Музыкальный инструмент якутов балалайка бубен или пианино
В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.
Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) — (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка — кнутом для шамана. Бубен для шамана — Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру». Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» — деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов: якутский хомус и эвенкийский, эвенский хомус – варган; свирель или флейта; якутская тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; «улахан чардаат күпсүр» – большой кюпсюр, «дьөлөккөй күпсүр» – выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами и побрякушками; или тыал дуораанньык-резонирующий бубен или ветряной бубен; табыки различных вариантов; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; звенящие атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа. Дальнейшее развитие якутского музыкального инструментария он видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и организация оркестра. Свою мечту М.Н. Жирков выразил в словах: «Наш народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра».
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь вначале 60-х гг., когда директор ДНТ ЯАССР Г.Г.Сыромятников съездил в Среднюю Азию для изучения способов изготовления и реконструкции якутских инструментов с целью создания оркестра. В результате в 1962 г. на фабрике музыкальных инструментов г. Москвы под руководством мастера-конструктора П.А. Шошина были изготовлены 4 комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно – смычковых (семейство кырыымпы-сэргэ), струнно-щипковых (кытыйа — таҥсыр, чороон — кылыһах) и ударно-шумовых (дүҥүр, иирэр дьаҕа) групп. Щипковые инструменты были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас.
Знаменательным событием культурной жизни республики стало создание 31 марта 1963 г. в Якутском музыкальном училище оркестра якутских народных инструментов (рук. Н.А. Наумов). В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. Уже в апреле оркестр принял участие в г. Хабаровске на научно-практической конференции по фольклору и развитию музыкального исполнительства народов Сибири и Дальнего Востока. Специально для этого оркестра Г. Комраковым была написана «Якутская увертюра». В 1964 г. оркестр с успехом выступил в Иркутске, Хабаровске, в Москве. Оркестр из Сунтарского района, сопровождавший известный танцевальный ансамбль Сергея Зверева — Кыыл Уола, с большим успехом выступил на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Москве и в Иркутске. Популярностью среди молодежи пользовался участник республиканских смотров и фестивалей студенческий оркестр народных инструментов (рук. Семенов П.П.) ансамбля «Сергеляхские огни», который выезжал на гастроли в Москву и Тувинскую АССР.
В 1967 г. бурятские мастера под руководством известного конструктора-изготовителя музыкальных инструментов Б.Д. Дугарова используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских струнно-щипковых и смычковых инструментов, внеся много от бурятского инструментария, создали вариант якутского оркестра. У щипковых инструментов верхняя дека была сделана из кожи, что не подходило для нашего климата. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неудобны для исполнителей. «Шошинские» и «Дугаровские» комплекты якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов.
Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, создал дьаҕа и күпсүр; А.И. Чахов, изготовивший варианты кылыһах кырыымпы – сэргэ, хоппо, кытыйа, автор наименований инструментов таҥсыр и кылыһах и давший описание технологии изготовления духовых инструментов айаан и ойдуо, автор книги «Саха былыргы инструменнара» и статьей. Основоположники республиканской мастерской по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса В.А. и М.В. Мохначевские создали однострунный тойук-кырыымпу, мас-хобо, хабардьа, шумовые инструменты бадьаайах, сиксиир, реконструировали духовые инструменты айаан и ойдуо, усовершенствовали күпсүр, таҥсыр, кылыһах и хоппо-кырыымпа. Большой вклад внес П.П.Семенов – энтузиаст, пропагандист якутского музыкального фольклора, руководитель Верхневилюйской экспериментальной мастерской по производству якутских музыкальных инструментов, автор статей о якутских музыкальных инструментах. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. Среди первых пропагандистов якутских инструментов выделяется семейный ансамбль исполнителей и мастеров – изготовителей Михайловых из Таттинского района. В 1972 году оркестр народных инструментов с.Верхневилюйск (мастера Т.И. Дойдуков, Д.И. Кузьмин) успешно выступил и стал лауреатом фестиваля народов Сибири в Иркутске. В 1975 г. на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из лучших стал оркестр с. Бердигестях Горного улуса (мастер В.А. Мохначевский). В 1976 г. на зональном смотре Всесоюзного фестиваля в г. Магадане они получили звание лауреата СССР и РСФСР. Оркестр якутских национальных инструментов Якутского музыкального училища под руководством Н.И. Кисленко превратился в один из крупных коллективов республики, подняв исполнительство на якутских инструментах на высокий уровень. В 1982 году он успешно выступил в Днях литературы и искусства Якутии в Москве и Ульяновске. В 1985 г. коллектив дал девять самостоятельных концертов с артистами театра оперы и балета в Монголии. Для этого оркестра специально были написаны композитором В.Ксенофонтовым сюита из 4 частей «Ысыах», «Оленьи скачки» А.Моргусова.
Особый вклад в изучении и развитии якутского инструментария внесли композиторы Г.А. Григорян, Н.С.Берестов, музыковеды — Г.Г.Алексеева, Э.Е. Алексеев, Н.Н.Николаева, Ю.И.Шейкин, А.П.Решетникова, деятели культуры – Н.И.Бойлохов, И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев, преподаватели отделения народных инструментов ЯМУ – Р.П.Борисов, А.В.Каженкина и др.
