Музыкальный диктант 1 класс ноты

Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов

Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).

Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.

Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.

С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.

Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.

Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.

Читайте также:  Ноты для пианино together

Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).

Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:

  • тональность;
  • музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
  • начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —

V ступень тоника;

  • ритм;
  • мелодические интонации с использованием графических символов;
  • нотную запись;

Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.

В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;

После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).

Основные элементы музыкальных интонаций:

Пример диктанта с графическими символами:

«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.

Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:

При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:

На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.

Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.

Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:

  • Ступеневыйдиктант— педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
  • Диктант с ошибками— на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
  • Диктант с вариантами— полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
  • Диктант по памяти— анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
  • Графический диктант— педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
  • Диктант с досочинением мелодииразвивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
  • Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
  • Самодиктант— запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
  • Диктант без подготовки (контрольный)— отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.

Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.

Примеры диктантов для 2 класса:

Примеры диктантов для 3 класса:

Примеры диктантов для 4 класса:

Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!

Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.

Источник

Аудио диктанты по сольфеджио

На этой странице представлены бесплатные музыкальные аудио диктанты по сольфеджио с ответами. Ответы выкладываются в виде нот. В основном в них испытывают необходимость в 1, 2, 3, 4 и 5 классе школы. Выложенные здесь аудио уроки музыки иногда оказываются востребованы и в 7 классе. Автор диктантов: Н. М. Ладухин. На сайт периодически добавляются новые аудиокурсы.

Раздел небольшой. Тем не менее, подобрать здесь себе подходящий музыкальный диктант вы сможете.

Аудио диктанты по сольфеджио вы можете скачать бесплатно и без регистрации в формате mp3 и слушать онлайн. Скачивание по прямой ссылке значительно удобнее скачивания через торрент. Все файлы прошли проверку перед загрузкой на сайт.

Аудиокурсы к школьным учебникам: аудио учебники.

Буду рад если вы порекомендуете своим знакомым мой сайт.

Источник

Музыкальный диктант 1 класс ноты

Все права принадлежат студии «Домашний концертмейстер».(Найдено в свободном доступе сети интернет)

Примечания в сборнике:
CD «Начальный курс музыкального диктанта для ДМШ» — вспомогательное пособие по сольфеджио для учащихся 1-7 классов для самостоятельных дополнительных занятий дома. Пособие также предназначено для детей, по тем или иным причинам пропустивших групповые занятия по сольфеджио в музыкальной школе, а также для дополнительных занятий во время каникул. Для проигрывания диктантов необходим обычный проигрыватель компакт-дисков. К пособию прилагается книжка с правильным вариантом нотации диктантов для проверки.
На диске диктанты размещены по мере возрастания сложности и сгруппированы по темам, названия которых вы можете прочесть в нотном приложении, вставленном в коробку CD. Перед каждым проигрыванием диктанта звучит настройка тональности, «распевка» по звукам тонического трезвучия в диапазоне звучания мелодии диктанта. Ребенок с легкостью может научиться пользоваться пособием, и для этого не требуется наличие фортепиано дома!
Номера треков на CD совпадают с номерами диктантов в приложении, где можно посмотреть правильный вариант нотации.

. Напротив каждого трека указана тональность диктанта, которая сообщается ребенку заранее.

Пишите диктант, проигрывая его каждые 2 минуты по 12-14 раз в течение 20-25 минут. Учитывая то, что в классе диктант проигрывается и в быстром и в медленном темпах — на диске диктанты исполнены в среднем темпе. Сильные доли специально выделены по громкости для удобства определения размера диктанта, так как в задачи данного пособия входит именно обучение, а не контрольная проверка навыков записи.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями, представленными методическим кабинетом г.Москвы, по сборнику «Музыкальные диктанты для ДМШ» автором-составителей Ж.Металлиди и А. Перцовской. Данный сборник выбран не случайно: звучащие на диске диктанты — популярные народные и классические мелодии, хорошо знакомые детям. Для обучения это является необходимым условием.

Источник

Музыкальные диктанты

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Одноголосные диктанты

Первый класс (№№ 1-78) 3
Второй класс (№№ 79-157) 12
Третий класс (№№ 158-227) 22
Четвертый класс (№№ 228-288) 34
Пятый класс (№№ 289-371) 46
Шестой класс (№№ 372-454) 64
Седьмой класс (№№ 455-555) 84
Дополнение (№№ 556-608) 111

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Двух-и трехголосные диктанты

Раздел первый(№№1-57)125
Раздел второй(№№ 58-156) 135
Дополнение ко второму разделу(№№ 157-189) 159
Раздел третий(№№ 190-232) 168
Раздел четвертый(№№ 233-264) 181
Дополнение к четвертому разделу(№№ 265-289) 195

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подбирание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания их на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дирижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант, а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок), б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т. д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терцин или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных и модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

Источник

Оцените статью