Музыкальные термины класс гитара

Содержание
  1. Советы и рекомендации >Словарь терминов для музыканта
  2. Музыкальные термины по классам для учащихся ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. методическая разработка на тему
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Словарь терминов: Электрогитары и бас-гитары
  7. Основные характеристики
  8. Мензура
  9. Количество струн
  10. Тип крепления грифа
  11. Тип бриджа
  12. Система тремоло
  13. Струны сквозь корпус
  14. Количество ладов
  15. Безладовый гриф
  16. Материал основы грифа
  17. Материал накладки грифа
  18. Материал верхнего порожка
  19. Порожек с зажимом
  20. Запирающие колки
  21. Радиус накладки
  22. Ширина грифа у порожка
  23. Без головки грифа
  24. Инкрустация
  25. Датчики и электроника
  26. Схема звукоснимателей
  27. Производитель звукоснимателей
  28. Пьезодатчик
  29. Количество регуляторов громкости
  30. Количество регуляторов тембра
  31. Активная электроника
  32. Встроенный тюнер
  33. Корпус
  34. Форма корпуса электрогитары
  35. Материал корпуса
  36. Материал топа
  37. Рисунок на корпусе
  38. Окантовка
  39. Цвет фурнитуры
  40. Состаренная
  41. Особенности
  42. Кейс в комплекте
  43. Гитарный комплект

Советы и рекомендации >Словарь терминов для музыканта

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В сегодняшнем уроке хотелось бы собрать воедино все гитарные термины, в которых должен ориентироваться любой классический гитарист. Все термины выписаны по алфавиту, так же Вы можете воспользоваться пользовательским поиском или нажать сочетание клавиш Ctrl+F и ввести необходимый термин. (Поиск по странице).

А темпо — возвращение к предыдущему темпу.

А кцент — выделение определенной ноты для изменения или подчеркивания ритмического значения такта.

А дажио — медленно, протяжно (не так медленно, как ларго).

А ккорд — комбинация трех или более нот, играемых одновременно; также используется для обозначения «подготовленного» положения на струнах пальцев правой руки.

А леаторизм — использование случайности в сочинении или исполнении (от латинского слова «alea», означающего «игральная кость»); введен Джоном Кейджем (1912-1992).

А ллегро — бодро, оживленно, весело.

Читайте также:  Наклонилось вдруг небо ниже поющие гитары

А льфабето — в XVII столетии итальянская система нотации, использовавшая алфавит для обозначения аккордов.

А нглийская гитара — разновидность кифары XVIII столетия.

А нданте — свободно, легко, плавно.

А пояндо — техника игры правой рукой, также известная как удар с задержкой, при которой играющий палец, взяв струпу, задерживается на соседней струне.

А лподжатура — «прислоненная» нота; форшлаговая нота, продолжающаяся половину длительности ноты, которой она предшествует.

А рпеджио — разорванный аккорд, при котором ноты играются последовательно, а не одновременно.

А ранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для другого инструмента, для исполнения его на гитаре.

А тональная музыка — вид музыкальных произведений, написанных после начала XIX столетия, которые лишены тональной организации звуков.

А ччакатура — очень быстрая, «смятая» нота перед основной нотой; орнамент или форшлаг.

А ччелерандо— постепенное ускорение темпа.

Б андуррия— народный испанский музыкальный инструмент с грушевидной формы корпусом и стальными струнами.

Б езымянный палец — третий палец правой руки (на котором принято носить обручальное кольцо); сокращенно обозначается буквой а.

Б аррэ — несколько нот, зажимаемых одновременно одним пальцем частично (полубаррэ) или полностью (полное баррэ) па одном ладу.

Б арток — техника исполнения (изобретение которой приписывается Беле Бартоку), при которой струна оттягивается от грифа, а затем резко отпускается.

Б асы — звуки низкого регистра музыкального произведения, составляющие его гармоническую основу.

Б емоль — знак, понижающий ноту на один полутон.
Би-тональность — использование двух тональностей одновременно; широко применялась Стравинским (1882-1971).

Б ольшой палец — большой палец правой руки, сокращенна обозначаемый р.

Б ордон или бурдон — нижняя струна на ранних гитарах.

Б осанова — музыкальный стиль, объединивший в себе признаки джаза Западного побережья и ритмов бразильской самбы.

Б разильское палисандровое дерево — тропическое растение с твердой древесиной, раньше использовавшейся для изготовления корпусов гитар. Теперь его вырубка запрещена законом.

В елочку — декоративный эффект, для получения которого лист древесины распиливается на две части, а затем складывается так, чтобы его волокна располагались симметрично друг другу.

В ариация — творческая обработка музыкальной темы.

В еерные распорки — деревянные распорки на внутренней поверхности деки, расположенные в виде раскрытого веера.

В ерхний круг — верхняя часть корпуса гитары от грифа до резонатора.

В ибрато — быстрые движения пальца из стороны в сторону по грифу, вызывающие легкие колебания высоты звука.

В иваче — живо, оживленно.

В илочное соединение — один из способов крепления головки к шейке или шейки к корпусу. Сложнее обычного сращения.

