Ритм и размер в музыке
При игре на гитаре будь то перебор или бой движения пальцев правой руки подчиняются определённому ритму. Или ещё мы можем назвать это ритмическим рисунком.
Под определением ритм в музыке мы будем понимать чередование звуков одинаковой или различной длительности. Ритм существует в темпометрической сетке. Теперь рассмотрим два понятия: темп и метр. Темп – это скорость движения музыки. Измеряется он в количествах ударов в минуту. Любое произведение мы можем сыграть в быстром или медленном темпе. Темп в музыке задаётся метрономом.
Метр – это чередование ударных и безударных звуков (сильных и слабых долей).
Одна из задач аккомпанемента – задавать и поддерживать главный ритм песни – её метр. Метр песни выражается размером, который представляет собой дробь: числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – длительность, принятую за основную долю. В песнях за основную долю принимают чаще всего четвертную или восьмую ноту. Сумма длительностей всех звуков и пауз одного такта равняется размеру. Размер указывается в начале нотного текста.
Размер в музыке может быть простым и сложным, являющимся комбинацией простых. В простых размерах сильной долей является либо каждая вторая – двудольный размер, например, две четверти (2/4), либо каждая третья – трёхдольный размер, например, три четверти (¾). Аккомпанемент песен с простым размером чаще всего играют, чередуя бас и одновременно извлечённые звуки на 1-2-3 струнах.
Сложные размеры являются комбинацией двух и более простых, например, 2/4 и 2/4 образуют 4/4, ¾ и ¾ образуют 6/4 (чаще используют другой размер – 6/8). Ритмический рисунок в этих размерах более сложный, здесь в такте имеется два ударных звука: в начале такта – более сильное, в середине – менее.
Теоретические основы мы разобрали и теперь рассмотрим небольшой пример.
Пример различной длительности нот
Перед нотным текстом после скрипичного ключа Вы можете видеть указание размера ¾. Внимательно посмотрите на каждый такт. Длительность нот разная, но в сумме в каждом такте будут присутствовать три четвертные ноты. Это правило должно распространяться до конца данного произведения. Бывают такие случаи, когда в произведении меняется размер. Это сразу же указывается в том такте, где производится изменение и также указывается место, где возвращается основной размер. Про длительность нот и пауз Вы можете прочитать в этой статье.
Надеюсь, статья была полезна Вам. Делитесь ею в социальных сетях и пишите комментарии.
Также всё вышеизложенное рассказано на следующем видео:
Видео на тему «Ритм и размер»
Источник
Песни под гитару Примеры музыкальных размеров
Аккорды песен под гитару, видео
Примеры музыкальных размеров
Сейчас мы применим теорию на практике:
Чтобы определить музыкальный размер, будет достаточно подсчитать количество отдельных ударов в каждом такте, как показано цифрами в скобках: при этом очень важно поддерживать постоянную скорость произношения (вам может помочь метроном), выявляя размер каждого такта.
После того как вы выполнили пример для размера 4/4, применим тот же принцип к остальным простым размерам.
Применительно к сложным метрам подсчитаем группы, разделенные на три восьмых ноты на каждый удар метронома:
А теперь перенесем сейчас тот же принцип на остальные примеры сложных размеров.
В случае смешанных размеров можем посмотреть примеры, которые образуются в результате сочетания двух-, трех- или четырехдольных размеров (не будем сейчас углубляться в эту область):
В обозначении дроби, с помощью которой обозначается музыкальный размер, в числителе указывается количество долей в каждом такте, а в знаменателе — длительность каждой доли.
Источник
Дэвид Брэйд >Такт. Размер такта. Длительности нот. Темп
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на акустической гитаре. Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.
Что такое такт, размер такта и длительности нот?
Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.
Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.
Длительности нот
Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.
Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.
Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:
Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как
1-и-2-и-3-и-4-и
То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.
Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:
Раз два три
Первая доля сильная, вторая и третья слабые.
Определить размеры тактов:
Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.
Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.
Вот наиболее часто встречаемые из них:
Presto (Престо) — быстро
Allegro (Аллегро) — бодро, или весело
Vivace (Виваче) —живо, оживленно
Andante (Анданте) — свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) —умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) — медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) —тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) — медленно
Grave (Граве) — медленно и торжественно
Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:
Adagissimo (Адажиссимо) — чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) — очень быстро
Allegretto (Аллегретто) — довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) — медленно, но не настолько, как ларго.
С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ — это сокращение от «Метроном Мельцеля».
