Мини-словарь баяниста
Повседневная практика показывает, что за долгий период развития баяна, ккордеона, гармони специалисты так и не пришли к общему мнению по поводу толкования и применения отдельных «народных» терминов, определений и дефиниций. Далее мы попытаемся внести ясность в некоторые довольно спорные вопросы, изложив уже существующие, но не всегда известные точки зрения.
Аккорд – «в классическом учении о гармонии под аккордом подразумевается сочетание 3 – 5 звуков, которые можно расположить по терциям» /5, стр. 22/. (Согласно нашему антинаучному мнению – это будут сочетание из 3 и более звуков. А кроме терций в аккордах могут встречаться секунды, кварты, квинты, сексты, септимы. Особенно это заметно, если звуки аккорда следуют друг за другом в так называемом широком расположении. )
— Доминантсептаккорд – аккорд, построенный от пятой ступени лада, которая называется доминантой. Данная разновидность аккорда состоит из мажорного трезвучия и малой терции, расположенной сверху. Также в этом аккорде теоретики находят интервал септиму, который придаёт аккорду определённую особенность звучания. В отечественной баянной литературе в партии левой руки доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7.
— Мажор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют мажорный аккорд (мажорное трезвучие, большое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки мажорные аккорды (мажоры) обозначаются буквой Б.
— Минор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют минорный аккорд (минорное трезвучие, малое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки минорные аккорды (миноры) обозначаются буквой М.
Аккордеон – общее название ручных язычковых клавишно-пневматических гармоник, в которых при нажатии одной клавиши в левой клавиатуре звучит целый аккорд. Автором этого названия является Кирилл Демиан. Также в современной терминологии можно встретить упоминание «аккордеон с готовым аккомпанементом», а, исходя из этого, – «готовый аккордеон».
Аккордеон системы Кравцова – разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши шести и пятиугольной формы, сгруппированные в четыре вертикальные ряда и образующие систему, позволяющую не изменяя (или минимально изменяя) органно-фортепианную аппликатуру, приблизить исполнительские возможности инструмента к исполнительским возможностям баяна. Система разработана и внедряется в исполнительскую практику заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором Петербургского Государственного Университета культуры Кравцовым Николаем Александровичем . Левая клавиатура аккордеона системы Кравцова аналогична баянной.
Аккордеон с органно-фортепианной клавиатурой – разновидность аккордеона, имеющая правую клавиатуру, аналогичную строению клавиатуры органа или фортепиано и позволяющую исполнять произведения во всех возможных тональностях. В некоторых справочных изданиях подобная система клавиш именуется стандартной клавиатурой. Левая клавиатура данной конструкции музыкальных инструментов аналогична баянной, которая может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться аккордеоном с готовым аккомпанементом или – готовым аккордеоном, аккордеоном с выборным аккомпанементом или – выборным аккордеоном, аккордеоном с готово-выборным аккомпанементом или – готово-выборным аккордеоном.
Аппликатура – порядок следования пальцев при исполнении музыкального произведения, а также запись этого порядка в нотах.
Баян – это разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши круглой формы (форму кнопок) и предназначенная для исполнения произведений во всех возможных тональностях. Конструктивно баян отличается от всех видов, в том числе и хроматических, гармоней тем, что хроматическому звукоряду правой клавиатуры соответствует полный набор хроматического басового и аккордового аккомпанемента в левой. В Западной Европе первый подобный инструмент был изготовлен в Италии мастером Паоло Сопрани в 1897 году. В России первый баян был продемонстрирован тульским мастером и исполнителем Чулковым Павлом Леонтьевичем на кустарно-промышленной выставке, которая проходила в городе Туле в том же 1897 году. /Несколько подробнее познакомиться с историей развития отечественного баяна можно на странице Тула баянная /.
