин, имевший множество разновидностей и множество имен: клавичембало (или просто чембало), спинет (небольшой, как правило, одномануальный клавесин), вёрджинел (имевший четырехугольную форму), харпсихорд (крыловидной формы) и многие другие.

Основополагающее различие между клавесином и клавикордом заключалось в способе звукоизвлечения. В клавикордах возникновение звука было следствием прикосновения к струне металлической пластинки, именовавшейся тангентом. Такое устройство механики делало инструмент чрезвычайно чувствительным к силе нажатия на клавишу: малейшему изменению нажима пальца отвечало изменение силы звука. А учитывая, что размеров клавикорд был весьма скромных и к тому же лишен способности самостояния (для игры его клали либо на стол, либо на какую-то дополнительную подпорку), его можно считать, условно говоря, древним прообразом синтезатора с динамической клавиатурой. Однако звучание клавикорда хотя и давало возможность певучей и плавной игры (эффект, недостижимый для клавесина), оставалось при этом слабым и глуховатым. Посему клавикорд был преимущественно инструментом для домашнего музицирования, предназначенным для исполнения музыки интимной, нежной и мягкой, которая, по словам современников, «не должна была возбуждать сильные страсти, а только трогать сердца».

Д. Герард. Дама за клавикордом

В клавесине же колебание струны достигалось щипком перышка или язычка (плектра, медиатора), насаженного на стерженек, соединяющий его с клавишей (поэтому можно сказать, что клавесин это своего рода гибрид, связующее звено между двумя наиболее популярными в эту эпоху инструментами — органом (как клавишный) и лютней (как щипковый)). Таким путем извлекался звук отрывистый и малопевучий, но зато весьма звонкий, что делало клавесин излюбленным концертным инструментом и непременным участником барочного оркестра.

Основным недостатком клавесина была недоступность воспроизведения на нем динамических оттенков, то есть невозможность увеличения или уменьшения силы звука. Этот недостаток старались преодолеть за счет многообразных усовершенствований: два, а то и три мануала (позволяющих октавное удвоение — усиление основного голоса), педали, регистры, наподобие органных, обогащали тембровую палитру и создавали возможность использования как контрастной динамики (каждая клавиатура обладала одной силой звучности — forte, «громко», или piano, «тихо»), так и динамических спадов и нарастаний. Более тонкие градации звучания достигались и за счет иных ухищрений: изготовление струн из различного материала, прикрывание струн и т. п.

Помимо концертной практики клавесин был в первую очередь господином музыкальных салонов и своего рода олицетворением аристократической эстетики эпох барокко и рококо. Изысканная, со множеством музыкальных украшений (мелизмов) клавесинная миниатюра исполнялась на не менее изысканном и не менее богато изукрашенном инструменте: изогнутые ножки, орнаментика в виде гирлянд, амуров, пастушек в пудреных париках. Даже довольно частое использование черных клавиш вместо белых (а клавиатура многих старинных клавиров является цветовой инверсией современной фортепианной клавиатуры: вместо белых клавиш черные, вместо черных — белые) имело эстетическое обоснование: намерение подчеркнуть изящество и белизну рук музыканта или (в особенности) музыкантши.

Г. К. фон Макс. Девушка за спинетом

Господство клавесина продолжалось до XVII века включительно. Однако на рубеже XVII-XVIII веков насущной необходимостью стало изобретение клавишного инструмента, способного конкурировать по выразительности со скрипкой и обладающего большим динамическим диапазоном. Клавесин оставался, по сути, инструментом для музыкального салона, но не для большого концертного зала. А музыкальная жизнь мало-помалу выходила за рамки домашнего и салонного музицирования, в связи с чем расширялась музыкальная аудитория. Новый инструмент должен был быть способен и на громкое звучание, и на тихое, и на тончайшие динамические переходы.

Таким инструментом стало изобретение итальянского мастера Бартоломео Кристофори (1709 г.), которое он назвал gravicembalo col piano e forte, «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Впоследствии название сократилось до pianoforte, затем трансформировалось в fortepiano и, наконец, получило еще более краткую форму — piano, пианино.

При всех своих достоинствах молоточковое фортепиано далеко не сразу получило признание. В противоположность аристократическому клавесину его считали грубым, вульгарным «инструментом для простонародья», обладающим «скучным звучанием» и не отвечающим запросам знающей публики. Однако время шло, механика фортепиано все более совершенствовалась, возможности расширялись, и все больше композиторов ориентировалось в своих клавирных опусах именно на этот инструмент. А есть репертуар — есть и популярность. Так фортепиано стало самым востребованным клавишным инструментом и удержало лидирующие позиции вплоть до наших дней, несмотря на широкое распространение электронных клавишных.

