Песенки — считалки
К игровому фольклору относятся музыкальные считалки . Этот простой жанр народного творчества можно успешно использовать на уроках музыки в школе и на музыкальных занятиях в детском саду в качестве увлекательных упражнений на развитие дикции , ритмических данных , распевок . Что такое считалки . Это небольшие стихотворения или песенки юмористического характера , с помощью которых определяется очередность в игре , выбираются действующие лица или ведущие . Чтобы всех участников игры разделить на группы , чаще всего обращаются к жеребьевке , которая также часто представляет собой рифмованные приговоры . Двое участников договариваются , кто кем будет , а потом участники игры выбирают по очереди один из указанных предметов . Важную роль в считалки играет ритм . Он определяет правильность пересчета . Скандированное произношение считалки сопровождается определенными движениями ( например , указанием в каждого участника ), которые повторяются равномерно , строго ритмично . Свое название такие произведения получили , видимо , по той причине , что ведущее место в них занимает счёт . На каждую цифру дается рифмованная фраза .
Много считалок начинается с простого отсчета , например до пяти ( известная считалка про зайчика , который « вышел погулять «) или до десяти : «… десять — выплыл ясный месяц «, «… десять — царь хотел меня повесить » и др . Перечень здесь является заделом , после его разворачивается небольшой сюжет . Некоторые считалки , сами не давая перечня , требуют его в ответе на вопрос .
Такие песенки , основанные на цифрах , исследователи относят к ранним образцам песенного творчества . Английские исследователи , проанализировав богатый материал творчества разных народов , пришли к выводу , что как раз эти песни отразили те степени , которые прошло человечество прежде чем научилась считать .
О давности считалок свидетельствуют факты иносказаний в перечислении , что связано с суеверием наших предков , которые верили , что прямой перечень может повредить делу , и поэтому придумывали различные формы , чтобы как — то завуалировать истинный смысл и цель перечня . С течением времени считалки потеряли свою первоначальную основу , превратились в обычную игру и полностью перешли в детский репертуар .
В игре считалка имеет силу закона , она предотвращает возможность своевольства или злоупотребления силой , положением . Какого бы содержания ни были считалки , они очень часто заканчиваются указанием на того , кто или выбывает из них , или становится ведущим . Назначение , функция считалки обусловливает особенности ее содержания , композиции . Это или небольшой законченный сюжет , или только намек на некое происшествие — и неожиданная концовка :
« Афанасий , Афанас ! Твоя жена у нас свалилась в квас — Лови семь лет нас !»
В качестве считалок применяются и коротенькие песенки . В таком случае ведущим становится тот , на кого попадет последнее слово песни . Многие считалки являются случайным сочетанием слов , они не имеют понятного для нас смысла . Объясняется это разными причинами . Одни из считалок могли перейти из фольклора другого народа в своем первоначальном виде и поэтому без перевода теряют смысл ; в некоторых искажение объясняется их длительном использованием в различных ситуациях : то , что было понятно во время возникновения , теперь свой смысл потеряло .
Теперь считалки — это только детская сфера фольклора , а дети способны все превращать в игру . К . Чуковский неоднократно подчеркивал стремление маленьких заниматься игрой необычными звуковыми сочетаниями . « Даже если ребенок становится старше , у него часто возникает потребность поразвлечься и поиграть словами , потому что оно не сразу привыкает к тому , что слова выполняют только деловую , коммуникативную функцию. » Примечательно , что иногда считалки применяются самостоятельно , не предваряя игры , как забава , которая увлекает детей содержанием и произношением .
Считалки — вид народного творчества , который постоянно развивается . В значительной мере они пополняются творчеством самих детей . Считалки подвластны влиянию нового времени . Тематические границы их расширились , включив городские мотивы , обогатилась их лексика , связанная с технизацией , с новыми явлениями и событиями .
Нотный пример песенки-считалки:
Источник
Нотный домик — нотная грамота в стихах
НОТНЫЙ ДОМИК
Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.
*
РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.
*
На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.
*
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.
*
Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
*
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.
*
— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри —
На линейке номер три!
НОТНЫЙ СТАН
Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Ключ имеет каждый дом –
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.
МИНОР И МАЖОР
У минора буква Н “нытик” означает,
У мажора буква Ж – жизнерадостный,
Вот поэтому минор плачет и скучает,
А мажор всегда весёлый и радостный!
