Владислав Золотарев — ноты для баяна
Произведения композитора Владислава Золотарева для баяна
Вл.Золотарев
Избранные пьесы
для готово-выборного баяна
«Советский композитор», 1974г.
номер с2573к
- 1. КАМЕРНАЯ СЮИТА:
- I. Вечерняя прелюдия
- II. Свет луны за окнами струится
- III. Ночной снегопад
- IV. Таинственные видения
- V. Печальные мечты
- VI. Старинная сказка
- 2. ПАРТИТА № 1:
- I. Аллегро
- II. Граве
- III. Андантино
- IV. Престо
- 3. СОНАТА № 2
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Вл.Золотарев
Соната №3
для готово-выборного баяна
редакция Ф.Липса
«Советский композитор», 1977г.
номер с4099к
Спасибо Шафаяту за сборник!
Ф. ЛИПС
Творчество Владислава Золотарева
Владислав Золотарев вошел в мир баянного искусства стремительно, ярко, смело, его произведения сразу привлекли внимание слушателей своей оригинальностью и современностью. Публика была буквально ошеломлена образностью и самобытностью музыкального языка, «дерзкими» фактурными и исполнительскими находками в сочинениях молодого автора. Казалось, звучит не баян, а какой-то совершенно новый музыкальный инструмент. По меткому наблюдению писателя В. Солоухина, интересное, неординарное сочинение вызывает у одной части публики негодование, у другой — недоумение, у третьей — восторг.
Нечто подобное возникало и при исполнении произведений Вл. Золотарева. Вокруг его музыки сразу же разгорались споры между восторженными ценителями и их активными противниками, которых, кстати говоря, теперь почти не осталось. Во всяком случае, музыка Золотарева никого не оставляет равнодушным, что само по себе говорит о творческой смелости и новизне в искусстве, ибо о заурядном обычно не спорят.
К середине 60-х годов массовое распространение имел баян с готовыми аккордами в левой клавиатуре. Многотембровый готово-выборный баян был достоянием лишь отдельных исполнителей, а концертной деятельностью занимались считанные единицы. Для традиционного баяна уже был создан довольно большой репертуар, включающий произведения видных советских композиторов
Ф. Рубцова, А. Холминова, Н. Чайкина, Ю. Шишакова, К. Мяскова, А. Репникова и др. Значительное место в репертуаре баянистов занимали переложения произведений отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Сочинения Вл. Золотарева начали приобретать популярность к концу 60-х годов. К этому времени массовая потребность в инструменте усовершенствованной конструкции ощущалась наиболее остро, так как исполнительская культура баянистов, накопившая богатый опыт за предшествующие десятилетия, стала входить в противоречие с ограниченными средствами баяна с готовыми аккордами.
Становится традицией участие лучших советских баянистов на международных конкурсах. Эти ответственные состязания выявили много молодых талантливых исполнителей, которые успешно начали концертировать по стране и за рубежом наряду с баянистами старшего поколения.
В этот период сложилась довольно парадоксальная ситуация: баян сформировался окончательно как готово-выборный, многотембровый инструмент и получил большое распространение в консерваториях и училищах, значительно расширился круг концертирующих музыкантов-баянистов, а оригинального репертуара для такого инструмента не было. Возникла насущная потребность в том, чтобы композиторы стали активнее писать для нового инструмента.
Появление Золотарева в баянном искусстве было как нельзя более своевременным, он не только баянист и пишет именно для готово-выборного, многотембрового баяна, но пишет содержательную, глубокую музыку. Она сразу увлекает огромную массу баянистов. Ведущие исполнители активно включают сочинения молодого автора в свои программы, его музыка находит живой отклик у слушателей.
Попытаемся уяснить причину столь быстрого и широкого признания. В искусстве очень важно: современно оно или нет. Однако современность — весьма сложное понятие. Все зависит от того, насколько резонирует то или иное произведение искусства с духовным миром прогрессивно мыслящего человека, насколько оно созвучно с ним именно в данный момент. Множество шедевров музыкальной классики современны во все времена, во все эпохи, но порой случается, что музыка, только что вышедшая из-под пера композитора — заведомо стара. В этой связи можно с уверенностью сказать, что произведения И. С. Баха будут современны всегда.
Произведения Золотарева сразу же приобрели широкую популярность в первую очередь потому, что его музыка в высокой степени реалистична, а ее образный строй созвучен внутреннему миру нашего современника. Именно современность в сочетании с мастерским применением художественно-выразительных средств многотембрового готово-выборного баяна снискали ей популярность и любовь среди музыкантов в столь короткий срок. Золотарев писал для баяна ярко, темпераментно, широко используя достижения современной композиторской техники, его творчество значительно продвинуло вперед баянное искусство.
Интонационный строй современной музыки довольно сложен. Многие баянисты, воспитанные на традиционной музыке, оказались неподготовленными для восприятия и, тем более, для исполнения новейших сочинений. В результате такие сочинения, как Партита, Соната № 3, получали такую «интерпретацию», которая могла вызвать лишь отрицательное отношение. В то же время, в талантливом исполнении музыка Золотарева получила широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом, где она неоднократно исполнялась на международных конкурсах.
Чтобы яснее разобраться в стилистических особенностях сочинений композитора, проследим его творческий путь.
Владислав Андреевич Золотарев родился 13 сентября 1942 года в поселке бухты Де-Кастри Приморского края в семье военного офицера. Первые музыкальные впечатления одаренного мальчика связаны с домашними музицированиями, которые часто устраивали родители. Владислав с детства увлекался литературой, поэзией, живописью. Музыкой систематически начал заниматься в г. Магадане с 15 лет.
