Музыкальный словарь по гитаре

Словарь музыкальных терминов

Альтерация — alteratio — изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия.

Аппликатура —нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны.

Барре — это гитарный прием, положение указательного пальца, при котором он прижимает не одну, а несколько струн одновременно.

Бекар — это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Бемоль — это знак альтерации, обозначающий понижение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония.

Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Диез — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Капода́стр (итал. Capo — головка, верх; и итал. tasto — лад; дословно: верхний порожек) — зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

Колки — Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады — это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор — это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия — это последовательность музыкальных звуков.

Минор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук — это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота— от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец — называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Октава — называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Пение — издавание голосом музыкальных звуков.

Перебор — последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника — первая ступень тонального ряда.

Транспозиция — перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Источник

Алфавит гитариста

А

Аккомпанемент — исполнение фоновой музыки, помощь другому музыканту, сопровождение основной мелодии одним или несколькими второстепенными инструментами.

Аккорд — музыкальный термин обозначающий сочетание трёх или более звуков. Аккорд создаёт объёмный красивый звук из сочетаемых нот. Бывает минорным и мажорным.

Анкер — металлический стержень, который располагается во всю длину гитарного грифа и служит для регулирования его прогиба. Другими словами, анкерный болт помогает держать гриф ровным, не поддаваясь силе натяжения струн.

Аппликатура — ряд специальных обозначений, помогающих музыканту сэкономить движения во время игры, правильно при этом расставив пальцы; последовательность задействования каждого пальца во время игры. Аппликатура проставляется в нотных записях с помощью цифр, букв и других символов.

Аранжировка — адаптация музыкального произведения под какой-то другой инструмент или голос. Аранжировка композиции подразумевает исполнение в другом составе инструментов. А также — удобное и простое переложение песни на конкретный музыкальный инструмент.

Атака — сила удара по струнам / нарастание звука. Чаще всего используется по отношению к электрогитарам, где разная сила удара медиатором позволяет добыть разный яркости звук. Термин используются и средь вокалистов.

Б

Бридж — устройство отвечающее за удержание струн, располагается на корпусе. Также носит название «машинка», в случае, если имеет возможность регулировки высоты звука с помощью специального рычага. Также бриждем называют переходные моменты в песне (бридж с англ. – мост).

Бэнд — подтяжка струны. Специальный гитарный приём, часто применяемый на всех видах гитар, кроме классической. Характерен плавным переходом с одного звука в другой. Плавным — значит постепенным, а не медленным, так как бэнды могут быть как резкими, так и медленными.

Г

Гитар про (Guitar Pro) – программа для компьютера, которая значительно облегчает труд гитариста, разбирающего табы для гитары, позволяя воспроизводить их с помощью миди, замедлять, делать повтор определённых отрезков табулатуры и т.п.

Д

Дека — второе название гитарного корпуса, точнее его лицевой и нижней части. Больше применяется по отношению к акустическим гитарам, так как принято считать деку — усилителем акустического звука.

Дисторшн — способ искажения звука / перегруз. Этот звуковой эффект часто используется на электрогитарах (реже бас-гитарах) в разных музыкальных направлениях, широко распространённый среди рок-исполнителей. Добывается с дополнительных гитарных устройств.

К

Каподастр — специальный аксессуар, напоминающий прищепку, служит для быстрого изменения гитарного стоя, путём укорочения рабочего отрезка струны. Крепиться непосредственно на гитарный гриф.

Катавей — специальный вырез в акустической гитаре, служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

Колок — одна из важнейших гитарных деталей, находиться на головке грифа и служит для регулировки натяжения струн. С помощью колков настраивается правильное звучание инструмента.

Комбик — это гитарный звукоусилитель (комбоусилитель). К комбику подключаются гитары, на которых установлены звукосниматели: электрогитара, полуакустическая и бас-гитара. Делятся на ламповые и транзисторные.

Л

Лады — металлические порожки, которые поперечно располагаются по всему грифу, служат для изменения звучания струны. Каждый следующий лад увеличивает звук на полтона или тон.

М

Метроном — прибор, который делит короткие промежутки времени ритмичными ударами. Часто применяются начинающими музыкантами (не только гитаристами) для наработки чувства ритма.

Медиатор — специальный пластмассовый «треугольник», который используют гитаристы в качестве элемента, позволяющего добыть яркий и звонкий звук.

Мензура — это название рабочей длинны струны (часть струны, которая служит для извлечения звука), то есть от первого и до последнего порожка. На разных типах гитар она отличается.

Н

Ноты для гитары — специальные графические обозначения, с помощью которых можно передать на бумаге информацию понятную гитаристу о ритме, высоте и длительности звука. В общепринятой современной нотации, запись нот для гитары ведётся в скрипичном ключе и на октаву выше чем они звучат. Это связано с необходимостью избежать записи большого количества дополнительных линеек на нотоносце.

О

Обечайка — часть гитарного корпуса, которая объединяет нижнюю и верхнюю деки. То есть, правильней будет сказать «катавей на обечайке» чем «катавей на корпусе / деке»

П

Палм мьютинг — приём лёгкого глушения струн правой рукой. Добавляет звуку определённой сухости и жёсткости, в основном применяется на электрогитарах в жанрах тяжелой музыки.

Пауэр аккорд — мощный аккорд (двузвучие), часто используемый в написании риффов, применяется с эффектом «Дисторшн». Аккорд состоит из квинтового и основного тонов.

Р

Розетка — вырез на верхней деке акустических и классических гитар. Цель розетки — служить выходом для акустического звука, усиленного гитарным корпусом.

С

Сустейн — это время звучания (продолжительность) извлечённой ноты. С помощью разной силы глушения струн и разного положения правой руки во время глушения можно задавать разный сустейн. Для искусственной регулировки сустейна используют разного рода компрессоры.

Т

Табулатура (табы) — упрощённый вид музыкальной нотации. Часто используется музыкантами без музыкального образования.

Ф

Флажолет — гитарный приём, с помощью которого извлекают звук-обертон. Флажолеты делятся на искусственные и натуральные. Натуральные исполняются путём лёгкого прижатия струны в особых местах её деления.

Х

Хамбакер — двойной магнитный звукосниматель, состоит из двух катушек синглов. Стал широко применяться в тяжелой музыке. Предназначен для подавления шумов.

Источник

Советы и рекомендации >Словарь терминов для музыканта

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В сегодняшнем уроке хотелось бы собрать воедино все гитарные термины, в которых должен ориентироваться любой классический гитарист. Все термины выписаны по алфавиту, так же Вы можете воспользоваться пользовательским поиском или нажать сочетание клавиш Ctrl+F и ввести необходимый термин. (Поиск по странице).

А темпо — возвращение к предыдущему темпу.

А кцент — выделение определенной ноты для изменения или подчеркивания ритмического значения такта.

А дажио — медленно, протяжно (не так медленно, как ларго).

А ккорд — комбинация трех или более нот, играемых одновременно; также используется для обозначения «подготовленного» положения на струнах пальцев правой руки.

А леаторизм — использование случайности в сочинении или исполнении (от латинского слова «alea», означающего «игральная кость»); введен Джоном Кейджем (1912-1992).

А ллегро — бодро, оживленно, весело.

А льфабето — в XVII столетии итальянская система нотации, использовавшая алфавит для обозначения аккордов.

А нглийская гитара — разновидность кифары XVIII столетия.

А нданте — свободно, легко, плавно.

А пояндо — техника игры правой рукой, также известная как удар с задержкой, при которой играющий палец, взяв струпу, задерживается на соседней струне.

А лподжатура — «прислоненная» нота; форшлаговая нота, продолжающаяся половину длительности ноты, которой она предшествует.

А рпеджио — разорванный аккорд, при котором ноты играются последовательно, а не одновременно.

А ранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для другого инструмента, для исполнения его на гитаре.

А тональная музыка — вид музыкальных произведений, написанных после начала XIX столетия, которые лишены тональной организации звуков.

