Напиши зеленым карандашом нужные бемоли около нот

Поставьте в данных гаммах нужные диезы и бемоли около нот
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА

В соль-мажоре фа#
Ре мажор — фа#до#
Фа мажор — си бемоль

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Читайте также:  Чем можно склеить деку гитары

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

Источник

Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс

1 Г. Ф. Калинина 4 класс Сольфеджио Рабочая тетрадь

2 Одноименные тональности имеют одинаковые тоники. 1 Краткие сведения по музыкальной грамоте Фа мажор ре минор Знаки в тональностях $ До мажор ля минор Соль мажор ми минор Си \?мажор соль минор Ре мажор си минор МиЬ мажор до минор Ля Ь мажор фа минорi l ift Ля мажор ЕЕ фац минор Ittjftg Ми мажор

до (t минор Устойчивые ступени: I 111 V Неустойчивые ступени: VII II IV VI Вводные ступени: Строение мажорной гаммы: Строение минорной гаммы: Три вида минора: VII п 2 тона — полутон — 3 тона — полутон Тон — полутон — 2 тона — полутон — 2 тона натуральный гармонический ( VII $ ) мелодический (V I# и V n#) Параллельные тональности имеют одинаковые ключевые знаки. Расстояние между тоникой мажора и параллельного минора — 3 полутона (м.з).

3 I Е Порядок написания знаков при ключе Фа, до, соль, ре, ля, ми, си. $Последний диез при ключе всегда относится к VII ступени мажора. r y [ К ь- = Си, ми, ля, ре, соль, до, фа. L b.

fc=: Предпоследний бемоль при ключе всегда относится к I ступени мажора. Интервалы Название интервала Обозначение Количество Количество Количество ступеней полутонов тонов Чистая прима Ч Малая секунда м ‘/г Большая секунда Малая терция м.з 3 3 \’/г Большая терция б.з 4 2 Чистая кварта ч % Увеличенная кварта ув Уменьшенная квинта ум. 5 5 Чистая квинта ч.5 7 У/2 Малая секста м Большая секста я/2 Малая септима м Большая септима Чистая октава ч i К он сон ан сы Диссонансы весьма совершенные совершенные несовершенные ч.1, ч.8 ч.4, ч.5 м.з, б.з, м.6, 6.6 м.2, 6.2, м.7, 6.7, ув.4, ум.5 Обращения интервалов б. м. ч. 4 Расположение интервалов в мажоре и миноре Мажор 1 II III IV V V I VII м.2 * * б.з * * * ч.4 * * * ув.4 * * * ч.5 * * * * * * ум * * * * 6.7 * * Минор (наш.) 1 II III IV V VI V II м.2 * * б.з * * * ч.4 * * * * * ув.4 * ч.5 * ум.5 * * * * * 6.6 * * * * 6.7 * * Минор (гарм.) 1 II III IV V VI Vlljf м.2 * * * б.з * * ч.4 * * * ув.4 * ув * ум.5 * * * ум * 6.7 *! Примечание: 6.2, м.з, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют белые клеточки на схеме. Тритоны ув.4 IV ум.5 VII ув.4 VI ум.5 II Натур, мажор Гарм минор (vnjt) Натур, минор

5 4 Аккорды Четыре вида трезвучий Б.5, мажорное трезвучие б.з + м.з м Л минорное трезвучие м.з + б.з У в Л увеличенное трезвучие У м Л уменьшенное трезвучие м.з + м.з Обращения трезвучий Секстаккорды Квартсекстаккорды Б6 мажорный секстаккорд м.з + ч.4 Б \ мажорный квартсекстаккорд ч минорный секстаккорд ч.4 М*4 минорный квартсекстаккорд ч.4 + м.з Главные трезвучия лада Название Обозн ачение в мажоре в мнноре Расположение в ладу Тоническое трезвучие Т 53 t 53 I Субдом инантовое трезвучие S 5з s 5з IV Доминантовое трезвучие D 53 d 5з или D 5з V (нат.) (гарм.) Обращения главных трезвучий Название Обознач ение в мажоре в миноре Секстаккорды Тб S6 De te Se De Квартсекстаккорды Т*А S64 DS4 t64 S64 D64 Расположение главных трезвучий с обращениями в ладу Т S D Квартсекстаккорды ( 64) V I II Секстаккорды ( 6) III VI VII T резвучия ( 5з ) I IV V