В 1960 году Золотарев поступает в Магаданское музыкальное училище в класс баяна преподавателя Лесного Н. А., которое окончил в 1968 году после трех лет службы в рядах Советской Армии.
Первые пьесы молодого композитора датированы 1961 годом. В эти же годы Вл. Золотарев пишет свои первые литературные произведения. Литературным творчеством он занимался на протяжении всей своей жизни. Им написаны: лирическая исповедь — «25 неотправленных писем», сборник афоризмов, тексты песен и романсов, дневники, которые охватывают период с 1961 года до последних дней. Совершенно необычна его «Автобиография», созданная, вероятно, под впечатлением сочинений Ф. Кафки и Г. Гессе. В журналах «Музыкальная жизнь» и «Советская музыка» помещены его статьи о баянном искусстве. Им написано множество стихов, которые передают глубоко личные переживания автора.
Вл. Золотарев пробовал писать для различных инструментов— фортепиано, скрипки, а также вокальные сочинения. К баяну он относился с особой любовью. Уже в первых сочинениях для этого инструмента1 формировались творческие принципы Золотарева, от которых он не отошел на протяжении всей своей последующей жизни: отношение к баяну как к серьезному академическому инструменту, стремление к глубине художественного воплощения, к динамизации и драматизации образного содержания, к выявлению новых выразительных средств баяна.
Свое пристрастие к любимому инструменту композитор неоднократно подчеркивал: «Баян. какое счастье, что я начал учиться на этом инструменте. Я чувствую в себе необъятные силы, но надо много трудиться.»2
Владислав Золотарев обладал хорошими исполнительскими данными, в совершенстве владел готово-выборным, многотембровым баяном. Он был награжден дипломом за 1 место на зональном конкурсе баянистов во время учебы в Магаданском училище, но впоследствии полностью посвятил себя композиторскому творчеству.
До 1970 года Золотарев жил в Магадане. Из значительных произведений для баяна в этот период были созданы: Камерная сюита, Концерт № 1 для баяна с симфоническим оркестром (партитура и клавир), Детская сюита № 1, Партита, а также Соната № 1, которую он неоднократно исполнял на авторских концертах в Магадане. Однако в нотах эта соната так и не была зафиксирована, так как композитор надеялся впоследствии еще вернуться к этому сочинению. Параллельно им было написано множество произведений в других жанрах.
С 1970 года начинается московский период творчества Вл. Золотарева. В 1971 году он был зачислен в Московскую консерваторию в класс Т. Н. Хренникова по рекомендации Р. Щедрина. Проучившись год, Золотарев, в силу личных обстоятельств, к сожалению, покидает консерваторию.
В Москве талант композитора раскрылся в полную силу. Он постоянно общался с композиторами, исполнителями, в частности с Э. Митченко, который многие его сочинения исполнил впервые.
Вл. Золотарева всегда отличала чрезвычайная работоспособность и требовательность к себе. «. Надо много писать, но еще больше — рвать,. главное — писать глубокую и человечную музыку. Но для этого нужно профильтровать через свои мозги и свои чувства всю предшествующую музыкальную культуру, для этого нужно страшно много трудиться». Он подробнейшим образом изучал как классику, так и современные сочинения. Был в курсе всех достижений в технике современной композиции.
В московский период Вл. Золотаревым был написан ряд крупных произведений: оратория «Памятник революции» для оратора, солистов, четырех хоров и симфонического оркестра, Вечерняя кантата, Диптих и Триптих для оркестра, «Драматическая поэма» для альта и камерного оркестра, «Мартин Идеи» по Дж. Лондону, три струнных квартета, Соната для виолончели, шесть романсов на стихи японских поэтов и множество других сочинений самых различных жанров.
В последние годы на творчестве Золотарева заметно сказывалось влияние нововенской школы. Появляются додекафонные опусы: Пять композиций, Соната № 3, оратория «Памятник революции» и т. д. Но техника композиции с помощью 12 неповторяющихся тонов для него не догма. Он сам занимается разработками в этой области. В одном из дневников по этому поводу встречается запись: «Мы можем сочинять так, как Шёнберг и его последователи, но в силу своих природно-национальных особенностей мы не должны так сочинять. Надо найти свой путь, имея перед собой результат нововенцев».
Появился еще ряд значительных произведений для баяна. Среди них: две концертные симфонии для баяна и симфонического-оркестра4, две сонаты, Пять композиций, «Испаниада», цикл детских сюит, Траурная музыка, В подражание Мусоргскому, Рондо-каприччиозо для трех баянов и т. д. В 1974 году была окончена полифоническая тетрадь «24 медитации для баяна», созданная, очевидно, под влиянием «Искусства фуги» И. С. Баха, но с использованием двенадцатитоновой техники. Этому опусу предпосланы слова: «Настоящее сочинение представляет собой материал, способный быть озвученным не только на баяне, но и на органе, гитаре, фортепиано, аккордеоне, а также вокальным и инструментальными ансамблями в элементарном переложении, не искажая текста композитора».
В этих сочинениях Вл. Золотарева все явственнее ощущается тенденция к сосредоточенно-философским размышлениям над, сущностью бытия, мира, вселенной. В творческом воображении композитора возникали все новые и новые интереснейшие замыслы крупных сочинений для баяна, хора, оркестра. Но, к великому сожалению, в момент наивысшего расцвета творческих сил жизнь талантливого композитора оборвалась. Это произошло 13 мая 1975 года.
Источник