- Нотный домик — нотная грамота в стихах
- Учимся писать музыку к песням с нуля – 8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии
- Что такое мелодия?
- Ликбез по основным музыкальным терминам
- 8 способов написания запоминающейся мелодии
- №1. Создайте план
- №2. Найдите вдохновение
- №3. Подберите аккорды
- №4. Добавьте ритмические вариации
- №5. Используйте MIDI-клавиатуру
- №6. Используйте MIDI-паки
- №7. Отложите инструменты
- №8. Экспериментируйте с компьютерным софтом
- Дополнительные подсказки для новичков
Нотный домик — нотная грамота в стихах
НОТНЫЙ ДОМИК
Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.
*
РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.
*
На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.
*
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.
*
Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
*
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.
*
— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри —
На линейке номер три!
НОТНЫЙ СТАН
Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Ключ имеет каждый дом –
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.
МИНОР И МАЖОР
У минора буква Н “нытик” означает,
У мажора буква Ж – жизнерадостный,
Вот поэтому минор плачет и скучает,
А мажор всегда весёлый и радостный!
БРАТ МИНОР И БРАТ МАЖОР
Вот Минор, а вот Мажор –
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны
Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый!
Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!
Знают дети с этих пор
В городах и сёлах:
Грустный – это брат Минор,
Брат Мажор – весёлый.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Я пауза, поэтому
Мне звуки не нужны,
Я – остановка в музыке,
Кусочек тишины!
ПРО ПАУЗУ
Ты слышишь, льётся музыка:
То шепчет, то кричит,
То быстро, то помедленней…
А пауза молчит!
Она бы рада тоже,
Как ноты, зазвучать,
Но должен кто-то всё же,
Где надобно, молчать!
ФОРТЕ И ПИАНО
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке – “пиано”.
Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” – это значит “форте”!
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ
Если нота – кругляшок,
А в нём окошко белое,
Значит, счёт до четырёх, –
Это нота целая!
*
Если к ноте прилепилась
Сбоку палка длинная,
Значит, счёт идёт до двух,
Нота – половинная!
*
Если в нотном кругляшке
Чёрная серединка,
То считаем лишь “раз и”,
Нота – четвертинка!
КОЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
На флейте играет красавец-павлин
То грустный мотив, то весёлый.
В концертах своих он играет один,
А значит, играет он соло.
К павлину с гитарой пришёл бегемот,
Он слыл и певцом, и поэтом.
С тех пор они стали вдвоём выступать,
Вдвоём – это значит дуэтом.
Прибежал баран ретиво:
“Принимайте баяниста!”
И теперь в концерте трио,
“Трио” – значит, три артиста.
Ёж назвал себя талантом
И принёс с собой кларнет:
— Нас четыре музыканта,
И теперь у нас квартет!
“Впятером играть приятней! –
Заявил козёл-сосед. –
Вы меня в квартет возьмите,
И получится квинтет!”
ГАММА
Знаешь, что такое гамма?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Все – от бабушки до мамы –
Знают, хоть кого спроси!
И сосед наш тоже знает,
Он под гаммы засыпает
И встаёт под гаммы рано…
Гаммы знают все с тех пор,
Как по классу фортепьяно
Заниматься стал Егор.
МУЗЫКАНТ
Бу-бу-бу, бу-бу-бу! –
Дует Гошенька в трубу.
Что, не можешь это слушать?
Так закрой скорее уши!
Не мешай расти таланту,
Будет Гоша музыкантом!
УДАРНИК
Сколько шума от мальчика Вити!
Только вы его не браните:
Мальчик Витя не хулиганит,
Просто он от души барабанит.
Барабанит на барабане,
Из-под палочек дробь вылетает,
Подрастёт – и ударником станет,
Это он уже точно знает!
Будет Витя играть в оркестре
На тарелках и барабанах,
Будет ездить с оркестром вместе,
Выступать в заграничных странах,
Будет в группах играть и соло,
Станет гордостью вашей Витя,
Он прославит свой дом и школу…
Потерпите пока, потерпите!
МУЗЫКАНТЫ
Есть на свете мальчики
Не совсем обычные,
Есть на свете девочки
Не совсем привычные.
Не играют в мяч они
На футбольном поле,
А играют музыку
В музыкальной школе.
Не играют в классики
Средь детей нормальных,
А играют классику
В классах музыкальных.
Липочка – на скрипочке,
Ваня – на баяне,
Юлька – на свистульке,
Саня – на барабане,
Людочка – на дудочке,
Серёжка – на ложках,
Ульянка – на тальянке,
Гошка – на гармошке,
Вася – на контрабасе,
Юра – на бандуре,
Афоня – на саксофоне,
Нина – на пианино,
Лёня – на аккордеоне,
Петя – на кларнете,
Соня – на тромбоне,
Витюшка – на погремушках,
Райка – на балалайке,
Марфа – на арфе,
Варвара – на фанфарах,
Света – на кастаньетах,
Галя – у рояля,
Мотя – на фаготе,
Ну, а Жора – вместо дирижёра.
Юные музыканты
Все абсолютно – таланты,
Будущие солисты
И оркестранты!
А есть ещё девочка Таня,
Играет она на органе.
Если послушать хотите,
В пятницу приходите!
Источник
Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии
Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.
Что такое мелодия?
Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.
Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию
Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.
Ликбез по основным музыкальным терминам
Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.
- Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
- Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
- Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
- Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
- Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.
8 способов написания запоминающейся мелодии
Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.
№1. Создайте план
Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.
Составьте примерный план будущей мелодии
Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.
Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.
№2. Найдите вдохновение
Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.
Еще один вариант – максимально измените готовую песню . Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.
№3. Подберите аккорды
Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.
Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.
№4. Добавьте ритмические вариации
При написании мелодий важно уделить внимание ритму . Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.
Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии
Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.
№5. Используйте MIDI-клавиатуру
Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.
По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии
Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.
№6. Используйте MIDI-паки
Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.
Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.
№7. Отложите инструменты
Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.
Уделите особое внимание вокальной партии в песне
Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.
№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом
Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.
АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить
В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.
Дополнительные подсказки для новичков
Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы :
- работайте в полной тишине;
- попробуйте другой инструмент;
- переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
- удалите каждую вторую ноту.
При создании песни способом подбора аккордов:
- работайте с ритмом аккордовой последовательности;
- обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.
Чего следует избегать:
- Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
- Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.
Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.
Источник