6 5 Уменыиённые трезвучия в ладу У м Л VII Натур, мажор Гарм. минор (VII#) II Натур, минор Доминантовый септаккорд Обозначение Строение Расположение владу 1> м 3 + м.з или Б.5з + м.з V Темпы Быстрые Умеренные Медленные Allegro (аллегро) — скоро Vivo (виво) — живо Vivace (виваче) — живо Presto (прэсто) — быстро Andante (андантэ) — не спеша Moderato (модэрато) — умеренно Sostenuto (состэнуто) — сдержанно Allegretto (аллегрэтго) — оживлённо Largo (ларго) — широко Lento (ленто) — протяжно Adagio (адажио) — медленно Grave (гравэ) — тяжело Дополнительные обозначения accelerando (аччелерандо) — ускоряя stretto (стрэтто) — сжато, сжимая ritenuto (ритэнуто) — сдерживая rallentando (раллентандо) — замедляя ritardando (ритардандо) — запаздывая a tempo (а тэмпо) — в темпе molto (мольто) — очень assai (ассаи) — весьма non troppo (нон троппо) — не слишком piu mosso (пиу моссо) — более подвижно meno mosso (мэно моссо) — менее подвижно con moto (кон мото) — с движением

7 6 Мажорные и минорные тональности 1. Впишите в таблицы названия тональностей с указанным количеством знаков. Знаки Мажор Минор lt> 2\> 3 \> 4 Ь Знаки Мажор Минор Ч 2 «зй 4# 2. Укажите знаки в тональностях. Ля мажор ЛяЬмажор Ми мажор Ми мажор Си1> мажор Ре мажор ми минор ре минор до минор до^мннор фа минор фа минор 3. Укажите тональности, КОТОрым принадшгжат данные знаки. мажор мажор. минор мажор, минор S t f e мажор. минор мажор минор 4. Подчеркните названия тональностей, которые имеют 4 ключевых знака. Соль мажор до $ минор Ля мажор фа минор мажор минор Ми мажор до минор Фа мажор Ми Ь мажор 5. Последний диез при ключе всегда относится к. ступени мажора, а предпоследний бемоль — к. ступени. Определите, каким мажорным тональностям с большим количеством диезов и бемолей принадлежат данные знаки. мажор. мажор. мажор. мажор. мажор. мажор 6. Зачеркните названия тех минорных тональностей, которые не являются параллельными по отношению к данным мажорным. Ля мажор Фа мажор Соль мажор Ля мажор Ми мажор До мажор фа минор си минор ми минор ля минор до минор ля минор

8 7 7. Напишите параллельные гаммы парами по данному образцу. Соль мажор $ h ми минор Ми мажор. минор В Ля \>мажор. минор мажор си минор мажор соль минор Мн1> мажор. минор 8. Соедините разноцветными линиями одноименные тональности. Ми мажор Ре мажор Си мажор Ля мажор До мажор Фа мажор рс минор си минор ми минор до минор фа минор ля минор 9. Превратите данные минорные гаммы в одноименные мажорные, повышая III, VI и VII ступени. i ля минор -0 «- б) й си минор Q * мажор г мажор 10 Превратите данные мажорные гаммы в одноименные минорные, понижая III, VI и VII ступени. а) % Фа мажор б) $ минор Соль мажор минор 11 Напишите указанные мажорные гаммы в басовом ключе, проставляя нужные знаки альтерации ( диезы или бемоли ) около нот. Соль мажор Ре мажор Ля мажор Фа мажор СиЬ мажор Ми \>мажор

