- Информатика.
- Эволюция
- Как научиться играть по нотам
- Краткая историческая справка
- Основная информация
- Нотный звукоряд
- Понятие интервалов
- Октавы
- Расположение нот на стане
- Скрипичный ключ
- Басовый ключ
- Обозначение нот на линейках
- Дополнительные линейки
- Определенные особенности записи нот
- Знак восьмерки
- Длительность нот
- Ноты с точкой
- Динамика и музыкальные штрихи
- Как считать длительность и такт
- Счет по пульсу
- Дополнительные знаки в нотной записи
- Как самому записать ноты
Информатика.
— Формальные – это искусственно созданные языки для профессионального применения (нотная запись) . Они носят международный характер и имеют только письменную форму. Алфовит формальных языков содержит как привычные буквы и цифры, так и другие символы: знаки химических алиментов, музыкальные ноты, точки, тире и др Формальные языки широко применяются в науке и технике.
С точки зрения информатики, среди формальных языков наиболее значительную роль играют формальный язык логики (язык алгебры логики) и языки программирования. Формальные языки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.) . Слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля. Азбука морзе. Расшифровка «черных ящиков»
— Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение долгого времени. Естественный язык предназначен, прежде всего, для повседневного общения .Перевод текстов с иностранного языка. Обмен сообщениями по телефону.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме. Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине. Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. С подобными операциями вы сталкиваетесь на уроках математики и физики, когда представляете решение в разной форме. Например, решение задачи: «Найти значение математического выражения у = 5х + 3, при х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3» можно представить в табличной или графической форме. Для этого вы пользуетесь визуальными средствами представления информации: числами, таблицей, рисунком.
Таким образом, информацию можно представить в различной форме: * знаковой, письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника) ; — графическую (например, географическая карта) ; — табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента) ; * в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения) ; * устной, словесной (например, разговор) .
Источник
Эволюция
Распространённая сегодня почти повсеместно (кроме разве что записи некоторых видов этнической музыки) система нотации — с пятью линейками, чёрными и белыми нотками с «хвостами» и без, с ключом в начале строки и так далее — возникла далеко не сразу. Давайте проследим, как это происходило.
Есть свидетельства, что музыку пытались записывать ещё в Вавилоне (клинописью) и в Древнем Египте (иероглифами). Последние якобы предназначались для певцов-хирономистамов, которые одновременно с исполнением текста «дирижировали» — жестами рук показывали музыканту-аккомпаниатору, что и как нужно играть. Но, повторим, это не более чем предположение, и музыкальную нотацию тех далёких эпох не представляется возможным прочесть.
Первые музыкальные записи, которые худо-бедно поддаются расшифровке, — это древнегреческие, на основе греческих и финикийских букв. Если требовалось записать не только мелодию для голоса, но и сопровождение для музыкального инструмента, использовались разные наборы знаков — впрочем, древние греки не жаловали полифонию. Один из наиболее древних образчиков — надгробие на могиле некоего Сейкилоса, найденное в окрестностях современного турецкого города Айдын и датируемое II в. до н. э. — I в. н. э. Высеченная в камне песня (так называемая «Эпитафия Сейкилоса») призывала радоваться жизни, такой короткой, и помимо собственно текста содержала буквы, обозначающие высоту исполнения каждого слога, — чтобы любой прохожий мог не просто прочесть, но и пропеть написанное. К слову, кроме высоты нот, древнегреческий способ записи музыки не мог фиксировать больше ничего.
В раннем Средневековье греческие буквы в «сейкилосовой» системе нотации были заменены на латинские, а направление записи нот сверху вниз — на обратное (как это принято сейчас). До сих пор ноты кое-где обозначаются буквами: любой, кто пробовал учиться играть на гитаре, вспомнит, что Am, Dm, C и так далее — это обозначения аккордов, образованных от соответствующих нот.
В христианской музыке раннего Средневековья возникла невменная нотация. Невмы — графические значки, проставляемые над текстом, — были не более чем напоминанием для исполнителя (предполагалось, что мелодию в целом он знает) о выразительности и способах опевания тех или иных слогов. Ни высоты, ни продолжительности звуков невмы поначалу не передавали. В разных регионах использовались разные наборы невм. Через Византию эта система записи музыки пришла на Русь (крюковое письмо) и в Армению (хазы).