БРАТ МИНОР И БРАТ МАЖОР
Вот Минор, а вот Мажор –
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны
Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый!
Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!
Знают дети с этих пор
В городах и сёлах:
Грустный – это брат Минор,
Брат Мажор – весёлый.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Я пауза, поэтому
Мне звуки не нужны,
Я – остановка в музыке,
Кусочек тишины!
ПРО ПАУЗУ
Ты слышишь, льётся музыка:
То шепчет, то кричит,
То быстро, то помедленней…
А пауза молчит!
Она бы рада тоже,
Как ноты, зазвучать,
Но должен кто-то всё же,
Где надобно, молчать!
ФОРТЕ И ПИАНО
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке – “пиано”.
Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” – это значит “форте”!
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ
Если нота – кругляшок,
А в нём окошко белое,
Значит, счёт до четырёх, –
Это нота целая!
*
Если к ноте прилепилась
Сбоку палка длинная,
Значит, счёт идёт до двух,
Нота – половинная!
*
Если в нотном кругляшке
Чёрная серединка,
То считаем лишь “раз и”,
Нота – четвертинка!
КОЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
На флейте играет красавец-павлин
То грустный мотив, то весёлый.
В концертах своих он играет один,
А значит, играет он соло.
К павлину с гитарой пришёл бегемот,
Он слыл и певцом, и поэтом.
С тех пор они стали вдвоём выступать,
Вдвоём – это значит дуэтом.
Прибежал баран ретиво:
“Принимайте баяниста!”
И теперь в концерте трио,
“Трио” – значит, три артиста.
Ёж назвал себя талантом
И принёс с собой кларнет:
— Нас четыре музыканта,
И теперь у нас квартет!
“Впятером играть приятней! –
Заявил козёл-сосед. –
Вы меня в квартет возьмите,
И получится квинтет!”
ГАММА
Знаешь, что такое гамма?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Все – от бабушки до мамы –
Знают, хоть кого спроси!
И сосед наш тоже знает,
Он под гаммы засыпает
И встаёт под гаммы рано…
Гаммы знают все с тех пор,
Как по классу фортепьяно
Заниматься стал Егор.
МУЗЫКАНТ
Бу-бу-бу, бу-бу-бу! –
Дует Гошенька в трубу.
Что, не можешь это слушать?
Так закрой скорее уши!
Не мешай расти таланту,
Будет Гоша музыкантом!
УДАРНИК
Сколько шума от мальчика Вити!
Только вы его не браните:
Мальчик Витя не хулиганит,
Просто он от души барабанит.
Барабанит на барабане,
Из-под палочек дробь вылетает,
Подрастёт – и ударником станет,
Это он уже точно знает!
Будет Витя играть в оркестре
На тарелках и барабанах,
Будет ездить с оркестром вместе,
Выступать в заграничных странах,
Будет в группах играть и соло,
Станет гордостью вашей Витя,
Он прославит свой дом и школу…
Потерпите пока, потерпите!
МУЗЫКАНТЫ
Есть на свете мальчики
Не совсем обычные,
Есть на свете девочки
Не совсем привычные.
Не играют в мяч они
На футбольном поле,
А играют музыку
В музыкальной школе.
Не играют в классики
Средь детей нормальных,
А играют классику
В классах музыкальных.
Липочка – на скрипочке,
Ваня – на баяне,
Юлька – на свистульке,
Саня – на барабане,
Людочка – на дудочке,
Серёжка – на ложках,
Ульянка – на тальянке,
Гошка – на гармошке,
Вася – на контрабасе,
Юра – на бандуре,
Афоня – на саксофоне,
Нина – на пианино,
Лёня – на аккордеоне,
Петя – на кларнете,
Соня – на тромбоне,
Витюшка – на погремушках,
Райка – на балалайке,
Марфа – на арфе,
Варвара – на фанфарах,
Света – на кастаньетах,
Галя – у рояля,
Мотя – на фаготе,
Ну, а Жора – вместо дирижёра.
Юные музыканты
Все абсолютно – таланты,
Будущие солисты
И оркестранты!
А есть ещё девочка Таня,
Играет она на органе.
Если послушать хотите,
В пятницу приходите!
Источник
Считалки для занятий при проведении игр на музыкальных занятиях.
