- Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов
- Вечерня. Великое повечерие. Полунощница / Russian evening service
- Утреня. 1-й час / Russian morning service. Столповой распев
- Литургия Русской Церкви / Russian Liturgy
- Византийская Литургия / Byzantian Liturgy
- Молебен. Последование погребения. Из венчания. На крещении. Литургия Преждеосвященных даров. Подобны.
- Учебный Обиход нотного пения
- Всенощное бдение. Литургия. Триоди Постная и Цветная. Расшифровка квадратной ноты. Справка
- Цитаты по материалам съездов любителей знаменного пения
- Нарисовать ноты знаменного распева
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Видео
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Крюки на знаменах-ноты древней Руси
- Возрождение традиций древнерусского пения приходит в противоречие с принципами современной музыкальной нотации
- Музыка древних культур
- Знаменный распев в православной традиции
- Древнерусское многоголосие
- Секреты темперации
Мы рады представить Вам сборник Игоря Сахно «Песнопения богослужебного Обихода древних распевов». Сия нотная книга явилась результатом долгого и скрупулезного исследования, расшифровки и стилизации малоизвестных нам сегодня распевов, которые ранее долгое время украшали православное богослужение, придавая ему самобытность и неповторимость. В этом нам представляется, прежде всего, уникальность данного рукописного издания. Предлагаем вам также познакомиться и скачать «Учебный Обиход нотного пения» — Синодальный квардатнонтный сборник.
Выберите для просмотра:
Песнопения Богослужебного Обихода древних распевов
Вечерня. Великое повечерие. Полунощница / Russian evening service
Утреня. 1-й час / Russian morning service. Столповой распев
Литургия Русской Церкви / Russian Liturgy
Византийская Литургия / Byzantian Liturgy
Молебен. Последование погребения. Из венчания. На крещении. Литургия Преждеосвященных даров. Подобны.
Учебный Обиход нотного пения
Всенощное бдение. Литургия. Триоди Постная и Цветная. Расшифровка квадратной ноты. Справка
Цитаты по материалам съездов любителей знаменного пения
«Скажу. об одном очень важном отличии знамени от пятилинейной нотации. Дело в том, что пятилинейная нотация в некотором смысле представляет собой, конечный продукт развития принципа записывания мелодии. Этот метод дает большую степень точности фиксации мелоса, чем невменный (метод знаменной нотации). Но тут есть и «оборотная сторона медали». Дело в том, что когда мы поем по нотам, мы как бы «идем на поводу» у записи. Вы, наверное, замечали, что для того, чтобы красиво, свободно спеть какое-то произведение, необходимо как бы перерасти запись, которую вы видите перед собой. Необходимо сделать какое-то усилие, чтобы мелодия начала жить сама по себе, внутри вас, чтобы вы не просто воспроизводили, подобно магнитофону, ноту за нотой как дискретные куски, абсолютно не связанные между собой, а чтобы шла мелодическая волна.
А наша пятилинейная нотация, к сожалению, мало помогает в этом певчему. Более того — видно, что в ней тенденция к разделению звуков сильнее, чем тенденция к объединению. Даже специальный знак потребовался, лига, чтобы помочь объединять звуки в группы. А в знаменной нотации заложен совершенно другой принцип мышления певчего. Это принцип мышления не ступенями, не тонами, а тонемами, т.е. мелодическими ходами от одной ноты к другой. Движение, динамика заложены уже в самом принципе знаменной нотации. Изучая азбуки знаменного пения XVI в., можно понять, как наши предки чувствовали и мыслили музыкально. »
о. Павел (Коротких)
«. Поэтому я предлагаю такую методику — вживления в мелодический строй знаменного распева при помощи нот, но только на определённом этапе. Суть методики заключается в следующем. Человек, который желает самостоятельно изучать знаменное пение (если нет такой возможности сделать это под руководством наставника), заучивает песнопение наизусть, по нотам. А затем ноты откладывает, и открывает то же самое песнопение в крюках. Параллельно изучает, конечно, какую-нибудь крюковую азбуку, — и, руководствуясь толкованием знамен, начинает петь по крюкам. Если какой-то фрагмент в крюках у обучаемого вызывает затруднения, он может опять открыть ноты, возвратиться, это место вспомнить, проучить и опять возвратиться к крюкам.
Один и тот же певческий материал в намеченных изданиях будет изложен в трех вариантах: крюки безпометные, крюки пометные, и, наконец, ноты. Таким образом, человек, самостоятельно изучающий знаменное пение, может сначала петь по нотам, потом крюкам пометным, и затем переходить к крюкам безпометным, ибо когда материал хорошо выучен, пометы также становятся не нужны. Вот, коротко о данной методике.
Попев византийское пение, я понял, что основа одна. Распев, метод распева, темпы, внутренняя пульсация. Вот тут вчера у нас были два монаха из Афона . они довольно давно изучают пение, поют, — и вот отец Макарий, один из двоих. И мы с ним запели вместе, и он мне сказал такую вещь: обязателен внутренний жесткий ритм. Это — как они на Афоне говорят — внутренний медитативный стержень. Молитвенный. Вокруг которого уже строится пение. Действительно, посмотрим: классическое старообрядческое пение, в архаических записях, — там тоже этот внутренний стержень, размеренность. К сожалению, сейчас общая тенденция намечается среди тех, кто занимается знаменным пением после партеса: ритм у них очень страдает.
Потому что у них стоят музыкальные стереотипы. И, соответственно, силлабическое пение очень сильно страдает. Скажем, стихиру «Прежде век» человек с партесным мышлением будет петь так: (показывает, растягивая лиги и утрируя читок и используя динамические оттенки). А что византийская традиция, что старообрядческая — там, наоборот, размеренность (показывает старообрядческий вариант; затем показывает византийское пение). Абсолютно жесткий ритм. И это очень помогает — прослушивание византийских записей и изучение византийских образцов. »
Глеб Печенкин.Подробнее о съездах
Найти православные храмы, где поют древними распевами вам поможет проект «Знаменная карта» сайта «Клырошанин» (обновление в rar-архиве).
Разместите у себя на сайте один из наших баннеров:
Нам помогают: мы рады вашему вниманию к нашему православому проекту.
Источник
Нарисовать ноты знаменного распева
Маша, слово «фанат» не подходит.
Я делюсь тем, что у меня есть. Я к этому шел сквозь годы поисков и сравнений.
Далее каждый для себя решает сам, нужно ему это или нет)
Маша, да, поэтому группа и нужна. Чтобы все пополняли сокровищницу по мере сил и познаний.
Если кто-то переведёт уже готовый пласт византийских песнопений школы Схолион Псалтикис и хора Пахомий Логофет, а также болгарские издания на европейскую ноту, то это будет очень ценной жемчужиной.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЕДА (1031)
- восток (12)
- детям (2)
- варенье (1)
- детям (1)
- картошка (24)
- кулинарный атлас мира (3)
- мясо (123)
- напитки (88)
- овощи (76)
- постная кухня (27)
- птица (72)
- рыба и морепродукты (116)
- салаты,закуски,нарезки (131)
- супы,борщи (32)
- торты,пироги,десерты (394)
- алла пугачева (19)
- Базары,рынки,шоппинг (118)
- ГЕНИИ (211)
- ГОРОСКОПЫ (2)
- НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
- ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
- делаем вместе (28)
- ДЛЯ ДОМА (106)
- ЗДОРОВЬЕ (465)
- ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
- ИНФОГРАФИКА (38)
- ИСКУССТВО (2076)
- архитектура (150)
- блог Стаса Садальского (68)
- выставки (144)
- декор (458)
- живопись (566)
- звездные пары (36)
- интерьеры (381)
- искусство фотографии (384)
- креатив (29)
- Любимые композиторы (4)
- мои фотоработы (4)
- музеи мира (20)
- поэзия (58)
- учимся рисовать (4)
- фильмы (5)
- шоу-бизнесс (8)
- этно (3)
- ювелирное искусство (104)
- ИСТОРИЯ (528)
- дворцы России (12)
- ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
- КИНО (525)
- советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
- фильмы для души (51)
- фильмы,актеры,роли (454)
- шедевры мирового кино фильмы (30)
- КНИГИ (59)
- КРЫМ (203)
- затонувшие корабли (3)
- легенды крыма (7)
- однодневные маршруты (95)
- ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
- симферополь (13)
- фильмы снятые в крыму (1)
- ФОТО (13)
- МИР МОДЫ (1509)
