- Музыкальные ноты для саксофона альт музыкальная школа
- Аппликатура саксофона
- Раздел 2. Аппликатура саксофона
- Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
- Аппликатура саксофона. С чего начать?
- Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
- Разучили четыре ноты. Что теперь?
- Ошибки начинающих саксофонистов.
- Упражнения Школы на разученные ноты
- Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
- Саксофон для начинающих
- Аппликатура саксофона : 3 комментария
- Добавить комментарий Отменить ответ
Музыкальные ноты для саксофона альт музыкальная школа
Автор: А. Борков
Год: 2009
Издательство: —
Страниц: 6
Формат: PDF
Размер: 0,3 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается издание: «Антон Борков. Пять базовых ладов и аккордов. Упражнения для саксофона».
Автор: И. Мангушев
Год: 2018
Издательство: Минск: ГУ «Минский областной центр народного творчества»
Страниц: 130
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский
Произведения автора, представленные в сборнике, в большой степени помогут формированию репертуара исполнителей на духовых инструментах.
Адресован учащимся музыкальных школ, лицеев, школ с музыкальным направлением, школ искусств, учащимся средних специальных учреждений культуры и музыки, участникам духовых творческих коллективов.
Пособие можно использовать в педагогическом процессе при подготовке кадров высшего образования по специальности “инструментальная музыка духовая” (курсы “Сольное и камерно – инструментальное исполнительство”, “Учебно-педагогический репертуар”, “Методика преподавания специальных дисциплин”, “Дополнительный оркестровый инструмент”, “Педагогическая практика”), а также по дисциплине “Специальный инструмент” во время прохождения соответствующей педагогической практики студентов.
Предлагается педагогам начальных, средних специальных, высших учреждений образования, специалистам духового искусства и культуры, руководителям духовых творческих коллективов.
Автор: А. Майер
Год: 2014
Издательство: Музыкальные просторы
Страниц: 20
Формат: PDF
Размер: 1,5 МВ
Язык: русский
Вниманию исполнителей на саксофоне предлагается нотное издание: «А. Майер. 20 этюдов для саксофона». Редакция Пола де Вилле.
Автор: Л. Кочетов
Год: 2012
Издательство: Одесса: ДШИ №5
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский
Мелодии из сборника предназначены для исполнения саксофонистами 4-8 классов музыкальной школы и 1-го курса музыкального училища или педагогического ВУЗа. Партия фортепиано рассчитана на учащихся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. Названия переведены на английский язык, что позволяет сборнику быть доступным на территории всего музыкального мира. Аранжировки являются авторскими и имеют богатую музыкальную и жанровую палитру.
Автор: В. Шпак
Год: 2009
Издательство: Феникс
Страниц: 68
Формат: PDF
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский
Хрестоматия для саксофона-альта включает в себя пьесы и ансамбли, которые могут быть исполнены на начальном этапе обучения. В репертуар вошли народные мелодии, произведения зарубежных композиторов, джазовые пьесы.
Издание предназначено педагогам и учащимся младших классов детских музыкальных школ, школ искусств и музыкальных студий, а также учащимся сектора педагогической практики музыкальных училищ и музыкальных вузов.
Автор: М. Шапошникова
Год: 1996
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 4,6 МВ
Язык: русский
В сборник вошли популярные мелодии современных композиторов. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения молодых саксофонистов. Для учащихся ДМШ и студентов музыкальных училищ.
Автор: В. Сапаров
Год: 2011
Издательство: —
Страниц: 74
Формат: PDF
Размер: 1,8 МВ
Язык: русский
Валерий Сапаров – художник, инициативный и смело ищущий новые пути в искусстве. Эти качества творческой личности – несомненный залог его высоких достижений. Произведения Валерия Сапарова постоянно звучат в концертах. Его произведения исполнялись в Германии, во Франции, Израиле, Италии, Болгарии, США, а также в России, Украины, Армении и Туркменистане. Его творчество многогранно. Валерий Сапаров — автор произведений для фортепиано, для скрипки, флейты, кларнета, саксофона, для вокальных и камерных ансамблей и др.
