Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Источник
МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)
МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)
Распевка-настройка в тональности (для До мажора)
Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)
Вводные ступени
Песенка про разрешение (неустойчивых звуков в устойчивые)
Опевание
ДО МАЖОР
Тоническое трезвучие | Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней |
Т 5 3 I III V ↑ I ↓ VII II IV VI ↓ VII II I III V
Домашнее задание
1. Выучи наизусть песенку, которую записали на уроке, умей петь словами и с названием нот, дирижируй. Подпиши ступени, по которым движется мелодия.
2. Напиши гамму тональности РЕ МАЖОР и все построения в тональности.
Пой гамму РЕ МАЖОР, устойчивые звуки, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, опевание устойчивых звуков неустойчивыми (вспоминай и повторяй песенки, которые тебе помогают это делать).
РЕ МАЖОР
Тоническое трезвучие | Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней |
3. Транспонируй и запиши песню «Белка» в тональности Ре мажор. Умей петь с названием нот.
1. Вспомни схему дирижирования в размере :
- Сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,
Затем дирижированием.
- Допиши ритм в примере а).
- Умей уверенно прохлопать любую партию в примере б).
а)
_______________________
________________________
________________________
________________________
б) ДЕРЕВЕНСКИЙ СКРИПАЧ
2. Разучи песенку, пой со словами и с названием нот, дирижируй:
ЧУДАК
Чешская народная песня
Ну и чудак! Шёл за водой, взял он – вот как! – чайник худой! | Что за чудак! Рыбу удил – в речку – вот как! – сам угодил! |
ПОВТОРЯЕМ ИНТЕРВАЛЫ
Интервал – это два звука, которые могут звучать одновременно или по очереди.
1. Повтори все интервалы, умей быстро и уверенно назвать количество ступеней в каждом интервале.
2. Соедини стрелочками название интервалов и цифру, которая говорит, сколько в этом интервале ступеней:
3. Посчитай и подпиши, сколько звуков-ступеней охватывает интервал, считая и звучащие и пропущенные ступени (как в образце).
4. Сыграй эти секунды на фортепиано, определи расстояние между звуками – тон или полутон?
Если полутон – значит секунда малая, перед цифрой 2 поставь букву м.
Если между звуками целый тон (два полутона) – значит секунда большая,
перед цифрой 2 поставь б.
РАЗМЕР
1. Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения.
НОЧЬ НА ЗЕМЛЮ К НАМ СОШЛА
КУРИЦА-КРАСАВИЦА
2. Определи тональность песни, подпиши ступени, проанализируй строение мелодии (сколько фраз, похожи ли они, как движется мелодия, и т.п.). Выучи наизусть. Пой со словами и с названием нот, дирижируй.
ПАРОВОЗИК
ЗАПОМНИ!
Секунда – интервал, включающий две соседние ступени.
СЕКУНДЫ-соседние ступеньки
Оживлённо А. Колтунова
припев
4. Преврати большие секунды в малые, понижая верхний звук на полтона с помощью или :
5. Преврати большие секунды в малые, повышая нижний звук на полтона с помощью или :
6. Преврати данные малые секунды в большие с помощью или , подпиши:
МЫ ИГРАЕМ
Эстонская народная песня
2. Слышит песню весь лужок – это Юкку взял рожок. Все друзья сошлись в кружок, ти-ри-риль, играй рожок. Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. | 3. Все танцуем, все поём, все играем – кто на чём, все танцуем, все поём, ти-ри-риль – кто на чём! Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. |
В этой песне скобками отмечены похожие мелодические обороты.
ЗАПОМНИ!
ШАГАЮЩИЕ ТЕРЦИИ
Бодро А. Колтунова
Припев-«качели»
Игриво
до-ре-ми, до-ми, до-ми, до-ми, ре-ми-фа, ре-фа. (и дальше до конца поём с названием нот)
1. Песни «Мы играем» и «Шагающие терции» пой со словами и с названием нот, дирижируй.
2. Играй и пой восходящую секвенцию на ступенях До мажора:
3. Расставь ступени, обозначь звенья (как в примере 1) и пой нисходящую секвенцию:
4. Перемести этот мотив по ступеням тональности Ре мажор, заполни все звенья секвенции, и спой её:
6.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА КАНИКУЛАХ? – ПОДРУЖИТЬСЯ С ИНТЕРВАЛАМИ!
ПОРАБОТАТЬ С РАЗМЕРАМИ!
ИСПРАВИТЬ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЛУЧИЛИСЬ J
(а если получалось всё – просто тренируйся:
ИГРАЙ, СЛУШАЙ и ПОЙ все задания I четверти )
1. Поставь, где нужно, диезы, чтобы все данные терции стали большими, подпиши их:
2. Построй от данных звуков малые терции, подпиши все интервалы:
3. Построй от данных звуков ВНИЗ указанные интервалы:
4. Построй цепочки интервалов от данных звуков по образцу:
5. Укажи нужный размер в музыкальных примерах:
6. Расставь тактовые черты:
1. Познакомься с новой тональностью. Напиши и пой все построения в Си-бемоль мажоре.
СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР
Тоническое трезвучие | Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней |
2. Напиши белыми нотами устойчивые ступени, спой их:
3. Закрась неустойчивые ступени, подпиши все ступени, спой разрешения:
4. Подпиши ступени, уверенно играй и пой скачки со ступени на ступень:
5. Напиши указанные ступени, обрати внимание на скачки:
6. Гамму Си-бемоль мажор пой в заданных ритмах, дирижируй; пример в) – пой с ритмическим аккомпанементом (умей простучать или прохлопать каждую партию):
б)
7. Разучи новую песенку в Си-бемоль мажоре. Умей уверенно спеть со словами, с названием нот, обязательно дирижируй:
МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)
Распевка-настройка в тональности (для До мажора)
Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)
Вводные ступени
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник