Музыкальные интервалы таблица гитара

Практическая муз. теория для гитариста Часть II Интервалы

Практическая муз. теория для гитариста Часть II Интервалы

Сегодня разберем теоретические основы музыкальных интервалов.

Как и в предыдущей статье про ноты, — эти материалы являются скорее дополнением к видео.

Вообще, если открыть толковый словарь Ожегова, то

ИНТЕРВАЛ -”Промежуток, расстояние между чем-н”.

Иными словами — расстояние от А до B.

В применении к музыке, интервал — это расстояние между двумя нотами.

По прежнему рекомендую для начала разобраться с этой темой, используя клавиатуру пианино.

Онлайн версию можно посмотреть здесь.

ИНТЕРВАЛЫ НА КЛАВИАТУРЕ ПИАНИНО

Грубо говоря, если одновременно взять ноты, расстояние между которыми полтона (0,5), то мы получим диссонасное звучание определенного характера.

Это могут быть например ноты “C” и “C#” ; “Е” и “F”, “B” и “С” итд.

А если взять например “C” и “G” вместе (расстояние +3,5 тона), то будет совсем другой характер звучания — более устойчивый и завершенный.

Соответственно, если последовательно брать ноты, добавляя по 0,5 тона, то, идя по полутонам октавы (которых 12, в чем мы разобрались в предыдущей статье) мы получим 12 интервалов, каждый из которых имеет свое конкретное звучание.

Подчеркну, что за точку отсчета интервала можно взять любую ноту, но мы для наглядности будем вести отчет от ноты “C”.

Итак, вот список интервалов:

1.ЧИСТАЯ ПРИМА (или просто “Прима” или “Унисон”) (+0).

Это так называемый нулевой интервал, грубо говоря — точка отсчета. Если вы возьмете одну и ту же ноту одной и той же октавы на разных инструментах например, то обычно говорят, что они звучат “в унисон” или можно сказать,что вы взяли “приму”.

2. МАЛАЯ СЕКУНДА (+0,5)

Характерно диссонасный интервал с минимальным расстоянием между нотами. Возьмите ноты “С” и “C#”, чтобы услышать его.

2. БОЛЬШАЯ СЕКУНДА (+1)

пример: ноты C и D

Уже куда более устойчивый и менее диссонасный интервал

3. МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (+1,5)

пример: ноты C и D#

Также иногда этот интервал называют минорной терцией, в силу ее грустного звучания

4. БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ (+2)

пример: ноты C и E

А этот интервал как раз называют мажорной терцией, т.к. звучат она уверенно и весело. Особенно это слышно на контрасте с малой терцией.

Тут еще следует иметь в виду, что в английском языке “major” значит “главный”, “существенный”, “основной”, а “minor” — это “меньший”, “меньший”, “небольшой” (Тоже самое в испанском, итальянском, которые в свою очередь базируются на латыни)

Вот такая игра слов получается — в русском языке эти слова имеют эмоциональную окраску. А в языках латинского происхождения слова “мажорный” и “минорный” как раз таки имеет смысл “большой” и “малый”.

5.КВАРТА (+2,5)

пример: ноты C и F

Устойчивый и приятнозвучащий интервал

Послушайте главный риф Smoke on the water — он сыгран на квартах.

6.ТРИТОН (+3) или уменьшенная квинта.

Очень агрессивно и ярко звучащий интервал. Который даже был не рекомендован к использованию средневековым композиторам. Также известен как “интервал дьявола” .

Этот интервал особенно любили использовать в своей музыке ребята из Black Sabath

Сыграйте “С” и “F#” — чувствуете топот козлиных копыт и тяжелое дыхание за спиной? 🙂

7. КВИНТА (+3,5)

Наверное самый устойчивый интервал. И уж точно самый распространенный в рок-музыке.

Послушайте Nirvana — Smels like teen spirit.

Интро полностью сыграно на квинтах.

8. МАЛАЯ СЕКСТА (+4)

пример: ноты C и G#

9. БОЛЬШАЯ СЕКСТА (+4,5)

пример: ноты C и A

В муз. школах обычно учат распознавать этот интервал как первая доля “В лесу родилась елочка”. Попробуйте взять этот интервал и подобрать эту мелодию дальше.

10. МАЛАЯ СЕПТИМА (+5)

пример: ноты C и A#

Приближаемся к октаве, звучание уже тянется разрядится в октаву.

11. БОЛЬШАЯ СЕПТИМА (+5,5)

пример:ноты C и B

Минимальное расстояние от октавы. Звук отдает диссонансом.