Выборный баян, выборный аккордеон – в основу названия аккордеон положено свойство музыкального инструмента, заключающееся в том, что при нажатии одной клавиши левой клавиатуры звучит целый аккорд. Однако несколько позже появились инструменты, на которых конструкция левой клавиатуры позволяла извлекать единичные звуки, как это происходит при нажатии клавиши правой клавиатуры. В России первоначально такое строение клавиатуры называли «левая по правой». Впоследствии инструмент, имеющие такие свойства, стали именовать выборным баяном или выборным аккордеоном. В итоге левая клавиатура современного баяна (аккордеона) может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться баяном с готовым аккомпанементом или готовым баяном, баяном с выборным аккомпанементом или выборным баяном, баяном с готово-выборным аккомпанементом или готово-выборным баяном (выборно-готовым баяном). Инструмент с готово-выборным аккомпанементом имеет переключатель, который позволяет менять свойства левой клавиатуры с выборной на готовую и наоборот. Строение левой клавиатуры выборного аккордеона полностью идентично строению клавиатуры выборного баяна.
(Смотреть также определение понятия клавиатура).
Гармоника – «общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел, не изменяющих высоту своего тона…
— Фортепиано – типичная гармоника , потому что в нём для каждого звука есть собственная струна, вернее набор из двух или трёх струн. И ни одна струна фортепиано не изменяет высоты своего тона при игре…
— Ксилофон – наглядный пример гармоники…
— Гитара под определение гармоники не подходит…
Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые» /3, стр. 37 – 38/.
Гармонь – это разновидность аккордеона, имеющая диатонический строй, и предназначенная для исполнения произведений в двух (в исключительных случаях – в трёх) тональностях. Для расширения исполнительских возможностей инструмента многие мастера изготовления музыкальных инструментов пытались и продолжают пытаться усовершенствовать гармонь, вводя в систему её правой клавиатуры хроматические полутона. Однако и в этом случае левая клавиатура музыкального инструмента, продолжает оставаться диатонической, что позволяет исполнять произведения только в одной мажорной и в параллельной минорной тональностях. Конструктором первой гармони является Кирилл Демиан. Первая отечественная гармонь изготовлена тульским оружейником Иваном Евстратьевичем Сизовым . /Несколько подробнее познакомиться с историей развития гармони можно на странице Тула баянная /.
Диатоника – «семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам» /5, стр. 172/. В подобной системе невозможно следование подряд двух «альтерированных» полутонов, например, ДО, ДО-диез.
Интервал – «соотношение двух музыкальных звуков по их высоте» /5, стр. 213/.
— Прима – «(латинское prima – первая) один из простых интервалов, в котором основание и вершина совпадают по высоте» /2, 228/.
— Секунда – «(латинское secunda – вторая) один из простых интервалов, вершина которого является соседней ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 254/.
— Терция – «(латинское tertia – третья) один из простых интервалов, вершина которого является третьей ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 288/.
— Кварта – «(латинское quarta – четвёртый) один из простых интервалов, вершина которого является IV ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 126/.
— Квинта – «(латинское quinta – пятый) один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к его основанию» /2, стр. 128/.
— Секста – «(латинское sexsta – шестая) один из простых интервалов, вершина которого является VI ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 253/.
— Септима – «(латинское septima – седьмая) один из простых интервалов, вершина которого является VII ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 255/.
Клавиша – «пластина, приводящая в действие рычажковый механизм или электронное управление для извлечения звуков различной высоты на клавишных инструментах различного типа… Клавиши бывают в форме кнопок (пуговиц) или лопаточек» /5, стр. 252/.
Клавиатура – «система расположенных в определённом порядке клавиш» /5, стр. 252/.
— Выборная клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой система расположения клавиш аналогична системе их расположения в правой клавиатуре баяна. При исполнении аккорда на выборной клавиатуре необходимо нажимать (набирать) все клавиши соответствующие звукам данного аккорда. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются баян или аккордеон с выборным аккомпанементом. В разговорной речи: выборный баян или выборный аккордеон.
— Готовая клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой при нажатии одной клавиши звучит соответствующий аккорд. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готовым аккомпанементом. В разговорной речи: готовый баян или готовый аккордеон.