Однако музыка развивалась, и для её записи прежних значков уже не хватало. Невмы стали записывать сперва на двух, а затем и на четырёх линейках, обозначая тем самым разную высоту звуков друг относительно друга. Четыре линейки, а также музыкальный ключ и «почти современные» названия нот — заслуга человека по имени Гвидо Аретинский. Этот итальянский монах, живший в XI веке, много времени посвящал обучению хоровому пению и, чтобы упростить запоминание, додумался назвать ноты по первым слогам строк, составляющих гимн Святому Иоанну. Каждый из этих слогов исполнялся на ступень выше предыдущего. Правда, первая нота у Гвидо называлась «ут» (в «до» её переименовали существенно позже), а нот поначалу было всего шесть, поскольку большинство церковных мелодий той эпохи укладывалось в шестиступенный звукоряд (ноту «си» добавили несколько столетий спустя, назвав по «инициалам» адресата гимна, чьё имя поётся седьмой строкой).
Сам Папа Римский был в восторге от системы нотации Гвидо Аретинского, и всё с нею было хорошо, если бы не одно «но»: невмы совершенно не были пригодны для обозначения длительности звука, поэтому записать ритм — важнейший элемент музыки — не представлялось возможным. Впрочем, в те времена ритм был важен скорее для народной музыки, а культовые песнопения, по сути, представляли собой не более чем одноголосую декламацию священных текстов.
Церковная музыка становилась всё сложнее, появились сложные мелизмы, полифония, — и на смену невменной нотации пришла мензуральная, то есть «размеренная». Начало ей положил живший в XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский. Он ввёл обозначения для нот четырёх различных длительностей, каждая из которых была вдвое или втрое короче преды дущей. Они назывались «максима», «лонга», «бревис» и «семибревис» и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы. В XIV веке французский композитор и теоретик Филипп де Витри добавил к системе мензуральной нотации четыре ещё более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». Они обозначались ромбами с вертикальными штилями и горизонтальными флажками (как на современных нотах).
Другая заслуга Филиппа де Витри — это введение наряду с распространённым ранее трёхдольным («перфектным») делением нот двухдольного («имперфектного») и упорядочение их соотношений. Эта система была значительно сложнее принятой сегодня; не вдаваясь в подробности, скажем только, что четыре символа тактового размера, предложенных де Витри, соответствовали сегодняшним 2/4, 3/4, 6/8 и 9/8.
Ещё столетие спустя ноты приобрели более знакомый нам вид: если раньше все значки были чёрными (закрашенными), то теперь чёрными остались только самые короткие длительности. Впрочем, головки нот по-прежнему были квадратными или ромбическими. Примерно в это же время появились отдельные обозначения для пауз, отдалённо напоминающие современные. Интересно отметить, что одно время где-то пользовались старым четырёхлинейным нотным станом, а где-то — пятилинейным, более «нотоёмким».
В XV веке музыкальная нотация использовалась для записи уже не только духовной, но и светской музыки, с которой в дальнейшем связано развитие нотной записи. В XVI веке появились первые печатные издания нот. Умение читать музыку с листа и играть на каком-либо музыкальном инструменте получило весьма широкое распространение как среди людей знатного происхождения, так и среди их прислуги. И неудивительно: радиоприёмников и магнитофонов тогда ещё не изобрели, и если человек хотел услышать музыку, то должен был исполнять её друг или найти кого-нибудь, кто ему сыграет.
В XVII–XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми, и система записи музыки в целом приняла современный вид. Однако этого было недостаточно. Музыка как явление постоянно усложнялась и изменялась, появлялась необходимость фиксировать на бумаге какие-то хитрые приёмы звукоизвлечения, характерные для тех или иных инструментов, обозначать особенности звучания нот, громкость, экспрессию… Как сказал Ференц Лист, главное в музыке нельзя записать нотами. И на нотном стане, и вокруг него появлялось всё больше символов и надписей. Этот процесс продолжается и по сию пору.
В XX–XXI веках, особенно с появлением компьютеров, в обиход начинают входить совершенно новые системы музыкальной записи, без всяких нот, а то и без линеек. Гитаристы наверняка вспомнят табулатуры, где на линиях цифрами проставляются зажимаемые на грифе лады. Компьютерные программы для создания музыки предоставляют собственные символьные системы, не предназначенные для использования на бумаге, но очень удобные на экране. Например, ноты (или даже целые семплы) складываются там, как кирпичики, на временновысотную сетку. Да и сама музыка с появлением компьютеров становится зачастую всё менее пригодной для записи на разлинованном бумажном листе, — но это уже тема для другой статьи…
Источник
Как научиться играть по нотам
Для того чтобы сохранить музыкальное произведение на века, были изобретены ноты. Неподготовленный музыкант не сумеет воспроизвести его, не понимая, как читать ноты. В то время как профессионал без труда воспроизведет любую музыку, лишь заглянув в нотную тетрадь. Все дело в наличии навыка и опыта. С помощью знаний, можно с легкостью играть музыку, складывая ноты как во время прочтения книги.
Краткая историческая справка
Для успешного понимания сути нотной грамоты нужно обратиться к истокам.