В интовая подставка — подставка, на которой струны не привязаны, а закреплены винтами.

В иртуоз — исполнитель с выдающимися техническими и музыкальными способностями.

В иуэла — испанский инструмент, внешне похожий на гитару, но по звучанию напоминающий лютню.

В нутренние блоки — маленькие деревянные бруски, с помощью которых верхняя и нижняя половины корпуса гитары приклеиваются к ее боковым поверхностям.

В олчья нота — на струнных инструментах нота с неприятным звучанием, резко отличающимся от звучания соседних нот; явление, вызываемое конструктивными особенностями гитары.

В осьмая нота — нота длительностью в одну восьмую целой ноты или в половину четвертной ноты.

В осьмерка — корпус гитары, напоминающий но форме восьмерку.

В спомогательный знак — знак диеза, бемоля или бекара перед отдельной нотой, меняющий ее тональность на полутон и отменяемый следующей тактовой чертой.

В ысота струн — высота расположения струп над грифом.

Г армоническая планка — усиливающая рейка, приклеиваемая к внутренней стороне деки поперек корпуса гитары.

Это далеко не все гитарные термины. Следующую порцию терминов для гитаристов Вы увидите в следующем уроке. Помните, что знание музыкальных терминов необходимо каждому гитаристу. Чтобы не пропустить полезные уроки от Гитаршколы, подпишитесь на рассылку.

Очень полезная статья! Хорошо, что термины собраны в одном месте. Мой четырнадцатилетний ребенок последние полгода разговаривает на этом непонятном языке. Буду изучать! Удивлю сына своими познаниями.

Как хорошо,что мне попалась эта статья!Мой друг увлекается игрой на гитаре.И теперь не придется просто делать умный вид при беседах на эту тему.Я теперь знаю где мне найти разъяснение терминов,значение которых я не знала!

Можно ссылку на другие части? Пожалуйста

Сделать пожалуйста термины на четвёртый класс

Источник

Музыкальные термины по классам для учащихся ДМШ и музыкальных отделений ДШИ.
методическая разработка на тему

Предлагаемый словарь музыкальных терминов включает в себя наиболее распространенные иностранные термины в латинском написании, дается их транскрипция и краткий перевод на русский язык. Словарь предназначен для учащихся Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Все термины распределены по классам, по степени усложнения.

Скачать:

Вложение Размер
Музыкальные термины по классам для технического зачета (2 — 7 классы) 19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальные термины по классам для учащихся ДМШ и ДШИ.

Термины 2 класс

Allegro — Аллегро — скоро, весело

Allegretto — Аллегрэтто — оживленно

Moderato — модэрато — умеренно

Allegro moderato — аллегро модэрато — умеренно скоро

Andante — андантэ — спокойно

Andantino — андантино — скорее Andante, но медленнее Allegretto

Adagio — адажио — медленно

Dolce — дольче — нежно, мягко

legato — легато — связно

staccato — стаккато — отрывисто

crescendo (cresc.) — крещендо — увиличение громкости звука

diminuendo — (dim.) — диминуэндо — уменьшение громкости звука

ritenuto (rit.) — ритэнуто — замедляя

a tempo, tempo I — а тэмпо, тэмпо примо — в прежнем темпе

mp — меццо пиано — не очень тихо

f — фортэ — громко

mf — меццо фортэ — не очень громко

pp — пианиссимо — очень тихо

ff — фортиссимо — очень громко

> — акцент — акцент, ударение

фермата — знак продления длительности звука

sf — сфорцандо — неожиданно громко

Термины 3 класс

Lento — ленто — медленно, протяжно

Molto — мольто — очень

Piu mosso — пью моссо — более подвижно

meno mosso — мэно моссо — менее подвижно

poco — поко — немного, мало

poco a poco — поко а поко — мало по малу

marcato — маркато — четко, подчеркивая

sempre — сэмпрэ — все время

subito — субито — внезапно

cantabile — кантабиле — певуче

legatissimo — легатиссимо — в высшей степени связно

tempo di valse — тэмпо ди вальса — в темпе вальса

tempo di menuetto — тэмпо ди минуэтто — в темпе менуэта

tempo di marcia — тэмпо ди марша — в темпе марша

tempo di mazurka — тэмпо ди мазурка — в темпе мазурки

Da capo al Fine — да капо аль финэ — повторить с начала до слова «Конец»

