Музыкальный анализ произведения для гитары

Методический доклад «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе гитары»

В данной методическом докладе рассматриваются основные принципы и способы работы над музыкальными произведениями с обучающимися по классу гитары на начальном этапе обучения

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_doklad_1.docx 21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курска

«Работа над музыкальным произведением

на начальном этапе обучения в классе гитары»

отделения «Народных инструментов»

«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе гитары»

В работе с учеником очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель — грамотное и рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на память, исполнить на публике — только тогда ученик будет чувствовать свое движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно.

На начальном этапе приведенные музыкальные примеры, на первый взгляд, просты по построению как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех учеников процесс работы над художественным произведением. Необычайные тонкости его связанны с индивидуальностью ученика, дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.

Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:

  1. Создание общего представления о музыкальном произведении и знакомство с особенностями произведения (исполнить ученику).
  2. Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.
  3. Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое, подводящий итог предшествующий работе.

Разбираем более детально эти три этапа. Показ самим педагогом произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о произведении, о композиторе и характере произведения. При этом ученик слушает не пассивно, а принимает самое активное участие при обсуждении произведения. При повторном вашем исполнении ученик должен внимательно следить за исполнением по нотам. После проигрывания пьесы нужно расспросить ученика, какие элементы звучания и записи ему знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при повторном исполнении. Очень часто педагог рассказывает ученику о характере, образе, как следует исполнять то или иное произведение, его фрагменты, не оставляя самому ученику места для рассуждений. Задача начального этапа обучения — как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике и только наводящими вопросами вести ученика к цели.

Все новые темы, связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно объяснить и демонстрировать.

Но все то, что уже встречалось, и все то, что вы показывали раньше, необходимо спрашивать ученика, и его личная активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением следующих задач.

Второй этап работы над произведением включает в себя следующие аспекты: более детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов, звукоизвлечением в избранном произведении. После чего дать возможность ученику прочитать произведение с листа. Первое чтение ученик проводит в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы он сам убедился в точности прочтения текста: в указанном метре в ритме исполняются все длительности, верно соблюдаются знаки альтерации, аппликатура обеих рук.

Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и к тому же желанию не стоит мешать, однако после проигрывания необходимо внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его ещё раз исполнить данное произведение, что бы он сам почувствовал свои недостатки.

После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов добиваться, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент, где бас, есть ли двойные ноты, созвучия. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезнее подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков, различных или одинаковых длительностей; фактура её, как правило, меняется: мелодия без аккомпанемента, мелодия басом, мелодия с аккомпанементом и т. д. Важно выяснить, что во фразе, затем во фрагменте, главное: где мелодия где аккомпанемент, где бас. Фактура произведения для ученика должна быть понятной.

Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное представление — как работать над техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без липших потерь времени решить их. Не повторять много раз то, что сыгранно легко, а выделяешь только наиболее трудные места и работать отдельно над каждым тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно. По ходу работы предложить ученику специальные упражнения, аналогичные встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее упражнение. Все вышеприведенные развивает ученика способность мыслить творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением.

При первом же чтении нужно строго соблюдать аппликатуру, уяснить значение и необходимость ее точного выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры необходимо донести до сознания ученика. Посредством достаточного количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности, путаницы. Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру, оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному тексту. Появляется возможность сосредоточится на художественных задачах исполнения.

Постепенно, преодолевая различные частные трудности, внимание ученика перевести на целостное исполнение произведения. Раз за разом сосредоточивайте его внимание на выполнении художественной интерпретации текста. Помогать ему от ощущения своего исполнения как бы заново вернуться к программному, образному исполнителю, но уде не более совершенной подготовки. Необходимо дать прочувствовать общую линию звучания произведения, выявить главную кульминацию, научить ученика мыслить, опережая звучание!

Необходимо найти для произведения именно тот верный темп, который бы полностью отражал характер; ведь порой от неверно выбранного темпа теряются и выразительность и характер всего исполнения. Достижение нужного темпа и выразительности звучания порой ещё не соответствует выученности произведения, его необходимо «обкатать» — обыграть: Разумеется, для большей уверенности и надежности исполнения проигрывайте музыкальное произведение целиком и в надлежащем темпе.

Когда произведение будет готово для выступления, рассказать ученику, что такое публичное выступление, — ведь к нему ученика необходимо тщательно подготовить. Мелочей на сцене не бывает. Поэтому нужно учить его, как выходить и как держать инструмент, как делать поклон, как вести себя во время исполнения, настраиваться на выступление, играть с удовольствием, принося радость слушателям.

1.Кузин Ю.П. Азбука гитариста.-Новосибирск,1999.

2.В.Калинин «Юный гитарист» Москва «Музыка»1997

3.Ларичев Е. Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Музыка,1995.

4.Пухоль Э.Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Советский

5.Хрестоматия юного гитариста1-3 классы сост. О.Зубченко

Источник

Анализ музыкального произведения: пример, теоретические основы, техника анализа

Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально — теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:

  1. Исследование стиля и формы.
  2. Определение музыкального языка.
  3. Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.

Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.

Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.

Значение термина

Существует широкое и узкое употребление данного термина.

1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:

  • структура мажора или минора;
  • принцип действия гармонической функции;
  • нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
  • законы композиции музыкального произведения в целом.

В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».

2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.

Теоретические основы

В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:

1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.

2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.

3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.

4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:

  • теоретическом;
  • исполнительском;
  • эстетическом.

5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.

6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.

7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.

8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.

Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.

Русское музыковедение

В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.

Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.

А. Д. Улыбышев

Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.

Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.

В. Ф. Одоевский

Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений — в основном опер, написанных М. И. Глинкой.

А. Н. Серов

Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя»» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.

Статья «Тематизм увертюры «Леонора»» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.

Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.

Виды анализа

Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.

Виды анализа музыкального произведения:

Музыкальная тема — это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.

Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.

2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:

3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).

Этот вид подразумевает:

  • рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
  • анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.

6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.

7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа — изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.

Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.

Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.

Зачем нужен музыкальный анализ?

Он может служить разным целям. Например:

  1. Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
  2. Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
  3. Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.

1. Предварительный общий осмотр. В него входят:

а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т. п.) ;

б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;

в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;

г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т. д.) ;

д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т. п.) ;

е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;

ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;

з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;

и) определение типа изложения;

к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.

2. Сопоставление главных частей конкретно в:

  • темповой однородности или контрастности;
  • высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
  • характеристике общих пропорций;
  • тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
  • тональных соподчинениях;
  • характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.

Гармонический анализ музыкального произведения

Как говорилось выше, этот вид анализа — один из наиболее важных.

Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:

  • понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
  • способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
  • правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.

Исполнительный анализ

К данному виду анализа относится:

  1. Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
  2. Стилевые представления.
  3. Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.

Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.

Вокальная музыка

Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.

  1. Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
  2. Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
  3. Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
  4. Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
  5. Сделать выводы.

Источник

Читайте также:  Libertango ноты для скрипки
Оцените статью