Наберу мучицы ноты для

Подготовительные упражнения

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата ученика. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя придти ему на помощь. Сам ученик часто бывает не в состоянии заметить напряжение.

Показывать приемы необходимо всегда в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве с помощью собственных ощущений. Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за инструментом, координации движений зависят от предварительной подготовки ребенка. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Данные упражнения рекомендованы педагогом А.Шмидт-Шкловской для раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса:

1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вздохом, поднимите напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные мышцы руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2 Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение головы) для освобождения мышц шеи.

Другой педагог, А.Д.Артоболевская, советует выполнять следующие упражнения:

1.Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч, дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.

2. Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Читайте также:  Ноты баян вишня белоснежная цветет

Автор методики «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано» Т.И.Смирнова предлагает следующие расслабляющие упражнения в наиболее доступной для детей форме:

1. «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. ( Мальчики изображают солдатика или мягкого толстого медвежонка)

2 «Заводная кукла» или « Робот».Кукла стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти рук, туловище (ребенок наклоняется и качает расслабленными руками).

Упражнения на укрепление мышц пальцев рук

1. «Марширующие гномы»

Пальцы «шагают» по плоской поверхности, как гномы шагают ножками. Работают разные пары пальцев — 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

Кисть остаётся в спокойном состоянии.

2. «Паучки пошли в поход». Расскажите ребенку, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками, осторожно отдаёт рюкзак второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение на развитие цепкости пальцев

1.Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх

2.Отпуская мяч, сразу подхватывайте его той же рукой, не давая упасть

3.То же, но отпускать мяч одной рукой, а подхватывать другой

Упражнения для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей

1. Проминайте ладонь, опираясь на нижнюю поверхность 2-5 пальцами, и отталкивайтесь пальцами от опоры пружинящими движениями

2. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами

и затем быстрое обратное движение к себе. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

Упражнение на растяжение межпальцевых перепонок

1. Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье

Упражнения на нахождение опоры в руках

1. «Вешалка» или «висячий мост».

Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями

2. Сядьте боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку рояля. Полулёжа, опирайтесь на плечо. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, с предплечья на ладонь и ладонную поверхность и оттуда в кончики пальцев.

1 А.Артоболевская « Первая встреча с музыкой» М.,1985

2. Т. Смирнова « Аллегро. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

3.А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985

Упражнения донотного периода

1 «Капель» —исполняется на черной клавише. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи С.Я.Маршака:

« Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

2 «Кукушка» — исполняется одним 3 пальцем на 2-х черных клавишах в разных октавах и разными руками

3 « Лепешки»— исполняется 2-мя руками одновременно. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи:

«Наберу мучицы, подолью водицы,

для детей хороших напеку лепешек»

4 «Дождик» симметричная игра двумя руками одновременно с использованием следующего текста:

«Дождик, дождик льет с утра, будет море у двора,

дождик, дождик льется, в руки не дается»

5 « Колыбельная» — игра legatoдвумя руками в симметричном движении

« У кота — воркота колыбелька хороша»

6 «Радуга» Рисуем сначала в воздухе, а затем на клавиатуре «радугу-дугу», обозначая начало и конец:

«Ой, ты, радуга-дуга, под тобой лежат луга

в небе ты повисла, словно коромысло»

7 «Чижики — фасольки» — работа с простыми интервалами: терцией (ми-до) и секундой (фа — соль)

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си — едет зайка на такси

До-си-ля-соль-фа-ми-ре — ест морковное пюре»

9 Ритмические упражнения:

левая рука правая рука

три-четыре — мы приплыли

пять-шесть — сходим здесь

семь- восемь — сколько сосен

девять-десять — я в пути

обеими руками вместе:

досчитал до десяти

10 Читаем ритмический рисунок:

Андрей — воробей I I П I

Не гоняй голубей П I П I

Гоняй галочек П I I I

Из — под палочек П I I I

1А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1971

2 И.Левин. «Основные принципы игры на фортепиано». М., 1978

3. М Москаленко. «Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения». Новосибирская консерватория, 1989.

4. Е.Тимакин. «Воспитание пианиста». М., 1984.

5 А. Шмид- Шкловская. «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985.