Сейчас «фортепиано» — это общее наименование для трех видов инструментов:

Инструменты данной группы переняли от своих предков «королевское достоинство», о чем свидетельствует само имя их ведущего представителя: Royal, «королевский». Причин тому немало: и широчайшая динамическая палитра (способность издавать звуки от самых тихих до очень громких), и возможность одновременного воспроизведения многих нот (в связи с чем на фортепиано можно исполнять даже оркестровые партитуры), и самый широкий диапазон и многое-многое другое. Плюс ко всему фортепиано может быть использовано в качестве и солирующего инструмента, и аккомпанирующего, и, как уже упоминалось, воссоздающего, в случае необходимости, оркестровые партии. И все это — без каких-либо дополнительных устройств и приспособлений.

Стандартная фортепианная клавиатура насчитывает 88 клавиш (иногда 76), соединенных с маленькими, покрытыми войлоком молоточками, которые и ударяют по струне, вызывая ее колебания (отсюда название — «молоточковое фортепиано»).

Основное различие между пианино и роялем заключается в расположении струн: в пианино они расположены вертикально, то есть перпендикулярно поверхности земли, в силу чего и звук распространяется ближе к земле, а в рояле — горизонтально, то есть параллельно земле, что дает возможность звуку распространяться вверх, наполняя собою все помещение. Этот эффект может быть усилен за счет поднятия рояльной крышки, тогда как в пианино крышка обычно находится в закрытом состоянии, что способствует более приглушенному звучанию. Эти отличия обусловили преимущественное использование пианино в качестве инструмента для домашнего музицирования, а рояля — в качестве концертного инструмента.

Что же касается кабинетного рояля, то он занимает некую промежуточную позицию: по устройству и внешним характеристикам это рояль, по величине — инструмент чуть больше пианино. Если вы всерьез занимаетесь музыкой и имеете возможность отвести для своих занятий отдельную комнату (или же если размеры вашей гостиной это позволяют), кабинетный рояль — наилучшее решение: при закрытой крышке он звучит фактически как пианино, при открытой — превращается в инструмент для домашних концертов.

Размышления перед покупкой

Итак, если вы склоняетесь к мысли о приобретении акустического клавишного инструмента (речь идет, разумеется, о фортепиано: в случае покупки, скажем, клавесина, вам не обойтись без помощи высококвалифицированного специалиста), необходимо задуматься о тех плюсах и минусах, которые есть у инструментов данной категории.

Плюсы акустических клавишных инструментов:

  • Качество звучания. Даже самый совершенный электронный инструмент не даст того звука, который способен издавать инструмент акустический. Электронный звук — всегда подражание.
  • Возрастающая ценность. Хороший инструмент при должном уходе послужит не только вам, но и не одному поколению ваших потомков. И ценность его при этом только возрастет.
  • Чувство уверенности во время игры. Ни рояль, ни пианино не «убегут» из-под рук во время исполнения крупнофактурных произведений.

Минусы акустических клавишных инструментов:

  • Вес и габариты. Акустические инструменты имеют, как правило, размеры весьма внушительные, что затрудняет их транспортировку. Да и сама перевозка — дело, требующее особой осторожности: деку инструмента легко повредить, а это будет означать, собственно, утрату инструмента.
  • Необходимость постоянного ухода. Чтобы инструмент служил долго и звучал хорошо, нужно соблюдать ряд условий: следить за влажностью и периодически «поить» инструмент (помещать внутрь емкости с водой) во избежание пересыхания деки и для поддержания строя (некоторые фирмы выбирают древесину для изготовления инструментов с учетом климатических условий той страны, где эти инструменты будут продаваться); располагать инструмент вне досягаемости прямых солнечных лучей, а также подальше от батарей и отопительных приборов; чистить от пыли и оберегать войлочные и фетровые части инструмента от моли.
  • Настройка. Акустическое фортепиано следует настраивать раз в полгода-год. Услуги хорошего мастера-настройщика стоят недешево, услуги плохого обернутся еще дороже: вследствие неправильных действий настройщика инструмента можно лишиться.

Так стоит или не стоит приобретать акустический клавишный инструмент? Учитывая все аргументы за и против, каждый волен решать этот вопрос для себя сам. Но одно можно сказать с уверенностью: если ваша цель — профессиональное обучение игре на фортепиано, если вы хотите, чтобы ваш пианистический потенциал или музыкальное дарование вашего ребенка получили должное развитие, тогда акустическое фортепиано — ваш выбор.

Источник

Оцените статью