- Как научиться играть на пианино
- С чего начинать?
- Как устроено пианино
- Подбор инструмента
- Функции цифровых инструментов
- Автоаккомпанемент
- Посадка
- Практика
- Итоги
- Как научиться играть на пианино
- Как работает пианино
- Выбор инструмента
- Особенности посадки за пианино и положение рук
- Гимнастика для рук
- Читка нот и музыкальная грамота
- Практика после теории
- Частая и регулярная практика
- Вдохновение
- Распространенные ошибки новичков
Как научиться играть на пианино
…Многие взрослые люди хотят научиться играть на пианино: по каким-то причинам они не учились в детстве и сейчас хотят восполнить пробелы. Если вы – один из таких людей, тогда данная статья написана для вас.
Обучение игре на фортепиано для взрослых во многих аспектах сложнее, чем для детей; дети схватывают всё на лету, гораздо лучше и быстрее всё запоминают. Поэтому обучение взрослых должно строиться совершенно по иным критериям.
С чего начинать?
Разумеется, прежде чем начать играть на пианино, вам нужны какие-то теоретические знания. И мы сейчас не говорим о музыкальной литературе, анализе опер или других похожих вещах: речь идет о нотной грамоте. Вам необходимо выучить, где какая нота находится (причем как на русском языке, так и латинскими буквами – это называется музыкальный алфавит), как все они называются и уметь прочитать нотный стан. Начинать играть произведения рекомендуется с самых простейших, которые заключены в сборники для 1-3 классов музыкальной школы, а затем плавно повышать сложность.
Обложка одного из самоучителей игры на пианино
Что же касается самого учебника, то в продаже вы можете найти массу учебников по обучению игре на фортепиано с нуля для взрослых. Выбирайте тот, который покажется вам наиболее адекватным и удобным для восприятия: и не обязательно это будет книга, сегодня нет недостатка в обучающих материалах; вы можете смотреть видеокурсы на разных языках или записаться на онлайн-курсы конкретного преподавателя. Даже если вы выбираете бумажный учебник, никто не мешает вам пользоваться теми же видеоуроками как дополнительным пособием для получения знаний. Такой курс есть и у нас на канале – видеоуроки от Анны Якушевой «Пианино для начинающих».
После того, как вы определились с учебником, вам надлежит выбрать для себя правильную мотивацию. Если мечты о том, чтобы сыграть крутое произведение, вам недостаточно, подумайте о развитии вашего слуха, а также о значительном улучшении мышечной памяти и моторики рук в целом. Не бросайте обучение при первом трудном отрывке или сложной технике исполнения: фортепиано является тем самым инструментом, где профессионализм достигается именно что упорной работой.
Обложка ещё одного самоучителя игры на пианино
Обязательно нужно развивать свой слух: без этого полноценной игры на пианино у вас не выйдет. Слушайте мелодии без вербального контента, определяйте инструменты в любимых песнях и пробуйте подпевать даже классическим произведениям, которые на самом деле являются отличным практическим пособием.
Далее стоит сказать пару слов на тему таких важных для любого музыканта вещей как ритм и темп. Все произведения подчиняются какому-то единому ритму, итальянское название которого обычно пишется справа под заголовком произведения. Для выработки в себе чувства ритма необходимо пользоваться на первых порах метрономом, а дальше вы уже сможете выстраивать темп произведения самостоятельно. Метроном можно взять как аппаратный (механический или цифровой, вы можете найти их в нашем каталоге), так и программный, в последнем случае используется соответствующее приложение.
Механический метроном Musedo M-20-BK
Наконец, последний вопрос: нужно ли самому учиться рисовать ноты на нотном стане? Ответ – желательно. Это поможет вам быстрей запомнить расположение нот, правильность написания нот той или иной длительности, а также самостоятельная прорисовка научит вас более быстрому чтению «с листа».