6. Т. Юдовина – Гальперина. «За роялем без слёз, или я – детский педагог». С.П.,1992

Источник

Методика обучения игре на фортепиано (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Порядок и вид заданий могут бесконечно варьироваться. Приведем примеры возможных заданий первых уроков для начинающих музыкантов:

Слушание музыки, определение её характера, жанра, содержания. К музыке приближает ученика слово, однако не надо подсказывать ученику, навязывать своё восприятие музыки. Проиграв пьесу, попросите рассказать сказку, нарисовать рисунок, охарактеризовать настроение пьесы. Словами трудно выразить музыку, но тот, кто её чувствует, всегда найдет и словесное выражение.

Знакомство с жанрами : маршем, танцем, песней. Музыка, предназначенная для прослушивания, должна быть разнообразна по характеру, стилю. Можно использовать отрывки из опер, балетов, музыку современных композиторов.

Проверка запоминания услышанной ранее музыки. Необходимо помнить о том, что ученик со слабой музыкальной памятью не в состоянии отличить марш Прокофьева от марша Чайковского.

Воспитание чувства ритма. Ученик должен научиться шагать, маршировать, танцевать под музыку, поскольку воспитание чувства ритма необходимо вести не от объяснения длительностей, такта, сильной доли, а стараться развивать его врожденное чувство ритма, которое у неподготовленных учеников не является выявленным.

Воспроизведение голосом звуков, мотивов. Мотив воспроизводится лучше, чем отдельные звуки. Иногда ученик не может петь звуки не потому, что не слышит их, а потому, что не владеет голосом и имеет ограниченный диапазон. Однако точного воспроизведения звука в пределах удобного для ученика диапазона необходимо обязательно добиваться.

Знакомство с интервалами. Знакомство с интервалами лучше начинать с резких интервалов — секунды и октавы. Ребенку легче петь терцию, кварту, а секунду, октаву петь сложнее. Воспитывать активное восприятие интервалов лучше на музыкальных примерах:

«Старинная французская песенка» – интервал кварта

«В лесу родилась ёлочка» — интервал секста и т. д.

Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваиваются в сравнении. Мажорный вариант детской песенки звучит с одним текстом: «на зеленом лугу, их, вох, раз нашел я дуду, их, вох», в то время как минорный вариант предполагает другой текст: «на зеленом лугу, их, вох, потерял я дуду, их, вох»

Умение найти услышанный звук на клавиатуре. Звук (или несколько) воспроизводится голосом, запоминается, и только потом отыскивается на клавиатуре. До этого понятия выше-ниже, т. е. понятия звуковысотности, должны быть уже усвоены.

Умение петь с поддержкой инструмента и без нее.

Слова песни приближают ученика к пониманию музыки, но мешают развитию его воображения, поэтому полезнее всего сыграть сначала песню без слов и выяснить, как воспринял её ученик: чувствует ли он образ, характер песни, и только затем исполнить песню со словами.

Более сложная задача – научить ученика петь без инструмента. Каждый ученик должен уметь петь наизусть мелодию пьесы, которую он играет – это развивает его слуховую память. Необходимо добиваться от него выразительного пения, чтобы в последствие он смог сыграть её так же выразительно на фортепиано.

Умение подбирать на слух и транспонировать.

Для этого выбирают достаточно короткие песни. Предварительно ученик должен спеть наизусть то, что он будет подбирать. Очень полезен подбор окончания мелодий.

1Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1 М., 1963

Рациональная техника необходима при игре на фортепиано так же, как она необходима в других видах исполнительского искусства. Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика.

Неверные навыки и приемы игры на фортепиано могут развиться по разным причинам. Одна из них – неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе обучения, причем часто – в самом начале. Например, некоторые дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышцы лица. Эти скрытые напряжения при извлечении звука могут войти в привычку, стать основой неправильного приема игры на фортепиано. С другой стороны, случается, что сам педагог не всегда понимает некоторые естественные приемы подсознательно приспосабливающегося к инструменту ученика, и борется с ними.

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата ученика. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя придти ему на помощь. Сам ученик часто бывает не в состоянии заметить напряжение. Но нельзя и сковывать инициативу ученика, навязывая ему, во что бы то ни стало своё решение.

Показывать приемы необходимо всегда в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве с помощью собственных ощущений. Доброжелательная и творческая атмосфера в классе способствует более спокойному состоянию ученика. В такой обстановке он быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, отчего и играет с большим подъемом. Пусть девизом педагога будут слова : « проще, легче, выше, веселее!»

Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть невозможно. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Обычным состоянием играющего при этом должно быть бодрое, приподнятое состояние спокойной уверенности и радости.

Организацию движений ученика необходимо строить таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к фортепиано как к поющему инструменту.

Наиболее естественны движения «целых» пальцев, работающих из ладони – таким же образом, как мы берем предметы. В этих движениях активное участие принимают ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец. Особо важна роль первого и пятого пальцев, от их правильного положения зависит формирования свода кисти.

Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за инструментом, координации движений зависят от предварительной подготовки ребенка. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Они рекомендованы педагогом А. Шмидт-Шкловской для раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса:

1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вздохом, поднимите напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные мышцы руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2 Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение головы) для освобождения мышц шеи.

Другой педагог, , советует выполнять следующие упражнения:

1.Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч, дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.

2. Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Автор методики «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано» предлагает следующие расслабляющие упражнения в наиболее доступной для детей форме:

1. «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция – «Новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. ( Мальчики изображают солдатика или мягкого толстого медвежонка)

2 «Заводная кукла» или « Робот». Кукла стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти рук, туловище (ребенок наклоняется и качает расслабленными руками).

Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание, особенно на кульминациях. Для выработки правильного дыхания можно выполнять следующие упражнения:

Не поднимая плеч, сделайте глубокий вздох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом, и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы – снова вдох. Выполнять упражнение необходимо, считая про себя.

Упражнения на «включенность» рук и всего корпуса

1.Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) и «погрозите» ими.

2.Держите перед собой 1 и 2 пальцами воображаемое полотенце. Руки легкие, локоть слегка закруглен. Поворачивайте его на «стержне» вправо и влево.

3.Смена уровня опоры рук (три этажа):

Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на крышку рояля. На счет «два» — руки на пюпитре, на счет «три» — опять на крышке, «четыре» — на коленях.

При подъеме рук локти нельзя опускать.

Упражнения на укрепление мышц пальцев рук

1. «Марширующие гномы»

Пальцы «шагают» по плоской поверхности, как гномы шагают ножками. Работают разные пары пальцев — 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

Кисть остаётся в спокойном состоянии.

«Шагают» все пальцы. Преподаватель объясняет, какими пальцами шагать. Причем, следует называть разные пальцы для левой и правой руки. Так ребенок быстрее запомнит номера пальцев.

3. «Паучки пошли в поход». Расскажите ребенку, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками, осторожно отдаёт рюкзак второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из руки в руку.

Упражнение на развитие цепкости пальцев

1.Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх

2.Отпуская мяч, сразу подхватывайте его той же рукой, не давая упасть

3.То же, но отпускать мяч одной рукой, а подхватывать другой

Упражнения для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей

1. Проминайте ладонь, опираясь на нижнюю поверхность 2-5 пальцами, и отталкивайтесь пальцами от опоры пружинящими движениями

2. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко «откройте» их (как будто кто-то на них подул). Рука легкая. После «взлета» пальцы свободно «опадают».

3. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами

и затем быстрое обратное движение к себе. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

Упражнение на растяжение межпальцевых перепонок

1. Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье

Упражнения на нахождение опоры в руках

1. «Вешалка» или «висячий мост».

Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями

2. Сядьте боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку рояля. Полулёжа, опирайтесь на плечо. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, с предплечья на ладонь и ладонную поверхность и оттуда в кончики пальцев.

Упражнения на освобождение рук

1. Похлопывание ладонью по крышке рояля, закрывающей пюпитр в разных её местах. Рука в локте не сгибается. Хлопать можно с разной степенью силы — и слегка, и со всего размаха

2. Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Плечи и руки совершенно свободные. Это упражнение подготавливает естественное исполнение стаккато, а так же октавного и секстового вибрато.

У каждого человека с детских лет руки неповторимо индивидуальны, и учить каждого ребенка нужно нежно, заботливо, внимательно, умно. Необходимо помнить, что в этих маленьких, трогательных и беспомощных, а иногда непослушных, сопротивляющихся, часто негативно относящихся к каждому «поучающему» прикосновению педагога руках – часть секрета всей будущей музыкальной биографии маленького человека, готовящегося стать профессионалом – исполнителем.

1 А. Артоболевская « Первая встреча с музыкой» М.,1985

2. Т. Смирнова « Аллегро. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

3.А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985

4.Донотный период обучения

Донотный период обучения продолжается, как правило, 1-2 месяца, в течение которых ученик играет различного рода упражнения, подбирает по слуху, возможно использование так называемой игры «с рук».

Как только ученик сел за фортепиано, педагогу необходимо уделить внимание его посадке за инструментом. Сидеть нужно свободно, и в то же время стройно и удобно для себя, с тем, чтобы можно было легко использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Главным ощущением правильности осанки должно стать ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. Локти не следует ни прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры или чуть выше. Большое значение имеет хорошая опора на ноги. Поскольку ноги у ребенка обычно не достают до пола, их необходимо поставить на скамеечку. Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога. Посадка, так же как и положение рук на клавиатуре, во многом индивидуальна. Однако существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для всех учащихся — это три точки опоры:

1 Ноги — это первая точка опоры. Они слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.

2 Сиденье стула – это вторая точка опоры. Следует садиться не на всё сиденье стула, а только на его половину. Высота сиденья стула должна регулироваться винтом или специальной подставкой.

3 Пальцы – это третья точка опоры. Спину нужно держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши. Для правильной посадки за инструментом существует множество игровых упражнений, которые помогут ребенку ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, осуществляя при этом опору на ноги. Это могут быть такие упражнения как: «Новая и сломанная кукла», «Робот», «Шалтай-болтай», «Маятник».

Важное значение в донотный период имеет игра не только на белых, но и на черных клавишах. Использование в начальном обучении черных клавиш необходимо. Ещё Шопен считал наиболее удобным способом организации руки следующую последовательность: e fis gis ais h .Эта позиция основана на использовании естественной длины пальцев и различной высоты белых и черных клавиш.

Как правило, начинают играть третьим пальцем как самым устойчивым. Игра на черных клавишах представляется более удобной, потому что черная клавиша более узкая, она заставляет ученика нацелиться на неё, что практически исключает игру прямым пальцем. Можно (и нужно) играть по черным клавишам от нижнего к верхнему регистру и наоборот перекрестным движением и читать стихи Пушкина:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

После игры на черных клавишах следует осваивать игру на белых. Игра двумя руками только 3-ми пальцами занимает довольно продолжительное время. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем станет проще и легче впоследствии решать задачу овладения игрой другими пальцами и все последующие задачи.

5.Упражнения донотного периода

1 »Капель» — исполняется на черной клавише. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи :

« Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

2 »Кукушка» — исполняется одним 3 пальцем на 2-х черных клавишах в разных октавах и разными руками

3 « Лепешки»— исполняется 2-мя руками одновременно. Для выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи:

«Наберу мучицы, подолью водицы,

для детей хороших напеку лепешек»

4 «Дождик» симметричная игра двумя руками одновременно с использованием следующего текста:

« Дождик, дождик льёт с утра, будет море у двора,

дождик, дождик льётся, в руки не даётся»

5 « Колыбельная» — игра legato двумя руками в симметричном движении

« У кота — воркота колыбелька хороша»

6 «Радуга» Рисуем сначала в воздухе, а затем на клавиатуре «радугу-дугу», обозначая начало и конец:

« Ой, ты, радуга-дуга, под тобой лежат луга

в небе ты повисла, словно коромысло»

7 «Чижики — фасольки» — работа с простыми интервалами: терцией (ми-до) и секундой (фа — соль)

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си — едет зайка на такси

До-си-ля-соль-фа-ми-ре — ест морковное пюре»

9 Ритмические упражнения:

левая рука правая рука

три-четыре — мы приплыли

пять-шесть — сходим здесь

семь- восемь — сколько сосен

девять-десять — я в пути

обеими руками вместе:

досчитал до десяти

10 Читаем ритмический рисунок:

Андрей — воробей I I П I

Не гоняй голубей П I П I

Гоняй галочек П I I I

Из — под палочек П I I I

1А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1971

2 И. Левин. «Основные принципы игры на фортепиано». М., 1978

3. М Москаленко. «Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения». Новосибирская консерватория, 1989.

4. Е. Тимакин. «Воспитание пианиста». М., 1984.

5 А. Шмид — Шкловская. «О воспитании пианистических навыков». Л., 1985.

6. Т. Юдовина – Гальперина. «За роялем без слёз, или я – детский педагог». С. П.,1992

6. Начальное обучение игре на фортепиано. Организация первых уроков

Дополнительный материал (реферат)

Для успешных занятий музыкой важно правильное построение урока. На уроке педагог будит любознательность ученика, учит работать, развивает его музыкальные способности. Конечно, важно не только пробудить интерес к занятиям, но и воспитать серьёзное отношение к урокам музыки, сформировать у ученика понятие долга по отношению к его самостоятельной домашней работе.