9 8 12. Напишите мажорные гаммы, имеющие 4 диеза и 4 бемоля при ключе. Стрелочками укажите разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени. Сделайте опевание устойчивых ступеней. а) 1. мажор 2 Лд J L У Устойчивые Неустойчивые Вводные ступени ступени ступени Опевание устойчивых ступеней б) 1. мажор Устойчивые Неустойчивые Вводные ступени ступени ступени Опевание устойчивых ступеней 13. В мажорных гаммах между III и IV, VII и I ступенями образуется полутон, а между остальными ступенями -. Постройте мажорные гаммы от звуков С И и Р Е Ь, проставляя необходимые диезы и бемоли около нот. 14. Повышая. ступень, превратите натуральные минорные гаммы в гармонические. ми минор си минор фа (<минор Г Й.1. - ре минор соль минор до минор Ь f l. lt 15. Повышая. и мелодические. ми минор ступени, превратите натуральные минорные гаммы в си мннор фа$ минор -0-

10 9 16. Напишите три вида указанных минорных гамм, а) до# минор 1 Натуральный Гармонический Мелодический б) I фа минор 1 Натуральный Гармонический Мелодический 17. В минорных гаммах натурального вида между II и III, V и VI ступенями образуется малая секунда, а между остальными ступенями -. Постройте минорные гаммы от звуков СОЛЬ% и СИ\>, проставляя необходимые знаки альтерации около нот. 18. Определите в музыкальных примерах тональность и вид лада. Перепишите мелодии, поставив ключевые знаки альтерации в начале нотной строки. а) минор (. ) П. Чайковский. Колыбельная в бурю т

11 10 г). минор ( fg j i m p А. Корелли. Прелюд 19. Транспонируйте данные мотивы в указанные тональности. а) соль минор до минор фа мннор т б) си минор 4 фа мннор до Кминор в) ре минор ми мннор фа минор г) до мннор си мннор ля минор 20. Определите тональности по данным ступеням, интервалам и аккордам. а ). мажор. мажор мажор. мажор мажор. мажор Ф = > Г Г * * i! Т it* L б.з 6.6 S 53 и V II V I i. i б ). мннор минор.. минор мннор м и н о р минор

12 Интервалы Построение интервалов от звука 1. Постройте указанные интервалы от данных звуков вверх. а ) $ ‘ 1> и

ч.1 м м.з б.з ч.4 ч.5 м м ч.8 м.2 62 м3 б.з м2 6.2 м.з б.з м м.з б.з д) ч.5 м ч.5 м ч.5 м ч.5 м ч м.7 ч м.7 ч8 6.7 м.7 ч8 6.7 м.7 ч м7 6.6 м.6 ч.5 ч.4 б.з м.з 6.2 м.2 ч.1 2. Постройте указанные интервалы от данных звуков вниз.

13 12 3. Постройте чистые кварты от данных звуков вверх. ^ о S0 » 4. Постройте чистые квинты от данных звуков вниз, -о— Не» о Найдите чистые квинты среди разных интервалов и превратите их в трезвучия. 6. Превратите данные чистые кварты в увеличенные с помощью повышения верхнего звука или понижения нижнего. $ 7. Превратите данные чистые квинты в уменьшённые с помощью понижения верхнего звука или повышения нижнего. d f e z 8 Увеличенная кварта и уменыиённая квинта — энгармонически равные интервалы: они звучат одинаково, а записываются по-разному. Изменяя один звук, превратите данные ув.4 в ум.5. к $ ув.4 >>*.5 ув.4 ум.5 ув.4 ум.5 ув.4 ум.5 ув.4 ум.5 ув.4 ум.5 ув.4 ум.5 9. Превратите данные большие сексты в малые JU * Ь = 6.6 м м м м м м м Превратите данные малые септимы в большие. г ь утт м м м м м м м Раскрасьте малые сексты жёлтым цветом, а большие септимы — коричневым. I I ^ 12. Постройте от любых звуков известные вам ДИССОНАНСЫ и КОНСОНАНСЫ. Подпишите их. Диссонансы Ь о» Консонансы

14 i : 13. Подпишите данные интервалы. a) A-rto?Q З ш б) -4min TP5Г w 14. Укажите, какие интервалы образуются между крайними звуками аккордов. щ т =8 = =S= 15. Определите, из каких интервалов состоят данные аккорды. * . : 16. Найдите ошибки в записи некоторых интервалов и исправьте их. а* ^ б) О м р4m е м.6 ч ч.4 м.з м.7 ч.4 м.6 ч Укажите интервалы, которые являются обращением данных > м.2 -> I 6.2 -> м.з * I Г я.8 -> 6.7 -> J м.7 -> 1 «.б -* JM.6 -* *.5 -* ув Подпишите данные интервалы и их обращения, -о ^ ite- 19. Сделайте обращения данных интервалов и подпишите их. :.и.5 : : м. 7 : 6.7 : ум.5 : 4.5 : ч.8 : 20. Соедините разноцветными лигами интервалы, которые являются обращениями по отношению друг к другу.

15 Построение интервалов в тональности 1. Укажите, закрасив нужные клеточки в таблице, на каких ступенях мажора располагаются данные интервалы. Мажор 1 II III IV V VI VII м.2 б.з ч.4 ч.б б. в Впишите в пустые клеточки номера ступеней, на которых строятся указанные интервалы в мажорных тональностях м.з ув.4 ум.5 м.6 м.7 ‘ L ‘1 3. Постройте указанные интервалы в мажорных тональностях, имеющих 4 знака. а) 1Ми мажор Все м.2 Все б.з Все 6.6 Все 6.7 I I I I Все ч.4 Все ч.5 б) \ Ля\> мажор Все 6.2 Все м.з ув.4 ум.5 Все м.6 Все м.7 4. Разрешите данные интервалы, соблюдая законы тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые. м Ми мажор Л я b мажор!» и I; i f ‘ 1’ I. L Постройте интервальные последовательности в указанных тональностях. а) Ре мажор ч м ч.5 м I II III IV V V V I

16 б) СнЬ мажор 4.5 м.7 м.6 м м ч.8 I vn vn П I Ш П I в) Ми мажор 6.3 м.3 м м м I п ш iv га п vn I г) Л я мажор м ч.5 м.7 ч.5 м.3 ч.! га iv v v v vi vn I 6. Постройте секунды на всех ступенях минорной гаммы натурального и гармонического вида. Раскрасьте красным цветом только малые секунды. ми минор ( натур.) ми минор ( гарм.) i n m i v v v i v n I п ш iv v vi vn# 7. Постройте терции на всех ступенях минорной гаммы натурального и гармонического вида. Раскрасьте жёлтым цветом только малые терции. си мннор ( натур.) си м инор ( гарм.) i n r a r v v v i v n i n r a i v v v i vn# 8. Сыграйте кварты, построенные на всех ступенях данных минорных гамм. Раскрасьте оранжевым цветом те из них, которые являются чистыми. соль мннор ( натур.) соль минор ( гарм.) _ Ь и =»

— S V t. о 1 О о Т о» 1, 0 8 о i n m i v v v i v n i n m i v v v i v n j 9. Сыграйте квинты, построенные на всех ступенях данных минорных гамм. Раскрасьте розовым цветом те из них, которые являются чистыми. ре минор ( натур.) О Ь о о» Щ. ф ре мннор ( гари.) i n r a r v v v i v n i n r a i v v v i vnj> 10. Подпишите интервалы, построенные в минорных тональностях с данными знаками. Укажите ступени, на которых они расположены. а) минор ( натур) о. б ). минор ( гарм.)

17 Составьте интервальные последовательности в указанных тональностях, а) до минор ( н ату р.) б) фа минор ( гарм.) 12. Определите, какие интервалы образуют золотой ход валторн. Ми мажор а до# минор >.У» О..1 Р 13. Постройте золотой ход валторн в указанных тональностях. Ля \> мажор фа минор 14. Отметьте наиболее выразительные интервалы в музыкальных примерах. Объясните, какой характер они придают музыке. a) Allegro ^ Л. Б етховен. Соната Х*1 б) Не слишком скоро М. Глинка. Венецианская ночь в) В темпе марша И. Дунаевский. Песня о Волге г) Спокойно А. Рубинш тейн. Баркарола д) Lento 15. Выпишите из произведений по специальности фрагменты мелодий, в которых встречаются выразительные ходы на какие — либо интервалы.

