- Лады народной музыки и примеры их построения
- Ионийский лад
- Эолийский лад
- Дорийский лад
- Видео: Зачем нужен дорийский лад
- Фригийский лад
- Локрийский лад
- Лидийский лад
- Миксолидийский лад
- Видео: Пятиступенный миксолидийский лад
- К чему мы пришли
- Лады народной музыки
- Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта
- Ионийский лад
- Дорийский Лад (DORIAN MODE)
- Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)
- Лидийский Лад (LYDIAN MODE)
- Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)
- Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)
- Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)
Лады народной музыки и примеры их построения
Музыкальный лад представляет собой систему взаимоотношений звуков. Лады бывают мажорные и минорные. Всего их семь, и каждый из них имеет определенное характерное звучание. С их помощью обыгрываются аккорды. Если вы еще только начали обучение на гитаре или уже имеете определенный опыт игры, но не касались данной темы, данный материал будет для вас очень полезным.
Ионийский лад
Представляет собой натуральный мажорный звукоряд, наиболее удобный и распространенный в музыке. Он имеет радостное и торжественное звучание, хорошо подходящее для позитивных композиций и гимнов. Данный лад как раз и учатся выстраивать сначала, так как, после понимания того, как он устроен, в будущем станет проще понять особенности остальных ладов.
И все же ионийский лад, в отличие от стандартного мажора, обладает лишь одной устойчивой ступенью. Такое означает, что тяготение нот в ладу друг к другу намного меньше, чем в мажорной гамме. Выражаясь по-другому, здесь более важен возврат в тонику, а не пройденные ступени. Ионийский лад характерен для веселых мажорных песен и для джазовой импровизации.
Эолийский лад
По сути, это другое наименование натурального минора. По своему строению лад идентичен обычному звукоряду, но эолийский лад является модальным, а натуральная минорная гамма – тональной. Значит, применяя его, у вас есть возможность строить в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.
Эолийский лад можно встретить там, где имеется минорная тональность. Его часто совмещают с фригийским ладом, о котором дальше пойдет речь. Как правило, это делают в метале.
Дорийский лад
Данный звукоряд – одна из разновидностей обычного минора. Его использовали как в средние века, так и в настоящее время во многих композициях. Отличие дорийского лада от классической минорной гаммы заключается в поднятой на полтона шестой ступени. Благодаря этому он имеет более радостное и мажорное звучание, ассоциирующееся в своем большинстве с джазом, фанком и поп-музыкой.
Если привести в качества примера треки, где можно встретить дорийский лад, то это:
- Miles Davis – «Milestones», «So what».
- Symphony X – «The Edge Of Forever».
- The Beatles – «Eleanor Rigby».
- Santana – « Evil Ways».
Видео: Зачем нужен дорийский лад
Фригийский лад
Отличается от обычного минора пониженной второй ступенью. Его можно охарактеризовать как возбужденный, быстрый и импульсивный. Также ему свойственен гнев, строгость и стремление вперед. Если у вас есть желание создать музыкальное произведение с такими чертами, то следует использовать именно фригийский лад. Послушайте песни «Master of Puppets» и «Welcome Home» в исполнении группы Metallica и вы поймете, как он звучит. Также вы можете его встретить в следующих треках:
- Steve Vai – «For the love of God».
- Deep Purple – «Smoke on the water».
- Joe Satriani – «Midnight» (вторая часть).
Локрийский лад
Является последним минорным ладом. Отличается от натуральной минорной гаммы пониженной второй и пятой ступенью. Его можно охарактеризовать как спокойный и тихий. Он не такой распространенный в поп-музыке, а вот в таких жанрах, как thrash metal, industrial, death metal and black metal его можно встретить довольно часто. Его звучанию присуща безысходность и мрачность.
Лидийский лад
Это мажорный лад, который отличается от ионийского повышенной четвертой ступенью. Значит, если в гамме до-мажор вместо ноты фа взять ноту фа-диез, мы получим данный звукоряд. Его нельзя охарактеризовать однозначно, так как в нем есть радость, веселье и в то же время своеобразная скромность и спокойствие.
Наиболее популярен у музыкальных коллективов, играющих в стиле фьюжн. Лидийский лад часто использует также Steve Vai, а самым первым в рок-музыке его начал применять Jimi Hendrix.
Миксолидийский лад
Для его построения берем ионийский звукоряд и понижаем в нем на полтона седьмую ступень. Он популярен в блюзе, рок-н-ролле и джазе. Не обошла его стороной и поп-музыка. Любой гитарист должен четко осознавать, как он выстраивается для создания оригинальной и запоминающейся аранжировки.
Блюзовая гамма основывается на миксолидийском ладу, поэтому он звучит «по-американски». Этот звукоряд есть в рок-н-ролле и кантри. Он присутствует в творчестве The Beatles, Guns and Roses и в произведениях многих других коллективов.
Видео: Пятиступенный миксолидийский лад
Для наглядности продемонстрирую, как строится тот или иной лад от любой ноты. В таблице буква «п» означает, что между нотами расстояние полтона, а «т» говорит об интервале в один тон. В этом легко разберется даже новичок.
К чему мы пришли
Знание ладов народной музыки пригодится каждому гитаристу. В этом материале я постарался в общих чертах рассказать вам об особенностях каждого звукоряда. Надеюсь, вам было интересно.
Источник
Лады народной музыки
В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.
Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.
Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).
Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.
Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре
Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.
Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.
Источник
Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта
Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.
Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.
Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?
Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.
Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.
Ионийский лад
Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.
Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.
Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).
Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.
Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.
Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.
Дорийский Лад (DORIAN MODE)
С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.
С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.
Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.
Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)
С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.
В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.
Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.
Лидийский Лад (LYDIAN MODE)
Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.
Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.
Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)
Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.
Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.
Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.
Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.
Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)
Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.
Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.
В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.
Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)
Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.
Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.
Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.
Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.
Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.
Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.
Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.
Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.
Источник