Термины 4 класс

Vivo, Vivace — виво, виваче — быстро, живо

Vivacissimo — вивачиссимо — в высшей степени скоро

Presto — прэсто — быстро

espressivo — эспрэссиво — выразительно

Agitato — ажитато — возбужденно, взволнованно

Scherzando — скерцандо — шутливо

morendo — морэндо — замирая

simile — симиле — подобно, так же

sostenuto — состэнуто — сдержанно

accelerando — аччелерандо — ускоряя

ma non troppo — ма нон троппо — но не слишком

doloroso — долорозо — печально

con moto — кон мото — с движением

coda — кода — кода, конец

Risoluto — ризолюто — решительно

una corda — уна корда — взять левую педаль

tre corda — трэ корда — взять правую педаль

Leggero — леджьеро — легко

Термины 5 класс

Largo — лярго — широко

Largetto — ляргетто — скорее чем Largo, но медленнее Andante

Grave — гравэ — торжественно, тяжело

Graziozo — грациозо — грациозно, изящно

Giocoso — джокозо — радостно, весело, игриво

Energico — энерджико — энергично

Smorzando — сморцандо — замирая

Assai — ассаи — весьма, очень

Senza — сэнца — без

Con anima — кон анима — с душой, с чувством

Animato — анимато — воодушевленно

con brio — кон брио — возбужденно, живо, весело

con fuoco — кон фуоко — с жаром, страстно

con affeto — кон аффэто — с чувством

allargando — алларгандо — расширяя

rallentando — раллентандо — замедляя

subito — субито — внезапно

mein droite — мэйн друат — правая рука

mein gauche — мэйн гош — левая рука

Термины 6 класс

Appasionata — аппасьонато — страстно

Brillante – брильянтэ — блестяще

Maestoso — маэстозо — торжественно, величественно

Pesante — пэзантэ — тяжело, грузно

Semplice — сэмпличе — просто, естественно

Tranquillo — транкуилло — спокойно, безмятежно

Calando — каландо — стихая

Calmando — кальмандо — успокаиваясь

Rubato — рубато — ритмически свободное исполнение

ad libitum — ад либитум — по желанию

ancora — анкора — еще повторить

attaca — аттака — без перерыва приступить к следующей части

con delicatezza — кон дэликатэцца — нежно, деликатно, утонченно

Bagatella – багатэлла — безделица. Название небольшой пьесы не сложной по содержанию

Термины 7 класс

Deciso — дэчизо — решительно, смело

Spirito — спирито — воодушевленно

Lamentabile — ламэнтабиле — жалобно

Rinforzando — ринфорцандо — усиливая

Stringendo — стринджэндо — ускоряя

a piacere — а пьячере — по желанию

sotto voce — сотто воче — вполголоса

a mezza voce — а мэцца воче — вполголоса

Sopra — сопра — над, сверху

Pochetto Pochettino – покэтто покэттино — немножко, чуть-чуть

Volante — волантэ — летающий, порхающий

con comodo — кон комодо — удобно, не спеша, непринужденно

quasi — квази — как бы, вроде, почти, подобно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом материале я предлагаю кроссворды, чтобы учащимся интересно было изучать музыкальную терминологию. Далее, ученикам можно предложить самим составить кроссворды.

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по п.

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Словарь содержит наиболее употребительные термины.

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею создания данного учебного материала. Предназна.

Пособие предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Ориентировано на программу «Музыка» Сергеевой, Критской, Шмагиной. Представляет систему работы с обучающимися по усвоению музыкальны.

Использовать на обобщающем уроке «В музыкальном театре» в 4 классе.

Данные требования по музыкальной терминологии предназначены для подготовки учащихся 1-8 классов к сдаче тестов на техническом зачете. Материал распределен по классам, по степени усложнения. Иностранны.

Источник

Словарь терминов: Электрогитары и бас-гитары

Основные характеристики

Несмотря на серьезные различия, все нижеописанные гитары имеют одно общее свойство: для полноценного звучания их необходимо подключать к дополнительному оборудованию — колонкам, усилителю и пр. Можно выделить три главных вида таких гитар: электрогитара, бас-гитара, полуакустическая гитара.

Электрогитара является одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов в наши дни. Невозможно представить рок-группу без этого музыкального инструмента. Такие гитары используются и в прочих жанрах: блюз, джаз, электронная и неоклассическая музыка. От традиционной гитары электронную отличает более тонкий корпус, почти не имеющий внутренних пустот. Он очень тихо резонирует, поэтому инструмент оснащается специальными звукоснимателями. Сигнал от них поступает по кабелю в усилитель с колонками или комбоусилитель, который сочетает в себе усилитель и колонку.

Некоторые люди ошибочно делят электрогитары на два типа — «соло» и «ритм». В действительности на любой электрогитаре можно исполнять как соло-, так и ритм-партии. Производители не делят свои музыкальные инструменты по такому признаку.

Несмотря на название, полуакустические гитары больше похожи на электрогитары, чем на акустические. Внешне и конструктивно изделие очень похоже на электрогитару, но имеет одно важное отличие: корпус полуакустических моделей не сплошной. В нем есть вырезы и пустоты. Вырез часто имеет вид латинской буквы F, как на виолончелях и скрипках. Конструкция повышает резонанс корпуса полуакустической гитары, позволяя ей звучать без электрооборудования. Для полного звучания полуакустическую гитару необходимо подключить к усилителю. Особенно часто этот тип музыкальных инструментов используется в таких жанрах, как блюз и джаз.

Бас-гитары от электрогитар отличаются пониженным тембром звучания. Многие из них имеют всего четыре струны, настроенные по звуку, как четыре нижние струны традиционной гитары, но еще на одну октаву ниже. Также существуют модели, имеющие большее количество струн. В ансамбле бас-гитара выступает в роли связующего звена между ударными инструментами и обычными гитарами. Вместе с ударными она образует ритм-секцию и задает тон гитаристам, вокалисту и прочим членам группы. Как и электрогитару, бас-гитару необходимо подключать к усилителю.

Некоторые бас-гитары работают без дополнительного электрооборудования, но звучат они очень тихо и имеют достаточно большие размеры. В продаже они встречаются редко, так как совсем не пользуются спросом.

Мензура

Мензура — это расстояние между верхним и нижним порожком гитары, то есть это длина натянутой части струн. Стандартными размерами мензур для электрогитар считаются 24,75 и 25,5 дюйма, а для бас-гитар — 34 дюйма. Существуют инструменты с мензурой меньшего или большего размера. Чем мензура длиннее, тем сильнее натяжение струн и тем более жестким оказывается звучание. Кроме того, длинная мензура дает возможность сильнее понижать строй музыкального инструмента.

Электрогитары, длина мензуры которых превышает 27 дюймов, называются баритонами. Это нечто среднее между простой и бас-гитарой: строй ниже, чем у обычной, но выше, чем у бас-гитары. Баритоны подходят для игры мелодий низкого звучания, в том числе в экстремальном и альтернативном музыкальном жанре.

Количество струн

Многие электрогитары — шестиструнные, а бас-гитары имеют всего четыре струны. Многие производители выпускают инструменты с большим количеством струн. Добавление седьмой или восьмой струн электрогитаре, а также пятой струны бас-гитаре, способствует расширению диапазона звучания вниз. Музыкант при этом получает возможность извлекать дополнительные басовые ноты. Подобные гитары применяются в основном в экстремальных жанрах рока и альтернативной музыки с целью создания агрессивного звучания.

Шестая струна расширяет диапазон звучания бас-гитары вверх и вниз, так как музыкант получает возможность извлекать высокие и низкие ноты. Гитары с шестью струнами используются в основном в технических жанрах, таких как джаз или прогрессивный рок. Бас-гитарист в этом случае не просто обеспечивает ритмично-басовую поддержку ансамбля, но и может солировать и исполнять непростые партии.

Тип крепления грифа

Грифы могут крепиться к корпусу гитары тремя способами: вклеенный, болченый, сквозной.

Болченый тип крепления предполагает соединение грифа с корпусом при помощи нескольких болтов. Модели с таким грифом обладают наиболее ярким звучанием и небольшим сустейном. Эта разновидность крепления обеспечивает возможность разбирать инструмент для удобства транспортировки.

Вклеенное крепление грифа представляет собой переходный вариант от болченого к сквозному способу. В корпус гитары в этом случае вклеивается некоторая часть грифа (от 10 до 20 см). По яркости и продолжительности звучания, а также по стоимости этот вариант крепления находится между сквозным и болченым.

Сквозное крепление является наиболее дорогим и сложным в производстве, так как гриф при этом является частью цельного куска древесины. Он проходит через весь корпус инструмента. Сквозное крепление обеспечивает долгое и ровное звучание инструмента.

Тип бриджа

Струнодержателем или бриджем называют деталь, расположенную на деке электрогитары. Она обеспечивает поддержку струн и передает их вибрацию на корпус инструмента. Бриджи делятся на два типа: тремоло и фиксированные.

Фиксированный струнодержатель прочно крепится к корпусу и достаточно долго сохраняет строй инструмента. Также он является надежным, простым и недорогим в производстве.

Тремоло-бриджи имеют сложную конструкцию. От фиксированных эти струнодержатели отличаются наличием подвижной части, на которой держатся струны. Музыкант в процессе игры может менять высоту одной или нескольких нот при помощи рычага тремоло. Изначально его устанавливали для создания эффекта вибрато, заключенного в быстром изменении высоты тона, но вскоре рычаг стали использовать для получения эффекта тремоло — быстрого повторения определенного звука. Существуют разные тремоло-бриджи, главным недостатком которых считается сложная конструкция и высокая цена, непростая настройка и процедура замены струн, а также склонность многих тремоло-бриджей быстро терять строй.

Система тремоло

На гитаре установлен бридж тремоло. Выделяют несколько типов систем тремоло, они называются по производителям и именам создателей: Ibanez, Kahler, Floyd Rose, Fender, Bigsby. Каждый из данных типов также имеет несколько разновидностей.
Винтажные тремоло-системы представляют Bigsby (используются в большинстве на гитарах Gibson) и Fender (Vintage Tremolo, установлены на модельный ряд Stratocaster). Это наиболее простые конструкции систем, отличаются достаточно ограниченными возможностями, позволяют создавать лишь легкое вибрато. Не предназначены для исполнения различного рода трюков при помощи рычага. Fender Vintage Tremolo позволяет только понижать строй при игре, другие винтажные системы могут также повышать строй.
Floyd Rose является одной из самых популярных систем тремоло на нынешний день. Конструкция тремоло-машинки весьма сложна, так как бридж данного типа не привинчен к корпусу, а опирается на специальные болты особыми ножами, уравновешиваясь пружинами. Благодаря этому строй меняется в очень широком диапазоне. Сложность конструкции Floyd Rose предполагает внимательный уход за состоянием машинки (заточка и смазка ножей) и тщательную настройку. Чем качественнее будет машинка, тем больше расширяется диапазон звуков, которые можно извлекать при помощи системы.
Японский производитель Ibanez устанавливает на свои гитары различные варианты Floyd Rose, которые являются запатентованными улучшенными версиями оригинального бриджа.
Тип Kahler имеет несколько отличий от популярного Floyd Rose, в частности, его конструкция не предусматривает наличия ножей и пружин. Рычаг присоединяется к подвижному узлу, а сам бридж крепится плотно к корпусу. Контакт машинки с корпусом обеспечивает большую продолжительность звучания нот (сустейн), не способствует изменению строя после применения рычага. Система тремоло Kahler отличается большей стоимостью, ее запчасти не так доступны, как для системы Floyd Rose.
Наименование установленной на гитаре тремоло-машинки главным образом указывает на тип конструкции, а не производителя: разработчики систем предоставляют лицензии на изготовление и использование своего именного бриджа. Следует учитывать, что не все производители имеют официальные лицензии и устанавливают на свои гитары лишь точные копии. Эти тремоло-машинки работают по такому же принципу, однако отличаются более низким качеством материалов и исполнения.

Струны сквозь корпус

У бас-гитар и электрогитар струны часто крепятся к корпусу за счет струнодержателя и не касаются деревянной части инструмента. На некоторых моделях струны крепятся с задней стороны корпуса, проходят сквозь него и затем проходят через бридж. Такой вариант крепления обеспечивает контакт струн с корпусом, благодаря чему на него передается больше колебаний, а продолжительность и насыщенность звучания увеличивается. Длины стандартных струн в этом случае может быть недостаточно, поэтому обращайте внимание на этот параметр при их покупке.

Количество ладов

Лады на бас- и электрогитарах — это отрезки грифа с длиной, позволяющей на полтона изменять высоту звучания струн. Нередко под ладами понимают ладовые порожки, которые разделяют отрезки грифа. На гитарных грифах обычно размещено от 20 до 24 ладов, но также их может быть больше или меньше. 24 ладов хватает для исполнения почти всех гитарных партий.

Безладовый гриф

Некоторые бас-гитары не имеют ладовых порожков на грифе и называются безладовыми. При игре на таком инструменте струны следует прижимать к деревянной накладке грифа. В звучании таких гитар нет металлических призвуков, а также оно имеет мягкий и приглушенный оттенок. Играть на инструменте без ладов труднее, чем на обычной гитаре, так как для качественного звучания музыкант должен сильно придавливать струны в определенных местах.

Материал основы грифа

Гитарный гриф представляет собой узкую продолговатую часть гитары, на которой происходит прижимание струн к ладам. Элемент состоит из двух частей — основы и накладки. Первую изготавливают из различной древесины, такой как клен, красное дерево, палисандр, венге и коа.

Чаще всего производители музыкальных инструментов используют клен для создания гитарных грифов, так как древесина обладает достаточной твердостью. Кроме того, клен имеет сравнительно большой вес и уравновешивает гриф и корпус гитары, повышая удобство пользования.

Накладки на гриф в основном изготавливают из палисандра. Также иногда используют красное дерево, которое хорошо сочетается с кленом и образует поочередные продольные слои на грифе. Реже всего гитарные грифы изготавливают из венге и коа. Применение разных материалов при производстве грифа влияет не только на звучание инструмента, но и на его внешний вид и удобство его использования.

Материал накладки грифа

Гриф — это узкая и длинная часть электро- или бас-гитары. На нем располагаются лады, к которым музыканты прижимают струны. Гриф состоит из двух частей — основы и накладки. Материал, из которого производится накладка, сильно влияет на звучание музыкального инструмента, так как она принимает на себя вибрации от струн, а затем передает их на корпус. Грифы электрогитар изготавливаются из твердых пород древесины, таких как палисандр, клен, эбони и железное дерево. Иногда используют специальный материал из переработанной бумаги и феноловой смолы, называемый richlite.

Старые электрогитары часто оснащались накладкой из клена. Они мягкие на ощупь и придают яркое звучание с хорошо выраженными верхними нотами.

Наибольшей популярностью пользуется палисандр при изготовлении накладок для грифов. Эта древесина имеет красновато-коричневатый цвет и обеспечивает теплое мягкое звучание гитары, так как имеет очень пористую структуру. Палисандр при этом обладает высокой прочностью и износостойкостью.

Эбони представляет собой тяжелый и очень плотный материал, называемый черным деревом. Гитара с накладкой из эбони издает плотное и глубокое звучание. Это дерево наиболее прочное и дорогое среди всех, которые используются для производства гитар.

Железное дерево или пао ферро по звуковым и физическим свойствам находится между эбони и палисандром. Его звук более активен, чем у палисандра, но теплее, чем при использовании эбони.