12. ОКТАВА (+6)

“С” одной октавы и “С” другой октавы

Есть и интервалы, которые следуют после октавы, но мы пока остановимся на этих двенадцати

Кстати на английском языке эти интервалы обозначаются по другому, например:

ПРИМА — root note. Тоесть “корневая” нота или основа

МАЛАЯ СЕКУНДА — minor second

БОЛЬШАЯ СЕКУНДА — major second

МАЛАЯ ТЕРЦИЯ — minor third

БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ — major third

КВАРТА — Fourth (или еще пишут Perfect fourth)

МАЛАЯ СЕКСТА — minor sixth

БОЛЬШАЯ СЕКСТА — major sixth

МАЛАЯ СЕПТИМА — minor seventh

БОЛЬШАЯ СЕПТИМА — major seventh

Как вы видите, как и в случае с нотами, сложилась интересная система. В русскоязычном мире мы обозначаем интервалы на пример их латинских корней (“tercero”, “segundo” итд)

А вот в англоговорящем мире эти интервалы обозначают просто порядковыми числительными английского языка.

Эти знания могут вам пригодиться, чтобы не попасть в просак, если вы будете смотреть музыкальные видео на английском или общаться с иностранцами.

Как работать с интервалами:

  1. Для начала запомните названия и расстояния всех интервалов

2. Постройте разные интервалы от разных нот. Внимательно вслушивайтесь в них, постарайтесь запомнить как они звучат. Возможно, вам помогут разные ассоциации. Типо “жесткий”, “резкий”, “приятный”, “завершенный” итд

3. Попробуйте пропеть каждый интервал. Не сдавайтесь, если сразу не будет получаться! Как только вы начнете подключать голос, то вы сразу почувствуйте интервалы “всем телом” и мозг научится отличать их лучше

4. Попробуйте подобрать на клавиатуре пианино простейшие детские мелодии типа “Кузнечик”, “В лесу родилась елочка”, “с днем рождения тебя”. Проанализируйте, из каких интервалов состоят эти мелодии. Выпишите эти интервалы на бумагу.

Также рекомендую попробовать потренировать свой слух, используя разные приложения и программы.

Я например в свое время использовал Karajan Pro для Ipad

Также неплохое приложение “Better ears”, но будьте готовы, что его полная версия платная.

ИНТЕРВАЛЫ НА ГИТАРЕ

На гитаре расположение интервалов, также как и нот — не так очевидно как на клавиатуре пианино.

По сути, для новичка распознать интервал на гитаре представляется не самой простой задачей.

Я бы рекомендовал начать освоение интервалов на гитаре с самых распространенных и наиболее часто используемых.

Например “Малая” и “Большая терция” выглядят как диагонали на соседних струнах.

Кварта это соседние струны на одном ладу.

Квинта — это диагональ в другую сторону.

И так далее. Между прочим, подобные визуальные образы — это просто колоссальное преимущество гитары по отношению к пианино (ну хоть в чем-то мы выигрываем)!

То есть достаточно запомнить эти визуальные образы и вы всегда будете помнить как взять тот или иной интервал.

Это справедливо и визуально интервалы выглядят одинаково на всех струнах, кроме 3 струны. С третьей струны по отношению к соседней второй интервал сдвигается на 1 лад.

То есть например интервал кварта “G” и C” на 4 и 3 струнах будет выглядеть как зажатый 5 лад.

А кварта на 3 и 2 струнах, например “С” и “F” будет уже на 1 лад дальше.

КАК РАБОТАТЬ С ИНТЕРВАЛАМИ НА ГИТАРЕ:

1.Опять же — подберите простые песенки. Можно использовать только 1 струну например. И после проанализируйте — какие интервалы входят в эту песню.

2. Разложите те мелодии, которые у вас уже “вбиты в руки” на те интервалы, которые там используются. Включите режим кропотливого ученого, подойди к этому произведению с теоретической точки зрения и вслушайтесь внимательно в каждый звучащий там интервал. Разбейте мелодию на атомы и посмотрите, из чего она состоит.

3.Вот несколько примеров произведений, где явно используются определенные интервалы

Deep Purple — Smoke on the water — кварты

Iron Maiden — two minutes to midnight — кварты

Metalica — Orion — малая терция

Nirvana — Smells like teen spirit — квинты

В лесу родилась елочка — большая секста (первая доля)

Маленькой елочке — пример яркого сочетания квинты и большой терции

В целом, конечно же, понимание и умение отличать музыкальные интервалы вас играть не научить.

Но это знание позволит взглянуть на музыку более профессиональным и продвинутым взглядом. Ну и конечно же, знание этих основ является базисом для дальнейшего постижения более сложных форм музыкальной теории.