18 17 Тритоны 1. Укажите ступени, на которых строятся ТРИТОНЫ ( увеличенная кварта и уменьшенная квинта ) в мажоре и гармоническом миноре. УЛ4 2. Постройте ТРИТОНЫ в указанных тональностях по данному образцу. г ув.4 м.6 ум.5 б.з IV Ш VII 1 Фа мажор ув ум.5 м.з IV Ш VU>( I ре минор ( гарм.) Образец: До мажор ля минор ( гарм.) Си!? мажор соль минор ( гарм.) Мик мажор до минор ( гарм.) Л я \> мажор фа минор ( гарм.) 3. Разреш ите построенные тритоны. Соль мажор ми минор ( гарм.) I ув.4 IV ув.4 IV ум.5 VD Ре мажор ум.5 VH ув.4 IV ум.5 vn)t си минор ( гарм.) ув.4 IV 4. Найдите ош ибки в записи данных интервалов и исправьте их. ум.5 vn# Ля мажор а фан минор ( гарм.) ув.4 м.6 ум IV Ш VD I ув ум.5 м.з IV Ш VD $ I

19 18 5. Допишите нижний голос в интервалах. Ми мажор до $ минор ( гарм.) Р ув.4 м.6 ум IV Ш УП I ув У**.5 IV Ш VD# I 6. Определите тональности, которым принадлежат данные интервалы. мажор мажор мажор мажор мажор мажор М И Н О р м и н о р м и н о р м и н о р м и н о р ув.4 ув.4 ув.4 7. Найдите тритоны в данных мелодиях и подпишите их. и * ум.5 ум.5 ум.5 a) Allegro В.-А. М оцарт. Симфония 40 г И Д б) Allegretto» Австрийская народная песня F F # =, п ^ 9 г I г в) Allegro гт Э. Грн г. Не танец = * = 4 т е — J # = U i -1 г) Allegro moderato Дж. Верди. Риголетто 8. Впишите в мелодии звуки, образующие указанные интервалы. a) Andante Л л ум. 5? ш ум.5? В.- А. Моцарт. Соната б) Оживлённо Л «/&. Чумов. t j tnuo. Жонглёр т и п rtypift rtfltir ув.4-1 ^ Ф. Ш уберт. В путь

20 19 9. Допишите нужные звуки в верхнем голосе, чтобы образовались указанные интервалы. Обведите рамочкой тритоны. 10. Отметьте тритоны в двухголосных примерах. Выпишите их и разрешите. Й. Гайдн i — i Я p — L l Г Г Т Г=ГГ г г cj’r Украинская песня P l 4 П I I. 8 n i J I V $ Г-fir ггсг Г- Р ЦТ А. Серов ^ Й 1 У»г гу 1^ 1. Заполните таблицу. Аккорды Построение аккордов от звука Обозначение Название аккорда Строение Мажорное трезвучие Минорное трезвучие Увеличенное трезвучие Уменьшенное трезвучие 2. Постройте мажорные трезвучия от указанных звуков вверх. Фт о LVe 3. Постройте минор ные т резвуч ИЯ от указан ных звуков вверх. $ = а = ] О » ‘ о- Ц*е

21 20 4. Большая терция входит в состав мажорного, минорного и увеличенного трезвучий. Превратите данные большие терции в эти аккорды и подпишите их. 5. Малая терция входит в состав мажорного, минорного и уменьшенного трезвучий. Превратите данные малые терции в эти аккорды и подпишите их. ш 6. Превратите данные мажорные трезвучия в минорные и увеличенные. $ м.5, б Л УвЛ м Л б.5, УвЛ м Л б.5, УвЛ 7. Превратите данные минорные трезвучия в мажорные и уменьшенные. е ^ 8 е Р БЛ МЛ У м.5, БЛ М.53 Ум.53 Б.53 М.53 Ум Постройте четыре вида трезвучий от звуков ДО, РЕ, МИ. Подпишите их. 9. Поставьте нужные диезы или бемоли в аккордовые заготовки. бл М.5, Ув 5з Ум.5з Б.53 МЛ Ув.53 Ум.53 Б.*3 М 53 Ув.53 Ум Впишите в таблицу названия аккордов. Б6 м J + ч.4 м* (U Б64 Ч ч.4 + м Определите вид данных аккордов. Раскрасьте все трезвучия красным цветом, секстаккорды — синим, а квартсекстаккорды — зелёным. ЕЕЕЕ 8 ЕЕ из -. $ 12. Постройте пять мажорных и пять минорных секстаккордов от любых звуков. Мажорные секстаккорды Минорные секстаккорды

22 13. Мажорные квартсекстаккорды соедините стрелочками, а минорные подпишите. ^ 8 Q,^ 8 i 8H = = l’e q 14. Чистая кварта входит в состав секстаккордов и квартсекстаккордов Превратите данные чистые кварты в указанные аккорды. Б.6 М.6 Б Л М 64 Б.б м.6 Б 64 М Л Б.а М.6 б Л М Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков. а) -о- -О- -о- -О- О о о о Б.5з М.5э Б.б М.6 Б Л М б4 б Л М 5, Б.6 М.6 Б Л М Л б) $ -о—- Б.5, М.5, Б.б М.6 Б Л М 64 Б 5, М Л Б.б М.6 Б 64 М 64 i Б.5з М.5з Б.б М.6 б Л М 64 Б.5з М.5з Б.б М.б Б 64 М б4 16. Поставьте пропущенные знаки альтерации там, где необходимо. g = 8 Й8 S ШЙ I Н I Н j i!li 1f t 1в»

[» l S 1* Б.5, М.5з Б.6 М.6 Б 64 М Л Б Л М Л Б.6 М б Б Л М Л — * n Б.5, М.5, Б.6 М.6 Б 64 М 64 Б.5з ИГ М.5, Б.6 М.б Б 64 и мл Построение аккордов в тональности 1. Перечислите главные трезвучия лада. 2. Укажите, на каких ступенях строятся главные трезвучия лада и их обращения. т 5, Т«1*4 Ss3 S«S*4 DS3 Р«P*4

23 22 3. Постройте главные трезвучия лада и их обращения в тональностях, имеющих четыре ключевых знака. а) Ми мажор Т% I Т6 Т 64 S 5, S6 S 64 D 53 D6 D 64 III V IV VI V VII II Ля \>мажор до# минор ( гарм ) t 5. и. t 64. s 5. s«. % A. ps. pa. d* мажор г1г- 8 ‘ g ft 8 = соль минор

24 6. Впишите в мелодии звуки, образую щ ие указанные аккорды. a) Allegretto Чешская народная песня Л J Л J б) Andantino i Уг J. Л J. J>J Л J. J. h J.JJ в) Allegro T V d \4 T 5,t S,T л и Ф. Ш уберт. Танец Ш Ё Польская народная песня., f l J. Ш,. J1 HJ. J- J’iJ j i _ j j j j i j j j,! тм* S%t T5, t Постройте аккордовы е последовательности в указанных тональностях. а) Фа мажор Ми мажор Т 5з D 6 Т 53 D64 Т6 S53 S6 D з Т6 Ля!>мажор б) Ре мажор Ля мажор Т 4 S53 Т*. S 6 D Т 5, S 4 Т 5, Ми^мажор в) ре минор ми минор 1!Э D6, t6 SSJ se t 4 D5j D6 t! 3 фа минор

25 24 г) сн мннор доц мннор t5, s 4 D«t5, s«t64 s5, D64 и фа мннор 8. Допишите нужные звуки, чтобы образовались указанные аккорды. а) $ б) Ля мажор Т6 S53 D64 Т6 S6 D5j Т6 Ми Ь мажор фац минор t*3 S6 D53 Du t33 s64 t53 до минор я a о _ T \ T6 S53 S6 D6 T53 9. Определите аккорды в музыкальных примерах, a) Allegretto P i U s53 se t64 D \ D6 t5. й Ф. Куперен. Кукушка 6) Vivo Ш A Я ‘ P. Шуман. Круг песен # p i т тш i в) Allegretto & к Щ Й I f t У г й Л. Бетховен. Соната Л» 27 I ж I V Г» П У Р у * *

26 25 Доминантсептаккорд 1. Постройте доминантсептаккорд ( D7 ) в мажорных и минорных тональностях по данному образцу. Образец: До мажор ля минор (гарм.) $ D7 т D7 t V I V I а) Фа мажор Соль мажор ре минор (гарм.) ми минор (гарм.) 6) Си \>мажор Ре мажор соль минор (гарм.) си минор (гарм.) в) Мик мажор Ля мажор до минор (гарм.) фа# минор (гарм.) г) Ля \>мажор Ми мажор фа минор (гарм.) до# минор (гарм.) 2. Отметьте в музыкальных примерах движение по звукам доминантсептаккорда. a) Moderato Тирольская народная песня Щ,tdf РГ и и ‘Гр б) Largo Д. Перголези. Соната 13 в) Moderato Польская народная песня 3. Доминантсептаккорд строится н а. ступени мажора и минора. Определите тональности, которым принадлежат данные ЕЬ si I»,»! W

27 >6 4. Допишите мелодии, используя движение по звукам D? в указанном ритме. a) Moderato Польская народная песня J. ^Л — — л л о Л б) Allegretto Л. Бетховен. Контрданс в) Allegretto Л Л D7i Чешская народная песня г) Allegretto Польская народная песня Л Л 5. Найдите D7 среди различных аккордов и обведите его. a) Allegretto D7t Р. Шуман. Весенняя весть Экосез 6. Впишите обозначения нужных интервалов в схемы строения D7. D7 б.з Р 7 — Б.53 + Р? =. + Ум.5 7. Добавив один звук сверху, превратите мажорные трезвучия в D7 и разрешите их в мажорные тональности. А

28 8. Добавив один звук снизу, превратите уменьш енны е трезвучия в D? и разрешите их в м инорны е тональности. — J J i f Заполните м алы е с е т гимы дву\1я звуками, чтобы он и преврат ИЛИСЬ В D 7 -W- 9 ‘ р= — р = * =, ‘ Поставьте там, где необходимо, знаки альтерации в заготовки аккордов, чтобы они превратились в D7. ш I Ритм. Размер. Группировка длительностей 1. Определите размер в данных музыкальных примерах. a) Andantino,, Н. Римский-Корсаков. Садко I тт ш ш б) Moderato *8= -0 V в) Не слишком скоро т # 1т г 1Цг Чешская народная песня Украинская народная песня г) Allegretto Ж. Рамо. Жига 2. Впишите пропущ енны е паузы в данные мелодии.

29 28 3. Разделите мелодии на такты в соответствии с указанным размером. Перепишите примеры, заменяя вокальную группировку длительностей на инструментальную. а) В темпе марша Ж. Бизе. Кармен -MnlW h H i IГ ч — Я

M W P j*- 1 i 1 У P P P P ) Allegretto..a. f ft W i t!! # ж t e a = M v И ^ P Г J г Г Г 1 L Л.» *ларк\ Meнуэт /5» >hr\ в) Vivace p. 4. Г М. Клеме нти. Сонатина j». — r г) Moderato С. Монюшко. Галька ЩГЩЩ Г 4. Укажите названия танцев ( полонез? мазурка? полька? сарабанда? сицилиана? вальс? тарантелла? краковяк?), дня которых характерны данные ритмические рисунки и размер. 4 I ran V и d j 1i- 1д 4JJJJJ л д JJIJJJj д дjjji я- i j>j j>i j>j ^ i- 8 Ш 1 J>i i1 ]J J)l- 1 J^J J J»3 J 1- S J U J IIlJ JiJ J) 1-1 J J *J 1J J -1- I J JIJ J U J J U. 1-

30 29 5. Определите, характерные черты каких танцев использовали композиторы в данных музыкальных темах. a) Allegro М. Глинка «J V ‘ — I б) Moderato В.-А. Моцарт = и Ь.. — я = a f

m #. j = + = Н * = У г — ф * i I в) Оживкгаённо —W Ы И ^JVLjr л и н ка 1 г) Lento Г. Гендель = Й = и =

* Л Ь = м ^= J = — Е l i г = R г 2 > — ^ 5 3 J- -6 » 1 — F Ь Н f = t Ф. KJ Иопен с) Allegro con brio Ф. Шопен Щ Ш ш Щ ж) Presto С. Прокофьев