— Готово-выборная клавиатура баяна или аккордеона – это система из двух клавиатур, которые предназначены для игры левой рукой и которые используются поочередно по мере необходимости. Переключение с одной клавиатуры на другую происходит при помощи приспособления, которое мастера называют регистром, клавишей, переключателем. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. В разговорной речи: готово-выборный баян или готово-выборный аккордеон.
Пневматический – «(греческое pneumatos – воздушный) основанный на действии сжатого воздуха» /1, с. 518/.
Полутон – кратчайшее расстояние между двумя звуками в европейской музыкальной системе. Определение полутона «музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах» некорректно, так как наименьшим музыкальным интервалом является секунда или даже прима. А так называемая целотонная гамма – всего лишь элемент европейской музыкальной системы.
Хроматический звукоряд (хроматическая гамма) – восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам.
Литература
1.Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю Москвин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003. – 816 с.;
2. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.– 9-е изд., доп. – Л.: Музыка. – 344 с.;
3. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. (Тираж 150 000 экз.);
4. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
5. Мирек А.М. Гармоника . Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с.;
6. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
На фото изображена кларнетная гармонь «Баянъ», изготовленная в 1897 году. Фото скопировано с издания: Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. – 1986. – Иллюстрации .
Источник
Словарь музыкальных терминов
accellerando (итал.) — ускоряя
acuto (итал.) — остро, резко
adagietto (итал.) — темп, несколько более подвижный и легкий, чем adagio
adagio (итал.) — медленный темп (между andante и largo)
adirato (итал.) — гневно
ad libitum (лат.) — по желанию
affabile (итал.) — ласково, приветливо
affannato (итал.) — беспокойно
agevole (итал.) — непринужденно
agile; agilmente (итал.) — бегло, легко (также con agilita)
agitato (итал.) — взволнованно, беспокойно
al fine (итал. «до конца») — повторить начальный раздел пьесы до того места в середине нотного текста, над которым стоит обозначение fine.
alia (итал.) — в характере, наподобие
allargando (итал.) — расширяя, замедляя
allegretto (итал.) — темп, несколько менее скорый, чем allegro. Обозначение а. может указывать также на облегченный характер музыки
allegro (итал. «веселый») — быстро
al segno (итал. «до знака») — повторить отрывок до того места, где помещен соответствующий знак
amabile (итал.) — обаятельно, нежно, с любовью
andante (итал., букв, «шагом») — спокойный, небыстрый темп (между moderatо и adagio).
andantino (итал.) — темп, несколько более подвижный, чем andante.
anima (итал.).— душа; con a. — с чувством
animando (итал.) — воодушевляясь, оживляясь
animate (итал.) — оживленно, с воодушевлением
appassionato (итал.) — страстно
assai (итал.) — очень, весьма
a tempo (итал. «в темпе») — вернуться к прежнему темпу
attacca (от итал. attaccare — «привязывать») — перейти к следующей части сразу, без перерыва (также a. subito)
brillante (итал.) — с блеском
brio (итал.) — живость, веселость, энергия, жар; con b. — энергично, с блеском (также brioso)
cantabile (итал.) — певуче
canto (итал. «песня») — верхний (мелодический)голос
capriccioso (итал.)— причудливо, капризно
cantabile (итал.) — певуче
capriccioso (итал.) — причудливо, капризно
delicatamente (итал.)— изысканно, утонченно (итал. также con delicatezza; delicato)
desolato (итал.) — горестно, скорбно
devozione (итал.) — благоговение; con d. — благоговейно, в молитвенном настроении
diminuendo (итал.) — уменьшая (силу звука).