- ARTKA (27)
- бохо (517)
- история моды (568)
- мода (421)
- стили в моде (36)
- шебби-шик (28)
- МУЗЫКА (134)
- богушевская (5)
- весь вертинский (14)
- джаз (17)
- классика (21)
- легендарные музыканты (39)
- музыка из к/ф (2)
- музыкальные инструменты (9)
- помощь по сайтам и блогам (19)
- ПРАВОСЛАВИЕ (173)
- православный календарь (19)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
- весь мир в глазах твоих (194)
- ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
- Москва (4)
- тибет глазами oldkurik (12)
- родились в этот день (55)
- РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
- бисер (34)
- букет из конфет (4)
- вышивка (131)
- вязание (197)
- декупаж (65)
- идеи для творчества (423)
- из пластиковых бутылок (11)
- из проволоки (28)
- канзаши (2)
- Кастомайзинг (34)
- кожа (1)
- кружевоплетение (26)
- кукольные домики (21)
- Лэмпворк (3)
- мастер-класс (625)
- мои работы (14)
- мыло (7)
- новогоднее (76)
- папье-маше (40)
- пуговицы (17)
- разные разности (24)
- соленое тесто (3)
- сумки (24)
- сутаж (1)
- текстильные игрушки (54)
- украшения (201)
- фетр (8)
- цветы из ткани (76)
- СИГАРЫ (1)
- СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
- ТЕАТР (522)
- актерские байки (383)
- антреприза (9)
- балет (42)
- БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
- великие актеры (155)
- Им.Станиславского (1)
- Ленинского комсомола (6)
- малый театр (2)
- Маяковского театр (5)
- мОССОВЕТА (1)
- Моссовета театр (3)
- МХАТ (6)
- опера (8)
- оперетта (2)
- Островский (1)
- таганка (3)
- театр Вахтангова (2)
- театр о.Табакова (1)
- театр сатиры (4)
- экранизация (13)
- УЖАС (25)
- учебные заведения (8)
- учим английский (1)
- ЭЗОТЕРИКА (155)
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Крюки на знаменах-ноты древней Руси
Возрождение традиций древнерусского пения приходит в противоречие с принципами современной музыкальной нотации
Если бы удалось услышать, как пели наши предки, нам были бы понятнее их мысли и чувства. Но это, наверное, невозможно: в прошлом не существовало технологий звукозаписи, и даже современные принципы музыкальной нотации попали в Россию только с петровскими реформами. Для того чтобы реконструировать звучание допетровской музыки, приходится расшифровывать совершенно особое письмо — его называют крюковым, или знаменным. Знаменным, потому что «знамя» — это знак, символ, а крюковым, потому что «крюк» — одно из самых важных «знамен». Современный ребенок узнает, что такое буквы, цифры и ноты, практически одновременно. Истина «нот всего семь» кажется столь же прописной, как и «Моцарт — великий композитор». О том, что ноты (пятилинейная нотная запись) — изобретение довольно позднее, знают только специалисты, да и то не все. Музыка как явление культуры превосходно существовала в течении тысячелетий и до того, как итальянец Гвидо д’Ареццо ( Guido d’Arezzo , ок. 992 – ок. 1050) предложил «расставить все звуки по полочкам». Его идея записывать музыкальные звуки при помощи кружочков и квадратиков на нотном стане, созданная в самом начале XI века, долгое время оставалась не востребованной. И только в XVI века, после того как изобрели равномерную темперацию, придуманного им стало хватать для записи используемых при музицировании звуков. Однако со сложившейся гармонией принялись спорить модные рок-звезды, остающиеся не понятыми композиторы-авангардисты, диджеи-электронщики, барды-самоучки и, прежде всего те, кто вплотную занимается изучением исконных музыкальных традиций разных народов. Эти традиции создавались во времена, когда не было ни равномерной темперации, ни нотной записи. Музыка древних культурФилологи утверждают, что 80% языков современного мира не обладают собственной письменностью, но нет такого этноса, в культуре которого не было бы музыки. В традиционной музыке, как в хромосоме, зашит «культурный код» народа, накопленный им практический и духовный опыт, и даже некоторые представления об устройстве мира.
|