Музыкальный инструмент скрипка пианино

Как поет дерево? Из чего изготавливают скрипки, гитары и пианино

Изобретение музыки, уходящее в глубину веков, — бесценно. Значение дерева в ее появлении тоже неимоверное. У каждого музыкального инструмента есть свое собственное дерево, придающее ему уникального звучания.

Если самодельных пращуров скрипки , например, гудки и гусли, делали из любого попавшегося куска древесины, то начиная з XVI века, когда сложилась современная модель этого музыкального инструмента, ее изготовляют исключительно из резонансной ели и волнистого клена (явора). Ель используют для верхней деки, клен — для нижней деки и обечаек. Деки делают либо из цельного куска дерева, размещая его так, чтобы речные кольца сужались слева направо, либо с двух склеенных кусков, тогда сужение колец должно идти к центру деки. Душка в скрипке тоже еловая, а вот для струнодержателя и подгрифка, раньше изготавливаемых из красного и черного дерева (эбенового и палисандра), в наше время часто используют разные сплавы металлов или пластмасс.

Дерево, годящееся для скрипки должно быть правильно заготовленным и высушенным. Используется конкретная часть столба, с подходящей плотностью древесины. Дерево, росшее на очень богатой или, наоборот, бедной почве для скрипки не подходит. К тому же, это должно быть дерево, которое никогда не болело и не ломалось, о чем можно узнать по речных кольцах. Если они в каком то месте не параллельны — дерево можно пускать на дрова. Поэтому мастера покупают материал для скрипок у профессиональных заготовщиков. Кроме того, на звучание инструмента влияет лак, которым его покрывают. Лак должен защищать дерево от порчи под воздействием внешней среды, но не влиять на его акустические характеристики. К примеру, испортить звук может слишком толстый шар лака или неравномерная пропитка материала.

Читайте также:  Брайан крейн ноты для фортепиано

В поисках идеального звучания мастера неоднократно пробовали предавать скрипке других форм, изготовляли ее из других сортов дерева. Но все же, сочетание ели и клена считается наиболее выгодным.

Для производства гитар используют разный материал, зависимо от желаемого звучания. Например, верхнюю деку акустической гитары зачастую изготовляют из той же ели или кедра, придающей инструменту твердое и звонкое звучание. Обечайки и нижнюю деку принято делать из одного сорта древесины, например клена, палисандра или красного дерева, которые способствуют формированию более мягкого звука.

Электрогитары изготовляют из ольхи, липы, звучащих ровно и сбалансировано во всех частотных диапазонах. Для более плотного и сочного звука, подходящего для тяжелой музыки, используют красное дерево или близкий по акустическим свойствам, но более дешевый вариант — агатис. Очень певучие, с отличными басами и чистыми верхними нотами — электрогитары из болотного клена.

Многие всемирно известные бренды делают гитары высокого класса из ореха, в то время как самым доступным, “ученическим” инструментом считается гитара из тополя.

Мастера рассказывают, что для того, чтобы увеличить сустейн (длину звука) деки инструмента надо сделать толще обычных, а гриф — из плотного дерева. Для большей звонкости и отзывчивости рекомендуется поставить тонкий гриф из мягкого дерева и тонкие деки.

Для каждой части клавишных инструментов тоже есть свое дерево. Чаще всего корпус пианино изготовляют из той же ели. Это дерево обладает превосходными акустическими свойствами. Оно очень эластично и способно быстро “отзываться” на звук. В то же время, низкая плотность ели сочетается с высокой жесткостью, влияющей на чистоту звучания. Многие производители используют также орех, красное дерево, все же, ель считается наиболее поющей. Для изготовления молоточков и клавиш используют твердые сорта древесины, к примеру, бук и черное дерево.

Первые духовые музыкальные инструменты тоже были деревянными. Так, дудки делали из какого-то пустотелого материала, например, камыша. Для флейт годится только твердое дерево: хорошей выдержки клен, эбеновое дерево или палисандр. В Китае этот инструмент зачастую изготовляли из тростника, бамбука и очень твердого нефрита (дерева-камня). Большинство современных флейт изготовляют из металла (от никеля до золота). Это уже медный духовой инструмент, музыка которого зависит от изменения силы вдувания звука. Традиционно деревянными духовыми инструментами, высота звука в которых формируется перекрыванием отверстий, кроме флейт, считаются кларнеты, гобои, фаготы и саксофоны.

