Народный инструмент свирель аккордеон или скрипка

Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Читайте также:  Начало работы с пианино

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем — в России, в Беларуси и Украине — четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник

Духовые народные инструменты. Видео урок.

Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

Свистящие духовые инструменты являются самыми древними представителями этой группы. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки, о которой мы будем говорить чуть позже, мы можем увидеть ,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.

В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия — «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название — «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша, которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью, когда стебли камыша полностью созреют. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали надрезы вокруг трубки. Слегка надломив, их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые — с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно кугиклы состояли из 3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины ( обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана, не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту, дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки , но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая их.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки.

Характерной особенностью которых является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина , что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.

У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Изготавливают свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.

Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.

У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии . Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки выходил воздух, заставляя их звучать.

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является рожок. Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

При втором способе изготовления , рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.

Источник

Оцените статью