Написание ноты для гитары

Графическая запись гитарной музыки. Цифровки, табулатуры, ноты.

Речь пойдет о том, какими способами пользуются современные гитаристы для записи музыки на бумаге. Мы не ставим задачу углубленно разобрать все варианты и трактовки графической записи гитарной музыки, а лишь хотим показать ее разнообразие несмотря на наличие универсальной нотной письменности.

Как известно, самый универсальный и надежный способ графической записи музыки — это запись этой музыки нотами. К сожалению, этот способ доступен не всем гитаристам, и поэтому они пользуются целым рядом других записей. Кстати сказать, современный нотный способ записи также прошел свою длинную историю через табулатуры, цифровки и прочие графичекие вариации, однако, логично пришел к наиболее универсальному варианту, о котором мы поговорим чуть позже. А пока начнем с аккомпанемента и записи гитарной музыки цифровками.

Не для кого не секрет, что гитару повсеместно используют для инструментального сопровождения пению. А самый распространенный способ записи гитарной музыки при этом — запись аккордов или цифровки вместе с текстом. За основу берутся буквенно-цифровые обозначения аккордов из классической гармонии, однако, они порой расходятся с классическим вариантом. Так, например, аккорд B или H может по-разному трактоваться — в одних случаях это си бемоль мажорное трезвучие, а в других си мажорное и т.д. Цифровки очень хорошо знакомы также джазовым музыкантам. В их музыке цифровки — это гармоническая основа для различных импровизаций. Джазовые цифровки также отличаются своим гармоническим разнообразием в отличие от цифровок к популярным песням, гармония которых часто основывается всего на 3-5 аккордах.

Читайте также:  Над тихой рекой березовой роще ноты

Когда записывается джазовая цифровка, то она порой записывается вместе с нотами. Нотами, в этом случае, может быть записана мелодия или полные аккорды, и цифровка лишь помогает лучше ориентироваться гитаристу в нотах. Кроме того, одна и та же цифровка уже сама по себе содержит импровизационный стережнь, так как один и тот же аккорд, записанный цифровкой для гитары, можно сыграть многими способами, в разных расположениях и регистрах гитары.

Ещё один способ записи музыкального материала для гитары — запись табулатур. Этот способ также пришел к нам из классической музыки. Основная идея — указание музыканту, где должна находится каждая конкретная нота на инструменте. Каждая горизонтальная линейка табулатуры здесь означает струну гитары, а цифры на этих линейках — на каком ладу прижать эту струну для получения соответствующего звука. В записи гитарной музыки табулатурой существует много вариантов как самой записи, так и возможных толкований уже записанной музыки. Так, например, порой в табулатурах нельзя определить длительность звуков, что вносит разнотолкование исполняемого произведения. Если произведение известное и, что называется, «на слуху», то проблемы может не возникнуть, однако, иначе может обстоять дело с музыкой неизвестной. К слову сказать, это одна из причин разного прочтения старинной музыки, которая записывалась не просто табулатурой по одним канонам, а порой разные ее варианты могли встречаться уже в соседних населенных пунктах. И несмотря на это, табулатура до сих пор пользуется популярностью у гитаристов (как правило, непрофессионалов), которые ещё не разучили обыкновенные ноты.

В вышеприведенном примере табулатуры, хотя и не стоит размер, но прослеживается длительность нот. Но вот в следующем примере о длительностях нот ничего не известно. Скорее всего, подобную табулатуру можно правильно воспроизвести лишь зная описанную музыку.

И вот в табулатуре уже появляются первые описательные пояснения. К сожалению, это не решает основную проблему — в этой табулатуре не понятна длительность нот, и музыку прочитает лишь знающий, а описания говорят о способах звукоизвлечения и предостерегают исполнителя о возможных трудностях.

Так может выглядеть запись музыки электрогитары (см. ниже). Здесь мы видим тоже вариант табулатуры. Различными стрелочками указаны, так называемые, приемы подтяжки струн и пр. И снова же главный недостаток — отсутствие длительностей нот. С другой стороны — это дает исполнителю полную свободу в ритмическом отношении. Настолько полную, что можно исполнить сходу совершенно другое произведение, хотя и повторяя указанные ноты (как говорилось выше, цифрами указаны лады, на которых следует прижимать струны-линейки).

