Клавишные инструменты
Клавишные инструменты: вёрджинел — разновидность клавесина, клавесин — предшественник цимбалы, клавикорд, пианино и рояль — разновидность фортепиано.
Вёрджинел — клавишный инструмент, разновидность клавесина. Подробнее читаем здесь.
Клавесин — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, распространенный в XVI-XVIII веках. Непосредственным предшественником его являются цимбалы, к которым еще в XIV веке начали присоединять клавишный механизм. Подробнее читаем здесь.
Клавикорд — старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано. Характерная особенность инструмента — 4-угольный корпус, снабженный набором струн одинаковой длины, которые натягивались слева направо параллельно линии клавиатуры и были настроены в унисон. Подробнее читаем здесь.
Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Пианино изобретено в конце XVIII веке и, претерпев ряд изменений, усовершенствований, к середине XIX века приобрело современный вид. Подробнее читаем здесь.
Рояль — укоренившееся в России название основной разновидности фортепиано. В отличие от пианино — другой разновидности этого инструмента — в рояле дека, струны, механика расположены горизонтально. Подробнее читаем здесь.
Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Источник
Клавишные музыкальные инструменты
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
Содержание
Виды клавишных музыкальных инструментов
По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Самозвучащие ударно-клавишные
Струнные
- Ударно-клавишные (фортепиано и старинный клавикорд)
- Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Духовые
- Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
- Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Электронные
История создания клавишных инструментов
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).
Типы клавиатур
Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.
Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепьяно, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.
Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.
Источник
История клавишных инструментов.
Александр Лучков — Музыкант, аранжировщик, композитор. Продюсер программы LearnMusic.
История клавишных инструментов.
Рассказывая о клавишных инструментах, следует в первую очередь обратить внимание на то, что инструменты эти не простые. Сложные инструменты, комплексные. Многочисленные родственные связи соединяют их практически со всеми известными классами музыкальных инструментов. Посудите сами:
- внутри обычного фортепиано натянуты струны, следовательно можно говорить о родстве фортепиано и струнных инструментов (скрипки, виолончели, арфы и т. д.);
- по струнам музыкант ударяет при помощи специального молоточкового механизма, что отсылает нас к другому классу инструментов — ударным;
- самый большой из клавишных инструментов, орган, состоит из огромного числа труб — значит и духовые инструменты могут считаться родственниками пианино.
То есть клавишные инструменты в различных ситуациях, в зависимости от музыкальной задачи, могут вести себя и как струнные, и как духовые, и даже как ударные инструменты. Именно эта универсальность, вкупе с удобством игры, на протяжении многих столетий позволяют клавишным инструментам удерживать пальму первенства в качестве самого популярного орудия производства у композиторов.
Как же эти инструменты появились, откуда?
Заглянем в глубину веков. Самым-самым первым музыкальным инструментом считается так называемая Флейта Пана – она берёт своё происхождение от самого примитивнейшего оружия – плевательной трубки.
Так вот — эта самая Флейта Пана является прародителем такого инструмента как орган. И именно орган был первейшим клавишным инструментом! (он появился около 250 года до н.э. в Александрии Египетской).
С другой стороны, если плевательная трубка является «прадедом» пианино, то его «прабабушка» – это обыкновенный охотничий лук. Звук выстреливающей тетивы вдохновил первобытных охотников на создание первого струнно-щипкового инструмента – арфы.
Этот инструмент настолько древний, что подумать страшно — он был известен еще в доантичные времена; упоминался даже в библейской Книге Бытия. От арфы же после пошло множество ответвлений и, в конечном счёте, она повлияла на развитие всех музыкальных инструментов, в основе звучания которых заложены струны: лютня, гитара, скрипка, клавесин и, разумеется, наш главный герой – фортепиано.
Что же объединяет такие разные инструменты как пианино, клавесин, орган, клавикорд и т.д.?
Клавиатура — важный признак, характеризующий рассматриваемые нами инструменты. Она прошла за две тысячи лет своего существования ряд промежуточных форм и конструкций. Рассмотрим некоторые этапы ее развития и становления.
Клавиатура гидравлоса Ктезибия (это того самого, вышеупомянутого самого первого органа) была совершенно непохожа на современную. Она состояла из
нескольких расположенных в ряд и выходящих из корпуса инструмента брусочков-задвижек, являвшихся одновременно клапанами для доступа воздуха в трубы инструмента. От исполнителя для извлечения каждого звука требовалось два отдельных игровых движения: первое — для открытия клапана, второе — для его закрытия. Естественно, что такой способ игры был весьма неудобен; однако элементарно простая музыка того времени мирилась с этим недостатком.
Второй этап развития клавиатуры был ознаменован изобретением, автором которого являлся инженер и архитектор Марк Витрувий (I век до нашей эры). Витрувий придумал использование промежуточных угловых шарниров, превративших горизонтальные поступательные движения клавиш в вертикальные-нажимные и подъемные. Хотя в таком устройстве еще не было приспособления, возвращающего клавиши в исходное положение, оно было значительно удобнее первоначального. Этот тип клавиатуры использовался в органах более тысячи лет.
Следующим этапом было изобретение приспособления в форме грузов на задних плечах клавиш, или помещенных под ними пружин. Это устройство возвращало клавиши в первоначальное положение после того, как музыкант переставал на них нажимать. Оно было применено, по-видимому, только в XIII веке, то есть незадолго до возникновения первых струнных клавишных инструментов. (Следует заметить, что и по сей день поиск решений для возвратного механизма не прекращен — в дешевых вариантах китайских синтезаторов, к примеру, под клавиши тупо приклеивают поролон).
