Музыкальный инструмент называют африканским ручным фортепиано

Музыкальный инструмент называют африканским ручным фортепиано

Добрый день!
Вы пришли на наш портал, потому-что в поиске ответа на задание, из игры-викторины.
У нас на портале самая большая база отгадок к этой и многим другим подобным викторинам.
По-этому, мы предлагаем добавить наш портал к себе в браузерные закладки, чтобы не потерять его. Чтобы вы могли очень легко найти ответ на требуемый вопрос из викторины, рекомендуем воспользоваться поиском по сайту, он находиться в верхней-правой части проекта(если вы смотрите наш ресурс с мобильного телефона, то ищите форму поиска внизу, под коментариями). Чтобы найти требуемое задание, достаточно будет ввести всего-то первые 2-3 слова из нужного вопроса.

Если вдруг случилось невероятное и вы не отыскали правильного ответа на какой-то вопрос через поиск по сайту, то очень просим вас написать об этом в комментариях.
Мы постараемся в максимально короткое время исправить это.

Источник

Калимба (мбира)

Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.

Читайте также:  Разновидность фортепиано это что

Устройство

Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.

На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.

Как звучит калимба

Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.

Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.

За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.

История

В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.

Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.

В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.

Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.

Виды калимб

Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.

Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.

Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.

Применение инструмента

Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.

«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.

Как играть на калимбе

Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».

Как выбрать калимбу

При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.

Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.

Источник

Калимба – музыкальный инструмент с африканскими корнями

В наше время многие народные и этнические инструменты получили широкое распространение у любителей музыки. Среди них заметно выделяется калимба — музыкальный инструмент с чарующим, притягательным звучанием, похожим на звуки музыкальной шкатулки. Чтобы хорошо играть на калимбе, не обязательно знать ноты, что делает этот инструмент еще более привлекательным. В нашей статье мы расскажем, что такое калимба, о её истории, принципе звучания и о критериях, по которым стоит её выбирать.

Что такое калимба

Калимба представляет собой небольшую полую коробку с прикрепленными к ней металлическими язычками разной длины. Этот инструмент относится к группе щипковых язычковых музыкальных инструментов, которые также называют ламеллафонами – их звук зарождается в вибрирующих пластинках, к которым прикасается музыкант.

Язычки калимбы расположены в определенном порядке и настроены в определенной тональности. Длинные язычки имеют более низкое звучание, а короткие – высокое. Чаще всего калимба настроена в тональности G, но встречаются и другие, зависящие от количества язычков и задумки изготовителя.

Соседние ноты калимбы расположены не подряд, как, например, у фортепиано, а чередуются между собой – слева и справа. Таким образом, музыкант может легко аккомпанировать себе одной рукой, и играть основную мелодию другой, создавая сложные музыкальные рисунки.

История калимбы

Калимбу считают традиционным африканским инструментом, но это не совсем так. Издревле в Африке существовали щипковые язычковые инструменты, которые имели разные названия, несколько отличающийся друг от друга принцип игры и строение, но в целом соответствующие общей концепции ламеллафонов. Самым знаменитым традиционным инструментом Африки считается мбира, по своей конструкции сильно схожей со знакомой нам калимбой.

Африканцы настраивали мбира по собственному видению, отличающемуся от привычных нам западных традиций в музыке. Можно сказать, что мбира была, скорее, перкуссионным инструментом, чем мелодическим. На ней играли во время важных событий народа Африки, собраний и праздников.

В 1950 годы английский исследователь этнической музыки Хью Трейси, побывав в Африке и изучив их музыкальную культуру, привез в Англию мбира, и адаптировал её под западные музыкальные стандарты. Адаптированная мбира изготавливалась фабрично, имела чистый диатонический строй G с расположенными по противоположным сторонам инструмента соседними звуками.

Хью Трейси назвал свой вариант инструмента калимбой и сделал бизнес, основанный на производстве этих маленьких музыкальных инструментов. Калимба быстро распространилась по всему миру благодаря своему нежному, умильному звучанию, а также простой техники игры. Любой человек, имеющий музыкальный слух, способен играть на калимбе, подобрав последовательность звучания соседних язычков.

Как звучит калимба и как на ней играть

На калимбе играют, держа инструмент обеими руками. Звуки извлекают большими пальцами рук. Низкие ноты находятся посередине, а высокие по краям, при этом соседние ноты гаммы располагаются на противоположных частях инструмента.

Строй варьируется — может быть пентатоническим и диатоническим, мажорным и минорным. Для удобства, производитель часто подписывает названия нот на язычках.

Ниже представлены классические схемы звукорядов у разных народов.

Источник

15 музыкальных инструментов, на которых больше не играют

Все мы знаем, как выглядят и звучат пианино, рояль, труба, скрипка гитара и барабан. А как выглядели и звучали их «бабушки» и «дедушки»? Воспроизвести звуки древнего оркестра мы не сможем, зато расскажем о старинных музыкальных инструментах.

