Народный хор ноты партитуры

НОТЫ ДЛЯ НАРОДНОГО ХОРА И СОЛИСТОВ

Закрытые профили в сообщество НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. Cтена — только для поиска нот.

Прежде, чем делать запрос — внимательно осмотритесь: возможно, эти ноты уже есть в каталоге или документах!

ПОИСК НОТ В ГРУППЕ:
Показать полностью.
1. В ♪♫ НОТНОМ КАТАЛОГЕ ♪♫, который составлен в алфавитном порядке по названию песен.
2. В разделе «документы».
3. В разделе «фотоальбомы», где собраны нотные сборники по темам (хор, солисты, детский альбом и др.) Под каждой фотографией обложки сборника есть его содержание.
4. В разделе «ссылки»: они отправят Вас в подобные группы или на сайты, богатые нотным материалом, который можно скачать бесплатно.
5. В обсуждениях выделены некоторые узловые темы: лирические, плясовые, хороводные, свадебные песни, духовные стихи, распевки, методический материал.

В том случае, если Вы ничего не нашли, смело пишите свой запрос на поиск.

Всегда ваши, «РНП — ноты для солистов и народного хора».

Источник

Ноты для хора — Хор имени Пятницкого

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Партитуры, ноты народных песен из репертуара хора имени Пятницкого


Из репертуара Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого
Партитура. Выпуск 1
составитель А. Широков
«Музыка», 1970г.
номер 6108

Слово о творческом коллективе

Хор имени Пятницкого. Коллектив, рожденный в народе и воспитанный им, по праву считается старейшим и верным пропагандистом народных песен. 17 февраля 1911 года в Москве, в Малом зале Благородного собрания, впервые прозвучали они в его исполнении. Воронежский музыкант, страстный собиратель песен Митрофан Ефимович Пятницкий привез в Москву из деревень группы певцов и организовал здесь крестьянские концерты. По рассказу одного из руководителей хора, П. М. Казьмина, основу хора с момента его основания составляли три группы певцов: воронежская, рязанская и смоленская. В группу воронежских певцов вошли односельчане М. Е. Пятницкого. На первых концертах каждая из этих групп выступала отдельно, но потом лучшие песни стали исполняться всем коллективом.

Надо заметить, что деятельность хора уже тогда была отмечена напряженной, творческой работой его участников, которые после нелегкого трудового дня шли на репетицию, на квартиру Пятницкого или на задворки Новодевичьего монастыря, и часами оттачивали исполнение каждой песни. Митрофан Ефимович Пятницкий стремился прежде всего сохранить народную манеру исполнения, чтобы певцы смогли в полной мере донести богатство русской песни до слушателей. «Пойте, как у себя на завалинке ив хороводах поете», — требовал он. Передавать прелесть русской песни должны были и оригинальные старинные наряды, в которых выступали участники хора.

В программу первого концерта вошло 27 песен из разных областей России. Некоторые из них исполнялись с сопровождением. Обычно аккомпанировали певцам на жалейках. Уже в первом концерте появились произведения, завоевавшие огромную популярность среди любителей народной музыки. Песни «Горы Воробьевские», «Полоса моя, полосынька», исполненные февральским вечером в Малом зале Благородного собрания, и теперь входят в репертуар коллектива, имеют большой успех у слушателей.
Через год хор Пятницкого вновь выступал в Москве. На этот раз его программа была более организованной, объединенной в три законченные картины: «Вечер за околицей», «Праздничный день после обедни», «Свадебный обряд». На выступлении хора в Большом зале Московской консерватории присутствовали Рахманинов и Шаляпин, которые тепло отозвались о концерте.
Крестьянские концерты повторялись и в последующие три года. Они несли людям лучшие традиции русской песни но, к сожалению, не были доступны широким кругам слушателей. Своеобразный итог первых лет работы хора был подведен выпуском в 1914 году сборника «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами», где были опубликованы 20 наиболее популярных песен из репертуара хора.

Несмотря на энтузиазм, настойчивость, с которыми М. Е. Пятницкий взялся за собирание и пропаганду русских народных песен, до революции он не мог в полной мере осуществить свои творческие замыслы. И не случайно подлинный расцвет хора начинается после Великого Октября. Появилась возможность массовых выступлений, с расширением аудитории обогатился репертуар. Хор выступал на фабриках, заводах, в деревнях. Советское правительство уже тогда придавало его деятельности большое значение. 22 сентября 1918 года на концерте хора в Кремле побывал Владимир Ильич Ленин. Он с интересом отнесся к работе коллектива (в «кремлевскую» программу хора входили картины «Вечер за околицей», «Посиделки», «Свадьба» и созданная на современном материале картина «Освобожденная Россия»). На следующий день Ленин принял Пятницкого в Кремле. В беседе с ним Владимир Ильич подчеркнул важность пропаганды русского народного творчества, указал на необходимость расширения деятельности хора.
Коллектив, воодушевленный вниманием Ленина, его добрым напутственным словом, стал трудиться с еще большим энтузиазмом. В 1923 году за энергичную и плодотворную работу он был награжден грамотой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где давал ряд концертов, а в год двадцатипятилетия ему было присвоено звание заслуженного коллектива республики.

В 1927 году не стало М. Е. Пятницкого. После его смерти коллектив возглавил Петр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.
1936 год — открывает новый этап в творческой биографии коллектива. Хор становится профессиональным. У него появляется возможность более вдумчивой и основательной работы над песенным материалом. В эти годы осуществляется коренная перестройка работы хора. Немалый вклад в совершенствование его исполнительского мастерства принадлежит композитору Владимиру Григорьевичу Захарову, который вместе с П. М. Казьминым с 1931 года руководит коллективом. Меняется внешний облик хора. Он становится праздничнее, наряднее. В репертуар, наряду со старинными, все чаще включаются современные песни о жизни советских людей. Среди них — произведения самого В. Г. Захарова. Перестройка коллектива заканчивается созданием специальных групп музыкантов и танцоров. В коллектив приходят замечательная мастерица танца Татьяна Алексеевна Устинова и известный музыкант Василий Васильевич Хватов.
Песни, исполняемые хором, получают поистине всенародное признание, это относится прежде всего к песням «Провожанье», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами».

Война не прервала творческой деятельности хора. Выступая на фронтовых подмостках, по радио артисты хора имени Пятницкого вдохновляли советских бойцов на правый бой за счастье и свободу Родины. Песни В. Захарова «Ой, туманы мои», «Белым снегом» становятся подлинно народными. В военные годы в творческом почерке коллектива появляется еще одна принципиально новая черта. Его исполнители теперь не только поют или пляшут, они играют на сцене. В 1943 году хор выступает с программой, в которую входят «Сцены русской народной свадьбы». Свадебные песни являются частью бытовых картин, представляемых артистами на сцене. Текст «Сцен русской народной свадьбы» составил П. М. Казьмин, используя подлинный фольклорный материал. Песни, частушки, народные обычаи и обряды, пляски, хороводы — все это органично звучало в свадебных сценах. В 1944 году за новые творческие достижения большая группа артистов хора была награждена орденами и медалями; В. Г. Захарову присвоено звание народного артиста СССР, а П. М. Казьмину — звание народного артиста РСФСР.

Послевоенный период деятельности хора отмечен новыми песнями В. Г. Захарова. Темы их — Родина, Россия, возвращение солдат, защитивших Отчизну, к мирному труду, и конечно, новая колхозная лирика («Песня о России», «Слава Советской державе», «Как с войны пришли ребята», «Лучше нету того цвету».). Репертуар оркестра обогатили пьесы В. В. Хватова «Карусель», «Свадебные напевы», а репертуар танцевальной группы — пляски «Тимоня», «Гусачок», «Девичий хоровод». Большой работой хора следует считать и постановку народных сцен «За околицей», сюжет и текст которых был написан П. М. Казьминым.
В послевоенные годы коллектив начинает свои зарубежные гастроли. В 1948 году он едет в Чехословакию, затем в Польшу, Болгарию, Румынию, ГДР, Финляндию. И повсюду его выступления встречают большой интерес и пользуются неизменным успехом. Эта добрая традиция сохраняется коллективом и по сей день.
Новой ступенью мастерства хора явилась его работа над народными песнями «Горят пожары», «Степь да степь кругом», «Есть на Волге утес», а также над песней В. Г. Захарова «Наша сила в деле правом», в которой решается тема борьбы за мир, и песнями и плясками колхозной свадьбы (текст песен А. Твардовского, музыка В. Захарова).

В 50-е—60-е годы коллективом руководит П. М. Казьмин и Мариан Викторович Коваль, а с 1963 года — композитор Валентин Сергеевич Левашов. Приход в коллектив композитора В. С. Левашова связан с новыми творческими поисками. Об этом свидетельствуют программы хора «Русская земля», «Цвети, Россия», «Утро России». Не порывая с традициями русского народного творчества, В. С. Левашов смело вносит в исполнительскую манеру хора элементы современности. Хор живо откликается на запросы народа, его выступления отличаются актуальностью, политической заостренностью.
Перестроены хоровая и танцевальная группы, оркестр коллектива.
«В настоящее время, — рассказывает руководитель хора имени Пятницкого В. С. Левашов, — особенность нашего коллектива состоит в том, что женская группа певцов делится на четыре партии, а не на три, как это было ранее; мужская группа певцов делится на три партии, а не на две. В оркестре широко применяются четырехструнные домры, балалайки, баяны, самобытные народные духовые инструменты, гармоники, ударные инструменты. Увеличена танцевальная группа, что позволяет осуществлять постановку массовых плясок, танцев. Много работают с коллективом главный хормейстер Галина Владимировна Фуфаева, руководитель танцевальной группы Татьяна Алексеевна Устинова, руководитель оркестра Александр Семенович Широков».

Более полувека звучат песни в исполнении хора имени Пятницкого. Его заслуги высоко оценены народом, партией, Советским правительством. В день пятидесятилетия коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1968 г. хор стал Академическим.
А. Владимиров

Домры: Пикколо, Примы, Теноровые, Басовые, Контрабасовые
Баяны: I, II, контрабас
Духовые: Владимирские рожки, (трубы) —сопрано, альты Брелка, жалейка, Свирель
Ударные: Треугольник Бубен
Малый барабан, Тарелки, Большой барабан, Коробочка, Ложки, Щетки, Трещотки, Колокольчик, Ксилофон
Гусли клавишные
Гусли звончатые: примы, альты, басы
Балалайки: Примы, Секунды, Альты, Басы, Контрабасы
Примечание: партии духовых инструментов можно исполнять на баяне.

  • Произведения для хора с оркестром
    • 1. Родина, Ленин, Партия. Музыка Анат. Новикова, слова А. Соболева
    • 2. Песня о России. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского и А. Суркова.
    • 3. Про ракету. Музыка С. Туликова, слова В. Алферова
    • 4. Три ровесницы. Музыка М. Коваля, слова М. Исаковского.
    • 5. Просторы русские. Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова.
    • 6. Ой, со вечора, с полуночи. Русская народная песня. Обработка В. Хватова
    • 7. Осенний сон. Старинный вальс. Обработка В. Левашова. Слова В. Лебедева-Кумача
    • 8. Коробейники. Русская народная песня. Обработка А. Широкова. Слова Н. Некрасова
  • Произведения для солистов с оркестром
    • 9. Серьезный тракторист. Музыка В. Левашова, слова В. Орловской
    • 10. Ходил, гулял добрый молодец. Русская народная песня. Обработка В. Воронкова.
    • 11. Сею, вею. Русская народная песня. Обработка А. Широкова.
    • 12. Встала я на зореньке. Русская народная песня. Обработка В. Захарова
  • Музыка к танцам
    • 13. В. Попонов. Хоровод
    • 14. А. Широков. Пляска комбайнеров.
    • 15. М. Магиденко. Русский хороводный танец

Скачать сборник

Источник

Ноты для хора — Поет русский народный хор

Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.


Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075

  • От составителя
  • ЗААЛЕЛА ЗОРЕНЬКА. Музыка и слова Г. Демидова
  • ПЕСНЯ О РОДИНЕ. Музыка Р. Бойко, слова А. Прокофьева
  • ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ. Музыка Н. Кудрина, слова В. Гундарева
  • ПЕРВАЯ БОРОЗДА. Музыка В. Букина, слова В. Лазарева
  • ХЛЕБА. Музыка Н. Поликарпова, слова В. Семернина
  • ОБЕЛИСКИ. Музыка и слова Л. Дмитриева
  • ПРИДОНЬЕ МИЛОЕ ЦВЕТЕТ. Музыка Ю. Зацарного, слова М. Шишлянникова
  • НАША РУССКАЯ ЗИМА. Музыка Г. Пономаренко, слова П. Черняева
  • ЛЕНОЧЕК. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой
  • ПРОЛЕТАЛИ ГУСИ-ЛЕБЕДИ. Музыка А. Эманова, слова Л. Шикиной
  • ТРИ РОВЕСНИЦЫ. Музыка Л. Печникова, слова М. Исаковского
  • СЛОВНО СНЕГОМ. Музыка и слова Ю. Рыбникова
  • ЕСЛИ МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Музыка Г. Пономаренко, слова Г. Георгиева
  • ВЕРИТСЯ — НЕ ВЕРИТСЯ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • ВЕСЕЛАЯ КАДРИЛЬ. Музыка В. Темнова, переложение для хора А. Широкова, слова О. Левицкого
  • Русские народные песни
    • ЖИЛ Я У БАРИНА. Запись Е. Шелеманова
    • СИНЕ МОРЕ ВСКОЛЫБАЛОСЬ. Обработка Г. Пантюкова
    • В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ. Запись и обработка А. и Г. Заволокиных
    • КАЛИНА С МАЛИНОЙ. Обработка А. Широкова
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505

  • От составителя
  • ЖИВИ, СОВЕТСКАЯ ДЕРЖАВА! Музыка К. Массалитинова, слова Г. Воловика
  • ПЕСНЯ О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ. Музыка Н. Поликарпова, слова Л. Кондырева
  • В ЧЕСТЬ ДА ВО СЛАВУ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Русакова
  • РОДИНА МИЛАЯ. Музыка Н. Горлова, слова В. Бокова
  • РОССИИ ПРОСТОР ВЕКОВОЙ. Музыка А. Аверкина, слова Н. Волкова
  • ЛЮБЛЮ ПРОСТОРЫ РУССКИЕ. Музыка В. Левашова, слова В. Харитонова
  • ВЕРНОСТЬ. Музыка В. Литвинова, слова Л. Татьяничевой
  • СЕЛО РОДНОЕ. Музыка Б. Киселева, слова Ю. Леднева
  • ПРИНИМАЙ, СТРАНА, НАШ КУБАНСКИЙ ХЛЕБ! Музыка В. Захарченко, слова С. Хохлова
  • О НАШЕМ ТРАКТОРИСТЕ. Музыка Л. Дмитриева, слова В. Кузнецова и В. Семернина
  • РУССКИЙ СУВЕНИР. Музыка В. Сигалова, слова А. Осьмушкина
  • Русские народные песни
    • ЗАЛИЛА ВОЛГА КРУТЫЕ БЕРЕЖКА. Протяжная. Обработка В. Царегородцева
    • ТАМ, ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ. Слова Н. Кооля, обработка А. Широкова
    • ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Обработка А. Цибизова
    • ОЙ, РЕБЯТУШКИ, СХОДИСЬ! Трудовые припевки. Обработка В. Баранова
    • ВО ПОЛЕ ТУМАН. Обработка А. Болдырева
    • НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ. Плясовая. Запись А. Квасова
    • ВЕСЕЛИТЕСЬ, ВСЕ НАШИ ПОДРУЖКИ. Протяжная.
    • ВЕСНА КРАСНА. Весенняя, хороводная. Запись Е. Засимовой
    • ОИ, ЧЕЙ-ТО КОНЬ. Свадебная. Запись А. Рудневой
    • МЫ ГУЛЯЛИ ДО СУМЕРЕК. Хороводная. Запись В. Царегородцева
    • НЕ ВЕЧОР ПОЗДНО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • ОЙ ТЫ, ЛЕТИЧКО. Лирическая. Запись Е. Засимовой
    • НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Протяжная. Переложение для хора Н. Мешко
    • Я ПОСЕЯЛА ЛЕНКУ. Запись и обработка И. Веретенникова
    • АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА. Обработка Ю. Рыбникова
    • ЗДРАВСТВУЙ, ЧЕРНАИ ЧЕРНОБРОВАЙ. Хороводная. Запись Л. Антиповой.
    • КРУТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Запись В. Грибановой
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779

  • От составителя
  • СЛАВА СОВЕТСКОЙ ДЕРЖАВЕ! Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.
  • ТЫ ЦВЕТИ, РОССИЯ! Музыка В. Левашова, слова Н. Палькина
  • ЛЕНИН У НАС НА ЗАВОДЕ. Музыка С. Туликова, слова В. Харитонова
  • КАК ЗЕМЛЯ ПРЕКРАСНА. Музыка Б. Фиготина, переложение для хора А. Широкова, слова Ф. Лаубе
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Ю. Зацарного, слова А. Прокофьева
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
  • ШЛИ ВПЕРЕД СОЛДАТЫ. Музыка Р. Бойко, слова И. Дремова
  • УРОЖАЙНЫЙ ГОД. Музыка В. Калистратова, слова народные
  • ПЕСНЯ О ХЛЕБОРОБАХ. Музыка Н. Горлова, слова Б. Дверного
  • ПЕСНЯ О СТРОИТЕЛЯХ. Музыка А. Аверкина, слова В. Матвеева
  • НОВОСЕЛЬЕ. Музыка А. Абрамского, слова В. Бокова.
  • РУССКИЙ ЛЕС. Музыка Г. Пономаренко, переложение для хора А. Широкова, слова Д. Смирнова
  • СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ. Музыка Г. Демидова, слова С. Есенина.
  • БЕЛОСНЕЖНАЯ КАЛИНА. Музыка Н. Поликарпова, слова А. Русака, перевод с белорусского С.Красикова
  • ЯСНЫЙ МЕСЯЦ. Музыка Анатолия Новикова, слова Д. Терещенко
  • МИЛАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева.
  • ОТШУМЕЛА В ПОЛЕ РОЖЬ ВЫСОКАЯ. Музыка Л. Шульгина, слова Ф. Карбушева
  • ЗВЕЗДОЧКА ХОРОШАЯ МОЯ. Музыка Л. Дмитриева, слова Т. Алексеевой.
  • ПЕРЕПЛЯС — ВЕСЕЛЬЯ ЧАС! Музыка Л. Печникова, слова Б. Соловьева.
  • ПРОВОДЫ ЗИМЫ. Музыка Е. Шелемацова, слова Г. Луткова.
  • РУССКИЙ ПЕРЕПЛЯС. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова В. Малкова.
  • МНЕ И СОЛНЕЧНО И ПЕСЕННО. Музыка Б. Киселева, слова В. Бокова
  • Русские народные песни
    • ЗА КУБАНЬЮ ОГОНЬ ГОРИТ. Обработка С. Чернобая
    • ТЫ ПОДУЙ, БУЙНЫЙ ВЕТЕРОЧЕК. Обработка А. Широкова
    • ТОМСКИЕ ХОРОВОДЫ. Обработка А. и Г. Заволокиных.
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись И. Веретенникова
    • ВДОЛЬ БЫЛО ПО ТРАВОНЬКЕ. Хороводная. Запись 3. Пашковой
    • ТУМАН ЯРОМ. Хороводная. Обработка П. Клиничева
    • РАНО, РАНО НА ЗАРЕ. Свадебная. Обработка В. Клюева
    • НЕ ЗОЛОТ МОИ ПЕРСТЕНЕК. Свадебная. Запись и обработка Е. Шелеманова.
    • ГОЛУБЬ СИЗЫЙ. Частушки. Запись В. Щурова.
  • Методические пояснения
  • Тексты песен

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169

В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.

Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

  • ВЕЛИЧАЛЬНАЯ. Музыка Андрея Новикова, слова В. Пухначева
  • КОЛХОЗНАЯ ПЕСНЯ О МОСКВЕ. Музыка Ф. Маслова, слова В. Гусева
  • НИВЫ РОССИИ. Музыка И. Волкова, слова А. Бодренкова
  • ПЕСНЯ-СКАЗ О МАМАЕВОМ КУРГАНЕ. Музыка А. Пахмутовой, переложение для хора А. Колосова, слова В. Бокова
  • ПОДМОСКОВНЫЕ СОСНЫ. Музыка Н. Кутузова, слова Е. Карасева
  • СИБИРЬ ЛЕНИНСКАЯ. Музыка Г. Пантюкова, слова Т. Белозерова
  • МНЕ ДОВЕРЯЕТ РОССИЯ. Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Е. Карасева
  • ПЕСНЯ КОМБАЙНЕРА. Музыка В. Лаптева, слова В. Бокова
  • ЗАПЕВАЮТ ЗВЕНЬЕВЫЕ. Музыка А. Двоскина, слова В. Добронравова
  • ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ. Музыка Б. Киселева, слова А. Прокофьева
  • Я НАЗОВУ ТЕБЯ ЗОРЕНЬКОЙ. Музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова
  • ТРАВИНОЧКА. Музыка В. Григоренко, слова В. Татаршюва
  • ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ. Музыка В. Голикова, слова А. Гангова
  • ОТЧЕГО. Музыка П. Барчунова, слова В. Крахта
  • В ЧИСТОМ ПОЛЕ. Музыка Л. Печникова, слова М. Андронова
  • Русские народные песни
    • ЗЕЛЕНАЯ РОЩИЦА. Запись В. Захарова
    • МИМО МОЕГО САДИКА. Запись н обработка И. Веретенникова.
    • ГДЕ Ж ТЫ БЫЛ, МОИ ЧЕРНЫЙ БАРАН? Запись и обработка Е. Шелеманова
    • РАЗ-ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. Северные игровые припевки. Запись и обработка Ю. Запарного.
    • РЯЗАНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
  • Тексты песен

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.

В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).

Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.

Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков

Скачать сборник

Источник

Оцените статью