В настоящее издание вошли 70 пьес-упражнений для начинающих обучаться игре на альт-саксофоне и тенор-саксофоне.
Автор: М. Шапошникова
Год: 1985
Издательство: Музыка
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский
В последние годы саксофон всё больше привлекает внимание композиторов и слушателей. В связи с этим возникла необходимость формирования музыкального вкуса саксофонистов на основе глубоко продуманного репертуара, в котором в равной степени представлена и классическая и современная музыка. Хрестоматия предлагает художественный материал для начинающих (1-3 годы обучения). Сборник включает оригинальные пьесы и ансамбли, а также переложения русских, советских и зарубежных композиторов, которые в зависимости от сложности распределены в следующих пяти разделах:
1. Пьесы в диапазоне до-диез второй октавы — ре первой октавы.
2. Пьесы на освоение октавного перехода в диапазоне ля второй октавы — ре первой октавы.
3. Пьесы в диапазоне ми третьей октавы — си малой октавы.
4. Пьесы на современной интонационной и метроритмической основе.
5. Ансамбли.
Друзья! Будем благодарны, если в комментариях скинете ссылку на недостающую часть сборника — клавир. (Администрация сайта)
Автор: М. Шапошникова
Год: 1988
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский
Предлагаемое пособие содержит систематизированный нотный инструктивный материал для освоения саксофона на первоначальном этапе обучения. Упражнения, этюды и гаммы, вошедшие в данный сборник, способствуют разностороннему и последовательному развитию исполнительской техники юного саксофониста. Автор стремился максимально разнообразить материал, расположить его по принципу постепенного возрастания трудности с учетом специфических особенностей освоения саксофона и приобретения первоначальных технических навыков игры на этом инструменте. В настоящей работе обобщен педагогический опыт автора, опыт видных советских педагогов по духовым инструментам и опыт зарубежных педагогов-саксофонистов: Ж. М. Лондейкс, Г. Клозе (Франция), Т Хежда (Польша), В. Хартман (ГДР), Э. Руссо (США). Пособие предназначено для саксофона-альта как основного инструмента в обучении, но может использоваться также для всех других видов саксофона.
Автор: А. Осейчук
Год: 2009
Издательство: РАМ им. Гнесиных
Страниц: 66 + 30
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов вузов, в которых осуществляется учебный процесс по подготовке музыкантов эстрадных и джазовых оркестров и ансамблей. Включает в себя музыкально-тематический и технический импровизационный материал: джазовые стандарты и соло-импровизации звезд мирового джаза с подробными указаниями штрихов и гармонических схем.
Автор: А. Чекалов
Год: 1997
Издательство: самиздат
Страниц: 52
Формат: PDF
Размер: 2,8 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание «Саксофон в джазе. Импровизации выдающихся музыкантов».
Автор: Б. Прорвич
Год: 1978
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 15,7 МВ
Язык: русский
Хрестоматия для саксофона-альта предназначена для учащихся музыкальных школ, училищ и консерваторий и является первым выпуском из четырех, предназначенных для основных видов саксофона.
Автор: А. Ривчун
Год: 2002
Издательство: ИД В. Катанского
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,1 МВ
Язык: русский
Различные по характеру, стилистике и техническим особенностям, «Сорок этюдов» А. Ривчуна адресованы исполнителям-саксофонистам разного уровня. Собранные здесь этюды, несомненно, помогут музыканту при работе над звуком, фразировкой, нюансами и штрихами, а также станут необходимым материалом в процессе совершенствования технического исполнительского мастерства саксофониста.
Автор: А. Ривчун
Год: 2011
Издательство: Музыка
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский
Упражнения для саксофона, написанные известным отечественным саксофонистом, кларнетистом и педагогом А.Б. Ривчуном (1914-1974). Для учащихся ДМШ и музыкальных училищ.
