Народные лады для гитары

Содержание
  1. Лады народной музыки
  2. Семь ладов народной музыки
  3. Ионийский лад
  4. Эолийский лад
  5. Дорийский лад
  6. Symphony X — The Edge of Forever
  7. Фригийский лад
  8. Metallica — Welcome Home
  9. Локрийский или гипофригийский лад
  10. Bjork — Army Of Me
  11. Лидийский лад
  12. Steve Vai — The Riddle
  13. Миксолидийский лад
  14. The Beatles — Norwegian Wood
  15. Заключение
  16. Лады народной музыки и примеры их построения
  17. Ионийский лад
  18. Эолийский лад
  19. Дорийский лад
  20. Видео: Зачем нужен дорийский лад
  21. Фригийский лад
  22. Локрийский лад
  23. Лидийский лад
  24. Миксолидийский лад
  25. Видео: Пятиступенный миксолидийский лад
  26. К чему мы пришли
  27. Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
  28. Лады народной музыки. Общая информация
  29. История ладов народной музыки
  30. Отличия от обычной гаммы
  31. Группы ладов
  32. Список ладов народной музыки
  33. Ионийский
  34. Фригийский
  35. Лидийский
  36. Дорийский
  37. Миксолидийский
  38. Эолийский
  39. Локрийский
  40. Таблица ладов народной музыки
  41. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  42. 6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
  43. Добавить комментарий Отменить ответ
  44. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  45. Как записывать акустическую гитару дома
  46. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  47. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Лады народной музыки

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

  • Мажор. Также называется «ионийский лад».
  • Минор. Имеет называние «эолийский лад».

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность. То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

The Beatles — Norwegian Wood

Заключение

Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.

Источник

Лады народной музыки и примеры их построения

Музыкальный лад представляет собой систему взаимоотношений звуков. Лады бывают мажорные и минорные. Всего их семь, и каждый из них имеет определенное характерное звучание. С их помощью обыгрываются аккорды. Если вы еще только начали обучение на гитаре или уже имеете определенный опыт игры, но не касались данной темы, данный материал будет для вас очень полезным.

Ионийский лад

Представляет собой натуральный мажорный звукоряд, наиболее удобный и распространенный в музыке. Он имеет радостное и торжественное звучание, хорошо подходящее для позитивных композиций и гимнов. Данный лад как раз и учатся выстраивать сначала, так как, после понимания того, как он устроен, в будущем станет проще понять особенности остальных ладов.

И все же ионийский лад, в отличие от стандартного мажора, обладает лишь одной устойчивой ступенью. Такое означает, что тяготение нот в ладу друг к другу намного меньше, чем в мажорной гамме. Выражаясь по-другому, здесь более важен возврат в тонику, а не пройденные ступени. Ионийский лад характерен для веселых мажорных песен и для джазовой импровизации.

Эолийский лад

По сути, это другое наименование натурального минора. По своему строению лад идентичен обычному звукоряду, но эолийский лад является модальным, а натуральная минорная гамма – тональной. Значит, применяя его, у вас есть возможность строить в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.

Эолийский лад можно встретить там, где имеется минорная тональность. Его часто совмещают с фригийским ладом, о котором дальше пойдет речь. Как правило, это делают в метале.

Дорийский лад

Данный звукоряд – одна из разновидностей обычного минора. Его использовали как в средние века, так и в настоящее время во многих композициях. Отличие дорийского лада от классической минорной гаммы заключается в поднятой на полтона шестой ступени. Благодаря этому он имеет более радостное и мажорное звучание, ассоциирующееся в своем большинстве с джазом, фанком и поп-музыкой.

Если привести в качества примера треки, где можно встретить дорийский лад, то это:

  1. Miles Davis – «Milestones», «So what».
  2. Symphony X – «The Edge Of Forever».
  3. The Beatles – «Eleanor Rigby».
  4. Santana – « Evil Ways».

Видео: Зачем нужен дорийский лад

Фригийский лад

Отличается от обычного минора пониженной второй ступенью. Его можно охарактеризовать как возбужденный, быстрый и импульсивный. Также ему свойственен гнев, строгость и стремление вперед. Если у вас есть желание создать музыкальное произведение с такими чертами, то следует использовать именно фригийский лад. Послушайте песни «Master of Puppets» и «Welcome Home» в исполнении группы Metallica и вы поймете, как он звучит. Также вы можете его встретить в следующих треках:

  1. Steve Vai – «For the love of God».
  2. Deep Purple – «Smoke on the water».
  3. Joe Satriani – «Midnight» (вторая часть).

Локрийский лад

Является последним минорным ладом. Отличается от натуральной минорной гаммы пониженной второй и пятой ступенью. Его можно охарактеризовать как спокойный и тихий. Он не такой распространенный в поп-музыке, а вот в таких жанрах, как thrash metal, industrial, death metal and black metal его можно встретить довольно часто. Его звучанию присуща безысходность и мрачность.

Лидийский лад

Это мажорный лад, который отличается от ионийского повышенной четвертой ступенью. Значит, если в гамме до-мажор вместо ноты фа взять ноту фа-диез, мы получим данный звукоряд. Его нельзя охарактеризовать однозначно, так как в нем есть радость, веселье и в то же время своеобразная скромность и спокойствие.

Наиболее популярен у музыкальных коллективов, играющих в стиле фьюжн. Лидийский лад часто использует также Steve Vai, а самым первым в рок-музыке его начал применять Jimi Hendrix.

Миксолидийский лад

Для его построения берем ионийский звукоряд и понижаем в нем на полтона седьмую ступень. Он популярен в блюзе, рок-н-ролле и джазе. Не обошла его стороной и поп-музыка. Любой гитарист должен четко осознавать, как он выстраивается для создания оригинальной и запоминающейся аранжировки.

Блюзовая гамма основывается на миксолидийском ладу, поэтому он звучит «по-американски». Этот звукоряд есть в рок-н-ролле и кантри. Он присутствует в творчестве The Beatles, Guns and Roses и в произведениях многих других коллективов.

Видео: Пятиступенный миксолидийский лад

Для наглядности продемонстрирую, как строится тот или иной лад от любой ноты. В таблице буква «п» означает, что между нотами расстояние полтона, а «т» говорит об интервале в один тон. В этом легко разберется даже новичок.

К чему мы пришли

Знание ладов народной музыки пригодится каждому гитаристу. В этом материале я постарался в общих чертах рассказать вам об особенностях каждого звукоряда. Надеюсь, вам было интересно.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”

«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.

Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…

Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.

Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.

В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.

Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.

А у Вас написано «повышена». )

Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью