Музыкальный инструмент гитара электро

Музыкальный инструмент гитара электро

Электрогитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики.

Малоосведомленные люди считают что электрогитары сделаны из пластика и т. п. Однако они изготавливаются из дерева. Самые распространенные материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клен. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, черное дерево и клен.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D)и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы метал и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B).




Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Наиболее выдающиеся гитаристы, использующие электрогитару, в рок-музыке: Джими Хендрикс, Ричи Блэкмор, Джимми Пейдж, Брайан Мэй, Эрик Джонсон, Ингви Мальмстин, Стив Вай, Дэвид Гилмор, Кевин Шилдз, Том Морелло, Джонни Гринвуд, Джонни Марр, Джордж Харрисон, Марк Нопфлер, Джо Сатриани, Тони Айомми, Слэш.

Происхождение

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.

Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.

О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.

Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.

В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

  • Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато».
  • Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.
  • Медиаторный слайд (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой(иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счет плавного скольжения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке — «глиссандо». В блюзe (иногда также и в роке) вместо пальца используется слайд — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
  • Bend — один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше.
  • Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
  • Тэппинг — извлечение звука ударом одного или нескольких пальцев правой руки по струне на любом ладу.
  • Двуручный тэппинг — звук извлекается ударами по струнам пальцами обеих рук, перпендикулярно плоскости грифа.
  • Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.

Оборудования для электрогитары

  • Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).
  • Педаль эффектов (примочка) — устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже — два и более. Наиболее известные эффекты:
    • Distortion — эффект сильного искажения, используется в тяжёлой музыке.
    • Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.
  • Цифровой процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.

Видео: Электрогитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Источник

Все об электрогитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Сейчас редко встретишь человека, который бы никогда не слышал громкого и насыщенного звучания электрогитары. Гитаристы многих известных на весь мир рок-групп использовали этот инструмент для записи своих песен и выступлений: Бадди Гай, Джимми Хендрикс, Джордж Харрисон, Джон Маклафлин. Перечислять можно бесконечно. Слава электрогитары не гаснет и по сей день: на сцене постоянно появляются новые талантливые исполнители. На этот легендарный инструмент точно стоит обратить свое внимание.

История появления

Изобретателем электрической гитары стал Джордж Бишамп, который был уволен со своей основной работы в национальной компании струнных инструментов. После этого он занялся поиском новейших способов увеличения громкости струнных инструментов.

В своих экспериментах Джордж использовал иголки от фонографа, чтобы преобразовать вибрации от струны в эквивалент электрических колебаний.

В итоге самая первая электрогитара появилась в 1925 году. Она была изготовлена из подручных материалов и инструментов на кухонном столе. Выглядела она так: округлённый корпус маленького диаметра и длинный гриф. За такой вид её прозвали «сковорода». С финансовой и моральной поддержкой Адольфа Рикенбакера Бишамп основал собственную компанию, которая специализировалась только на продаже электрогитар. Вскоре устройство быстро приобрело всеобщую популярность.

Особенности и устройство

Электрогитары работают за счет преобразования звукоснимателями колебаний металлических струн в колебания электрического тока. Сейчас существует огромное количество разнообразных моделей электрогитар. Они могут иметь необычный внешний вид корпуса, отличаться по общему строению, принципу работы, звуку и другим факторам.

Плоский корпус этого электромузыкального инструмента легко отличить от акустической гитары с широким корпусом. Вся конструкция представляет собой сложную систему, обладающую множеством резонансов, которые способны влиять на струны. Грифы в современных моделях тоже удивляют своим разнообразием.

Модели электрических гитар разные не только по дизайну, но и по анатомии (внутреннему оснащению). Но чтобы они зазвучали, им необходимы и наружные устройства, преобразующие электрические сигналы, передаваемые от звукоснимателя, обратно в звуковые, при этом многократно усилив результат на выходе. Такими устройствами являются гитарные усилители (комбики) и внешние аудиосистемы (колонки).

Кроме того, в корпус электрогитары встраиваются разнообразные преобразователи и переключатели звука, электронные предусилители и устройства для создания некоторых спецэффектов.

Как правило, основным материалом для изготовления корпуса и грифа гитары является дерево, так как оно оказывает наиболее выгодное воздействие на распространение звука. От вида древесины напрямую зависит характер и направление струнных колебаний. В производстве этих изделий чаще всего применяются:

  • красное дерево (махагони);
  • ольха;
  • липа;
  • ясень;
  • клён;
  • палисандр;
  • черное дерево.

Встречаются инструменты, выполненные из ореха и древесины, родом с африканского континента (бубинга и ованкол). Каждый сорт имеет индивидуальный тембр. К примеру, красное дерево отличается тёплым звучанием (лучше всего прорабатываются низкие и средние частоты). А клён, наоборот, обладает хорошо прорабатываемым спектром высокой частоты. Иногда виды древесины смешивают, чтобы придать звучанию конкретную окраску. Кроме того, корпуса электрических гитар могут быть изготовлены из пластика или алюминия.

Как уже отмечалось, существует огромное количество модификаций электронных гитар. Ниже представлены самые распространённые из них от ведущих производителей.

Stratocaster

«Стратокастеры» производятся почти во всех странах мира. Чаще всего они оказываются в руках у исполнителей хард-рока, инди-музыки и поп-рока. Оригинальную же модель выпускают в США, где на инструмент ставят 3 звукоснимателя. «Стеклянное» звучание данной модели трудно не узнать. Ещё одной её отличительной особенностью является пятипозиционный переключатель, благодаря которому гитарист может переключаться между звукоснимателями и их комбинациями. Из-за этого значительно повышается возможность изменения звука как по громкости, так и тембру.

Les Paul

Эта модель часто ассоциируется с женской талией, являясь поэтому легко узнаваемой. Корпус собирают из дорогого красного дерева. Такая гитара считается наиболее универсальной из всех других типов, поэтому зачастую используется в студиях звукозаписи.

Telecaster

Дизайн выполнен специально в максимально простом стиле. Взглянув на инструмент, можно подумать, что он выпилен из цельного куска дерева. Материалом изготовления корпуса данной модели обычно выбирают ясеневую или ольховую древесину.

SG (Solid Guitar)

Рогатая форма этих электрогитар стала известна миру после сольных записей гитариста группы AC/DC Ангуса Янга. Дека SG выполняется из цельной древесной доски, а не склеивается из отдельных частей. Ещё одной отличительной чертой является пуговица для ремня, которая устроена с обратной стороны корпуса в верхней части.

PRS Santana

Мультимензурная модель выполняется из микса красного дерева и клена. Основным производителем является Корея. По стандарту устройство оснащено бриджем-тремоло.

Randy Rhoads

Модификация отличается от полноразмерных гитар укорочённой мензурой. Профиль грифа идеально подходит для скоростной игры. Модель зачастую выбирают начинающие музыканты с небольшими размерами рук.

Explorer

Очертания корпуса данных моделей напоминают форму звезды. Несмотря на угловатость, гитара вполне удобна для игры. Переключатель звуков вынесен на самый угол деки.

Flying V

Эту модель просто обожают исполнители металла. Ее легко отличить по форме стрелы (корпус) с острым наконечником (головка грифа).

«Суперстраты»

«Суперстраты» представляют собой целое семейство гитар, которое состоит из множества безголовых моделей разных производителей. По виду они напоминают «стратокастеры», при этом отличаясь от них формой головки грифа, струнодержателем, схемой расположения конструктивных деталей и сортом древесины. Первоначальные инструменты данного вида были лишь копиями «стратокастеров», но с более сложной фурнитурой. Уже в дальнейшем изменения коснулись и общей формы корпуса.

Дополнительные аксессуары

Электрогитара практически не издаёт звуков без усилителя. Последний является дополнительным элементом, который необходимо приобрести вместе с покупкой электрогитары. Перед приобретением усилителя нужно определиться с предполагаемой мощностью (например, для игры дома нужно значительно менее мощное устройство).

Кроме того, не получится избежать дополнительной покупки гитарного кабеля, чтобы соединять гитару с комбиком. Дешёвый провод быстро придет в негодность, поэтому лучше приобрести сразу качественный кабель.

Гитарный ремень непременно понадобится для исполнения стоя. Многое зависит от ширины ремня: чем он шире, тем меньше ощущается давление на плечо. В некоторых комплектах страплоки (специальные механизмы для крепления ремня к гитаре) предусмотрены при покупке, но иногда приходится приобретать их самостоятельно.

Другие немаловажные аксессуары для игры на электрогитаре:

  • медиаторы;
  • тюнер (клипса) для настройки инструмента.

А также иногда происходят ситуации, когда неожиданно ломается самый важный элемент в гитаре — деталь настройки расстояния между струн и высоты струн над ладами. Для этого многие музыканты заранее приобретают верхний порожек (наиболее распространённый подвид — роликовый порожек).

Не будет лишним приобретение средств по уходу за электрогитарой. В список таких средств включаются:

  • салфетки для очистки струн от грязи и жира;
  • смесь для протирания грифа;
  • смазка и салфетки для полировки фурнитуры;
  • чистящие средства для корпуса.

Дизайн

Раньше среди гитаристов существовало поверье, что внешний вид гитары исполнителя полностью соответствует стилю музыки, которую он на ней исполняет. Однако существующая цветовая гамма устройств слишком широка и многообразна, чтобы это было правдой. По цвету электрогитара может быть какой угодно — как стандартных оттенков (черная, коричневая, белая, синяя, розовая, голубая, фиолетовая, желтая), так и самых необычных расцветок и дизайна (золотая, серебряная, радужная, градиент, прозрачная, с рисунками и разнообразными узорами).

В специализированных магазинах можно заказать нанесение собственного рисунка на гитару, но все же лучше сразу брать инструмент с понравившемся стилем исполнения.

Как выбрать?

В первую очередь электрогитары различаются по габаритам (в см). Обычно размеры инструмента зависят от фирмы-производителя. Маленькие электрогитары в основном производит компания Fender Squier. Самые популярные мини-гитары этого производителя — это компактные модели Stratocaster Hard Tail и Mini Strat V2.

Первые гитары весили порядка 5-6 кг. Теперь электрогитары такого веса встречаются довольно редко. Стандартным считается вес около 2-3 кг.

Важную роль играет крепление грифа, от которого зависит не только общая прочность устройства, но и передача звучания. Эта часть может крепиться болтами, что является самым распространённым способом, быть вклеенной или сквозной без пятки. Сквозной гриф составляет одно целое с корпусом инструмента. Подобный способ крепления считается лучшим, так как предоставляет свободный доступ к верхним ладам.

Электрогитары различаются по наличию таких составных частей, как бриджи и мензура. Есть два типа бриджей: фиксированные и тремоло-бриджи. В первом случае струны закреплены жестко, но их сустейн меньше, чем у других гитар. Тремоло-бриджи позволяют регулировать струны при помощи рычага. Не стоит экономить на моделях с таким типом бриджей, так как дешевые модели зачастую попросту не могут держать строй при переключении.

Такая немаловажная деталь, как звукосниматели, классифицируются на 2 группы: синглы и хамбакеры. Синглы передают яркий, чистый и четкий звук. Как правило, они используются в блюзе и джазе. Однако у них есть недостаток: помимо мелодичного звучания, можно услышать посторонний шум и фон. Хамбакер воспроизводит более бедный и низкий звук. С перегрузом хамбакер звучит агрессивно, чётко и без фона. На чистом звуке они выдают более сглаженный саунд.

Помимо этого, стоит обратить внимание на количество струн. Стандартным считается наличие шести струн у гитары, но также встречаются семиструнные и восьмиструнные инструменты.

Новичкам в сфере музыки не стоит слишком мудрить с выбором. Для начала лучшим вариантом будет инструмент с 22 ладами, 6 струнами, фиксированной мензурой и болтовым креплением грифа без каких-либо усложнений.

Чтобы стало более понятно, лучше будет расписать примерные шаги, которые необходимо сделать перед покупкой электрогитары.

  1. Осмотреть внешний вид инструмента. На корпусе и по всей длине грифа не должны обнаружиться никакие видимые повреждения и неровности.
  2. После осмотра не следует спешить подключать гитару к усилителю. Сначала стоит просто послушать, как проявляют себя отдельные струны. Если звук кажется слишком тусклым и глухим, стоит отложить выбранную модель.
  3. Приступить к осмотру грифа, подержать его. Он должен комфортно и удобно размещаться в руке. В начале музыкального пути это важно. По мере набора опыта рука сама сможет подстраиваться под любой тип грифа. Форма грифа абсолютно ровная, без изогнутостей. Проверить крепление грифа к корпусу. Никаких просветов и промежутков быть не должно.
  4. Попробовать поиграть каждую струну на каждом из ладов. Во время игры струны не должны биться и дребезжать.
  5. Теперь можно подключать гитару к усилителю. Попробовать что-нибудь сыграть, перебрать струны: звучание должно нравиться.
  6. Провести проверку звучания каждого отдельного звукоснимателя. Покрутить регуляторы тембра и громкости. С инструментом все в порядке, если звук изменяется равномерно, без скачков. При повороте регуляторы не должны издавать каких-либо звуков, хруста или хрипа.
  7. Для уверенности в выборе можно даже сыграть знакомую мелодию либо попросить об этом друга или самого продавца. Если звучание мелодии привело в восторг, значит выбранная модель точно подходит.

Электрогитара — это достаточно серьезная покупка, которая будет иметь особое значение для начинающих музыкантов. Поэтому к ее выбору следует подходить осознанно и внимательно.

Техника игры

Существует огромное количество разнообразных техник игры. Ниже приведены самые известные и часто используемые приёмы.

  • Hammer-on. Наиболее распространённая техника игры на гитаре. Исполнить hammer нетрудно: звук извлекается путем удара пальцами левой руки по струне на любом ладу, образуя прямой угол с плоскостью грифа.
  • Pull-off. Это — обратный hammer-on, когда звук появляется за счет срыва пальца с лада звучащей струны.
  • Slide. Искусственное движение пальцев левой руки вдоль струн вверх и вниз. В целом существует несколько видов такой игры: классический, медиаторный и «грязный» слайд.
  • Bend. Такой приём является классикой. Его суть состоит в движении прижимаемой струны перпендикулярно линии грифа. В процессе оживления струны звучание плавно переходит на высокие ноты. Существует и другая разновидность этого приема: струна предварительно подтягивается и после удара медиатора возвращается в первоначальное положение.
  • Трель. Приём известен всем музыкантам, независимо от инструмента, на котором они играют. Трель — это быстрое чередование любых двух нот.
  • Вибрато. Техника напоминает создание вибрации пальцами: палец как бы дрожит на струне, покачиваясь вверх-вниз, изменяя тем самым звук.
  • Флажолеты. Естественный флажолет обычно исполняют над 3, 5, 7 и 12 порожками, он включает в себя легкое прикосновение к струне пальцем левой руки, после которого следует удар медиатором. Искусственный флажолет можно играть на любой струне и ладу с помощью легкого глушения струны большим пальцем правой руки.
  • Рейк. Это способ, в котором ключевой манипуляцией является ведение медиатором вниз по струнам с последующим взятием последней ноты. При этом струны приглушаются указательным пальцем левой руки и тыльной стороной ладони правой.
  • Тэппинг. Сложный прием игры, при котором первая нота берётся ударом пальца правой руки о струну. Далее действуют пальцы левой руки. Зачастую тэппинг используют при исполнении паттернов. Паттерн — это группа нот, представляющая собой мелодическую или аппликатурную модель.
  • Квинтаккорд. Так называется гармонический (не обладающий ни мажорной, ни минорной окраской) интервал, состоящий из основного и квинтового тонов. На электрогитаре квинты используются параллельно с эффектами искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.
  • Экранировка. Процесс экранирования производится в целях уменьшения количества наводок в звучании (фона). К примеру, на инструментах типа Fender Stratocaster установка экрана происходит ещё на заводе. Его не видно, так как он находится под слоем лакокрасочного покрытия. Но и на этой гитаре возможно провести дальнейшее экранирование, которое приведёт к уменьшению верхних частот в звуке. В большинстве случаев экранирование выполняется с применением графита или меди.

Чтобы добиться звука сингла, на гитаре с хамбакерами делается отсечка (отключение) одной из катушек.

Все приёмы можно смешивать и соединять между собой. Таким способом исполнители добиваются разнообразия звучания и создания собственного неповторимого музыкального стиля.

Применение

Основным жанром игры на электрогитаре является рок. Ещё одними из популярных направлений являются джаз, блюз, R&B. Однако электрогитара применяется для стилей поп, панк, диско и танцевальной музыки.

Источник

Оцените статью