Источник
Аппликатура саксофона
Аппликатура саксофона. Долгожданная и самая приятная часть обучения — реальная игра на саксофоне. Сначала общая информация:
Аппликатура, это порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатура саксофона обозначает какие клавиши (кнопки) на инструменте следует нажимать, чтобы прозвучала та или другая нота.
Некоторые ноты на саксофоне можно извлечь применяя разные сочетания клавиш. В таком случае говорят об основной (часто употребляемой) и альтернативной аппликатуре.
На рисунке ниже представлены основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер изображения):
Аппликатура саксофонов сопрано, альт, тенор, баритон
Начнем изучение аппликатуры саксофона с отдельных нот. Разучим какие клавиши для какой ноты надо нажимать.
С этого урока играйте на саксофоне ежедневно. Перерыв в занятиях (выходной) не чаще одного дня в неделю. Длительность занятий вначале до получаса. Не перегружайтесь. Дайте мышцам, участвующим в игре окрепнуть. На занятиях отрабатывайте упражнения из Школы игры на саксофоне. В течение нескольких месяцев доведите время занятий до часа и более — сколько позволят ваши возможности. Каждую репетицию начинайте с длинных нот (объяснения в ходе уроков). |
К этому уроку вы должны уметь:
- выставить трость, собрать мундштук и подготовить саксофон для игры (урок 1);
- дышать животом — быстрый вдох в живот и плавный выдох с прессом (урок 2);
- правильно держать саксофон во время игры (урок 3);
- управлять губами, языком и лицевыми мышцами (амбушюр) (урок 4);
- извлекать звук из собранного мундштука и эски (урок 5);
- и понимать, что саксофон транспонирующий инструмент — играют одни ноты, звучат другие (урок 6).
Если вы успешно прошли предыдущие 6 уроков, приступайте к освоению аппликатуры саксофона. Если вы не прошли или не усвоили предыдущие уроки, лучше вернитесь к ним.
Потому что не освоив азы наделаете ошибок, которые позже трудно будет исправить.
Раздел 2. Аппликатура саксофона
Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
Ноты для саксофонов от сопрано до баритона записываются в скрипичном ключе и имеют одинаковый диапазон — от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы.
Взять ноту ниже си-бемоль малой октавы на саксофоне не возможно.
Взять ноту выше фа-диез третьей октавы можно вполне. Диапазон выше фа-диез третьей октавы называется диапазоном флажолетов.
Флажолет — приём игры на музыкальных инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. |
Этот диапазон становится доступным через несколько лет игры на саксофоне. Неподготовленный музыкант взять их не сможет даже зная аппликатуру этих нот.
Таким образом, верхняя граница диапазона саксофона ничем не ограничена, кроме умения исполнителя. На саксофоне можно играть ноты ре, ми и, даже, соль четвертой октавы. Бывают мастера играющие до пятой октавы! Правда, это звучит уже как крик чайки и не известно, есть ли в такой игре практический смысл.
Но в будущем, хотя бы ноту ре четвертой октавы играть надо уметь.
Аппликатура саксофона. С чего начать?
Как правило, нотную запись начинают изучать с ноты до. Это базовая нота для тональности до-мажор, в которой нет диезов и бемолей. Поэтому с этой тональности очень удобно начинать изучение нот.
Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать. Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом. |
У духовых инструментов есть особенность — самые низкие ноты на них берутся труднее, чем ноты повыше.
На саксофоне нота до первой октавы находится очень низко и не всегда берется начинающими музыкантами. У новичков эта нота может «хрипеть» и «булькать». Поэтому начинать изучение аппликатуры саксофона с ноты до первой октавы не будем.
С ноты до второй октавы начинать тоже не удобно. Она входит во вторую октаву, а это уже другой диапазон. Впрочем, до второй октавы разучивается уже на этом уроке. Только в конце урока.