Кроме значков динамики («клинья» или «шпильки»), партитуры часто сопровождаются и словесными инструкциями (также на итальянском языке), например: «cresc ……. » или «dim …… » (сокращения от «crescendo» (крещендо) и «diminuendo» (диминуэндо), что означает «постепенно громче» и «постепенно тише») с пунктирной линией, указывающей, в каком месте и как долго должно происходить такое динамическое изменение.
Если Вы хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.
Интересна статья. Отсюда в полной мере узнал о том, что такое размер такта и длительность нот. Все расписано очень подробно и так, что лишних вопросов не возникает. Очень поможет мне для игры!
Имея музыкальное образование (закончила музыкальную школу), автора статьи можна только похвалить. Написано очень доступно и понятно.
С моей точки зрения,без этого не обойтись. Для меня это стало явью,когда начал выступать на сцене с группой. не сможешь попасть в такт…либо испортишь настрой и мелодию,как и себе,так и некоторым зрителям,что потом сыграет свою роль.
Познавательная статья, спасибо. Раньше часто путала понятия «ритм» и «такт». Теперь вроде бы разобралась.
что такое такт в музыке я знала давно, а то, что столько видов темпа бывает, узнала впервые. Спасибо!
что значит «из за» такта в музыке?
Это значит, что партия инструмента начинается не сильную долю, а перед ней. В начале будут стоят знаки пауз.
Если партия начинается с затакта, как правило, и кончается партия знаками пауз.
Самое нелюбимое занятие в музыкалке было — это расстановка тактовой черты на нотном стане. ))
А я ничего не понял …
«темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту. Например, 60 (60 четвертных нот в минуту).»
Почему четвертных-то ? Если ее длительность измеряется в долях такта, а длина такта никак явно со временем не соотносится .. Если же в минуте 60 четвертных, не проще ли сразу сказать, что четвертная нота — это секунда, а целая нота — это 4ре секунды без лишней воды и мути. И с длиной такта сразу никаких вопросов 4/4 — четыре секунды.
полностью с вами согласна максим . принимать длительность за секунду было бы удобнее и правильнее !
Насколько я знаю, темп бадают ударные, остальные под них подстраиваются. У нас нет барабанщика, только вокал, клавиши и гитара. Кто должен задавать темп? Или все должны идеально чувствовать такт и особо друг друг друга не слушать? Это вообще возможно?
В точку…. Победил своими барабанами двух пианисток при помощи этой статьи, ну очень помогла…. Если играешь или учишься без счета,то это либо набор нот либо набор звуков без какой либо мелодии….. Как они музыкадку по классу фортепьяно закончили осталось загадкой
А вы так же не написали, что некоторые длительности могут содержать в себе несколько других, меньше по продолжению, например: в одной четверти содержится две восьмые(«восьмушки»), в одной четверти содержится четыре шестнадцатых, в одной половинке содержится две четверти и т.д…
Именно это я ожидала узнать из этой статьи, так как у меня скоро экзамены, а я ни на каких сайтах не могу найти подобную моим запросам информацию.
Надеюсь, что не обидела, высказав свое мнение в комментарии, и извиняюсь за оскорбления, но надеюсь, что рано или поздно вы все таки включите подобную унформацию в содержание сайта.
Источник
Музыкальный размер
Основой современной ритмической системы является метроритм. Для понимания этой системы большое значение имеют такие понятия как метр, такт и размер.
Метром называется закономерное чередование равных по длительности тяжелых и легких (сильных и слабых) долей.
Самый простой способ понять метр это произносить какое-либо слово ритмично. Например, если произносить слово музыка – музыка, то можно услышать, что акценты повторяются через равные промежутки времени. В данном слове этот промежуток равен трем слогам му-зы-ка_ му-зы-ка. В музыке это будет эквивалентно трехстопному размеру. Если произносить слово рука, то акценты будут повторяться через один слог и образуется двустопный метр.
Акцент, приходящийся на первый слог, называется в музыке сильной долей, а остальные слабые.
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Подобно тому, как доли метра, подразделяясь на сильные и слабые, образуют такт, в свою очередь такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов, могут объединяться в группы.
Метр, тактовая пульсация как единообразная система временного счета находится в постоянном противоречии с фразировкой, артикуляцией, мотивной структурой, включающей ладо-гармоническую, линеарную стороны, ритмический и фактурный рисунок, и это противоречие является нормой в музыке XVII—XX вв.
Вне метрической организации не может возникнуть ритмическая четкость. Роль метра в ритмическом движении можно уподобить роли лада в высотной организации: сильные доли соответствуют опорным, устойчивым звукам лада, а слабые доли и различные длительности ритмического рисунка — неустойчивым.
Подобно тому, как на основе лада развивается мелодическая линия, на основе метра развивается ритмический рисунок. Таким образом, метр и ритм в музыке практически неотделимы друг от друга.
