Надежда ноты си бемоль

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

Читайте также:  Егор сесарев with you с тобой ноты

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Надежда ноты си бемоль

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома.
Снова между нами города,
Взлетные огни аэродрома.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь, на неизведанном пути,
Ждут замысловатые сюжеты.

Припев:
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду,
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы.

Припев.
И забыть по-прежнему нельзя
Все, что мы когда-то не допели,
Милые, усталые глаза,
Синие московские метели.
Снова между нами города,
Жизнь нас разлучает, как и прежде.
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.

Припев:
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

Источник

«Надежда»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты известной советской песни Александры Пахмутовой под названием «Надежда» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока вы можете вспомнить мелодию этой песни и посмотреть видео с примером ее исполнения.

Слушайте Надежда — Анна Герман на Яндекс.Музыке

Ноты для фортепиано «Надежда» ниже текста песни

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами- города,
Взлетные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…

Надежда -мой компас земной,
А удача – награда за смелость.
А песни… довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду,-
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать

Радости скупые телеграммы…

Надежда -мой компас земной,
А удача – награда за смелость.
А песни… довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

И забыть по-прежнему нельзя
Все, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели…
Снова между нами города,
Жизнь нас разлучает, как и прежде…
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.

Надежда – мой компас земной,
А удача – награда за смелость.
А песни… довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

«Надежда» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты песен Александры Пахмутовой для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты песен этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Александра Пахмутова — советский и российский композитор. Автор более 400 песен, в том числе популярнейших «Беловежская пуща», «Нежность», «Надежда», «Как молоды мы были», «Трус не играет в хоккей» и многих других. Замужем за поэтом Николаем Добронравовым — постоянным соавтором её песен.

Источник

Буквенное обозначение нот

Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.

Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.

Для обозначения диезов и бемолей к буквам добавлялись такие окончания: is [ис] для диезов и es [эс] для бемолей (например, до-бемоль – ces [цэс], или фа-диез – fis [фис]). Если вы ещё не знаете, что такое диезы и бемоли, то почитайте статью «Знаки альтерации».

Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис]. Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас], то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.

Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.

Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.

К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”

Источник

Ноты на грифе гитары

Предисловие

Безусловно, используя только материал этой статьи невозможно научиться играть на гитаре по нотам. Для этого необходимо иметь некоторые теоретические познания, а главное практические навыки. Первое, что нужно освоить это понятия метр и ритм. Начинать лучше с простых, одноголосных мелодий и только затем приступать к пьесам, написанным двумя или тремя голосами. Для этой цели подходит, например, нотный сборник В. Калинина «Юный гитарист». Главное не надо торопиться. Лучше проработать четыре несложных, но разнохарактерных произведения, чем «закопаться», в одном красивом и сложном. На самом деле играть грамотно по нотам не так уж и легко. Требуется, как минимум, усидчивость и терпение.

Данная статья составлена из нескольких параграфов учебного пособия Петрова И.Б. и Мякотина Е.В. «Краткий курс музыкальной грамоты для учащихся класса гитары», и является, некоторым образом, анонсом (издание готовится к печати). Авторы надеются, что предложенный материал будет интересен, не только для учащихся класса гитары школ искусств, но и широкому кругу гитаристов-любителей, желающих расширить свои познания по музыкальной грамоте в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.

Ноты на грифе гитары. Общие обозначения

Обозначения пальцев правой руки – большой – p, указательный – i, средний – m, безымянный – a, мизинец – e.

Обозначения пальцев левой руки – указательный, обозначается в нотах цифрой – 1, средний обозначается цифрой – 2, безымянный – 3, мизинец – 4; 0 – открытая струна.

— обозначение струны (в нотах).

Апояндо (игра с опорой), тирандо (игра без опоры) – два основных приёма игры правой рукой.