Материал верхнего порожка

Верхний порожек играет роль опоры для струн в основании головки грифа гитары и выступает в роли нулевого лада. Порожек имеет прорези под струны, которые определяют их высоту над грифом и промежуток между ними. Так как струны сильно натянуты и имеют прочную поверхность, порожек должен обладать достаточной износостойкостью. Таким образом, верхний порожек производители стараются создавать из прочных материалов типа специального пластика, никеля, меди, графита, кости и пр.

Пластик относится к наименее прочным, но это самый доступный материал, из которого создаются порожки. На многих моделях любительских гитар установлен именно пластиковый порожек.

Медный и никелевый порожек почти не подвержен повреждениям. Лишь спустя многие годы эксплуатации он может сточиться до такой степени, что его придется заменить. Подобные порожки обеспечивают яркое звучание с превосходным сустейном. Медь по цвету отлично сочетается с золотистой фурнитурой электро- и бас-гитар. Никель, в свою очередь, имеет такой же цвет, как лады, поэтому его считают универсальным.

Графит — материал высокой прочности темного оттенка, который придает «теплый» оттенок звучанию нот. Из недостатков графита можно выделить хрупкость материала — он иногда даже раскалывается. Однако случается такое крайне редко.

Кость хуже противостоит износу, но тоже очень прочна. Она имеет светлый оттенок и обеспечивает яркое звучание без металлических призвуков, свойственных меди или никелю.

Порожек с зажимом

Топ-лок или верхний порожек с зажимом устанавливают на гитары с тремоло уникальной конструкции, чтобы инструмент дольше сохранял строй. Для настройки гитары с зажатыми струнами используют микроподстройку в тремоло-бридже. Когда-то зажимы устанавливали на порожки гитар с запатентованной конструкцией тремоло под названием Floyd Rose.

Такие тремоло по сей день считаются одними из лучших, так как имеют надежную конструкцию и предлагают большое разнообразие приемов игры. Со временем появлялись новые аналоги тремоло Floyd Rose, многие из которых обладали высокой надежностью и имели порожки с зажимами.

Запирающие колки

Колки — это те части гитары, на которых держатся струны. Помимо этого, они служат для настройки инструмента. Чтобы предотвратить соскальзывание струн с простых колков, при намотке необходимо делать много оборотов. Независимо от этого гитара с простыми колками расстраивается очень быстро. Чтобы инструмент как можно дольше сохранял строй, необходимо использовать специальные запирающие колки. Они зажимают струну, а для надежной ее фиксации хватает одного оборота. Если гитара оснащена топ-локом, запирающие колки становятся бесполезными.

Радиус накладки

от 184 до 1200 мм

Поверхность грифа, на которой размещены лады, имеет слегка скругленную форму, хотя со стороны может показаться плоской. Накладка грифа имеет вид части поверхности цилиндра, радиус которого называется радиусом грифа. Чем он больше, тем более плоскую форму имеет накладка грифа. Этот параметр влияет на удобство игры в разных стилях. Принято считать, что на закругленных грифах очень удобно брать аккорды, а для соло-партий лучше подходят грифы плоской формы.

Ширина грифа у порожка

Грифы бас- и электрогитар отличаются по ширине. Самая узкая часть находится в точке его перехода в головку, то есть возле верхнего порожка. По направлению к корпусу гриф слегка расширяется.

Многие шестиструнные гитары имеют ширину грифа у порожка около 42-43 мм. В случае с бас-гитарами эта цифра варьируется в пределах 38-42 мм для четырехструнных моделей и 44-48 мм для пятиструнных. Чем больше ширина грифа, тем удобнее музыканту играть на гитаре. Если он при этом будет очень широким, то играть на басовых струнах может быть не очень удобно, так как до них тяжело дотянуться.

Без головки грифа

Грифы некоторых моделей гитар не имеют головки и заканчиваются за порожком. Эти инструменты отличаются компактностью и легким весом по сравнению с обычными гитарами, а также имеют другие важные особенности. Например, такие гитары отличаются оригинальным внешним видом, однако далеко не каждый музыкант выбирает инструмент без головки.

Гитары, не имеющие головку грифа, настраиваются особым способом, так как они лишены привычных колок. Струны крепятся задом наперед, то есть фиксируются на грифе, а натяжение производится на бридже. Для некоторых моделей гитар необходимо покупать особые длины, отличающиеся определенной длиной.

Инкрустация

Многие электрогитары и бас-гитары имеют разметку ладов на грифе в виде инкрустации, чаще всего перламутровой. Маркируются обычно следующие лады: 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19 и 21. Лады под номерами 12 и 24 имеют особую маркировку, так как при придавливании струн к ним они звучат так же, как в открытом виде, но на одну (12 лад) или две (24 лад) октавы выше. Инкрустация условно делится на несколько типов: простая инкрустация, точки и художественная инкрустация.

Инкрустация в виде небольших кружков выглядит просто и неброско. Такой вариант подходит начинающим музыкантам, поэтому подобный способ создания инкрустации используют при создании любительских инструментов.

Что касается простой инкрустации, то она имеет вид вставок несложных геометрических форм: трапеция, прямоугольник, овал и пр. Также можно встретить волнистые вставки, похожие на развивающийся флаг. Этот тип инкрустации имеет солидный вид и отлично сочетается со многими инструментами.

Художественный вариант инкрустации может быть исполнен в виде сложных повторяющихся изображений на отмеченных ладах или в виде большого рисунка на весь гриф. Это может быть изображение какого-нибудь вьющегося растения. Инструменты, украшенные художественной инкрустацией, имеют оригинальный вид и выделяются на фоне других.

Датчики и электроника

Схема звукоснимателей

Звукосниматели отличают электрогитару от акустической, так как именно они превращают колебания струн в электросигналы. Магниты датчика создают особое поле, внутри которого колеблется струна, а вокруг них намотана катушка проволоки. В этой катушке образуется электроток, который по проводам попадает в усилитель. Бас-гитары и электрогитары оснащаются двумя типами датчиков — хамбакерами и синглами. Также существуют триплабакеры.

Сингл выполнен в виде катушки, а точнее набора катушек (по одной на каждую из струн). Эта разновидность датчиков обеспечивает яркое звучание с расширенными верхними частотами. Главным недостатком синглов считается повышенная чувствительность к электрическим помехам.

В хамбакерах каждая струна имеет по две катушки, включенные в противофазе. Это дает возможность убирать шумы, вызываемые электрическими помехами. Датчики имеют более плотный и насыщенный звук с расширенными низкими частотами. Хамбакеры обычно имеют вид двух размещенных рядом синглов. В некоторых моделях одна катушка прячется под другую — в этом случае хамбакер со стороны невозможно отличить от сингла.

Триплбакеры встречаются очень редко. Они объединяют в себе 3 катушки и могут работать как хамбакер и сингл вместе или отдельно. Звукосниматель при этом становится универсальным.

Компании, выпускающие электрогитары, часто совмещают разные датчики на одной гитаре. Наличие на одном инструменте датчиков разных видов делает гитару более универсальной. В основном производители устанавливают три датчика: один сингл и хамбакеры с двух сторон. Переключение между ними осуществляется при помощи специального тумблера, который дает возможность одновременно активизировать два датчика. Звучание инструмента при этом становится более универсальным. Гитара, имеющая смешанный набор датчиков, подходит и для исполнения ярких соло-партий, и для игры в группе.

Иногда встречаются комбинации с одним хамбакером и парой синглов, однако популярностью такие инструменты не пользуются.

Производитель звукоснимателей

Некоторые производители электро- и бас-гитар устанавливают специальные звукосниматели других марок. Они обычно имеют более высокую стоимость и звучат лучше тех, которые выпускает сам производитель музыкальных инструментов. Некоторые компании вообще не занимаются производством собственных звукоснимателей.

Пьезодатчик

Этот элемент установлен на корпусе электрогитары и предназначен для преобразования его вибраций в электросигналы. Датчик, в отличие от стандартных звукоснимателей, делает звук больше похожим на звучание акустической гитары. Интересно работают звукосниматель вместе с «пьезой»: звучание становится более насыщенными мягким, появляется «акустический» оттенок.

Количество регуляторов громкости

Гитара может иметь один общий или несколько отдельных регуляторов громкости для звукоснимателей, которые дают возможность смешивать в разных пропорциях звучание датчиков. Несколько регуляторов делают настройки звучания гитары более гибкими.

Количество регуляторов тембра

Регулятор тембра дает возможность управлять характером звучания, добавляя высокие или низкие частоты. Гитара может иметь общий регулятор тембра или несколько отдельных для всех имеющихся звукоснимателей или каждой частотной полосы. Наличие нескольких регуляторов тембра делают настройки звучания электро- или бас-гитары более гибкими.

Активная электроника

Гитара, оснащенная активной электроникой, от обычной модели отличается наличием встроенного предусилителя сигнала. Активная электроника усиливает выходной сигнал и убирает почти все помехи и наводки. Главным недостатком здесь считается потребность в электропитании: активная электроника работает от одной или двух 9-вольтовых батарей типа «Крона». Заряда хватает надолго, однако они могут начать садиться прямо в процессе выступления, поэтому лучше всегда иметь запасные батарейки.

Встроенный тюнер

Каждая гитара постепенно расстраивается, так как струны теряют натяжение и начинают издавать несколько другие ноты. Гитарный тюнер — это устройство, которое обеспечивает возможность настройки инструмента, показывая, насколько та или иная нота отклонилась от нормального строя. Музыкантам лучше самостоятельно настраивать свою гитару, не ориентируясь на подсказки тюнера, так как при этом хорошо развивается музыкальный слух. Следует отметить, что настраивать гитару на слух в условиях шумного зала не очень удобно.

Раньше музыканты носили тюнер, который имел вид отдельного прибора. Сегодня производители встраивают эти устройства в корпус гитары. Данная дополнительная опция упрощает жизнь музыканта, но делает инструмент дороже, поэтому позволить себе такие гитары могут далеко не все.