Раньше музыка передавалась из уст в уста, как и литературные произведения. Но люди понимали, что ее необходимо сохранять, а соответственно – научиться систематизировать и записывать особым образом. Попытки сделать это были разнообразны.
В III в. н. э. Древнегреческий теоретик музыки Алипий из греческих букв составил список символов, каждый из которых интерпретировал звук конкретной высоты. Римляне также воспользовались данным способом, заменив греческие буквы на латинские.
В Средневековье для фиксации нот использовали невменную нотацию. Особенно часто к данному способу прибегали для фиксации направления движения мелодии при воспевании католических псалмов. Однако данная техника не была совершенной. С помощью нее певцы псалмов могли только вспомнить уже ранее разученную мелодию. Такая система не передавала высоту звука точно.
Решением данной проблемы теоретики музыки занимались долго. В результате, было решено ввести определенный ориентир – линию для звука fa. От нее вели счет остальных звуков вверх и вниз. Позже для звука do была введена еще одна линия.
Педагог Гвидо Аретинский ввел четыре параллельных линии, на которых стали изображать невмы, каждая из которых обозначала определенную высоту звука. Так в истории музыки появился нотный стан. Отличие современного нотного стана от невменной системы той поры лишь в том, что линий стало пять, а невмы заменили нотами.
Основная информация
Современная нотная грамота, знание которой необходимо для написания музыки и ее воспроизведения, основывается на базовых элементах. Музыканту необходимо выучить азы нотного звукоряда, разобраться в интервалах и октавах.
Нотный звукоряд
Музыкальная система вмещает в себя ряд звуков. Они размещены в порядке возрастания. Всего таких звуков 88. Их основная составляющая – ноты. Это своеобразные буквы музыки, которые отражают высоту звука, а также его длительность.
Современная музыкальная система состоит из семи хорошо известных всем звуковых обозначений. Они расположены в определенной последовательности:
Их повторение определенное количество раз и образует в конечном итоге звукоряд из 88 звуков.
Понятие интервалов
Каждая нота обозначает определенную высоту звука. Соответственно, каждая определенная нота выше, чем предыдущая, записанная перед ней.
Для того чтобы правильно читать ноты, необходимо запомнить суть обозначений интервала. Это отношение между одновременно и последовательно взятыми звуками. Существует два вида интервалов:
- Гармонический (при одновременном звучании);
- Мелодический (при последовательном звучании).
Интервал вмещает в себя вершину и основание. Между ними есть расстояние, которое в музыкальной грамоте измеряется количеством тонов или ступенями. Интервалы принято обозначать арабской цифрой. А их названия происходят от латинских числительных.
Основные характеристики интервала:
- Прима – указывает на расстояние между одной и той же нотой. Как правило, это минимальное или нулевое значение, поэтому прима является формальным интервалом.
- Секунда – расстояние, измеряемое в две ступени.
- Терция – расстояние, измеряемое в три ступени.
- Кварта – расстояние, измеряемое в четыре ступени.
- Квинта – расстояние, измеряемое в пять ступеней.
- Секста – расстояние, измеряемое в шесть ступеней.
- Септима – расстояние, измеряемое в семь ступеней.
- Октава – расстояние, измеряемое в восемь ступеней.
Октавы
Согласно пределам возможностей, голос или инструмент может звучать определенно низко или высоко. Расстояние между этими значениями называется диапазоном. В музыке диапазон измеряется октавами. Она выбрана мерой измерения потому что охватывает весь звукоряд из семи нот. Всего в музыке девять октав.
Удобнее всего понять суть нюансов, связанных с октавами на примере фортепиано. Его клавиатура содержит две неполных и 7 полных октав.
Считать их принято в музыке от ноты До. Поэтому первое, чему учат в любой музыкальной школе – находить на пианино именно эту ноту. Для этого необходимо найти группу из двух черных клавиш. Нота До будет слева.
Расположенные правее клавиши звучат выше, те что левее звучат ниже.
Эти правила позволяют нажать нужную ноту в случае необходимости. В том случае, если необходимо просто нажать ноту До, можно нажать любую клавишу, обозначающую эту ноту. Однако если нужно нажать ноту До в определенной октаве, музыкант коснется конкретной клавиши.
Расположение нот на стане
Музыкальные инструменты способны звучать в различном диапазоне. Туба может извлекать звуки контроктавы, а флейта звучит вплоть до пятой октавы. На фортепиано расположено 88 клавиш, и она способна звучать как на пятой октаве, так и на контроктаве.
Современный нотный стан содержит в себе только пять параллельных линий. Вопрос в том, как разместить на них ноты, которые способные обозначить такую разность звуков. Для этого используются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ в музыкальной грамоте иначе обозначается как ключ Соль из-за того, что рядом с ним расположена нота Соль.