dolce (итал.) — нежно, мягко
dolente (итал.) — скорбно, печально
doloroso (итал.) — с болью, горестно (также con dolore)
eleganza (итал.) — изящество; con e. — изящно, элегантно
elegiaco (итал.) — печально, элегично
energico (итал.) — энергично (также con energia)
esaltato (итал.) — восторженно, экзальтированно
espansivo (итал.) — бурно
espressivo (итал.) — выразительно (также con espressione)
estatico (итал.) — восторженно
fermamente; fermo (итал.) — твердо,крепко
feroce (итал.) — яростно
fervido (итал.) — с жаром, горячо
fieramente (итал.) — горделиво
forte (итал.) — громко (сокр. f) fortissimo (итал.) — очень громко
fuoco (итал.) — огонь; con fuoco — с огнем, пламенно
giocoso (итал.) — весело
giubilante (итал.) — радостно, ликующе (также con giubilo)
giusto (итал.) — точный, верный.
giocoso (итал.) – шутливо, игриво
grandiose (итал.) — великолепно, грандиозно
grave (итал., франц.) —тяжело, степенно (указывает на весьма медленный темп)
grazioso (итал.) — изящно, грациозно (также con grazia)
inquieto (итал.) — беспокойно
innocente (итал.) — невинно, просто
imperiozo (итал.) —повелительно, властно
lamentoso (итал.) — жалобно; в характере плача
languendo; languido (итал.) — томно
largamente (итал.) — широко (указание на величавый характер музыки или на необходимость замедлить темп)
larghetto (итал.) — темп, несколько более подвижный и легкий, чем largo
largo (итал.) — широко (как правило, указывает на очень медленный темп)
legato (итал.) —связно
leggero (итал.) — легко
leggiadro (итал.) — изящно
lento (итал.) — медленно
maestoso (итал.) — торжественно (также con maesta)
marcato (итал.) — подчёркивая, выделяя
meno (итал.) — менее (например, meno mosso — менее подвижно)
misterioso (итал.) — таинственно
moderate (итал.), modere — умеренно
molto (итал.) — очень
morendo (итал.) — замирая
mormorando (итал.) — шепча, шелестя, журча
mosso (итал.) — подвижно
moto (итал.) — движение; con m. — подвижно
non (итал.)- не
non troppo (итал.)- не слишком
passionate (итал.) — страстно
pastorale (итал.) – идиллически
patetico (итал.) – с пафосом, страстно
pesante (итал.) — тяжело, веско
piacevole (итал.) — приятно, мило
piangendo (итал.) — жалобно
pianissimo (итал.) — очень тихо (сокр. рр)
piano (итал.) — тихо (сокр. р)
росо (итал.) — мало, слегка (р. а р. — мало-помалу)
pressando (итал.), pressant; — ускоряя
prestissimo (итал.) — очень быстро (превосходная степень от presto)
presto (итал.) — очень быстро
quieto (итал.) — спокойно
rallentando (итал.) — замедляя (сокращение — rail.)
risoluto (итал.) — решительно
ritardando; ritenuto (итал.) — замедляя (сокращение — rit.)
ritmico (итал.) — ритмично
robusto (итал.) — сильно, крепко
rubato (итал. «украденный») — исполнение в свободном темпе и ритме
risoluto (итал.) — решительно
risvegliando (итал.) — пробуждаясь, оживляясь
ritardando; ritenuto (итал.) — замедляя (сокращение — rit.)
ritmico (итал.) — ритмично
robusto (итал.) — сильно, крепко
rubato (итал. «украденный») — исполнение в свободном темпе и ритме
sempre (итал.) — всегда, постоянно
sentimento (итал.) — чувство
scherzando (итал.)— шутливо
senza (итал.) — без (например, s. misura — без такта, т. е. в свободном размере; s. colore — бескрасочно)
sforzando (итал.) — с силой, форсированно; сильный динамический акцент (сокращение — sf или sfz)
simile (итал.) — также, сходным образом
sonoramente; sonoro (итал.) — звучно
sostenuto (итал.) — сдержанно
spiritoso (итал.) — живо, энергично (также con spirito)
staccato (от итал. staccare «отрывать», «отделять») — исполнять звуки коротко и отрывисто
tranquillo (итал.) — спокойно
un poco (итал.) — слегка
veloce (итал.) — быстро, бегло
vivace (итал.) — весело, оживленно
vivo (итал.) — живо
Источник