Источник

Интервалы на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 03.04.2015 · Обновлено 06.07.2019

Говоря простыми словами интервалы — это расстояния между нотами (ступенями). Так же интервалом можно назвать сочетание двух звуков в пределах октавы. Звуки сыгранные последовательно называются мелодическим интервалом, а если одновременно, то гармоническим. Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной.

Интервалы так же разделяются на коссонансы и диссонансы.

  • Консонирующие интервалы звучат мягко, мелодично, сливаются друг с другом.
  • Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не во всех случаях). Им характерна своеобразная «пустота» звучания. Они звучат чисто и «гладко» с эффектом «дистошин».
  • Несовершенные консонансы: большая и малая терция и большая и малая секста. Они звучат как бы более полно, но с эффектом «дистошин» могут давать рычащий, грязный звук.
  • Диссонансы: малая и большая секунда, малая и большая септима, тритон. Звучат неустойчиво, резко, но в умелых руках вносят в аккорды специфическую, красочную «переливчатость».

Простые интервалы

Для лучшего понимания возьмём за точку отсчёта ноту До на пятой струне.

  • Чистая прима (ч.1) — нота До.
  • Малая секунда (м.2) — расстояние между нотой До и До# (один полутон)
  • Большая секунда (б.2) — расстояние между нотой До и Ре (два полутона или один тон)
  • Малая терция (м.3) — расстояние между нотой До и Ре# (три полутона)
  • Большая терция (б.3) — расстояние между нотой До и Ми (четыре полутона или два тона)
  • Чистая кварта (ч.4) — расстояние между нотой До и Фа (пять полутонов)
  • Уменьшенная квинта / Увеличенная кварта — расстояние между нотой До и Фа# (шесть полутонов или три тона)
  • Чистая квинта (ч.5) — расстояние между нотой До и Соль (семь полутонов)
  • Малая секста (м.6) — расстояние между нотой До и Соль# (восемь полутонов или четыре тона)
  • Большая секста (б.6) — расстояние между нотой До и Ля (девять полутонов)
  • Малая септима (м.7) — расстояние между нотой До и Ля# (десять полутонов или пять тонов)
  • Большая септима (б.7) — расстояние между нотой До и Си (одиннадцать полутонов)
  • Чистая октава (ч.8) — расстояние между нотой До и До (октавой выше) (двенадцать полутонов или шесть тонов)

Уменьшенная квинта, кстати, имеет и другие названия. Иногда её называют тритон. Почему? Посчитайте количество тонов в шести полутонах, от сюда и название. Также этот интервал носит название Diablos in musicia, что означает — «Дьявол в музыке». Такое название выдумала церковь много столетий назад. На сколько мне известно это как-то связано со святой троицей. Некоторые считали, что с помощью него можно вызвать сами знаете кого. Нет! Не Воландеморта 🙂 Совпадение это или нет, но в современной музыке есть направление, которое опирается на уменьшенную квинту. Возможно вы догадались что это Дэт-метал.

Обращения интервалов

Если нижний звук сделать вершиной, в верхний основанием, то мы получим обращение этого интервала, то есть интервал превратится в своего родственника.

  • Прима обращается в октаву и наоборот 1 ↔ 8
  • Секунда обращается в септиму и наоборот 2 ↔ 7
  • Терция обращается в сексту и наоборот 3 ↔ 6
  • Кварта обращается в квинту и наоборот 4 ↔ 5

Составные интервалы

Я не буду заострять на них внимание, так как они не так часто используются в игре, но всё же используются.

  • Нона — секунда после октавы.
  • Децима — терция после октавы.
  • Ундецима — кварта после октавы.
  • Дуодецима — квинта после октавы.
  • Терцдецима — секста после октавы.
  • Квартдецима — септима после октавы.
  • Квинтдецима — двойная октава.

Интервалы на грифе гитары

Не обязательно каждый раз стоить необходимые вам интервалы, достаточно запомнить их аппликатуру на грифе гитары. Ниже я приведу аппликатуры самых необходимых интервалов, а именно: большой терции (б.3), чистой кварты (ч.4), чистой квинты (ч.5), большой сексты (б.6) и малой септимы (м.7).

Советы

Используйте октавы для нахождения нужных вам нот и построения остальных интервалов, в пределе этой октавы.

Октава хороша тем, что образует аппликатурный скелет, основу позиции, которая затем обрастает аккордами, арпеджио и гаммами.

Используйте систему октав, которая создаст опору для визуализации всего грифа гитары, а именно: аппликатур всех аккордов, арпеджио и гамм в их взаимосвязи друг с другом.

Источник

Читайте также:  Определение аккордов по нотам сольфеджио
Оцените статью