В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают ансамбли и оркестры при Детских школ искусств: оркестр национальных инструментов «Кылыһах» с. Бердигестях, с. Верхневилюйск (рук. Н.Н.Хобусаров), г. Вилюйска (рук. М.А.Тоноева), этнофольклорный ансамбль с. Техтюр Мегино-Кангаласского улуса (рук. В.В.Кузьмин), оркестр национальных инструментов фольклорного ансамбля «Сандал» с. Хатассы (рук. Семенова А.Т.), фольклорный ансамбль «Сэргэ» с. Татты (рук. Д.А.Попова). Высокое исполнительское искусство на якутских музыкальных инструментах демонстрируют участники и лауреаты многих международных фольклорных конкурсов — фестивалей, известные во всем мире этно-группы «Айархаан» (рук. А.М.Дегтярева) и «Көй дуораан» (рук. К. и Г. Хатылаевы). Огромную работу по сохранению и развитию якутских инструментов ведут также Музей хомуса народов мира (директор Н.С.Шишигин) и Музей музыки и фольклора народов Якутии (директор А.П.Решетникова), Международный центр варганной музыки (президент И.Е.Алексеев). Научно-исследовательской работой по якутскому инструментарию под руководством Ю.И.Шейкина плотно занимаются аспирантки АГИИК В.Е.Дьяконова, М.И.Шамаева. Неоценима также роль мастерских по изготовлению якутских инструментов с. Бердигестях (мастер Т.Т.Дьячковский), «Аартык» Таттинского улуса (рук. А.П. Лопатин) и мастеров Р.Г.Чемчоева, И.И.Готовцева, А.Е.Мандарова, И.К.Колодезникова, М.Н.Мальцева, П.Ф.Осипова, Н.Е.Орлова, П.М.Борисова и др. С этого года с целью развития якутского инструментария при МКиДР РС(Я) начала работу экспертная комиссия (руководитель С.П.Григорьев).
Анна Томская, артистка оркестра НТТ РС(Я),
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова, член СТД РФ
отличник культуры РС(Я)
Источник
Кырыымпа- якутский музыкальный инструмент
презентация к уроку на тему
Якутским музыкальным инструментом- Кырыымпа пользуются фольклорные кружки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutskie_natsionalnye_instrumenty.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кырыымпа – якутская скрипка Подготовила: Тастыгина Елена Александровна
Каждый народ создал самобытные музыкальные инструменты. По мере роста культуры постепенно обогащался и инструментарий: одни инструменты веками сохранялись и частично дошли до нас в «первобытном» виде, другие развивались, совершенствовались, третьи – забывались и исчезали. Музыка в процессе развития требовала соответствующих средств выражения, а новые, более совершенные инструменты в свою очередь оказывали воздействие на музыку, способствовали ее дальнейшему росту. Особенно этот процесс происходит в наши дни .
Традиционный инструментарий якутов достаточно разнообразен: хомус (варган), кырыымпа (скрипка), тансыр (домбра), кылысах (балалайка), кюпсюр (барабан), дьа5а, дюнгюр (шаманский бубен), табык и т.д.
Среди струнных музыкальных инструментов саха можно выделить кырыымпу — якутскую скрипку, на которой исполнитель наигрывает популярные народные напевы. Существует 2,3,4-струнные кырыымпы . Якутский кылысах-кырыымпа изобретен нашими предками на основе военного или охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. Говорят, в старину кырыымпа была в каждом доме, и каждый уважающий себя мужчина должен был уметь играть на ней.
Мастера-якуты делают корпус инструмента из лиственницы, ели и осины, а деки — из дерева и кожи. Раньше для струн использовали крученый конский волос, а сейчас вставляют скрипичные струны.
Другие формы кырыымпы .
Корпус данной кырыымпы сделан из дерева. Она имеет форму сэргэ (коновязь) с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Она необходима для того, чтобы исполнитель мог, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах.
50-е годы ХХ века можно считать самыми благоприятными годами в истории кырыымпы . В те времена почти в каждом районе республики звучал смычковый национальный инструмент в исполнении самодеятельных исполнителей. В 1946 году талантливый мастер П.И. Деляев сделал и подарил заслуженному деятелю РСФСР М.Н. Жиркову кырыымпу . Звук инструмента настолько поразил якутского композитора, что он решил использовать кырыымпу в качестве музыкального сопровождения партий в опере « Нюргун Боотур » в 1947 году
Были и другие талантливые мастера-исполнители: Иаким Дмитриевич Избеков , Илья Михайлович Неустроев, Алексей Иннокентьевич Михайлов и другие. Александр Иванович Чахов собрал богатейший материал по фольклору и музыке и описал технологию изготовления якутских народных инструментов. Он в своей книге о якутских старинных музыкальных инструментах пишет, что в настоящее время у кырыымпы пропадает национальный колорит, т.е. кылысах .
В селе Бердигестях , находящегося в 184 км от столицы Республики Саха (Якутия) г. Якутска, успешно работает мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Мастерская носит имена четы художников по образованию, замечательных народных мастеров Василия Авксентьевича и Марии Васильевны Мохначевских , в 70-е годы ХХ века создавших в Горном районе целый оркестр народных якутских инструментов, гремевший на всесоюзном уровне. Директором является Парфенов Марк Сидорович, ныне носящий звание Отличник культуры РС (Я).
Изделия мастерской – народные инструменты
Этно-музыкант Герман Хатылаев Этно-музыкант Герман Хатылаев
В кырыымпе отразилась характерная национальная самобытность, которая и составляет всю прелесть и неповторимость звучания якутского народного музыкального инструмента. В настоящее время кырыымпа возрождается и завоевывает не меньшую популярность, чем хомус . Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо расширять музыкальный кругозор, знакомиться с творческой культурой других тюркских и нетюркских народов и т.п. В свою очередь, рано или поздно это послужит сохранению собственного исполнительского «лица» на фоне многообразной палитры различных инструментальных исполнительских традиций, сохранению и развитию неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот.
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство» по предмету «Музыкальный инструмент» фо.
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му.
Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.
Источник