1. Лира

Еще в Древней Греции были созданы музыкальные инструменты, которые со временем приобрели классический облик и стали основой для создания новых современных видов. Лира – самый популярный музыкальный инструмент в эпоху развития Древнегреческого государства. Первые упоминания о лире датируются 1400г. до н. э. Этот инструмент всегда отождествляли с Аполлоном, так как первую лиру ему подарил Гермес. А звучала она, сопровождая красивые стихи. Сегодня на лире не играют, но термин «лирика» увековечил этот инструмент.

2. Кифара

По праву считается одним из первых струнных инструментов и является прямым потомком лиры. Музыкантов с кифарой в руках изображали на древних монетах, фресках, глиняных амфорах и картинах. Этот инструмент был очень популярным в Персии, Индии и в Риме. К сожалению, точно воспроизвести звучание кифары сегодня невозможно, но благодаря литературному описанию ее удалось реконструировать.

3. Цитра

Этот струнный щипковый музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. В России он появился во второй половине XIX века. Похожие инструменты встречались у народов Китая и Ближнего Востока.

4. Клавесин

Щипковый клавишный музыкальный инструмент, который обрел огромную популярность в эпоху средневековья. Первые сведения о клавесине относятся к 1511 году. Уникальный инструмент итальянской работы 1521 года сохранился до наших дней. Внешне клавесины отделывались очень изящно. Их корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Однако к концу XVIII века на смену клавесину пришло фортепиано, он был вытеснен и совершенно забыт в XIX веке.

5. Клавикорд

Один из старейших струнных ударно-зажимных музыкальных инструментов. Внешне был очень похож на клавесин, но обладал более мощным звучанием. Клавикорд, созданный в 1543 году, сегодня находится в музее музыкальных инструментов в городе Лейпциг в Германии. Величайшие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали много произведений, специально написанных для клавикорда.

6. Фисгармония

Этот духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент был очень популярным в конце XIX века. В быту его называли «органом». Создателем фисгармонии является француз по фамилии Дебен, который получил патент на изготовление инструмента в 1840 году. Сегодня фисгармонию можно увидеть только в музеях.

7. Било

Старинный славянский ударный инструмент. Его изготовляли из железа, по которому били колотушкой. Било также исполнял роль церковного колокола и сигнального инструмента у старообрядцев.

8. Гудок

Основной инструмент русских скоморохов раннего Средневековья. Внешне был очень похож на скрипку и считался ее славянским прототипом. Гудок – деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами.

9. Колесная лира

Этот клавишный музыкальный инструмент появился в Центральной Европе в X-XI веках. Изначально для игры на колесной лире требовалось два человека, поскольку клавиши находились сверху. Один крутил ручку, а второй играл мелодию. Позже клавиши расположили снизу. В России первая колесная лира появилась в XVII веке. Люди, играющие на этом инсттрументе, исполняли духовные стихи и библейские притчи.

10. Кобза

Украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Считается, что кобза была привезена в Украину тюркскими племенами, но свой окончательный облик инструмент приобрел в этих землях. Образ кобзаря, который сопровождал свои песни-думы игрой на кобзе, увековечил в своем творчестве Т.Шевченко. Кобза была любимым инструментом украинских казаков и селян, однако после 1850 года была заменена бандурой.

11. Рейнстик

Флейта дождя – экзотический древний музыкальный инструмент, который использовали шаманы Южной и Северной Америки для управления дождевой стихией. Он прекрасно имитировал звук переливания воды или падающего дождя. Ранее служил культовым инструментом в древних обрядах местных аборигенов. Сегодня рейнстик выступает в качестве оберега жилья от зависти и злобы.

12. Калимба

Древнейший музыкальный инструмент Африканских племен. Сегодня в некоторых частях Центральной и Южно Африки его используют при проведении традиционных обрядов. Калимбу называют «африканским ручным фортепиано».

13. Серпент

Этот инструмент был известен в XVI в. еще под одним названием – цинк, тот самый «прадедушка» духовых инструментов. Придумал его француз Эдм Гийом. Серпент – это изогнутая трубка, по виду очень напоминающая змею. Изготовляли инструмент из дерева или кости, покрывая основу выделанной кожей. Иногда наконечник серпента делали в виде головы рептилии.

14. Роговой оркестр

В 1752 г. в Санкт-Петербурге изобрели инструмент, заменяющий целый оркестр, который состоял из 40-80 охотничьих рогов, каждый из которых тщательно обрабатывали и настраивали на свой уникальный звук. Понятно, что размеры тут имели значение: самый большой рог звучал низко, а самый маленький издавал верхние ноты.

15. Ионика

Еще совсем недавно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью любого вокально-инструментального ансамбля. Ионика – товарный знак электромузыкальных инструментов, выпущенных в ГДР в 1959 году. В Советском Союзе термин «ионика» стал употребляться по отношению ко всем малогабаритным клавишным инструментам. Со временем его заменили транзисторными аппаратами, которые обладали большей надежностью.

Источник

Оцените статью