Музыкальные ноты интересные факты

Музыкальные ноты: занимательные факты

В музыке до появления нот использовались особые знаки под названием невмы. Невменная нотация применялась в Европе, Византии, на Руси и в Армении. Невмы, в отличие от нот, не указывали точной высоты и протяженности звуков. Они использовались для того, чтобы только напомнить певцу об уже изученной ранее мелодии. Невмы могли символизировать несколько звуков и использовались преимущественно для молитвословных текстов.

Появление современных нот связывают с трудами итальянского музыкального теоретика Средних веков Гвидо Аретинского, который в первой половине XI века начал записывать ноты на четырехлинейном нотном стане.

Ноты до, ре, ми, фа, соль, ля и си получили свое название благодаря гимну св. Иоанна. Гвидо Аретинский придумал их благодаря первым слогам строк этого гимна, который пелся в восходящей октаве: «UT queant laxis, REsonare fibris, MIra gestorum, FAmuli tuorum, SOLve polluti, LAbii reatum, Sancte Ioannes». Этот гимн по сути является молитвой о сохранении голоса: молящиеся просили у святого Иоанна подарить им чистые уста, чтобы они могли свидетельствовать о его чудесах силой своего голоса. У Гвидо Аретинского первая нота октавы называлась «ут», а около 1540 года она была заменена на «до». Изначально нот было 6, а около 1574 года была добавлена и нота си.

Читайте также:  Гитара раиля арсланова ibanez

Источник

Полное название нот. Особенности, история и интересные факты

Сегодня мы расскажем, что обозначают ноты, их полные названия, а также вспомним некоторые интересные исторические факты. С латинского языка это слово переводится как «метка» или «знак». Речь идет о графическом обозначении звука в музыкальном произведении. По сути, перед нами один из главных символов нотации в данном виде искусства. Полное название музыкальных нот передается при помощи особых символов. Они указывают на различные характеристики звука: порядок исполнения, длительность, высоту. Но почему были приняты именно такие символы? Далее поговорим обо всем этом подробнее.

История

Далее будут рассмотрены полные названия нот. Гвидо д’Ареццо является автором музыкальной нотации. Он создавал свои труды в первой половине XI века. Именно он начал записывать интересующие нас символы на четырёхлинейном стане. Таким образом, мы ответили на вопрос, кто придумал ноты. Полные названия нот, какими мы их знаем сегодня, появились не сразу. До этого в европейской музыке применялись невмы. По сути, речь идет об особых знаках. Созданная Гвидо д’Ареццо система впоследствии дорабатывалась. В частности, изменились ключи и внешний вид обозначений, добавилась 5-я линейка. В современном виде интересующая нас система используется с XVII в. Около 1700 г. Андреас Веркмейстер – немецкий музыкант и ученый – предложил использовать двенадцатитоновую логарифмически равномерную музыкальную шкалу. Кроме того, он изготовил фортепиано, которое было настроено на ее основе. В то время при помощи нот записывались исключительно высоты звуков. Ритм таким образом передать не удавалось.

Имена

В данном разделе будет приведено полное название нот с переводом. Если расстояние между музыкальными единицами кратно октаве, их имена одинаковы. Сегодня используются такой ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Полное название нот укажем далее. Ля первой октавы является эталоном частоты — 440 Гц. Отношение нот, которые отстоят на октаву, равно двум. Полное название нот на латыни, по одной из версий, – это строки гимна, исполнявшегося в восходящей октаве: UT queant laxis, REsonare fibris, MIra gestorum, FAmuli tuorum, SOLve polluti, LAbii reatum. Данную систему ввёл Гвидо д’Ареццо. У него нота до называлась ут. В дальнейшем, чтобы сделать проговаривание более удобным, придумали альтернативный вариант – в честь Джованни Дони. Кроме того, добавилась нота си. Ее название является сокращением от Sancte Ioannes. Такое имя ей подарил Х. Вальрант. В Венгрии и США нота си имеет имя ти. Это позволяет не путать её с «C» – до в латинской нотации.

Обозначение буквами

Полное название нот можно передать также иным способом. Речь идет об обозначении их буквами. Ноты обозначаются латинскими буквами: C, D, E, F, G, A, H. Это так называемая немецкая система обозначения. В ней нота си передается буквой H. Немецкая система используется почти в каждой европейской стране, в которой английский язык не является основным. Си-бемоль передается согласно данному методу буквой B. Существует также английская система обозначения. По ее правилам, ноту си передают буквой B. Эта система главным образом распространена в Великобритании и США. Также она частично используется в Швеции и Голландии. В англоязычной литературе применяются правила данной системы обозначения. Она нередко встречается и при обозначении гитарных аккордов в русских сборниках. Для добавления бемоля к ноте приписывают -es к её названию. Чтобы обозначить диез, используется –isis. Из этого правила есть исключения. Мнемонический приём, обеспечивающий запоминание нот, находящихся на 1 — 5 линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа. При этом следует учитывать интервал в терцию. Для удобства используется следующая фраза, довольно забавная: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию».

Упрощённая система

Полное название нот можно передать и более простым способом. Упрощенная система записи была создана для разнообразных музыкальных инструментов. Речь идет о табулатуре. Она может быть клавишной и гитарной. Использование данной техники может освоить любой человек, который не владеет нотной грамотой. Это делается достаточно быстро.

Форма записи

Нотным станом называются 5 линеек, на которых и располагаются музыкальные единицы. Считают их снизу вверх. Ноты слева направо записываются в форме овальных помет в порядке звучания. Каждая музыкальная единица находится на определенной строке стана либо между ними. Иногда применяются добавочные линейки. Они расширяют нотный стан вниз или вверх. Дополнительные линейки имеют определенную длину. Ровно столько требуется для изображения нот, которые необходимо поместить на эти строки. Вертикальная позиция музыкальной единицы зависит от её звучания с учетом высоты.

Элементы

Изображение ноты включает три элемента. Вытянутый в горизонтальном направлении овал называется головкой. Присоединенная к нему вертикальная черточка имеет имя штиль. От последнего отходят одна либо несколько изогнутых линий. Они называются флажками или хвостами. Головка бывает заполненной или пустой. Хвосты и штиль в определенных обстоятельствах отсутствуют. Благодаря описанным признакам определяются относительная длительность обозначаемого звука. Расположение головки относительно линеек определяет высоту. Взаимное расположение указывает на порядок их исполнения.

Обозначение высоты

При записи ноты размещаются особым образом. Их головки находятся на линиях либо между ними. Каждой позиции соответствует определенная ступень – одна из семи. Она повторяется в различных октавах. Соответствие позиций и ступеней задаётся ключом на нотном стане. Основная ступень позиции при этом может быть понижена или повышена. Для этого используются основные или случайные знаки альтерации. Таким образом, высота звука определяется на основе положения музыкальной единицы на стане. При этом учитываются ключи и знаки альтерации.

Интересные факты

Выше мы уже рассмотрели, как было образовано полное название нот, однако существует еще несколько любопытных моментов, на которые стоит обратить внимание при знакомстве с музыкальными единицами. Каждой строке на стане и пространству между ними присваивается порядковое значение. При этом последовательность нот не меняется. Таким образом, чтобы определить положение всех музыкальных единиц на стане, достаточно узнать позицию одной. При этом остальные вычисляются автоматически.

Чтобы указать, какая нота является отправной, в музыке имеются ключи. Речь идет о специальных символах. Они записываются в левом конце нотоносца. Наиболее распространён скрипичный ключ. Он указывает, что на 2 строке снизу имеется нота соль, относящаяся к первой октаве. Басовый ключ восходит графикой к литере «F». Он указывает, что нота «фа» в малой октаве соответствует второй строке сверху. Другие ключи – басопрофундовый и старофранцузский – встречаются реже.

Есть особые музыкальные инструменты. Партии для них пишутся в ключах «до». Существуют хорошо известные «чистые» ноты. Кроме того, не следует забывать об их производных – бемоль и диез. Для указания на них от ноты слева пишутся особые символы. Они называются знаками альтерации. Эти же символы могут располагаться в начале каждой из строк. Это значит, что все ноты исполняются в бемольном или диезном варианте. Ключевыми называются знаки, которые стоят в начале строки. Элементы, находящиеся при отдельных нотах, получили имя случайных. Последние действуют в рамках одного такта во всех октавах. Существует еще один особый знак альтерации. Он называется бекар. Он используется, чтобы отменить указанные ранее бемоль или диез.

Цвет овала нот указывает на длительность. Кроме того, для ее описания используется ряд других элементов. Основными длительностями являются целая, а также половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Намного реже используются более мелкие или крупные части. Длительность целой ноты – это относительная величина. Она зависит от темпа произведения в определенный момент. Если подряд расположены несколько нот с длительностью меньше четвертей, они изображаются под единым ребром – палочкой.

Источник

Музыкальные ноты интересные факты

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Что было до того, как появились первые ноты

История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.

Как появились ноты: кто и где их придумал

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MI ra gestorum

FA muli tuorum,

SOL ve polluti

LA bii reatum,

S ancte I oannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

В заключение

Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.

А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.

Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!

Автор проекта Мария Шаро

#13 Комментарии

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Спасибо, Мария! Нам ( читателям) очень интересно. Доступно! А главное, кажется, в памяти отложилось, не хочу сглазить.))
Встречалось мне еще такое толкование:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Mariya, blagodaru!
ochen’ zanimatel’naya informaciya! kak i vse vashi uroki smotrela s ogromnim interesom.

Источник

Оцените статью