Ввиду вышесказанного об отсутствии длительностей в табулатурах, гораздо более привлекательно в этом отношении смотрится комбинированная запись, где на одной линейке записываются полноценные гитарные ноты, а на другой линейке, сразу под первой — табулатурный вариант этих же нот. Таким образом, гитарист, не знающий нотной грамоты целиком, но который уже отличает длительности нот, может гораздо более уверенно осваивать подобно записанный материал. Расположение нот на грифе без знания их названия можно найти благодаря табулатуре, а длительность подсмотреть строкой выше.

Вышеописанный способ записи будет особенно полезен для начинающих гитаристов, а также в музыке, в которой важное значение занимает аппликатура пальцев (т.е. где и как прижимать каждый конкретный лад), например, в классической музыке или в музыке фламенко. Обратите внимание на то, что подобный способ записи позволяет автору точно определить положение каждой ноты на грифе. Ведь одну и ту же ноту на гитаре можно извлечь в нескольких разных местах. Верным будет утверждение, что подобные возможности дает классичекая запись гитарной музыки, и будете абсолютно правы. Речь, конечно же, идет о записи нотами, которые в процессе длительной эволюции стали мощным и универсальным инструментом записи музыки. Здесь и длительности, и паузы безоговорочно присутствуют, а специальные гитарные обозначения определяют все нюансы положения пальцев гитариста обеих рук и т.д. и т.п. Подробную информацию о гитарных нотах можно найти в любой гитарной школе. Но, все ли под силу простым нотам?

Оказывается, что есть ситуации, в которых обычных нот также не хватает для записи музыкальной мысли автора. Ведь классическая гитара — один из самых богатых в тембровом отношении акустических инструментов. А как же все эти возможности записать, если требуется зафиксировать в нотах музыкальный материал, выходящий за пределы общепринятых приемов?

И вот в этих ситуациях авторы вносят новые обозначения в нотные записи, некоторые из которых при частом использовании в разных произведениях «приживаются» и становятся всем понятными без дополнительных пояснений. Или почти всем.

Если же автор чувствует свое полное новаторство и новизну используемых им приемов, то, для лучшего понимания его задумок, для исполнителя делаются сноски с пояснениями исполнения этой музыки. Порой, подобные сноски и пометки занимают несколько страниц описания на разных языках. Приведем в пример лишь фрагмент музыкального произведения, требующего дополнительного описания.

Таким образом, мы лишь частично соприкоснулись с многообразием графической записи гитарной музыки. Среди основных из них, как мы убедились, являются запись музыки с помощью цифровки, табулатур и, конечно же, самой главной — запись гитарной музыки нотами. Были отмечены преимущества и недостатки каждого из способов записи. Но каждый из этих видов, опять же, преследует свою узкую цель — будь то пение под гитару или исполнение современного гитарного концерта с оркестром. И пусть каждый сам определит какая запись ему ближе. От этого способа будет зависеть и то, какая музыка будет доступна этому исполнителю для чтения, исполнения и понимания.

Источник

Запись нот

Для записи музыкальных произведений существует нотная система. Ноты записываются на пяти основных линейках, называющихся нотоносцем.

НОТОНОСЕЦ

Нотные знаки обозначаются в виде овала или черной точки , со штрихами и без штрихов, в зависимости от их длительности, и пишутся на линейках, между ними, над и под линейками:

Название нот определяется ключом, который выставляется в начале нотоносца.

Для гитары употребляется скрипичный ключ, или ключ Соль: он показывает, что на второй линейке пишется нота соль, и от этой ноты можно определить нахождение всех остальных нот.

Все звуки на пяти линейках поместить невозможно, поэтому существуют добавочные линейки сверху и добавочные снизу.

На добавочных линейках нотные знаки пишутся так же, как и на главных: на линейках, между линейками, над и под ними.

Звукоряд из основных звуков в ключе Соль:

Музыкальные звуки бывают длинными и короткими. Основной единицей длительности считается целая нота. В целой ноте содержится: 2 половины, или 4 четверти, или 8 восьмых, 16 шестнадцатых, 32 тридцатьвторых.

Для того чтобы получить ясное представление о длительности, посмотрите схему:

Целая нота считать: раз, два, три, четыре.