Как видим, дерево обладает уникальными акустическими свойствами. И если его правильно вырастить, заготовить, склеить и покрыть лаком, оно обязательно запоет, придавая музыкальному инструменту неповторимый тембр и чистоту звука.

Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки .

Источник

Как выбрать музыкальный инструмент (музыкальную специальность). Скрипка или фортепьяно.

Так как выбор происходит в совсем нежном возрасте (4-7 лет), решающую роль играют родители.

Рассмотрим критерии выбора с точки зрения:

— ребёнка, ещё только планирующего «учиться музыке»;

— родителей, обдумывающих отдать ребёнка в музыкальную школу;

— ребёнка, начавшего музыкальное обучение;

— родителей, планирующих карьеру будущего музыканта.

Ребёнка просто спрашивают: «Хочешь учиться музыке?». «Конечно хочу!» — отвечает любимое чадо. Следующий вопрос, которым родители загружают малолетнего оптимиста: «А на чём ты хочешь играть?» После чего он либо искренне отвечает: «А не знаю», либо надолго зависает в размышлениях. Дабы раздумья не зашли в неразрешимый тупик, предки могут предложить дитятке посмотреть на ютьюбе, как играют на разных инструментах. Ребёнку могут понравиться: барабан (потому что по нему можно стучать); баян (потому что много разноцветных кнопочек); флейта или кларнет (потому что это такие дудочки); арфа (потому что на ней много таких блестящих струн); тромбон (потому что у него есть такая прикольная металлическая скоба, которую можно двигать вперёд). Ну, и многие другие музыкальные инструменты по таким же очень важным и глубоко обоснованным причинам. При этом особенности звучания музыкального инструмента могут учитываться ребёнком далеко не в первую очередь.

Но, т. к. у родителей свои предпочтения и критерии при выборе музыкальной специализации будущего юного дарования, они, опять, будут вынуждены вмешаться в рассуждения ребёнка и резко ограничить свободу выбора. Дескать, а давай как выбирать между скрипкой и фортепьяно.

Какие тут доводы могут родиться в голове ребёнка.

Скрипка маленькая и красивая. С завитушечками, древесным узором, загадочными щёлочками и смычком, которым можно размахивать. Скрипка красиво укладывается в специальный футляр с ремнями, замочками, застёжками. Внутри футляр весь такой бархатный с дополнительными потайными нишами и отделениями. Главная ниша в точности повторяет форму скрипки. Укладывать скрипку в футляр можно как куколку в колыбельку. Накрывать её бархатным покрывальцем, пристёгивать специальными ремешками, чтоб ей внутри было удобно. Скрипка — это такая сказочная «спящая красавица». При этом струн не очень то и много. Всего то четыре. Чего бы не научиться по ним водить смычком, такой специальной (почти волшебной) палочкой с натянутым пучком волос. А ещё в футляре в тайном отделении с секретной крышечкой лежит канифоль — такой жёлтый прозрачный типа камень, через который можно смотреть на солнце, как через янтарь. О дивный скрипичный мир!

Фортепьяно (пианино или рояль) — большое и завораживающе чёрное (бывает белое, розовое или цвета дерева, но это редкость). К нему подходить уже страшно. В его тёмной черноте можно увидеть своё отражение. Жуть. Клавиш очень, очень много. Целых 88. Пока до всех доберёшься. Белые и чёрные. Массивные и тяжёлые. Нужно давить с усилием. Два ряда клавиш давят на психику своим строгим порядком. Внизу металлическим блеском сияют большие бронзовые педали. Тяжёлая крышка клавиш всё время норовит упасть со страшным грохотом. Успевай только руки убирать. Чтобы маленькому человечку решиться первый раз сыграть на фортепьяно нужно обладать силой духа. Страшно, но интересно. Однако, ещё есть завлекательная радость — вращающийся круглый стул перед пианино. Можно раскручиваться вправо — влево, вверх — вниз. Красота!

Вернёмся теперь к родителям. Их доводы намного более прагматичны.

В первую очередь, размер имеет значение. С этой точки зрения скрипка — вещь маленькая. Много места в квартире не займёт. К тому же хранится в футляре или чехле. Можно положить под стол, в шкаф, под кровать и даже повесить на стенку.

Пианино или рояль требуют выделения особого места в квартире. При чём, если пианино можно придвинуть к стенке, то рояль может занять полкомнаты. Рояль — музыкальный инструмент не для квартиры, а для собственного особняка.

Скрипка бывает детская. Пианино всегда большое и взрослое. Детская ученическая скрипка намного дешевле пианино и, естественно, многократно дешевле рояля.

За скрипкой можно просто пойти в магазин. Для пианино нужно оформлять доставку (машина, грузчики, всякие хлопоты).

Скрипку в магазине продают уже настроенную. Для пианино после доставки, распаковки и установки нужно приглашать специального мастера настройщика. Я сейчас не говорю про электрические клавишники, потому что для занятий в музыкальной школе нужно, чтобы дома был такой же настоящий инструмент, как и в школе. Ну, там стандартное усилие для давления на клавиши, звук с обертонами и т. д.

Скрипка — это предмет имиджа. Пианино — предмет интерьера.

Скрипку в школу нужно носить. Для занятий на пианино в школу идёшь налегке.

Родитель, ведущий ребёнка со скрипкой, выглядит в глазах окружающих более интеллигентно.

Зато пианино является украшением жилища. Все гости в доме сразу понимают, что здесь проживают культурные люди.

Хвастаться перед гостями начинающим пианистом гораздо легче. Нужно только поднять крышку клавиш и усадить перед ними ребёнка. Дальше участники застолья сами на нём сфокусируются.

Юному скрипачу же нужно расчистить «лобное» место, расчехлить скрипку, попробовать звук, настроить, установить пюпитр с нотами.

На пианино могут играть все, все члены семьи. Можно даже иногда напрягать кого-то из сведущих в музыке гостей. Кто-то может и сам проявить инициативу понажимать клавиши, даже если слуха нет.

Скрипка — инструмент персональный. Никто из гостей даже и не осмелится расчехлять чужую скрипку.

При разучивании всяких гамм звук от скрипки идёт тонкий, скрипучий, из одной точки в центре комнаты. Пока он стен достигнет, пока он сквозь них просочится. В общем соседи слышат что-то вроде писка. Однако же писк этот раздражающе назойливый. Желательно на пол и стены навешать и настелить побольше ковров.

От гамм на пианино звук мощнее, объёмнее, сразу въедается в стены, заставляет резонировать всю комнату. Соседи в этом случае слышат гаммы не только от стен и потолка, они даже могут ощущать гаммы босыми ногами на полу.

После успешного или не очень завершения музыкального образования скрипку можно закинуть на антресоли и она там может пылиться годами. Расстроится, рассохнется, расклеится, но всё равно останется хоть и спящим, но музыкальным инструментом. Её и через 20 лет можно достать, если надо у мастера подклеить, подмазать, настроить и она оживёт.

Пианино же, если несколько лет не настраивать, приобретает необратимые изменения. Потом процесс его «оздоровления» оказывается весьма длительным и затратным, а в некоторых случаях даже и безуспешным. Мастера говорят, что для инструмента оказавшегося долгое время без ухода понадобятся 3-4 последовательные настройки через определённые промежутки времени.

Футляр от скрипки является очень удобным контейнером для переноски всяких разных, иногда совсем неожиданных вещей.

В корпусе пианино можно создать тайник для домашних сокровищ или всякого хлама.

Если вам больше не нужна скрипка, её можно снести в ломбард, в комиссионку, подарить кому-нибудь, пожертвовать школе.

С пианино в этом случае совсем непросто. Продать почти нереально. В интернете полно объявлений о том, чтобы забрали пианино самовывозом.

Если вы возненавидели скрипку её можно разбить за секунду об стол, об косяк, об чью-нибудь голову и т. д. Удовольствие весьма краткосрочное.

Если же вы задумали выбросить на помойку ненавистное пианино, его можно долго и упорно пилить, резать струны кусачками, вырывать клавиши. Удовольствие можно растянуть на несколько сеансов.

В общем и целом скрипку выбирают более экономные, но более тянущиеся к культуре родители.

Пианино для ребёнка выбирают более шикующие, хотя иногда даже и не очень обременённые культурой. Исключая те случаи, когда в семье наличествуют музыкальные династии, т. е. когда кто-то из родителей или бабушек тоже музицирует. Тогда музыка — это фамильная ценность так же, как фамильное серебро, хрусталь и свадебный сервиз.

Но вот начинаются учебные музыкальные будни.

Оказывается, что скрипачу весь урок нужно играть стоя, а пианист на уроке сидит.

Выясняется, что «собачий вальс» выучить на пианино гораздо легче, чем на скрипке. По клавишам можно даже одним пальцем нажимать, даже кошка может пройтись по клавиатуре, и уже будут появляться похожие на музыку звуки.

В то же время, скрипка от неумелого прикосновения смычком издаёт истошный визг. А добиться некоего приятного звучания от скрипки можно будет только года через два.

Выясняется, что в музыкальной школе со временем учиться на пианино придётся всем, включая и скрипачей, и трубачей. И для того, чтобы делать домашку по сольфеджио и теории музыки нужно иметь пианино дома. Правда эту проблему всё-таки можно решить путём приобретения самого дешёвого электрического клавишника. На нём же не технику исполнения отрабатывать, а только ноты подбирать.

Скрипку, оказывается, придётся каждые два года менять на большую по мере вырастания ребёнка. Т.е. сдавать старую в магазин за дёшево и покупать новую за дорого.

Пианино можно приобрести один раз и на всю жизнь.

На скрипке рекомендуется менять струны каждые 3-4 месяца, а для пианино вызывать настройщика каждые 6 месяцев.

Для скрипки можно обеспечить специальный микроклимат хранения просто положив увлажнитель в футляр, а для пианино нужно поддерживать влажность в целой комнате.

На отчётных концертах ребёнок-пианист играет сам, а для юного скрипача придётся приглашать аккомпаниатора. Здесь «музыкальные семьи» существенно выигрывают перед неискушёнными в музыке. Мама или бабушка аккомпаниатор — это такой дар божий для маленького скрипача. Можно репетировать сколько душе угодно и на концерте ни от кого не зависеть.

По технике игры. Пианисты играют двумя руками, которые совершают примерно одинаковые движения. Иногда им ещё необходима нога для педалек. У скрипачей играющие руки совершенно разные. У одной руки очень важное значение имеет форма и ловкость пальцев, за то у другой руки важен размах плеча.

У пианистов всё очень наглядно, все ноты, все полутона всех октав разложены по клавишам. Зрительная память помогает музыкальной. Пианист может разучивать свои партитуры, используя просто доску, на которой нарисованы клавиши, а скрипку не нарисуешь. Скрипачам понадобится гораздо более мощное воображение. Можно сказать, что действия пианиста сродни действиям компьютерного геймера в примитивном шутере. Стреляй по монстрам, чем быстрей тем лучше. А для скрипача каждое музыкальное произведение — это квест или быстрые шахматы. Нужно выбирать наилучший из множества вариантов.

Начинающий пианист может играть одной рукой, а партию второй руки за него сыграет учитель. Можно даже играть в три или четыре руки. У скрипачей учитель может только показывать пример: «Повторяй за мной» или «Делай как я».

Для пианистов более важна усидчивость и терпеливость, а для скрипачей — выносливость и воображение. В среднем фортепьянные сольные произведения более длинные, чем скрипичные.

Уже с малых лет выясняются различия в карьерных перспективах. Юного скрипача по рекомендации учителя могут пригласить в дуэт, в скрипичный ансамбль, в струнный квартет или даже в детский симфонический оркестр. Дополнительное удовольствие в том, что в квартете и оркестре играют сидя.

Пианист всё детство играет соло, пока не станет аккомпаниатором или клавишником в какой-нибудь рок-группе.

Пианистам легче понтоваться перед друзьями. В любом месте, где есть пианино, можно как бы невзначай подойти, открыть крышку и выдать несколько музыкальных фраз какой-нибудь популярной мелодии. Скрипку же нужно вынуть, подстроить, встать в стойку прежде, чем играть. Да и мелодии на пианино подбирать гораздо легче. Кроме того, играя на пианино можно петь, а вот со скрипкой можно только имитировать что-то наподобие танца.

Аккомпанировать можно также поющим друзьям, подыгрывать певцам на скрипке менее удобно.

Скрипачи, благодаря мобильности, могут играть на улице и подрабатывать в подземных переходах. Пианисты же в этом случае более зависимы от источника электричества для клавишника. Тащить на улицу настоящее пианино выглядит сумасшествием, хотя я такую команду музыкантов-энтузиастов уже пару раз видела.

Перспективы трудоустройства во взрослой жизни у скрипачей связаны с наличием ансамблей, оркестров и др. Скрипок в оркестре играет много, правда оркестров в какой-нибудь местности может быть мало.

Пианисты могут понадобиться везде, где поют, танцуют, занимаются спортом и др. А это могут быть школы, детсады, дома культуры.

Очень популярное направление музыкального бизнеса — это игра на свадьбах и похоронах. Здесь преимущество за скрипачами. Рояль ведь на кладбище не потащат.

Чисто эстетически скрипач в стойке выглядит гораздо симпатичнее, чем пианист, зависший над клавишами.

Есть в этих музыкальных профессиях и явные неудобства. Например, профессиональные болезни. Так у скрипачей вырабатывается специфическая осанка, когда одно плечо выше другого. В принципе ерунда. Можно на высокое плечо повесить хозяйственную сумку с продуктами и всё выровняется. Ещё на шее постоянно присутствует мозоль в виде засоса. Выручают модные шарфики.

Заболевания пианистов даже трудно перечесть. Помимо сутулости и осанки в виде вопросительного знака есть остеопороз спины, тендовагинит, миозит, гигромы, ганглии и др. Боюсь даже выяснять в справочниках, что это такое.

Что касается концертного инструмента пианисты хорошо устроились. Пианино или рояль на сцене обеспечивают организаторы концерта. Скрипку же необходимо приносить свою. И чем больше растёт профессионализм скрипача, тем больше растёт его зависимость от хорошего инструмента. Нужно искать скрипку всё лучше и лучше. Внезапно выясняется, что хорошие профессиональные скрипки гораздо дороже роялей. А ведь в самом начале родители выбирали ребёнку в качестве специализации скрипку, чтобы сэкономить.

А ещё скрипку могут украсть воры-домушники. Пианино стащить проблематичней.

Во время концерта зрители видят пианиста почти всегда сбоку, а вот скрипача либо анфас, либо вполоборота. Соответствующе нужно подбирать концертное платье или костюм.

Ну, и про исполнение длинных музыкальных произведений. У пианистов партитура, как правило, занимает гораздо больше места на бумаге. Зато у них пюпитр всегда прямо перед глазами встроен на передней стенке инструмента. А ещё, для большего удобства, во время концерта рядом с пианистом сидит кто-то красиво одетый и переворачивает страницы. Круто.

Скрипач же во время исполнения полагается только на собственные силы. Пюпитр перед ним обычно стоит маленький, поэтому если в произведении больше двух страниц, нужно останавливаться во время исполнения и переворачивать нотные листы. Иногда это выглядит не очень красиво, поэтому крутые скрипачи учат свои партии наизусть. Бедолаги.

И так, скрипачам помимо более сильного воображения требуется ещё и более мощная память.

Как итог, на вопрос на чём лучше учиться играть на фортепьяно или скрипке, можно ответить, что лучше играть на компьютере.

Источник

Оцените статью