Как устроено пианино
Фортепиано представляет собой, по словам Википедии, «ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент». Акустических пианино бывает два основных вида: собственно, фортепиано с вертикальным расположением струн на резонансной деке (так называется бронзовая или чугунная рама в «сердце» инструмента) и рояль – с горизонтальным положением струн на деке. Звук извлекается посредством нажатия на чёрную или белую клавишу: при этом действии закрепленный за отдельной клавишей молоточек ударяет по струнам, которые выдают соответствующий звук.
Dexibell VIVO H3 WH цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, тройной контакт, цвет белый
Именно поэтому, кстати, используется понятие «молоточковая механика» в цифровых пианино; этим самым показывается механика инструмента, близкая к акустической; в отличие от простой механики, не имеющей с акустикой ничего общего как по звуку, так и по ощущениям.
Помимо клавиатуры и деки, в пианино и рояле важную роль играют педали. Их может быть от одной до трех и каждая выполняет свою функцию. Крайняя правая педаль называется «демпферной» (damper) из-за ее механизма: по нажатию поднимаются сразу все демпферы, из-за чего струны продолжают звучать после снятия пальцев с клавиш. Крайняя левая педаль (soft) сдвигает молоточки вправо и используется для глушения (ослабления) звучания. Наконец, средняя педаль (sostenuto) используется для задержки звучания только тех струн, демпферы которых (или которой) были подняты в момент нажатия на эту педаль. Средняя педаль используется крайне редко, чаще всего используется демпферная педаль, поэтому вы найдете гнездо именно для нее на большинстве инструментов вне зависимости от ценовой категории (в случае, если вы выбираете инструмент без педалей, а только с одним-двумя гнездами для педалей).
Три педали обычного пианино
В синтезаторах и инструментах с автоаккомпанементом вы часто также можете найти гнездо для так называемой педали экспрессии: с ее помощью вы можете менять, например, значение параметра общей громкости инструмента и другие настройки, которые подробно описаны в инструкции. Если в вашем инструменте есть такое гнездо, то вы можете подобрать педаль экспрессии для него в нашем каталоге и пользоваться расширенными возможностями клавиатуры, синтезатора или кабинетного пианино.
Педаль экспрессии для клавишных Roland EV-5
Напоследок нужно рассказать немного про синтезаторы с уменьшенным размером клавиш. Вы можете найти значительную часть таких инструментов у многих производителей – и они предназначены для самых маленьких, то есть детей дошкольного возраста. Такие инструменты не стоит рассматривать в качестве полноценной замены «взрослому» инструменту и ни в коем случае не учить на таком пианино ребенка нотной грамоте, поскольку такой инструмент заведомо ставит ребенку руки неправильно. Используйте его только как игрушку для вашего ребёнка и не более. Кстати, существует и «взрослые» инструменты с уменьшенным набором клавиш – но они почти всегда являются профессиональными синтезаторами, где клавиатура нужна «поскольку постольку» и используется только как вспомогательный инструмент для сочинения музыки.
Детский синтезатор Casio SA 46
Подбор инструмента
Очень часто головной болью для многих является выбор инструмента как такового. Сейчас у вас огромный выбор: начиная с бесплатно отдаваемых акустических пианино середины ХХ века – до высококлассных современных цифровых кабинетных фортепиано или роялей (если есть для них место). Цифровые инструменты премиум-класса имеет смысл покупать только в том случае, если вы задумываетесь над тем, чтобы играть серьёзные произведения.
Dexibell VIVO H7 BKP цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, цвет чёрный полированная, из 2-х
Помимо такого выбора, многие новички часто ошибочно думают о том, что достаточно купить дешевую MIDI-клавиатуру и практиковаться на ней. Это крайне нежелательно делать, поскольку MIDI-клавиатура является специфическим инструментом и имеет отличную от реальных клавишных инструментов физику. В связи с этим рассматривать MIDI-клавиатуру в качестве полноценного фортепиано нельзя, хотя MIDI-клавиатура остается наиболее удобным инструментом для домашней звукозаписи, где требуется портативность и максимально дружелюбное взаимодействие с софтом.
Acorn Masterkey 61 USB MIDI клавиатура, 61 клавиш, колёса высоты и модуляции.
Функции цифровых инструментов
Среди дополнительных и приятных опций переносных или отдельно стоящих пианино вы можете найти возможность подключения двух пар наушников (например, для игры в 4 руки или для занятий учителя с учеником), встроенную двух- или трёхполосную аудиосистему с динамиками, функцию «игры с симфоническим оркестром», а также технологии демпферного и струнного резонанса для моделирования более реалистичной игры. Почти у всех инструментов есть функция разделения клавиатуры, которая позволит вам играть двумя или более инструментами на одной клавиатуре. Также у всех есть встроенный метроном (что очень полезно при обучении) и возможность транспонирования октав (например, для игры в другой тональности на тех же нотах).
Интерьерное цифровое пианино Casio PX-770WE
Также большинство инструментов допускают запись вашей игры в формате WAV на USB-накопитель и в стандартный MIDI-файл для воспроизведения на любом совместимом устройстве. В современных цифровых инструментах запись в MIDI могут производить все пианино, а в WAV – все инструменты средней и высокой ценовых категорий.
Автоаккомпанемент
Также многие часто смотрят на наличие функции автоматического аккомпанемента, которая позволяет играть в сопровождении других инструментов. Для обучения данная функция не несёт ничего хорошего, поскольку будет отвлекать от практики и изучения нотной грамоты. Смысл использовать данную функцию есть только тогда, когда вы уже будете в состоянии играть по нотам уверенно, сможете разнообразить своё исполнение и придать ему яркости.
Casio CTK-2500 синтезатор с автоаккомпанементом, 61 клавиша, 48 полифония, 400 тембров.
Но следует отличать инструменты с автоаккомпанементом от профессиональных синтезаторов: последние намного сложнее в освоении, и выбирать такие инструменты рекомендуется только тем людям, которые чётко представляют себе, с чем они будут иметь дело.
Инструменты с автоаккомпанементом в изобилии представлены в нашем каталоге.
Посадка
Бытует мнение, что для правильной посадки вам необходима банкетка с регулировкой высоты или табурет (с положенными на него книжками или сам по себе). На самом деле, никто не запрещает вам практиковаться на стуле: его спинка поможет вам и сидеть за инструментом прямо, и не напрягать при этом спину. Конечно, для красивой позы на концерте банкетка является необходимостью; но дома вам никто не запрещает сидеть так, как вам действительно удобно.
Банкетка для пианино NordFolk NAP-5100 Rosewood
Очень часто, кстати, банкетки продаются именно в той цветовой гамме и том дизайне, что и сам инструмент; более того, такие банкетки идут к конкретному пианино в качестве дополнительного аксессуара.
Также посадка влияет на правильность постановки рук на фортепиано: они должны немного возвышаться над клавишами. Если стул мешает вам правильно ставить руки, смените его на банкетку или табурет: рукам ничто не должно мешать.
И, конечно, не надо забывать о длине ногтей: слишком длинные ногти мешают игре, и к тому же их можно сломать, особенно если палец случайно попадет между клавиш.
Практика
Очень распространенный вопрос: а сколько раз в неделю нужно практиковаться?
Мы на него ответим, что каждый день. Практика, безусловно, необходима регулярная (хотя бы 15 минут в день). Конечно, если вы не собираетесь становиться известным пианистом, то по три часа в день практиковаться не имеет смысла. Более того, когда уйдет эффект новизны, вам будет достаточно сложно уговорить себя высидеть хотя бы час.
Единственная вещь, которую действительно нужно играть каждый день – это гаммы. Они помогают вам приобрести хорошую технику и легко выучить все тональности, чтобы не путать ля-мажор с ми-минором. Для оттачивания техники лучшей рекомендацией будут этюды Ханона (Ганона): более высокотехничных вещей трудно себе представить. Произведения Ханона предлагает со многими своими инструментами компания Yamaha: они зашиты во внутреннюю память инструмента. Инструменты Yamaha вы также можете найти в нашем ассортименте.
Итоги
Мы кратко рассмотрели основные моменты, которые являются важными для взрослых людей, решивших научиться играть на фортепиано. И здесь нет каких-то более или менее важных моментов: важны они все. Начиная с изучения нотной грамоты и выбора правильного инструмента для себя – и заканчивая советами по правильной посадке и технике исполнения.
Автор этой статьи является человеком, окончившим с отличием 9 классов музыкальной школы по классу фортепиано. Поэтому вы можете быть уверены в том, что все данные в статье советы подкреплены личным опытом как самого автора, так и его знакомых разных возрастов, близких к миру фортепианной музыки.
Источник
Как научиться играть на пианино
Анализируя тему, как научиться играть на пианино, важно с самого начала осознавать всю сложность данного процесса. Знание нотной грамоты, ключей, основ тональности, расположения нот на строчках, размерности – все это имеет большое значение.
Научиться играть на пианино взрослому вполне реально – потребуется желание, регулярность и настойчивость. Последовательность – главное правило процесса обучения. Оно состоит из следующих шагов:
- разбор посадки за пианино;
- проведение упражнений для рук (специальная несложная гимнастика);
- читка нот и музыкальная грамота.
Перед тем, как научиться играть на пианино самостоятельно, следует понять, что трудности – неотъемлемая часть этого процесса.
Как работает пианино
Перед тем, как научиться играть на пианино, необходимо разобраться в механизме работы инструмента. Это поможет при освоении особенностей физического характера извлечения звука и, соответственно, процессе.
Строение пианино
Как работает пианино:
- нажим клавиши способствует ударению молоточка одновременно в три струны, которые являются идентичными;
- действие на клавишу провоцирует вибрацию струн, и они начинают звучать;
- отпускание клавиши задействует механизм, который призван заглушать активизированную струну;
- удержание клавиши подразумевает звучание струн до того момента, пока не прекратится их вибрирование.
Чтобы углубленно изучить и проанализировать механизм работы пианино, рекомендуется демонстрацию описанных выше действий проводить на инструменте, то есть наглядно. Особенно полезно это будет, если человек желает разобраться, как научиться играть на пианино с нуля.
Выбор инструмента
Как выбрать пианино
Чтобы перейти от теории к практике необходим инструмент. В наше время, помимо классических, существуют цифровые пианино. Их устройство схоже: 88 полновесных клавиш, такой же молоточковый механизм, звук качественных цифровых моделей не уступает акустическому, а иногда даже превосходит его. Но все же есть у них значительные различия, на которые стоит обратить внимание при выборе инструмента.
Акустические модели дают максимально естественный звук, но требуют настройки хотя бы раз в год, так что без грамотного настройщика не обойтись, зависят от перепада температур и влажности. Также этот вид пианино довольно крупный по своим размерам и занимает много места.
Цифровые модели не требуют настройки и не зависят от погодных условий. Они более компактны и легко переставляются с места на место. К сожалению, естественность звучания цифровых моделей зависит от их ценовой категории.
При выборе пианино в первую очередь ориентируйтесь на звук, издаваемый инструментом. Обратите внимание на продолжительность звучания и насколько естественно затухает звук (он не должен обрываться!). Посмотрите, как изменяется звук в зависимости от силы нажатия на клавишу.
Особенности посадки за пианино и положение рук
Как правильно сидеть за пианино
Чтобы пианизм носил здоровый характер, необходимо проработать такие стези, как «свобода» в теле ученика и «легкость работы» инструмента. Правильное положение тела, в частности рук, спины и ног, требует одинаково максимальных усилий от ученика и преподавателя (если он имеет место быть). Осанка должна быть ровной, высота и размер стула – соответствовать росту ученика. Соблюдения этих правил обеспечит качественную работу во время занятий.
