Музыкальный класс чтение нот с листа

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Чтение с листа в музыкальном обучении.
статья по теме

В данной статье рассказывается о пользе чтения нот с листа на начальном этапе обучения на фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
dok1.docx 25.06 КБ

Предварительный просмотр:

« Учить чтению нотного текста – значит, прежде всего, всесторонне развивать ученика как музыканта ».

Умение читать с листа незнакомый музыкальный материал всегда считалось признаком хорошего музыкального развития. Этот процесс связан с исполнением новых произведений, а значит, расширяет музыкальный кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус.

Каждый педагог – инструменталист знает проблемы, связанные с изучением этого предмета. «В повседневной практике – школьной, училищной и консерваторской – дело это предоставлено самотёку, — отмечал Л. А. Баренбойм. – А между тем наши молодые музыканты, особенно пианисты, в большинстве своем не только партитуру, но и двухстрочное фортепианное изложение читают плохо».

Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности ребёнка, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. И пока внимание педагога занято выучиванием текста двух-трех пьес в течении семестра, ребёнок задерживается в своем музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё сложнее. В результате у ребёнка может пропасть интерес к занятиям по музыкальному инструменту. Для приобретения навыков чтения музыки с листа не достаточно просто много читать её. Необходима методика формирования целого ряда качеств.

В чем же состоит польза от чтения нот с листа? Об этом музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить ещё в трактовках Баха, Шуберта и других видных педагогов-музыкантов XVII – XVIII в. Необходимость упражняться в чтении нот с первого на них взгляда ( a prima vista ) — специально подчеркивалось в «Правилах» Гензельта.

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой, расширения репертуарного кругозора. Это постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. «Сколько читаем – столько знаем», — это давняя многократно проверенная истина полностью сохраняет своё значение и в музыкальном образовании.

Таким образом, чтение с листа — один из кратчайших путей для успешного обучения искусству игры на музыкальном инструменте. Именно в процессе чтения с листа увеличивается объём используемого в обучении музыкального материала и ускоряется темп его происхождения.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальные произведения?

В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличии от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Для скорочтения мало знать название каждого звука – нужно мгновенно определять рисунок последовательностей (гаммообразных, арпеджированных и др.) , узнавать начальные и кадансовые обороты, направление мелодического движения, расстояние между звуками по вертикали (в интервалах, аккордах) и т.д.. Это намного легче тем детям, которые хорошо усвоили теоретический материал, познакомились с гаммами, аккордами, арпеджио. Понятно, что в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь, собственно, чтение пьес и является целью обучения. Но сам характер применяемых методов ознакомления с нотным текстом, уже на начальном этапе может либо заложить фундамент для скорочтения, либо в последствии стать тормозом для него.

Затем необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить всё увиденное в нотах, то есть требовать неотрывности взгляда играющего от нотного текста, как говорится «вслепую». Это очень важное умение при чтении с листа. Если же этого не требовать, то ребёнок ежесекундно смотрит на руки и клавиши, теряет глазами текст. Отсюда возникают задержки и запинки при исполнении. Чем меньше ребёнок смотрит на клавиши, тем лучше. На примере объясняю ему, что мы находимся в темноте и не видим глазами клавиатуру. Если он не понимает этого, тогда я закрываю листком бумаги его руки и клавиатуру, и прошу его играть глядя в ноты.

Ещё одно из главных условий заключено в мысленном (нередко говрят – зрительном) опережении текста, это как «разведка глазами», то есть ребёнок должен смотреть немного вперёд, чем играет. Тем самым он с помощью внутреннего слуха помогает себе прочесть текст заранее. На примере я объясняю ребёнку, как он сразу читает текст по художественной литературе. Здесь лежит принцип «вижу – слышу – исполняю», но не наоборот. Рассказываю интересный пример о необыкновенной зрительно-слуховой «дальновидности» Ф. Листа. Его современники свидетельствовали, что великий пианист, исполняя незнакомое произведение, пробегал глазами нотный текст на 8(!) тактов вперёд! Нечто подобное имело место у Рахманинова, Блюменфельда, Гольденвейзера. Развитию этого качества способствует тренировка, которую можно назвать «фотографированием». Это заключается в следующем: учащемуся на короткое время показывают какой-либо фрагмент сочинения, и затем предлагают сыграть его без нот. Постепенно у ребёнка вырабатывается привычка опережающего чтения текста, необходимая для того, чтобы успеть представить себе записанное в виде музыкальной интонации, настроиться на правильные движения рук и воспроизвести звучание на инструменте «слепым» способом.

На первых порах педагогу следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с ребёнком, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменение фактуры и так далее. Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать самому ребёнку.

Дети играют большое количество песенок, попевок, пьес с установкой: на каждом занятии необходимо проиграть по два-три и более номеров без тщательной работы в привычном виде и сдаются на оценку. Главная задача – развить навык чтения с листа. Заучивать наизусть эти номера не следует. Дома ребёнок работает над звуком и характером музыки.

В дальнейшей работе постепенно переключайте внимание ребёнка с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения. Теперь он должен успевать читать штрихи, нюансировку, не только поставленную в нотах, но и позволяющую показать развитие фразы, предложения и т.д., то есть дать свою интерпретацию произведения.

Пьесы должны быть немного проще и ниже уровнем на один учебный год, то есть дети второго года обучения играют пьесы за первый класс. Чтобы не терять приобретённый навык, возвращайтесь к этой работе периодически. На занятиях не всегда хватает времени на чтение с листа, поэтому по возможности занимайтесь этим в самом начале занятия.

Далее предлагаю краткий список нотной литературы, содержащей дополнительный репертуар для чтения с листа.

  1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ.
  2. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш.
  3. Bartok Bela. Mikrokozmosz.
  4. Грач Б. Фортепианная музыка для детей. 1 – 2 классы ДМШ.
  5. Кончаловская Н. Нотная азбука.
  6. Копчевский Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист.
  7. Кувшинников Н. Педагогический репертуар для фортепиано. 1 кл.
  8. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. Хрестоматия для фортепиано. 1 кл. ДМШ.
  9. Милич Б. Маленькому пианисту.
  10. Руббах А., Ройзман Л., Малинникова В. Музыкальный альбом. 1 – 2 классы ДМШ.
  11. Рябов И. Чтение с листа в классе фортепиано. 1 – 2 классы.
  12. Сорокин К. Музыка для детей. 1 – 2 классы ДМШ.

Источник

Оцените статью