Позиция – расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без её перемещения, чаще всего, обозначаются римскими цифрами (I, II, III), расположенных над нотоносцем. Позиция обычно определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Граница данной позиции может быть обозначена пунктирной линией.

Р.Н.П. – русская народная песня, У.Н.П. – украинская народная песня.

sim . ( simile ) – играть также, в данной статье, тем же пальцем правой руки.

Высота музыкального звука

Для определения высоты звука ноты размещают на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу):

Ноты пишут на линиях, между ними, под и над нотным станом, в том числе и на коротких добавочных линиях [1] , которые пишутся «от руки»:

Музыкальных звуков очень много, а их названий, как известно, всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Чтобы понять, как называется та или иная нота, необходим особый знак, который ставят в начале нотного стана – скрипичный ключ . Этот ключ показывает, где находится нота соль и относительно её располагаются остальные ноты:

Теперь попробуем найти эти звуки на фортепиано.

На клавиатуре фортепиано перед двумя чёрными клавишами находится белая клавиша до , перед тремя чёрными клавишами – белая клавиша фа :

Семь названий музыкальных звуков периодически повторяются в одном и том же порядке. Расстояние между двумя звуками До (до-си) называется октавой :

Счёт добавочных линий ведётся: верхних – вверх от первой добавочной линии, нижних – вниз от первой добавочной линии.

Если мы посмотрим на фортепиано, то увидим на его клавиатуре 88 клавиш, 52 белых и 36 чёрных (на некоторых моделях фортепиано и синтезаторов бывает меньшее количество клавиш). Они делятся на семь полных октав, со всеми октавами мы познакомимся в дальнейшем, как и с названиями чёрных клавиш, а первоначально необходимо выучить данный звукоряд, так как эти ноты чаще всего применяются при игре на гитаре.

Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй


Строй гитары:

первая струна – ми первой октавы, вторая струна – си малой октавы,

третья струна – соль малой октавы, четвёртая струна – ре малой октавы,

пятая струна – ля большой октавы, шестая струна – ми большой октавы.

Запомните! Что, для удобства чтения с листа ноты для гитары записываются на октаву выше.

Задания:

1.Назовите последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:

2. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми, соль второй октавы – сыграйте на гитаре каждую ноту и этого ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки.

3. Назовите вслух ноты в восходящем движении через одну ступень (до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.); в нисходящем движении через одну ступень (до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.)

4. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводите в формат графической записи, названия нот по-прежнему произносятся вслух.

5. Определяйте названия нот:

6. Перечислите все названия звуков двойным шагом через одну ступень в восходящем движении:

до-ми-соль, ре-фа-ля, ми-соль-си, фа-ля-до, соль-си-ре, ля-до-ми, си-ре-фа, до-ми-соль.

В нисходящем движении:

соль-ми-до, фа-ре-си, ми-до-ля, ре-си-соль, до-ля-фа, си-соль-ми, ля-фа-ре, соль-ми-до.

Тон и полутон, знаки альтерации

Самое маленькое расстояние между двумя звуками называется полутон . Наглядное представление о полутоне проще всего можно получить с помощью гитары, а точнее, гитарного грифа, где расстояние между ладами и есть полутон. Если мы сыграем несколько звуков, последовательно зажимая лады на одной струне, то у нас получится восходящая «цепочка» звуков, между которыми неизменно сохраняется одинаковое расстояние. Таким образом расположение нот на грифе гитары делает изучение тонов и полутонов несколько проще.

Сыграть на фортепиано такую «цепочку» немного сложнее: для этого нам придётся использовать чёрные клавиши. Так, расстояние, равное полутону будет не между клавишами до и ре , а между клавишей до и ближайшей чёрной клавишей справа; другой полутон образуется между этой же клавишей и клавишей ре ; в итоге, между клавишами до и ре будет два полутона или один тон (от греч. tόνος – натяжение, напряжение).