Верхняя строчка метр, нижняя ритм.
Очень близко понятию метра понятие размера. Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность (об этом я уже писал здесь), то размер представляет собой конкретизацию метра, то есть связывает метр с определенной длительностью долей. Так, метрическая основа может быть одинаковой, а продолжительность долей разной: они могут быть выражены половинными, четвертями, восьмыми и другими длительностями.
Размер обозначается двумя арабскими цифрами, расположенными вертикально. Верхняя цифра показателя размера указывает количество метрических долей, а нижняя — кратность каждой доли.
Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные.
Простые размеры состоят из одной ритмической стопы, т.е. могут быть только двух или трех дольными. Наиболее распространённые размеры 2/4,3/4,2/2,3/2 и т.д. В простых размерах одна сильная доля – это их основное отличительное свойство. Размер 2/4 характерен для марша, а ¾ для Вальса, также Вальс может быть записан в размере 3/8 при более медленном темпе.
Сложные однородные размеры – образуются путем склеивания двух, трех или более одинаковых простых размеров. Таким образом, мы получаем размеры 4/4, 6/4, 6/8.
Обратите внимание, что в сложных размерах две и более ритмических стопы, т.е. кроме сильной основной доли образуется еще одна в месте соединения размеров – это доля называется относительно сильной. Например, в размере 4/4 третья доля это место склейки 2/4 размера и следовательно она относительна сильная. В размере 6/4 относительно сильной будет 4 четверть.
Важное замечание касается размеров 6/4 и 6/8. Иногда путают эти размеры с простыми, поскольку внешне они выглядят одинаково:
В первом такте представлена не правильная группировка акцентов, поскольку ее можно свести к простому размеру со счетной долей равной половинной. Такая группировка говорит нам о размере 3/2,который является простым. То есть, для правильного определения размера также важна счетная доля, которая определяется периодичность смены ритмических стоп внутри сложного размера. Также это можно проиллюстрировать размерами 6/8 и 3/4:
Обратите внимание на разную ритмическую запись (группировка) – она объясняется наличием в первом размере относительно сильной доли и отсутствием таковой во втором. Сложные смешанные размеры, как Вы уже, наверное, догадались, образуются от смешивания неодинаковых простых. Например, ¾ + 2/4 образуют размер 5/4. Но также и размер 2/4+3/4 образуют 5/4.
Эта двойственность характерная черта сложных неоднородных размеров, которая очень часто обыгрывается современными композиторами. Как определить, какие размеры смешаны? По акцентам и группировке. Например, известная тема Take Five записывается так:
Из записи видно, что это сочетание ¾ + 2/4. Если развернуть зеркально, то получим обратное смешение.
Также образуются размеры 7/8, 11/8 и прочие. Отличительная черта таких размеров неравномерное чередование ритмических стоп.
Кроме описанных выше, в музыке встречаются также и переменные размеры. Переменным называется размер с изменяющимся количеством счетных долей.
Если чередование (смена) определенных размеров в произведении производится строго систематически, то такой переменный размер называется периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выставляются обозначения обоих (или нескольких) размеров в соответствии с порядком их чередования.
Если же смена различных размеров будет происходить лишь эпизодически, то есть без определенной системы, то данный размер называется непериодическим переменным размером. В таком случае внутри пьесы всякий раз выставляется обозначение вновь наступившего размера .
Система переменных размеров характерная для свободного метра музыки XX века, в противовес строго классическому метру предыдущих трех столетий.
Также стоить упомянуть об организации метра без тактовых черт и без размера. Как правило, в такой музыке метр является свободно изменяемой величиной практически неотделимой от ритма. И хотя соотношения длительностей сохраняются такие понятия как сильная и слабая доля не имеют значения, что свойственно уже рассматриваемым мной системам организации ритма.
Теория такта в XX в. пополнилась нетрадиционной разновидностью — понятием неравнодольный такт.
Пришло оно из Болгарии, где в таких тактах стали записывать образцы народных песен и танцев. В неравнодольном такте одна доля длиннее другой в полтора раза и записывается как нота с точкой («хромающий» ритм). Для адекватной звучанию нотной записи подобных смешанных тактов, болгарскими музыковедами предлагаются даже числа с дробями, например, вместо 5/16, 7/16 — обозначения:2 ½ /8 или 3 ½ /8.
Новые, нетактовые формы организации ритма появились в XX в., наряду со свободным тактовым метром. К числу новейших форм относятся, в частности, ритмические прогрессии и серии, основанные на принципе временной нерегулярности, апериодичности, в противоположность принципам тактометричности.
Источник