Начнем с самой легкой ноты на саксофоне.
Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается нота соль первой октавы на второй линейке нотного стана:
Возьмите саксофон для игры как рассказано на уроке 3.
Пальцы рук расположите на соответствующих кнопках инструмента. Пока никакие кнопки не нажимайте.
На этом уроке работаем пальцами только левой руки.
Нажмите тремя пальцами левой руки — указательным, средним и безымянным — три кнопки, которые лежат под ними. Это аппликатура ноты соль первой октавы:
Техника извлечения звука разучивается на уроке 5. Извлеките звук. Должно получиться так:
Кто интересовался транспортом нот, тот обратит внимание, что когда на саксофоне альт играют ноту соль первой октавы, звучит нота си-бемоль малой октавы.
В связи с тем, что начинается практика игры на саксофоне, позвольте рекомендовать обучающую компьютерную программу «Свирелька».
Программа показывает ноты мелодии и аппликатуру для каждой ноты, а также проигрывает мелодию. Особенностью «Свирельки» является то, что темп мелодии можно изменять. Обучаемый сам устанавливает удобный для разучивания мелодии темп — сначала медленный, затем побыстрее.
Возьмите ознакомительную версию программы:
По функционалу полная и ознакомительная версии одинаковы. В полной версии добавлена возможность загружать новые ноты, а в ознакомительной мелодий для разучивания только три.
Стоимость полной версии Свирельки — не дороже одного единственного занятия с преподавателем, а программа будет вам служить все время обучения и даже после.
Кроме того, Свирелька здорово развивает чувство ритма, а это основа всей музыки.
Совет: попробуйте как удобно пользоваться программой и насколько быстрее пойдет саксофон для начинающих.
Продолжаем разучивать аппликатуру саксофона.
Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
Следующая нота ля первой октавы.
Место этой ноты на нотном стане между второй и третьей линейками:
Положение пальцев как для предыдущей ноты, но теперь нажаты только две кнопки — указательным и средним пальцами левой руки. Безымянный палец отпускаем. Аппликатура ля первой октавы на саксофоне:
Внимание! Палец, который не нажимает кнопку остается вблизи кнопки. Пальцы не топырить!
Звучит ля первой октавы:
Аппликатура саксофона для ноты ля первой октавы на Свирельке:
Переходим к следующей ноте.
Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
Нота си первой октавы записывается на третьей линейке нотоносца (нотного стана).
Аппликатура ноты: отпускаем из положения как для предыдущей ноты средний палец. Нажимает свою кнопку только указательный.
Звучит си первой октавы:
Ещё раз обратим внимание — пальцы, которые не нажимают следует держать вблизи от кнопок. Не следует их подымать или убирать со своих мест. Это относится к работе пальцев обеих рук. Нормальное положение пальцев во время игры на саксофоне — лежать как можно ближе к своих кнопкам.
Аппликатура саксофона для ноты си первой октавы. Разучиваем на Свирельке:
И обещанная в начале урока нота:
Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается до второй октавы между третьей и четвертой линейкой.
Играем ноту до второй октавы. Нажимает на кнопку только средний палец левой руки. Аппликатура саксофона:
Звучит нота до второй октавы:
На Свирельке нота до второй октавы саксофона:
до второй октавы Режим сакфофон на Свирельке
Обратите внимание, что на «Свирельке» показана и основная и дополнительная (альтернативная) аппликатура саксофона. При обучении рекомендуем пользоваться основной аппликатурой. В дальнейшем альтернативная аппликатура пригодиться для быстрого перехода между нотами. При разработке «Свирелька» имелись разные мнения по поводу транспонирования нот. Было учтено, что со «Свирелькой» будут заниматься начинающие музыканты, возможно, даже не знающие нот. Поэтому было сделано так, что программа читает ноты натурального ряда. Такие как для флейты и фортепиано. Все ноты для саксофона на этом сайте сделаны под «Свирельку». Поэтому ноты с сайта не придется переделывать под саксофон. Для продвинутых музыкантов, которые пользуются нотами переделанными для саксофона, в Свирельке есть режим транспонирования нот. Так что и опытные саксофонисты могут воспользоваться программой. |
Разучили четыре ноты. Что теперь?