Сейчас вряд ли кому-нибудь покажутся знакомыми такие названия, как пирамидальное пианино, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа, жирафное пианино. а ведь это все прямые предки современного фортепиано. Эти инструменты использовали различные механизмы, позволяющие передать усилие от пальцев музыканта к струнам. Да и сама клавиатура по форме и размеру едва ли не у каждого инструмента была своя, уникальная. Поговаривают, что, в целях поднятия настроения у депрессивно настроенных особ королевских кровей, некие грубые люди использовали даже такой «музыкальный» инструмент как кошачье пианино. То есть к каждой клавише этого, с позволения сказать, инструмента был привязан отдельный хвост ни в чем не виноватого животного. А при игре на клавишах коты начинали издавали душераздирающие вопли, что невероятно веселило средневековых слушателей. Слава богу, теперь эта забава забыта, надеемся навсегда.
Привычная нашему глазу клавиатура (7 белых клавиш и 5 черных) появилась примерно в конце XIII века. Однако еще на протяжении нескольких столетий многочисленные талантливые (и не очень) музыканты изобретали свои разновидности клавиатур. Были и клавиатуры с четверть-тонами (дополнительными небольшими клавишами «внутри» основных) и клавиатуры с одинаковым количеством и белых и черных клавиш расположенных через одну (играть осмысленную музыку на таком инструменте крайне сложно, зато переходить из тональности в тональность — проще простого). Кроме того чуть ли не каждая значительная музыкальная школа использовала свой строй. То есть по-своему настраивала клавиши (выстраивала интервалы внутри октавы). Были распространены такие системы настройки, как, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса.
Конец этой вопиющей анархии положил Иоганн Себастьян Бах, издав в 1722 году свой знаменитый труд «Хорошо Темперированный Клавир» — цикл произведений, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (в каждой минорной и мажорной тональности автором была сочинена прелюдия и фуга). Этим трудом знаменитый классик доказал, что самым удобным и правильным является 12-полутоновый равномерно-темперированный строй (используемый всем прогрессивным человечеством и поныне). То есть строй, в котором произведения во всех тональностях звучат одинаково хорошо и гармонично.
А незадолго до этого, в 1709 году родилось, наконец-то, всем нам знакомое фортепиано. Изобретателем его, как принято считать, был Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori 1655-1732), итальянский производитель музыкальных инструментов.
Хотя он и считается изобретателем популярного ныне инструмента, но, по сути дела, он не изобрел его, а всего лишь переработал уже существовавший в то время клавесин. Кристофори потратил большую часть всего периода своей работы, создавая именно клавесины. (Основанный на 12 – нотной хроматической системе, инструмент впервые был замечен приблизительно в 1450 году и считается первым членом семьи клавесинов). Как известно, в этом инструменте каждая струна щиплется плектром. Самым основным недостатком клавесинов являлось то, что звукоизвлечение никак не регулировалась. Все ноты исполнитель мог извлекать только с одной и той же громкостью. В течении нескольких лет мастер работал над молоточковым механизмом ударения по струнам вместо плектрового. Но настоящий большой прорыв в работе Кристофори случился, когда он изобрел так называемый ‘механизм избавления’, который позволял молоткам отскакивать от струн и механизма, чтобы «перезагружать» систему между каждым ключевым нажатием клавиш. Хотя это может походить на незначительное изменение к базовой конструкции, результатом стало то, что инструмент приобрел способность играть с различной громкостью в зависимости от силы удара пальцем по клавише. Эта особенность нового инструмента и определила его название Fortepiano (что в переводе с итальянского означает «громкий и тихий»). Бартоломео продемонстрировал свой первый «клавесин с молоточками» в 1709 году во Флоренции на приёме гостей во дворце «Palazzo Pitti» герцога Фердинандо ди Медичи. Созданный им инструмент мастер назвал «Gravicembalo col piano e forte» («Клавесин с тихим и громким звуком»).
С 1716 года Кристофори являлся хранителем коллекции клавесинов при дворе Медичи. На картинке мы можем видеть знаменитое фортепиано (рояль) мастера, изготовленное им в 1720 году. В дальнейшем инструменты Кристофори были усовершенствованы немецкими мастерами. В 1717 году первое немецкое фортепиано изготовил Кристоф Шрёдер (придворный клавесинист Саксонского Короля Фридриха Августа I) для дворца Цвингер в Дрездене. Другие первые немецкие мастера фортепиано — Зильберман, Штрейхер и Штейн. С мастером Штейном был знаком Моцарт, который признавал его фортепиано (рояли) лучшими в то время. А именем гениального изобретателя Bartolomeo Cristofori была названа фирма-производитель музыкальных инструментов, выпускающая свою продукцию с XVIII века, и неизменно радующая нас прекрасными работами своих мастеров.
Именно благодаря триумфальному изобретению Кристофори фортепиано обрело возможность управлять динамикой звукоизвлечения, вследствие чего снискало такую громадную популярность и как солирующий, и как аккомпанирующий, оркестровый инструмент.
Но самое интересное началось только потом. Уже более 300 лет знаменитое фортепиано продолжает развиваться и видоизменяться, радуя музыкантов и слушателей все новыми и новыми гранями своих возможностей.
Вернемся теперь в наше время, когда, как известно, космические корабли неустанно бороздят просторы и так далее.
Вот лишь небольшая подборка современных клавишных инструментов.
Источник