31 Творческие задания 1. Досочините мелодию песни на стихи В. Шумилина, синкопированный ритм. используя пунктирный и 1) Я занят, очень занят — Ношусь по этажам. Весёлые от крытки Несу на праздник вам. 2) Взглянит е на от крытки: Таких в киосках нет. На них сверкает солнце И солнечный букет. 3)- Пост ой! — кричат ребята. — О т куда т ы их взял? Откуда? Д а из дома! Я сам нарисовал! 2. Досочините мелодию песни на стихи С. Эйдлина звукам D7. используя движение по Ш 1) Я полил вчера цветок, Рано ут ром вышел, Вижу: т онкий ст ебелёк Стал намного выше. 2) А упрям ы й В аська — кот, П очему — не знаю, Очень медленно растёт, Как ни поливаю 3. Досочините мелодию песни на стихи Ш. Галиева, используя переменный лад (мажор и параллельный минор). V — Подыматься надо! 2) — Что же, очень жалко! Ты опять лежиш ь? Обед уже готов! — Я устал, ребята, — Вроде полегчало? Так, чт о ел е ж ив! Д а я совсем здоров!

32 31 4. Досочините песню на стихи Е. Александровой, используя характерные особенности жанра вальса. 1) Мне вчера на именины Подарили пианино. 2) Я для папы и для мамы Целый день играю гаммы. Пёс лохмат ы й недоволен. Вероятно, Ш арик болен. Он в бот инок спрят ал уш и И не хочет гаммы слушать. 3) Мама нот ы от крывает И «Собачий вальс» играет. Пляш ет Ш арик на паркет е — Он счастливей всех на свете. м

Н Л. t П -г. ы г — = * Г ‘ Досочините песню на стихи Е. Руженцева, используя характерные особенности жанра польки. 1) Варим, варим мы обед, Жарим, жарим ст о котлет, Приглашаем м ы гост ей: «Приходите поскорей!» 2) Поспешите, ст ол накрыт, Ваш проверим аппетит, Всех на славу угост им И добавку всем дадим. 3) Может, скоро к нам зайдёт Пообедать бегемот, Если к нам заглянет слон, Не уйдёт голодным он.

33 32 6. Досочините песню на стихи В. Крючкова, используя характерные особенности колыбельной. 1) Наступает вечер, Скоро спать пойду, И качает ветер Раннюю звезду. 2) Песенку о звёздах Снова слышу я: Напевает мама Милая моя! 7. Досочините песню на стихи И. Резниковой, используя характерные особенности жанра марша. 1) Сегодня, сегодня, сегодня не зря На поле футбольном пылает заря. Румяное утро встречает зверят: Команду мышат и команду котят. 2) Трибуны ликуют: «Отличный футбол!» Мышонок забил неожиданно гол, Но сам с перепугу в ворота влетел. Мурлыка — вратарь чуть мышонка не съел. 3) Мышата шагают в победном строю. Они победили в упорном бою. Весь день сообщали друзьям муравьи: «Сегодня мышата играли, как львы!»

34 С о д е р ж а н и е Краткие сведения по музыкальной грамоте. 1 Мажорные и минорные тональности. 6 Интервалы: Построение интервалов от звука. II Построение интервалов в тональности Тритоны Аккорды: Построение аккордов от звука Построение аккордов в тональности Доминантсептаккорд Ритм. Размер. Группировка длительностей Творческие задания п и ш и 1111 Калинина Галина Фёдоровна. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс. М г. Рабочая тетрадь по сольфеджио для учащихся 4 класса ДМШ и ДШИ — экспериментальное издание, дополняющее существующие учебники разнообразными видами практических и творческих заданий. Регулярное использование данного учебного пособия способствует систематизации теоретических знаний учащихся, развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления, позволяет добиваться высокой эффективности в освоении учебной программы и значительного повышения интереса к изучаемому предмету Лицензия ЛР от г. Подписано в печать С09 г. Формат 60×90/8. Печать офсетная Уел. поч. п Тираж жэ. Заказ 790 Издатель: Калинин В.В Москва, а/я 19. Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография» г Домодедосо. Каширское ш.. д. 4. к. 1 О Калинина Г.Ф.. I999 г г.

Источник

Оцените статью