Народные лады гитара таблицы

Лады народной музыки

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

  • Мажор. Также называется «ионийский лад».
  • Минор. Имеет называние «эолийский лад».

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Читайте также:  Под гитару мы не покупаем

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность. То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

The Beatles — Norwegian Wood

Заключение

Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.

Источник

Лады народной музыки и примеры их построения

Музыкальный лад представляет собой систему взаимоотношений звуков. Лады бывают мажорные и минорные. Всего их семь, и каждый из них имеет определенное характерное звучание. С их помощью обыгрываются аккорды. Если вы еще только начали обучение на гитаре или уже имеете определенный опыт игры, но не касались данной темы, данный материал будет для вас очень полезным.

Ионийский лад

Представляет собой натуральный мажорный звукоряд, наиболее удобный и распространенный в музыке. Он имеет радостное и торжественное звучание, хорошо подходящее для позитивных композиций и гимнов. Данный лад как раз и учатся выстраивать сначала, так как, после понимания того, как он устроен, в будущем станет проще понять особенности остальных ладов.

И все же ионийский лад, в отличие от стандартного мажора, обладает лишь одной устойчивой ступенью. Такое означает, что тяготение нот в ладу друг к другу намного меньше, чем в мажорной гамме. Выражаясь по-другому, здесь более важен возврат в тонику, а не пройденные ступени. Ионийский лад характерен для веселых мажорных песен и для джазовой импровизации.

Эолийский лад

По сути, это другое наименование натурального минора. По своему строению лад идентичен обычному звукоряду, но эолийский лад является модальным, а натуральная минорная гамма – тональной. Значит, применяя его, у вас есть возможность строить в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.

Эолийский лад можно встретить там, где имеется минорная тональность. Его часто совмещают с фригийским ладом, о котором дальше пойдет речь. Как правило, это делают в метале.

Дорийский лад

Данный звукоряд – одна из разновидностей обычного минора. Его использовали как в средние века, так и в настоящее время во многих композициях. Отличие дорийского лада от классической минорной гаммы заключается в поднятой на полтона шестой ступени. Благодаря этому он имеет более радостное и мажорное звучание, ассоциирующееся в своем большинстве с джазом, фанком и поп-музыкой.

Если привести в качества примера треки, где можно встретить дорийский лад, то это:

  1. Miles Davis – «Milestones», «So what».
  2. Symphony X – «The Edge Of Forever».
  3. The Beatles – «Eleanor Rigby».
  4. Santana – « Evil Ways».

Видео: Зачем нужен дорийский лад

Фригийский лад

Отличается от обычного минора пониженной второй ступенью. Его можно охарактеризовать как возбужденный, быстрый и импульсивный. Также ему свойственен гнев, строгость и стремление вперед. Если у вас есть желание создать музыкальное произведение с такими чертами, то следует использовать именно фригийский лад. Послушайте песни «Master of Puppets» и «Welcome Home» в исполнении группы Metallica и вы поймете, как он звучит. Также вы можете его встретить в следующих треках:

  1. Steve Vai – «For the love of God».
  2. Deep Purple – «Smoke on the water».
  3. Joe Satriani – «Midnight» (вторая часть).

Локрийский лад

Является последним минорным ладом. Отличается от натуральной минорной гаммы пониженной второй и пятой ступенью. Его можно охарактеризовать как спокойный и тихий. Он не такой распространенный в поп-музыке, а вот в таких жанрах, как thrash metal, industrial, death metal and black metal его можно встретить довольно часто. Его звучанию присуща безысходность и мрачность.

Лидийский лад

Это мажорный лад, который отличается от ионийского повышенной четвертой ступенью. Значит, если в гамме до-мажор вместо ноты фа взять ноту фа-диез, мы получим данный звукоряд. Его нельзя охарактеризовать однозначно, так как в нем есть радость, веселье и в то же время своеобразная скромность и спокойствие.

Наиболее популярен у музыкальных коллективов, играющих в стиле фьюжн. Лидийский лад часто использует также Steve Vai, а самым первым в рок-музыке его начал применять Jimi Hendrix.

Миксолидийский лад

Для его построения берем ионийский звукоряд и понижаем в нем на полтона седьмую ступень. Он популярен в блюзе, рок-н-ролле и джазе. Не обошла его стороной и поп-музыка. Любой гитарист должен четко осознавать, как он выстраивается для создания оригинальной и запоминающейся аранжировки.

Блюзовая гамма основывается на миксолидийском ладу, поэтому он звучит «по-американски». Этот звукоряд есть в рок-н-ролле и кантри. Он присутствует в творчестве The Beatles, Guns and Roses и в произведениях многих других коллективов.

Видео: Пятиступенный миксолидийский лад

Для наглядности продемонстрирую, как строится тот или иной лад от любой ноты. В таблице буква «п» означает, что между нотами расстояние полтона, а «т» говорит об интервале в один тон. В этом легко разберется даже новичок.

К чему мы пришли

Знание ладов народной музыки пригодится каждому гитаристу. В этом материале я постарался в общих чертах рассказать вам об особенностях каждого звукоряда. Надеюсь, вам было интересно.

Источник

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Оцените статью