Примечание, Каждая из этих нот имеет абсолютную длительность, которая зависят от исполнения более быстрого или более медленного.

Пока остановимся на этом простейшем делении, а с более сложным познакомимся позднее.

ПАУЗЫ

В музыкальных произведениях часто встречаются моменты молчания. Такие перерывы называются паузами.

Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям.

РАЗМЕР. ТАКТ

Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами, расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другого, называется тактовой чертой.

Если взять любое стихотворение, можно различить в нем сильные и слабые доли.

Так и в музыке — существует чередование сильных и слабых долей. Первая доля в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.

В зависимости от характера музыкального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два, раз, два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз, два, три.

Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться любая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами

Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя — сколько надо считать. Счет на иногда обозначается буквой “”, а перечеркнутая буква обозначает, что музыкальное произведение исполняется в два раза быстрее, чем при обозначении .

После того как вы внимательно проработали теоретическую часть и усвоили нотную запись, запомнив названия нот и местонахождение их, метрическое деление и ритм, — можно перейти к практическому освоению инструмента.

Источник

Как научиться читать ноты для гитары


Чтобы понять, как научиться читать ноты для гитары, недостаточно умения пользоваться арсеналом аккордов. Заученные комбинации не позволят играть любую мелодию, пользуясь нотной книгой. Чтобы научиться играть боле сложные композиции, необходимо проходить обучение поэтапно. Сделать это реально в домашних условиях, без посещения специальных курсов.

Правила и нюансы игры на гитаре по нотам


Не каждый может себе позволить персонального учителя, который позволит определить оптимальный алгоритм игры. Легче освоить это искусство тем, кто уже имеет практику, но можно научиться читать ноты с нуля. Первое, что нужно знать: каждая нота имеет свою высоту и временной период звучания.Все эти позиции отражаются в нотной тетради.

Предусмотрено несколько вариаций нот:

  • целая;
  • ½;
  • ¼;
  • 8-я часть;
  • 16-я;
  • 32-я.

Цельная нота определяется, как единица времени звучания. Какой высоты нота можно понять, увидев, на какой позиции в нотоносце она расположена. Важные нюансы:

  1. Если нотное распределение идет вверх, значит, звучание повышается.
  2. Линии нотного стана и струны гитары это не одно и тоже.
  3. Не стоит сравнивать нотную линейку и гриф, следует обращать внимание на последовательность просто запоминать позиции.

Если новичок видит две линии с двумя точками, значит, предусмотрено повторение предыдущего сочетания еще раз. Важно уяснить, что нотная книга читается слева направо и даже если некоторые позиции располагаются друг под другом, они читаются не по очереди: сверху в низ, а потом снизу вверх, а одновременно. Если новичок видит две линии с двумя точками, значит, предусмотрено повторение предыдущего сочетания еще раз. Важно уяснить, что нотная книга читается слева направо и даже если некоторые позиции располагаются друг под другом, они читаются не по очереди: сверху в низ, а потом снизу вверх, а одновременно.

Самостоятельное обучение

Те, кто имеет начальные навыки игры на гитаре, перед тем, как воспроизводить композицию по нотам из тетради, необходимо сопоставить позиции, визуализировать их, начиная со скрипичного ключа, который стоит в начале строки. С этого элемента начинается звуковой ряд, но существуют и другие вариации ключей:

  • альтовый;
  • басовый;
  • дискантовый.

В игре на гитаре применяется только скрипичный знак. Предусмотрено соответствие нотных строк звуковому ряду. Те ноты, которые меньше, чем ¼ могут быть объединены в группы через черту. Этот знак не имеет никакого музыкального значения, как и вертикальный штиль.

Обозначения

Существуют не только общие обозначения, а также позиции, относящиеся к конкретной ноте. Например, цифра в кружочке. Это говорит о том, что ноту следует играть на струне того номера, который взят в круг. Лад обозначается римской цифрой, где одновременно происходит зажатие струны на обозначенном ладу.

Предусмотрено также пальцевое обозначение:

  • p – большой;
  • a – безымянный;
  • m – средний;
  • i – указательный.

ВАЖНО! Те позиции, которые предназначены для левой руки имеют арабское цифровое значение и не берутся в круг. Если в нотной книге есть арабская цифра «0», значит, звучание указанной ноты извлекается на открытой струне.

Источник

Оцените статью