Однако между белыми клавишами расстояние не всегда является тоном. Между клавишами ми и фа , а также между си и до нет чёрных клавиш, и расстояние между ними равняется полутону:

(Пример на гитаре: ми второй октавы – открытая 1-ая струна, нота фа первый лад 1-ой струны; си первой октавы – открытая 2-я струна, нота до второй октавы – первый лад 2-ой струны.)

Расстояния между звуками высчитывается методом сложения тонов и полутонов. Например, расстояние между до и фа – два с половиной тона (между до и ре – 1 тон, между ре и ми – 1 тон, между ми и фа – полтона).

Чёрные клавиши собственных названий не имеют, зато они получают целых два названия, производные от двух окружающих её белых клавиш. Если чёрная клавиша располагается справа (то есть выше на полтона) от белой клавиши, то она называется диезом , если слева (то есть ниже на полтона), то – бемолем . Например, чёрная клавиша, располагающая между клавишами до и ре имеет два названия: по отношению к до – это до-диез , по отношению к рере-бемоль :

Итак, знак диез означает повышение звука на полтона (на гитаре на 1лад), а знак бемоль – понижение на полтона (на гитаре на 1лад). Эти названия имеют специальные нотные обозначения: диез – # , бемоль – b , которые пишутся перед нотами. Например:

фа, фа-диез; до, до-диез; си, си-бемоль; ми, ми-бемоль .

Из всего вышеизложенного следует, что знаки диез и бемоль означают на фортепиано только чёрные клавиши. В большинстве случаев так оно и есть, но не всегда. Например, какая клавиша будет звучать, когда нам встретится нота ми-диез ? Так как, диез – это повышение звука на полтона, а между клавишами ми и фа нет чёрной клавиши, то клавиша фа и будет звуком ми-диез . И наоборот, фа-бемоль – это клавиша ми . Аналогичная ситуация возникает и между клавишами си-до , где, как вы помните, также расстояние равно полутону.

Кроме того, существуют ещё и знаки повышения и понижения звуков не на полтона, а на целый тон. Такие знаки имеют название дублей (то есть двойные) и имеют свои обозначения: дубль-диезX , дубль-бемольº . Например:

фа-дубль-диез, до-дубль-диез, си-дубль-бемоль, ми-дубль-бемоль.

Если нам встретится нота фа-дубль-диез , то нам необходимо повысить ноту фа на тон, в итоге получится звук соль ; если встретится нота си-дубль-бемоль , то потребуется ноту си понизить на тон, получится – ля .

Все эти «непривычные» диезы и бемоли ( ми-диез, фа-бемоль, си-диез, до-бемоль ), а также дубли применяются достаточно редко и на первых порах вам не встретятся. Однако с возрастанием сложности нотных примеров эти знаки будут применяться чаще. На вопрос, зачем нужны эти дополнительные обозначения и названия для белых клавиш, мы ответим позже, а сейчас рассмотрим правила применения этих знаков в нотном письме.

Существуют два вида знаков: случайные и ключевые .

Случайные знаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении редко, эпизодически; действуют исключительно на протяжении того такта, где они встречаются:

В данной мелодии в третьем такте возле половинной ноты фа стоит знак диез (то есть повышение на полтона – на 1 лад выше). Этот знак распространяется и на вторую ноту этого такта, то есть четвертная нота фа также должна быть повышена на полтона. Но в четвёртом такте, где также встречается нота фа , знак диез уже не действует, а значит, здесь звучит уже чистая фа (на прежнем ладу).

Ключевые знаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении постоянно; записываются они возле ключа:

После скрипичного ключа у нас стоит бемоль на высоте ноты си (обратите внимание, что ключевой знак стоит перед размером). Этот знак действует на протяжении всех восьми тактов данной мелодии, то есть все ноты си во втором, третьем, а также в шестом [1] тактах должны быть понижены на полтона (на 1 лад).

Наконец, существует ещё один знак, который отменяет все предыдущие знаки – знак бекар ( § ):

Несмотря на то, что знак бемоль записан на третьей линейке, он будет действовать на все ноты си , встречающиеся в мелодии, даже если они находятся в другой октаве.

Во втором такте этой мелодии перед второй нотой до стоит знак диез , который повышает этот звук на полтона, однако перед следующей нотой до в этом такте стоит знак бекар , который возвращает ноте до её первоначальную высоту. Аналогичная ситуация в четвёртом такте.

Итак, существуют пять знаков изменения высоты звука:

# – диез (повышение на полтона)

b – бемоль (понижение на полтона)

X – дубль-диез (повышение на тон)

º – дубль-бемоль (понижение на тон)

§ – бекар (отмена предыдущего знака)

Все вышеперечисленные знаки изменения высоты звука называются знаками альтерации (от лат. alter – другой, изменившийся).

Ноты на грифе гитары. Упражнения

Выучите на гитаре звукоряд от ноты до 1-ой октавы, до ноты до 2-ой октавы (гамма До мажор ). Затем сыграйте и спойте последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:

Разучите на гитаре звукоряд от ноты ля на 5-ой струне (гамма ля-минор) в две октавы:

Сыграйте данное упражнение на гитаре, используя мелодический вариант исполнения (звуки по очереди), названия нот обязательно петь или хотя бы произносить.

Затем сыграйте, и спойте, следующее упражнение:

В дальнейшем следует освоить два новых понятия: звучание звуков в унисон (одинаково) и в октаву. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём третью струну на четвёртом ладу, то получим ноту си, и она будет звучать в унисон со второй струной. Четвёртая, пятая и шестая струны будут звучать в унисон с предыдущими струнами, зажатыми на пятом ладу. Струна, зажатая на двенадцатом ладу, звучит в октаву с открытой струной.

Специфика гитары как инструмента струнного такова, что одну и ту же ноту, например ми второй октавы (по написанию), можно взять в пяти местах на грифе, причём, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются: открытая первая струна, вторая струна, зажатая на пятом ладу; третья струна, зажатая на девятом ладу; четвёртая струна, зажатая на четырнадцатом ладу; пятая струна, зажатая на девятнадцатом ладу. В дальнейшем мы будем рассматривать расположение нот на грифе гитары до двенадцатого лада, так как, в практике игры на классической гитаре этот участок грифа наиболее часто используется. К тому же после двенадцатого лада (место соединения грифа с корпусом гитары) ноты первых позиций повторяются с интервалом в октаву.

Нота си первой октавы : открытая вторая струна; третья струна, зажатая на четвёртом ладу; четвёртая струна, зажатая на девятом ладу.

Нота соль первой октавы : открытая третья струна; четвёртая струна, зажатая на пятом ладу; пятая струна, зажатая на десятом ладу.

Нота ре первой октавы : открытая четвёртая струна; пятая струна, зажатая на пятом ладу; шестая струна, зажатая на десятом ладу.

Нота ля малой октавы : открытая пятая струна; шестая струна, зажатая на пятом ладу.

Используя этот несложный принцип, а также нехитрую арифметику можно легко «находить» ноты на грифе гитары. Например, нота фа второй октавы :

первый лад на первой струне, шестой лад на второй струне (1+5); десятый лад на третьей струне (6+4).

В целях дальнейшего изучения грифа гитары и работы над сменой позиций можно предложить следующее упражнение. Берём известную несложную мелодию (или фрагмент мелодии) и играем её в разных позициях на различных струнах. Пример: русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Польку В. Калинина – исполняем во V позиции на 2-ой струне, затем в IX позиции на 3-ей струне.

Украинскую народную песню «По дороге жук» — исполняем в V позиции (от 6-ой струны).

«Ехал казак» играем в IV позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.

Русскую народную песню «Крутится, вертится шар голубой» — исполняем в V позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.

Всем самого наилучшего и успехов!

Источник

Оцените статью