Этот ключ используется для записи высоких нот и подходит не для каждого инструмента. Если записать в этом ключе ноты для фортепиано, музыкант будет играть их правой рукой.
ВАЖНО! Данная нота является нотой именно первой октавы.
В этом ключе в основном пишутся ноты для скрипки, гитары или духовых инструментов, так как они способны воспроизвести ноты с малой октавы и выше.
Басовый ключ
Рядом с данным ключом расположена нота Фа, поэтому его иначе обозначают как ключ Фа. Применение басового ключа используется не так часто, как скрипичного. Басовые линии применяются в музыке для воспроизведения звука, который расположен ниже малой октавы.
В основном такой ключ подходит для записи нот для таких инструментов как фагот, бас-гитара или контрабас.
Существует колоссальное отличие в написании нот в скрипичном и басовом ключе и в том, как это выглядит в нотной тетради. На нотном стане у них совершенно разное расположение. Написание нот на басовом ключе требует отдельного запоминания.
Обозначение нот на линейках
Расположение нот в скрипичном ключе имеет принципиальное значение в музыкальной грамоте. Основные правила расположения таковы:
- До – располагается на первой добавочной линейке.
- Ре – под первой линейкой.
- Ми – на первой линии.
- Фа – между 1 и 2.
- Соль – на 2.
- Ля – между 2 и 3.
- Си – на 3.
- До2 – между 3 и 4.
Расположение нот в басовом ключе:
- До – между 2 и 3.
- Ре – на 3.
- Ми – между 3 и 4.
- Фа – на 4
- Соль – между 4 и 5
- Ля – на 5
- Си – над 5.
- До – на первой верхней добавочной линии.
Как видно, ноты в басовом и скрипично ключе на нотном стане записываются по-разному.
Дополнительные линейки
Для того чтобы написать низкие звуки, удобнее всего использовать именно басовый ключ. Но многие композиторы и музыканты для записи небольшого количества звуков иногда используют дополнительные линейки. К примеру, для записи ноты До первой октавы используется дополнительная линейка.
СПРАВКА! Если записывать ноту в скрипичном ключе, дополнительная линейка будет расположена ниже обычного нотного стана, если же в басовом – выше нотного стана.
Определенные особенности записи нот
Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.
Знак восьмерки
В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.
Длительность нот
Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.
Виды длительности ноты:
- Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
- Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
- Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
- Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
- Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
- Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
- Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.
Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.
Ноты с точкой
Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.
Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.
Динамика и музыкальные штрихи
Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.
Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален. Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка. Такие приемы называются «туше».
В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:
- Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
- Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.
Как считать длительность и такт
Для того чтобы «уловить» процесс счета длительности нот, лучше всего представить механические часы. В них секундная стрелка разделяет минуту на определенные отрезки в равных долях. Такие отрезки можно сравнить с сердцебиением. Измерение обычно происходит проверкой пульса.
Музыка тоже имеет свой пульс, который измеряется количеством ударов в минуту. Для измерения необходимо всего лишь знать соотношение этих длительностей.
ВАЖНО! Для того чтобы научиться играть ритмично, музыкант должен придерживаться чувства равномерной пульсации. Равномерность пульса – основа ритмичности в музыке.
Счет по пульсу
Пульс – это определенные сигналы, отражающие течение ритма музыки, временную разницу между тишиной и нотами, составляющими музыкальное произведение.
Для того чтобы произвести счет по пульсу, необходимо всего лишь взять за основу один интервал между ударами. Деление этого интервала на доли будет осуществляться в зависимости от того, какой ритм у музыки – быстрый или медленный.
Зная интервал, можно просчитать, быстрее или медленнее будет пульс в музыкальном произведении на определенном отрезке в сравнении с предыдущим.
Дополнительные знаки в нотной записи
Помимо нот и ключей в музыкальной грамоте используются дополнительные знаки, которые тоже важно знать. Одной из распространенных разновидностей являются знаки сокращения:
- Реприза (для повторения определенной части музыкального произведения);
- Вольта (повторения отрезка с другим концом);
- Повторение такта (обозначается в виде косых палочек);
- Повышение или понижение на октаву, что отображается уже знакомой нам восьмеркой.
Как самому записать ноты
Для того чтобы записать ноты, необходимо расчертить нотоносец (нотный стан) или приобрести в магазине тетрадь, в которой он уже расчерчен. Не стоит забывать про скрипичный или басовый ключ, на основе которого будут записаны ноты.
Современные технологии также предоставляют возможность записывать ноты в режиме онлайн в различных программах и приложениях.
Нотная грамота – это своеобразный язык, используемый для чтения музыкальных произведений. Научиться читать, понимать и играть ноты достаточно просто. Следует только вникнуть в основные правила, изобретенные уже очень давно, и чаще тренироваться.
Источник