Считалки из печатных изданий:
«Считалочки» Для дошкольного и младшего школьного возраста. «Махаон», 2004
«Календарные песни и считалки» Литературно-художественное издание. Минск. Харвест. 2004.
«Гой еси вы, добры молодцы» Русское народное поэтическое творчество. Москва. «Молодая гвардия». 1979
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты пойди-ка поводи!
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
(Тот тогда водить пойдёт!)
С великого горба.
Хлеб, соль, пшеница,
С кем желаешь поделиться?
Не задерживай добрых и мудрых людей.
Вышла курица с-под клети,
Сама села на повети
И кричала: «Куд-куда!
Приходи водить сюда!»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
С длинной гривой
Скачет. Скачет по полям.
Тут и там! Тут и там!
Выходи из круга вон!
Летела птичка через сад,
Кто его поднимет,
Тот из кона выйдет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
Ехал Туз на бочке.
Синий, красный, голубой –
Выбирай себе любой!
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь и восемь –
Ходит баба с длинным носом,
Сколько деду лет?
Не задерживай людей.
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят
И считают: раз, два, три –
В этот счёт выходишь ты!
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
В этот счет выходишь ты!
На златом крыльце сидели
Не задерживай добрых и честных людей
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
— Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Кто не верит – выходи!
По крутым горам.
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот водить пойдёт!
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать!
Три копейки – медный грош,
Выбирай, кого ты хошь!
Три копейки по рублю!
Выбирай, кого люблю!
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Куму двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт!
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак —
Отжимай один кулак!
Раз, два, три, четыре, пять –
Букой вздумали пугать;
Три, четыре, пять и шесть –
Вы не верьте, что он есть;
Пять, шесть, а дальше семь –
Буки, братцы, нет совсем!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Я не мамкин сын,
Я не папкин сын.
Я не на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек –
Стал кудрявый паренек!
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!
В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как берёзки сосчитать?
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!
Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи.
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
Тинцы-бринцы, бубенцы,
раззвонились удальцы:
диги, диги, диги-дон,
выходи скорее вон!
Цынцы-брынцы, балалайка.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы,, не хочу.
Цынцы-брынцы, заплачу.
Цынцы-брынцы, дай пятак.
Цынцы-брынцы, выйди так!
Ежик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал –
В лес зайчишка убежал!
Катилась апельсинка,
по имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
Покатилася назад –
Получила ровно пять.
Федя – медя
Съел медведя,
Две коровы, три быка,
Съел хромого гусака,
Съел цыплёнка у ворот,
Пошёл Федя в огород.
В огороде месяц май,
Выходи и догоняй!
Вертолёт, вертолёт,
Прокати меня в полёт.
А в полёте пусто,
Выросла капуста.
А в капусте червячок,
Вышел Ваня-дурачок.
Робот-тобот и винты,
Робот – водит, прячься – ты!
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете.
Из ракеты той, друзья,
Самый первый вышел я!
Цикал-цикал, мотоцикал,
Все дорожки перецикал
И приехал в Ленинград,
Выбирать себе наряд:
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой.
http :// www . u 4 eba . info / schitalochki / c 3. html
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Как-то летом по Онеге
Сом поехал на телеге.
Вместо лошади – карась,
Он завез телегу в грязь.
Вязнет, помощи прося,
И ругает карася!
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Шышел-мышел,
Взял, да вышел.
Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав,
А за ними — поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю?
Шарага, барага,
По кусту, по насту,
По лебе, лебедке,
Штучка, плетка,
Соколик, вон.
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
Вышли мышки как — то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Тани-бани,
Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют;
Одна шапка упала
— Мышка — скок — убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!
В гараже стоят машины —
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре –
Получается четыре.
Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет,
Скачет
По полям
Тут и там!
Тут и там!
Где проскочет он —
Выходи
Из круга
Вон!
http :// www . u 4 eba . info / schitalochki / c 3. html
Будет дождик, будет солнце,
Отвори скорей оконце,
Ты из дома выходи
И в игре у нас води!
Шифр — колл. 48, ед. хр. 2, № 12; 1984.
М.зап. — Горький.
Информ. — дети 4-8 лет.
Сбр. — Решетникова О.
Суп варили Тобики,
Помогали Бобики,
Прибежали кошки,
Принесли плошки,
Стали кошки плошки мыть,
Выходи, тебе водить.
Шифр — колл. 46, ед. хр. 5, № 278; 1982.