Корпус

Форма корпуса электрогитары

Многие гитары, несмотря на большое количество существующих моделей, имеют корпус одной из нескольких наиболее распространенных форм: explorer, SG, superstrat, les paul, stratocaster, V, santana, telecaster. Отдельно можно выделить корпус агрессивной формы с острыми краями, «рожками», шипами и другими атрибутами «тяжелых» музыкальных жанров.

Материал корпуса

Корпуса электрических гитар чаще всего создаются из таких древесных пород, как клен, агатис, липа, красное дерево, ольха, нато и ясень.

Агатис используют в основном для производства недорогих моделей. Инструменты звучат достаточно тепло, но глухо. В частности, верхних частот в звуке хватает, однако они не очень звонкие. Бесспорным преимуществом агатисовых корпусов является доступная стоимость и сравнительно сильное резонирование, увеличивающее продолжительность звучания всех нот.

Клен отлично подходит для производства грифов, а также из него создаются корпуса. Он обладает сравнительно большой массой, поэтому изготовленные из него инструменты обычно получается тяжелыми. Звучание таких гитар обделено низкими частотами, а высоких частот, напротив, слишком много. Кленовые гитары используются для исполнения «быстрых» направлений рок-музыки, когда каждый инструмент должен воспроизводить яркий звук.

Особенно часто гитарные деки создаются из красного дерева, называемого «махагони». Инструмент из этой породы древесины звучит очень сбалансированно, а весь частотный диапазон достаточно насыщен. Корпуса из этого материала стали стандартом в гитаростроении, независимо от сравнительно высокой цены красного дерева.

Липа считается мягкой породой дерева, имеющей светлый оттенок и плотные волокна. Материал стоит недорого и хорошо поддается обработке. Корпус из липы способствует смягчению ярких верхних частот. Эта древесина прекрасно подходит для производства соло-гитар и электрогитар в целом, так как воспроизводит яркое певучее звучание, насыщенное средними частотами.

Существует сравнительно недорогая красная древесина, которую называют деревом нато или восточным красным. Корпуса гитар с такими корпусами издают ровное звучание и считаются универсальными. Материал используют для производства недорогих музыкальных инструментов в странах Азии.

Еще один распространенный материал, применяемый для производства гитарных корпусов — ольха. Легкое дерево имеет мягкие поры и похоже на липу. В отличие от последней, ольха добавляет больше низких и высоких частот звучанию инструмента. В результате этого инструмент звучит недостаточно богато в среднем диапазоне, однако становится довольно универсальным.

Корпуса гитар производятся также болотного и белого ясеня. Болотный ясень является прочным и достаточно легким деревом с крупными порами. Звучание музыкальных инструментов, изготовленных из этой породы дерева, можно характеризовать как яркое и разборчивое со звонкими высокими нотами.

Корпуса гитар из этого материала имеют высокий резонанс. Белый ясень тяжелее и плотнее, поэтому звучит более агрессивно. Производители гитар не всегда указывают, какой ясень использовался для создания корпуса. Различаются породы своей массой (белый ясень тяжелее) и структурой древесины (у болотной породы она крупнее).

Материал топа

Корпуса бас-гитар и электрогитар часто состоят из нескольких кусков разной древесины. Слои между собой склеивают по принципу бутерброда, а самый верхний из них называется «топом». Кроме эстетического восприятия топ оказывает влияние на звучание инструмента. К примеру, топ из клена делает звук четче и ярче. Палисандровый топ, наоборот, приглушает отдачу на верхних частотах и делает звучание более продолжительным. Топы из коа и ореха обеспечивают менее яркое звучание верхних нот, чем при использовании клена.

Рисунок на корпусе

Рисунок, нанесенный на корпус гитары, делает инструмент более привлекательным и индивидуальным. С таким инструментом вас обязательно заметят на сцене, а дома она может играть роль необычного предмета интерьера.

Окантовка

Окантовка корпуса гитары является дополнительным художественным элементом, используемым для оформления инструмента. Она выделяет форму гитары и делает ее вид более оригинальным.

Цвет фурнитуры

Гитарная фурнитура — это почти все металлические элементы инструмента: ручки громкости и тона, колки, бридж и пр. Музыкант может подобрать модель с черной, хромированной, золотистой или никелированной фурнитурой, в зависимости от личных предпочтений.

Состаренная

Некоторые модели гитар имеют состаренный вид. На корпусе при этом видны искусственные потертости и сколы. Это оригинальное оформление инструмента придает ему уникальный винтажный дух.

Особенности

Кейс в комплекте

Специальный кейс обеспечивает удобное хранение и транспортировку гитары. Они защищают инструмент от резких температурных перепадов и механических повреждений. Многие кейсы достаточно массивны и имеют большой вес, поэтому для повседневной носки лучше выбирать чехлы.

Гитарный комплект

Некоторые гитары имеют в комплекте определенный набор аксессуаров, таких как ремень, чехол, шнур и медиаторы. Некоторые модели инструментов поставляются в комплекте с комбоусилителем. Сами гитары в этом случае предназначены для новичков и не подходят для профессиональной студийной записи или концертных выступлений. Такие инструменты можно использовать для обучения или любительской игры.

Источник

Оцените статью