А ччакатура — очень быстрая, «смятая» нота перед основной нотой; орнамент или форшлаг.

А ччелерандо— постепенное ускорение темпа.

Б андуррия— народный испанский музыкальный инструмент с грушевидной формы корпусом и стальными струнами.

Б езымянный палец — третий палец правой руки (на котором принято носить обручальное кольцо); сокращенно обозначается буквой а.

Б аррэ — несколько нот, зажимаемых одновременно одним пальцем частично (полубаррэ) или полностью (полное баррэ) па одном ладу.

Б арток — техника исполнения (изобретение которой приписывается Беле Бартоку), при которой струна оттягивается от грифа, а затем резко отпускается.

Б асы — звуки низкого регистра музыкального произведения, составляющие его гармоническую основу.

Б емоль — знак, понижающий ноту на один полутон.
Би-тональность — использование двух тональностей одновременно; широко применялась Стравинским (1882-1971).

Б ольшой палец — большой палец правой руки, сокращенна обозначаемый р.

Б ордон или бурдон — нижняя струна на ранних гитарах.

Б осанова — музыкальный стиль, объединивший в себе признаки джаза Западного побережья и ритмов бразильской самбы.

Б разильское палисандровое дерево — тропическое растение с твердой древесиной, раньше использовавшейся для изготовления корпусов гитар. Теперь его вырубка запрещена законом.

В елочку — декоративный эффект, для получения которого лист древесины распиливается на две части, а затем складывается так, чтобы его волокна располагались симметрично друг другу.

В ариация — творческая обработка музыкальной темы.

В еерные распорки — деревянные распорки на внутренней поверхности деки, расположенные в виде раскрытого веера.

В ерхний круг — верхняя часть корпуса гитары от грифа до резонатора.

В ибрато — быстрые движения пальца из стороны в сторону по грифу, вызывающие легкие колебания высоты звука.

В иваче — живо, оживленно.

В илочное соединение — один из способов крепления головки к шейке или шейки к корпусу. Сложнее обычного сращения.

В интовая подставка — подставка, на которой струны не привязаны, а закреплены винтами.

В иртуоз — исполнитель с выдающимися техническими и музыкальными способностями.

В иуэла — испанский инструмент, внешне похожий на гитару, но по звучанию напоминающий лютню.

В нутренние блоки — маленькие деревянные бруски, с помощью которых верхняя и нижняя половины корпуса гитары приклеиваются к ее боковым поверхностям.

В олчья нота — на струнных инструментах нота с неприятным звучанием, резко отличающимся от звучания соседних нот; явление, вызываемое конструктивными особенностями гитары.

В осьмая нота — нота длительностью в одну восьмую целой ноты или в половину четвертной ноты.

В осьмерка — корпус гитары, напоминающий но форме восьмерку.

В спомогательный знак — знак диеза, бемоля или бекара перед отдельной нотой, меняющий ее тональность на полутон и отменяемый следующей тактовой чертой.

В ысота струн — высота расположения струп над грифом.

Г армоническая планка — усиливающая рейка, приклеиваемая к внутренней стороне деки поперек корпуса гитары.

Это далеко не все гитарные термины. Следующую порцию терминов для гитаристов Вы увидите в следующем уроке. Помните, что знание музыкальных терминов необходимо каждому гитаристу. Чтобы не пропустить полезные уроки от Гитаршколы, подпишитесь на рассылку.

Очень полезная статья! Хорошо, что термины собраны в одном месте. Мой четырнадцатилетний ребенок последние полгода разговаривает на этом непонятном языке. Буду изучать! Удивлю сына своими познаниями.

Как хорошо,что мне попалась эта статья!Мой друг увлекается игрой на гитаре.И теперь не придется просто делать умный вид при беседах на эту тему.Я теперь знаю где мне найти разъяснение терминов,значение которых я не знала!

Можно ссылку на другие части? Пожалуйста

Сделать пожалуйста термины на четвёртый класс

Источник

Читайте также:  Электроакустическая гитара oscar schmidt od312ce
Оцените статью