М.зап. — Шатковский р-н, Смирново
Информ. — Тяпкова Т. 11лет.
Сбр. — Федякова О., Краснова Н.
Стояли березки,
Летели синички
И сели березкам
На ветки-косички.
Попробуй синичек
В листочках найди.
Тебе не найти этих птичек
-Води!
Шифр — колл. 48, ед. хр. 2, № 7; 1984 .
М.зап. — Горький.
Информ. — дети 6-9 лет.
Сбр. — Решетникова О.
Дождь прошел,
Я гриб нашел.
Буду варить,
А тебе водить.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 2, № 6; 1984.
М.зап. — Горький.
Информ. — дети 6 лет.
Сбр. — Решетникова О.
Раз, и два, и три, четыре,
Жили мышки на квартире
К ним повадился сам друг,
Крестовик, — большой паук.
Пять, и шесть, семь, и восемь,
Паука мы все попросим:
-К нам, обжора, не ходи,
Ну-ка, Леночка (любое имя ), води!
Шифр — колл. 48, ед. хр. 60, №11; 1986.
М. зап. — Горький.
Информ. — Вахрушева Г., 9 лет. Сбр. — Борщ Н.
Катилось яблочко по блюду.
Ты води, а я не буду.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 15, № 48; 1982.
М. зап. — Горький.
Информ. — группа детей. Сбр. — Евтеева Н.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 96, № 70; 1988.
М. зап. — Горький.
Информ. — Кленина Т., 11 лет. Сбр. — Кленина Л.
За закрытыми дверями
Стоит попка с пирогами,
Здравствуй, попочка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Шифр — колл. 21, ед. хр. 50, № 3; 1961.
М. зап. – Арзамасский р-н, Кожино.
Информ. — Гущина Ж., 14 лет. Сбр. — Ледовская В.
Раз – два – три – четыре – пять:
Очень просто сосчитать.
Сосчитай до десяти,
А теперь, дружок, води.
Шифр — колл. 26, , ед. хр. 35, № 29; 1965.
М. зап. — Горький
Информ. — Палахина Н., 13 лет.
Сбр. — Шанин К.
Тара-бара,
Домой пора:
Коров доить —
Тебе водить.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 17, № 36; 1984.
М. зап. — Горький .
Информ. — Балыбердина А., 12 лет.
Сбр. — Кощеева Е.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
А в этом самоваре
Мухи дырку прокусали.
Раз – два – три – четыре – пять,
Выходи – тебе искать.
Шифр — колл. 49, ед. хр. 3, № 174; 1985.
М. зап. — Богородский р-н, Ченцово
Информ. — Еремина Л., 8 лет.
Сбр. — Голендеева С., Солнцева И.
На дрожжах поставим тесто –
Потемней поищем место.
Тесто, тесто, подходи.
Пекарь, пекарь, поводи.
Шифр — колл. 46, ед. хр. 5, № 290; 1983.
М. зап. — Шатковский р-н, Смирново
Информ. — Мухина Е., 12лет
Сбр. — Средянов О., Краснов Н.
Кады-бады,
Налей воды ,
Корове пить—
Тебе водить.
Шифр — колл. 30, ед. хр. 7, № 47; 1966.
М. зап. — Воскресенский р-н, Безводное
Информ. — Сорокина А. Ф., 60 лет
Сбр. — Голозубова Т.
Кады-мады,
Несли воды,
Корове пить—
Тебе водить.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 56, № 40; 1986.
М. зап. — Горький.
Информ. — Корнева , 10 лет.
Сбр. — Цулукидзе А.
Кады-ляды,
Несли воды,
Корове пить —
Тебе водить.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 61, № 1; 1986.
М. зап. — Кстовский р-н, Кстово.
Информ. — Медведева Л., 12 лет.
Сбр. — Виноградова Л.
Раз, два, три, четыре,
Жил гусенок на квартире.
Пять, шесть, семь,
Худенький совсем.
А теперче братцы, восемь,
Мы его сквартиры спросим:
«Ты, неряха, уходи!».
А ты, Коленька, води.
Шифр — колл. 39, ед. хр. 14, № 83; 1977.
М. зап. — Семеновский р-н, Елховка.
Информ. — Кузнецов Н., 10 лет.
Сбр. — Мухина И., Ступакова С., Преображенская И.
Курица заболела,
Теде водить велела.
Колл. 48, ед. хр. 17, № 35; 1984.
М. зап. — Горький.
Информ. — Белякова З., 11 лет.
Сбр. — Кощеева Е.
Цыган черный в трубу пернул.
Дым валит,
Тебе водить.
Шифр — колл. 32, ед. хр. 3, № 43; 1968.
М. зап. — Краснобаковский р-н, Кириллово.
Информ. — Варенцов Н., 10 лет.
Сбр. — Возняк Н., Гуменная Г., Егорова И., Немцова Ю.
Черный цыган в трубу дыхнул,
Дым валит, тебе водить.
Шифр — колл. 36, ед. хр. 3, № 24; 1975.
М. зап. — Шахунский р-н, Сельма
Информ. — Скуднева Е., 8 лет.
Сбр. — Баранова Е., Кумичева Н.
Маша, Маша,
Растеряша,
Долго нету Маши нашей.
В круг к нам, Машенька, иди,
Встань в середку и води!
Шифр — колл. 48, ед. хр. 2, № 13; 1984.
М.зап. — Горький.
Информ. — дети 7 лет. Сбр. — Решетникова О.
В лесу есть ворота.
Филины и совы
Стерегут засовы,
В каждой щелке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить —
Тому водить.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 17, № 31; 1984.
М. зап. — Горький.
Информ. — Балыбердина, 12 лет. Сбр. — Кощеева Е.Р.
Ехал белый парохад,
А на нем- усатый кот.
Кот записки всем писал.
Что ты водишь, нам сказал.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 52, № 29; 1986.
М. зап. — Семеновский р-н, Беласовка.
Информ. — дети 6 лет. Сбр. — Годнева И.
Покатилось колесо,
Укатилось далеко.
И не в рожь,
И не в пшеницу,
Катит в самую столицу.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 60, №13; 1986.
М. зап.- Горький.
Информ. — Вахрушева Г., 9 лет. Сбр. — Борщ Н.
За стеклянными дверями
Сидит Понка с пирогами,
Здравствуй, Поночка, дружок,
Сколько стоит пирожок?
С рисом, с мясом, с колбасой —
Выбирай себе любой.
Шифр — колл. 32, ед. хр. 5, № 42; 1968.
М. зап. — Краснобаковский р-н, Ильинское
Информ. — Коряжкина Г., 10 лет.
Сбр. — Корепова К. Е.
Птичка по небу летела,
Птичка мне считать велела.
Раз, два, три,
Водить будешь ты!
Шифр — колл. 63, ед. хр. 20, № 37; 1998.
М. зап. — Нижний Новгород.
Информ. — Шаповалова Е. Сбр. — Шаповалова Е.
Тары – бары – растабары,
К нам приехали татары,
Теперь будут с нами жить,
Выходи! – тебе водить.
Шифр — колл. 41, ед. хр. 59, № 10; 1978.
М. зап. — Вознесенский р-н, Борки
Информ. — Чухманова А. С.
Сбр. — Чухманова А. С.
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели.
И тебе водить велели.
Шифр — колл. 48, ед. хр. 17, № 34; 1984.
М. зап. — Горький.
Информ. — Марина Н., 7 лет.Сбр. — Кощеева Е.
Шифр — колл. 63, ед. хр. 52, №52; 1997.
М. зап. — Н. Новгород.
Информ. — Анисимова Л.
Сбр. — Анисимова Л.
Чет-нечет, чет-нечет,
Жарко солнышко печет.
Начинаем прятки-
Засверкали пятки!
Кто в канаву, кто в кусты,
А на солнце будешь ты.
Шифр — колл. 63, ед. хр. 44, № 26;1998.
М. зап. — Н. Новгород
Информ. — Бывшева А.
Сбр. — Бывшева А.
Чет-нечет, чет-нечет,
Чет-нечет дрова сечет,
Чет-нечет блины печет,
Чет-нечет пшено толчет.
Все дела наперечетПеределал чет-нечет:
А четиха — не чета Чет-нечету — не чета.
Спит она и ночь, и день,
Ей вздохнуть и то уж лень.
А тому, кому водить,
Тот пойдет ее будить!
Шифр — колл. 48, ед. хр. 75, № 20; 1986.
М. зап. — Дзержинск.
Информ. — Кудесова О., 13 лет.
Сбр. — Чуфыркина О.
Источник