Следует позаботиться о максимальной расслабленности рук от плеча к кисти. Форма кистей в правильном положении внешне напоминает купол. Чтобы лучше усвоить это, можно взять в ладонь мячик или круглую вещь, подходящую по размеру к ладони, а потом аккуратно вынуть предмет, оставляя положение пальцев неизменным. В результате образуется куполовидное положение кистей рук. Дополнительно полезным станет просмотр видео исполнения игры на пианино профессиональными пианистами.
Гимнастика для рук
Гимнастика для рук
Обучение игре на фортепиано будет эффективным при соответствующей подготовке рук к предстоящей работе.
Комплекс упражнений для исправления ощущения дискомфорта в руках:
- Упражнение «Угроза». Сжать кулак и провести движение кистью руки. Это поспособствует расслаблению суставов. Как вариант, можно выполнять упражнение локтевым суставом.
- Упражнение «Мельница». Для исходного положения руки опустить вниз, чтобы почувствовать максимальное расслабление игрового аппарата, начиная от плеча. Теперь следует имитировать движение лопастей мельницы руками, сохраняя при этом синхронность.
- Упражнение «Вкручивание лампочки». Кисти рук задействуются активно, имитируя процесс вкручивания лампочки. Поочередно упражнение осуществляется во внутреннюю и внешнюю стороны.
Описанные выше упражнения не отнимают много времени и сил, но при регулярном их выполнении можно рассчитывать на качественную игру. Проработка мышц и суставов кистей рук, их расслабление перед каждым занятием поспособствует устранению физического дискомфорта.
Читка нот и музыкальная грамота
Как научиться читать ноты
О том, как быстро научиться играть на пианино, рассуждать следует осознанно. Если это новичок, то музыкальная теория в полном ее представлении будет сложна. В этом случае человеку, не имеющему никакого отношения к музыкальному образованию, правильнее будет остановиться на изучении основных семи нот, их расположении на нотных линиях. Информация не окажется полностью новой для ученика, так как обычно она включена в школьную программу музыкального направления. В качестве обучающих материалов хорошо зарекомендовали себя уроки Давыдова, Варламова и Вахромеева. Посмотрев несколько раз уроки, проработав предложенные элементы, можно освоить несложные мелодии.
Прежде чем научиться играть на пианино детям и взрослым, следует выучить основные теоретические понятия:
- гамы, ладовое тяготение (мажор и минор);
- мелизмы – это украшения мелодического характера для дополнения основной мелодии, представлены в нескольких типах (трель, мордент и группето);
- трезвучия, септаккорды – усложненные музыкальные мелодии, состоящие из 3 или 4 звуков.
Человек, желающий познать основы игры на пианино, должен точно понимать следующие термины:
- метр и ритм – это пульсация музыки, отличие сильных и слабых долей;
- темп – определение скорости в музыке;
- штрихи – знаки, присутствующие в нотном тексте и подразумевающие закрепление за собой определенного способа исполнения того или иного музыкального исполнения (например, портаменто, стаккато или легато).
Перед тем, как научиться играть песню на пианино, следует обязательно изучить и научиться определять упомянутые выше термины.
Вне зависимости от выбранного способа обучения игре на пианино необходимо обязательно соблюдать три основных правила:
- Практика только после качественной проработки теории.
- Практика должна присутствовать часто и регулярно.
- Вдохновение имеет большое значение.
Ниже о каждом правиле рассматривается подробнее.
Практика после теории
Изучение теории
Изучение литературы часто не вызывает интереса среди людей, мечтающих научиться играть на пианино с нуля взрослому или ребенку. Однако этот этап следует пройти, чтобы перейти к следующему – практике.
Особенности теоретического ознакомления с игрой на пианино:
- Нотная грамота. Метод перенесения звуков на бумаги посредством специальных знаков. Грамота включает в себя изучение обозначения нот, темпа, существующих длительностей и др. Освоив эту информацию, ученик научится чтению с листа музыкальных произведений.
- Темп и ритм. Набор звуков не является музыкой. Только при выполнении определенного порядка исполнения звуков рождается музыка. Для нее характерен соответствующий ритм и темп, поэтому эти понятия имеют большое значение в обучении.
- Гармония. Механизм объединения между собой звуков, способствующий образованию красивой и приятной слуху мелодии. Здесь потребуется углубленное изучение видов тональности, звукорядов, интервалов, построения и последующего сочетания аккордов. Знания станут полезны при самостоятельном подборе аккомпанемента к мелодии, мелодии на слух, формировании аранжировки и др.
На пианино научиться играть мелодию вполне реально человеку уровня «чайника», но только при условии его старательности и ответственного отношения к процессу обучения.
Частая и регулярная практика
Определяясь с частотой и регулярностью практических занятий, правильнее будет организовать ежедневные недлительные уроки. Пусть это будут 15-минутные занятия, но они будут с максимально эффективной отдачей, чем 45 минут монотонной «безвкусной» игры. Если изучить произведения за 15 минут представляется невозможным для ученика, можно разделить его на несколько частей и качественно прорабатывать каждую из них.
Во время занятий важно, чтобы никто не мешал играть, не отвлекал. Ученик должен пребывать в хорошем настроении, спокойном состоянии.
Что входит в практические занятия:
- Разучивание мелодий по нотам. Достаточное владение основами нотной грамоты здесь имеет большое значение. Хорошо изучив данную информацию, следует приступать к разучиванию мелодий. Можно выбирать в интернете композиции, которые нравятся, находить их ноты и работать над ними.
- Совместная игра «с оркестром». Если пианино цифровое, то обычно присутствует функция «оркестровое сопровождение». Ее можно применять к определенным мелодиям и самостоятельно разучивать их, развивая и улучшая чувство темпа, ритма, способность играть в составе группы исполнителей.
- «Перекладывание» композиции в разные тональности. Когда гармонии будут освоены полностью, правильно будет усложнять занятия. Для этого хорошо подходит упражнение перевода композиций в разные тональности, подбора аккомпанемента, создания собственных аранжировок и др.
Рассуждая над вопросом: «Можно ли научиться играть на пианино?» важно понимать, что каждый день необходимо играть гаммы. Это упражнение является эффектным и благоприятствует тренировке пальцев и проработке тональностей.
Вдохновение
Как находить вдохновение
Как только чувство новизны пройдет, наступит настоящий труд, когда будет непросто продолжать заниматься, сохраняя прежний интерес и любознательность. Источниками вдохновения могут стать видео с любимыми исполнителями, музыкальные композиции, захватывающие дух, разучивание этих мелодий. Важно работать с тем, что вызывает восторг и интерес.
Когда ученик освоил композицию полностью, можно сыграть ее семье или друзьям. Мнение близких людей обычно подбадривает и вдохновляет на новые достижения.
Распространенные ошибки новичков
Опытные пианисты советуют новичкам не игнорировать следующие советы:
- Уйти от спешки. Это касается абсолютно всего – обучения теории, знакомства с инструментом, практических занятий и др. Конечно, хочется сразу начать работать с красивого и непростого произведения. Такой подход приведет к тому, что интерес к обучению игре на пианино пропадет сразу из-за отсутствия успехов и способностей. Начинать необходимо поэтапно с небольших и несложных композиций, а переходить на новый уровень только после полного освоения предыдущего.
- Отказаться от пропуска занятий. Если обучение происходит в домашних условиях самостоятельно, то это правило должно соблюдаться обязательно. Только при регулярных уроках можно добиться хороших результатов.
- Регулярность обязательна. Нельзя пропускать без уважительной причины занятия, надеясь, что получится все наверстать за один урок. Такой трюк здесь не пройдет. Только регулярные занятия приведут к желаемому результату, даже если они продолжаются 1 минут, но каждый день.
- Выбор качественной литературы для изучения теории. Можно отталкиваться от рекомендаций профессиональных пианистов, которые представлены в открытом доступе в интернете.
Рассматривая тему, как научиться играть на фортепиано, необходимо подвести итоговую черту. Итак, освоить самостоятельно этот инструмент вполне реально. Однако потребуется приложить силы, упорство и старательность.
Источник