Мы прошли первые четыре ноты на саксофоне. Теперь, используя разученные ноты, перейдем к «длинным нотам». Напомним, что длинные ноты это ноты на протяжении всего выдоха. Упражнение на длинные ноты выполняют ежедневно перед игрой на саксофоне.
Во время упражнений на длинные ноты необходимо контролировать насколько ровный тон длинных нот на всем протяжении звучания.
Продолжайте выполнять упражнение на длинные ноты ежедневно. Только теперь играйте не на эске с мундштуком, как на уроке 5, а на собранном саксофоне, проигрывая четыре разученных ноты в виде следующих упражнений:
Первое упражнение: вытягиваете длинную ноту на полное дыхание сначала соль, затем ля, затем си и до.
Второе упражнение: повторяете те же ноты теперь с атакой.
С атакой должно звучать примерно так:
Ошибки начинающих саксофонистов.
- Незадействованные в игре пальцы непроизвольно прогибаются, скрючиваются, а мизинцы опускаются под педали клапанов. Контролируйте положение пальцев на кнопках. Держите их как можно ближе к своим кнопкам, даже когда пальцы не нажимают кнопки. Это приходится повторять снова и снова, потому что положение пальцев влияет на качество игры. Недостатки в постановке пальцев должны устраняться сразу. Так как закрепление этих недостатков потребует для исправления много усилий и времени.
- Неправильная атака языка. Контролируйте качество атаки. Если атака делается под трость или атака длится очень долго, получается что-то вроде этого:
плохое исполнение нот с атакой
В таком случае при атаке следует переместить язык ближе к кончику трости и двигать языком быстрее.
Язык должен находиться у самых зубов, очень близко к кончику мундштука. Язык не должен двигаться откуда-то из горла.
Делать атаки следует настолько быстро, чтобы поток воздуха не успел остановиться. Движение должно быть быстрым и точным в кончик трости.
В следующих уроках разучим разные типы атак: маркато, деташе, легато, а пока научитесь правильно быстро и точно проводить атаку на первых нотах при игре на саксофоне.
На этом урок Аппликатура саксофона завершен. Были разучены первые четыре ноты: соль, ля, си первой и до второй октавы.
Выполните упражнения из сборника Школа игры на саксофоне Александра Ривчуна.
Упражнения здесь:
Упражнения Школы на разученные ноты
Бонус тем, кто прошел урок и освоил первые ноты на саксофоне:
в конце видео-ролика Николай Годына сыграл небольшую композицию. У обучаемых всегда есть желание как только разучены первые ноты, начать играть мелодии. И это правильно.
Кто хочет повторить за Николаем вот ноты первой композиции в формате Свирельки. Загружайте их в программу и разучивайте эту простую мелодию.
Темп для разучивания установите сами. Выглядеть это будет так:
После того как отработаете упражнения из школы саксофона переходите к следующему уроку по разучиванию аппликатуры саксофона:
Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
Если остались невыясненные вопросы или пожелания, пишите в комментариях:
Саксофон для начинающих
Аппликатура саксофона : 3 комментария
Страничка *класс*. Свирельку получил спасибо. Установил. Правда ещё не разбирался. в вопрос у меня: Где можно посмотреть урок до и ре первой октавы? Спасибо.
Спасибо! Хорошая страничка. Сергей
Добавить комментарий Отменить ответ
Школа игры на саксофоне
Обучающая программа Свирелька
Научиться играть на саксофоне
поможет простая обучающая программа:
Ознакомительная версия бесплатно.
Включены три мелодии для разучивания.
Другие мелодии после регистрации.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы
Источник