На первом этапе работы уроки должны быть довольно короткими, учитывая быструю утомляемость маленьких учеников. Можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы урок длился не более 20-25 мин., но встречаться с учеником 3-4 раза в неделю. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее и содержание урока изменится. Основную его часть займет проверка домашнего задания и работа над разучиваемым репертуаром. Кроме того, исполнительский показ педагога, его объяснения, их усвоение учащимся занимают большую часть времени на уроке.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть учебного времени по прежнему следует уделить подбору, транспонированию. Пусть ребенок приобретет меньше новых исполнительских навыков, меньше, на первый взгляд, продвинется, но с ним будут проводиться подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут в дальнейшей работе.

Разработка первых двух уроков

Познакомить ученика с инструментом, клавиатурой, регистрами.

Показать правильную посадку за инструментом.

Проверить ритм, выполнить несколько ритмических упражнений.

Поработать над развитием гибкости руки, кисти.

План урока (продолжительность 25 мин)

1 Рассказ о музыкальном инструменте, его устройстве (5 мин).

2 Отработка посадки за инструментом (3 мин).

3 Знакомство с клавиатурой. Регистры. Игра «Колобок» (5 мин).

4 Упражнения для постановки рук, упражнения на расслабление рук (5 мин).

5 Слушание музыки. Определение её характера. Ритмичные движения под музыку (5 мин).

6 Запись домашнего задания (2 мин).

1. Музыка — это большая, замечательная страна. Жителями этой страны являются звуки, они могут рассказать о многом на своем музыкальном языке, который ты со временем научишься понимать, а в последствии научишься выражать свои чувства посредством звука, то есть научишься играть на музыкальном инструменте, петь, записывать музыку специальными знаками — нотами и т. д.

Ты выбрал замечательный инструмент – фортепиано. Он был создан более 200 лет назад итальянским музыкантом Бартоломео Кристофори. Этот инструмент издаёт громкие звуки «форте» и тихие «пиано», поэтому и называется — фортепиано. Фортепиано — инструмент для домашнего музицирования, для маленького помещения, а вот в концертных залах стоит его старший брат — рояль, что в переводе с итальянского означает – «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов по умению звучать разнообразно — ему нет равных. Он умеет петь красивые мелодии, умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь пассажами. Очень многие композиторы писали музыку для этого инструмента, ты наверняка слышал такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов и т. д.

Давай посмотрим, как устроен наш инструмент, как работает его механизм, воспроизводя звуки (открыть крышку инструмента, показать молоточки, как они ударяются о струны, если нажать на клавишу; заострить внимание ребенка на толщине, длине струн, показать, как работают педали, объяснить их назначение).

2 . А теперь давай сядем за инструмент: посмотри, как я сижу за инструментом. Существует ряд правил посадки за инструментом:

1. Ровная спина. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш. Сидеть необходимо не на всем стуле, а на его половине.

2 Ноги должны стоять, полностью упираясь в пол или подставку для ног.

Колени при этом согнуты под прямым углом.

3 Руки необходимо согнуть в локтях, но не прижимать их к туловищу, а немного отвести в стороны, кисть руки должна быть расположена на клавиатуре так, чтобы пальцы, слегка закругленные, упирались кончиками в клавиши (объяснение сопровождается показом).

3. Ну вот, мы сели правильно и перед тобой – клавиатура. Клавиш на фортепиано много: есть белые клавиши, есть черные клавиши. Клавиатура, по высоте звучания, делится на три регистра:

высокий — (там живут птички, белочки, зайки),

средний — (лисички, волки),

низкий — (медведи, бегемоты, слоны).

А сейчас мы вместе с тобой поиграем в сказку «Колобок», а зверей изобразим звуками в разных регистрах. Я буду играть музыку Колобка (импровизация), а ты — Зайца, Лисы, Медведя.

4. Чтобы твои ручки не зажимались, не напрягались, не уставали, необходимо выполнять специальные упражнения, которые первые месяцы занятий надо обязательно повторять дома. Делать это нужно до тех пор, пока руки не будут чувствовать себя свободно, но в то же время собранно (показать и выполнить вместе с учеником несколько упражнений, таких как « Мячик», «Радуга-дуга», «Полощем бельё», «Висящий мост», «Крабы пошли в поход» и др.).

Источник

Оцените статью