Настроить гитару как ситар

Настроить гитару как ситар

»’ Ситар »’ (Хинди: सितार, Урду: ستار, Персия: سی تار ) — это индийский струнный инструмент с длинным узким грифом, относящийся к семейству лютневых. Происхождение этого инструмента весьма спорно. Как пишет Б.Ч.Дева в своей книге “Индийская музыка”, он был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и по сей день известны инструменты, схожие по конструкции и по звучанию. Рави Шанкар и прочие не менее авторитетные музыканты утверждают, что ситар произошел от трехструнной вины и был изобретен известным музыкантом и органологом Амиром Хусро в XIII веке. Первоначальное название этого инструмента (“seh tar”) в буквальном переводе означает “три струны”.

Ситар — удивительный по конструкции инструмент. В нем слились чудесные особенности таких инструментов, как тампура и вина.

Но по порядку: первое что бросается в глаза — это длинный гриф с множеством колков. Он — полый — он дышит, позволяя инструменту звучать не только в области нижнего резонатора сделанного из грушевидной тыквы, но и далее по всему инструменту до самой макушки, где у концертных ситаров ставят дополнительный резонатор.

Второй отличительной особенностью ситара, как и например у тампуры является удивительное устройство нижней подставки Bada Ghoraj. Ее делают из дерева и костей верблюда или антилопы. Она сделана такой формы, что струна «бьется» о ее поверхность и звук «раскладывается» на все составляющие. Благодаря этому получается волшебное бурдонное звучание.

Читайте также:  Маленький принц лсп пианино

Но сразу возникает вопрос: А почему этих подставок 2 ? Все дело в том, что у ситара кроме основных струн: чикари, бурдонных и игровых, которые идут над ладами, существует большое количество резонирующих (симпатических) струн находящихся под ладами (для звукоизвлечения во время настройки — ситаристы используют, специально отрощенный для этих нужд, ноготь мизинца правой руки) . Эти струны настраиваются на свары раги и в момент попадания музыкантом в свару они начинают вибрировать и словно скрипки в симфоническом оркестре вторить мелодии раги. Из за этого их также назвают орекстровыми струнами или по индийски — тараф. Их количество в зависимости от инструмента может быть разным 11 или 13.

Если же говорить о основных струнах, то как и говорилось их имеется 3 вида (отсюда и название инструмента):

  • Для исполнения мелодической линии используются две первые струны (Ma и Sa), называемые ”тараф”;
  • Далее идут бурдонирующие струны (Pa и Sa);
  • Далее над порожками натянуты струны под названием “чикари”, которые используются для исполнения ритмических пассажей “джхала”, но также могут использо-ваться для аккомпанемента основной мелодии.

Тараб и чикари настраиваются с помощью больших колков, причем колки для тарафа находятся на головке грифа, а колки для чикари – уже на самом грифе рядом. Для настройки оркестровых струн используются маленькие колки, находящиеся сбоку на грифе.

Отдельно необходимо сказать несколько слов о ладах ситара. Их можно передвигать по грифу и благодаря этому «понижать» или «повышать» звучание отдельных свар, что часто необходимо при исполнении различных раг.

Настройка

Прежде чем рассказать о настройке, нужно вкратце познакомить с системой обозначения нот в индийской классической музыке.

Также как и в европейской системе существуют 7 нот-ступеней (или «свара» по-индийски) и принцип октавного повторения. Обозначаются латинскими буквами S (Са), R (Ри), G (Га), M (Ма), P (Па), D (Да), N (Ни). Но «свары» R, G, M, D и N имеют по 3-4 высоты звучания или промежуточных ступени, называемых «шрути». То есть в октаве индийские музыканты совершенно чётко различают и могут исполнить 21 ноту-«шрути». В отличие от европейской системы, где опредлённая нота имеет определённую частоту звука (Ля — 440 Гц), ноты не привязаны к частоте. За тонику принимается основной тон вокалиста или инструмента, который в свою очередь тоже может меняться от времени, погоды или настроения исполнителя :). Например, ситар Рави Шанкара настроен на ноту примерно соответствующую До-диез. Кстати, частота вращения Земли вокруг Солнца тоже соответствует ноте близкой к До-диез.

Теперь о струнах ситара.

Настраиваются они следующим образом: Основной нотой (тоникой) инструмента будем считать вторую струну (если считать их как обычно на струнных) — это нота Са нижней октавы. Обозначается латинской буквой S с точечкой снизу буквы. Первая струна ситара настраивается в кварту от основной, т.е. 4-я ступень или нота Ма нижней октавы (M с точечкой снизу). Собственно, это основные 2 струны, которые, если к ним добавить как минимум 2 струны чикари, настроенные на тонику в октаву, и определяют тот характерный восточный тип струнных инструментов, в частности и ситар. Другими словами, ситар отличается от других
струнных не количеством и настройкой струн, а акустическими свойствами деки, корпуса из тыквы, костяного порожка и наличием дугообразных высоких ладов, позволяющих оттягивать струны в сторону для плавного изменения высоты тона.
Остальные струны верхнего ряда (3-я и 5-я струны) настраиваются в зависимости от исполняемого произведения — могут настраиваться на 4, 5 или 6 ступени звукоряда — ноты Ма, Па или Да (M, P, D) или точнее — Ма, увеличенная Ма, Па, пониженная Да, чистая Да. Чаще всего, 5-я ступень — Па. Существуют несколько вариантов настройки 4-й струны ситара — либо как часть струн чикари в классической натройке (нота Са или Га основной октавы) либо, как предложил Рави Шанкар — нота Са самой нижней октавы, как часть основных играющих струн и одновременно бурдонирующая струна.

В нижнем ряду на малом ситаре 11 струн (на больших ситарах их 13 и больше). Они настраиваются в зависимости от звукоряда исполняемого «рааг» (как говорят индусы) и откликаются на основную мелодию, как струнная группа симфонического оркестра. Поэтому наверное и называются «тараф», что означает оркестр. Да, к слову, хотя в русском языке принято понятие «Рага» употреблять в женском роде, в классической индийской музыке существуют как мужские Рааг, так и женские Раги (или Рагини).

10 самых основных «тхата», практически аналогов основных греческих ладов.
Приведу их, так как это и есть практически настройка струн «тараф» (в перечислении нот пониженные 2,3,6 и 7 ступени, а также повышенную 4-ю ступень буду обозначать строчными буквами):http://pauloseidler.com/THATA/thata.html

Bilawal — SRGMPDNS
Khamaj — SRGMPDnS
Kafi — SRgMPDnS
Asavari — SRgMPdnS
Bhairav — SrGMPdNS
Bhairavi — SrgMPdnS
Kalyan — SRGmPDNS
Purvi — SrGmPdNS
Todi — SrgmPdNS
Marva — SrGmPDN

В списке указаны 7 нот, а «тараф» — 11 струн, поэтому принято на основную ноту Ca настраивать 3 струны, и между ними ещё струну, настроенную на 7 ступень нижней октавы. Но и такая настройка может меняться в зависимости от исполняемой Раги — некоторые ноты могут удваиваться в «тарафе», некоторые могут быть вообще пропущены.

Методика игры

Техника левой руки

Техника игры на ситаре весьма специфична и не похожа ни на одну из техник игры на наиболее известных нам лютнях – гитаре, уде, сароде и других. Основные отличия кроются, на мой взгляд, в технике левой руки. При игре на ситаре используются только два пальца левой руки (указательный и средний). Для полного понимания специфики техники левой руки необходимо отметить одну особенность конструкции ситара. Она состоит в том, что основные (верхние) струны расположены не по всей ширине грифа (как, например, на гитаре), а занимают лишь её половину. Дело в том, что, основной (но не единственный) прием, используемый при игре на ситаре – это так называемый минд (meend) — аналог гитарной подтяжке (band). Суть его состоит в том, что, одновременно извлекая звук правой рукой, исполнитель пальцем левой руки оттягивает струну вниз, таким образом плавно повышая высоту звука на секунду, терцию, или кварту и даже на квинту. Это создает эффект глиссандо, легато, или (в случае быстрого исполнения приема) форшлага. Также отличительной особенностью игры на ситаре является возможность обратной «оттяжки» звука — когда первая нота береться с изначальной позиции «подтяжки», а следующая — более низкая по звучанию реализуется путем возвращения пальца на исходную до подтяжки позицию.

Техника правой руки

Поскольку ситар является солирующим, а не аккомпанирующим инструментом, при игре на нем для исполнения мелодии используется лишь две струны. Звук извлекается с помощью специального проволочного плектра (мизраба), надеваемого на указательный палец. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Эти движения имеют собственные названия — Da, Ra и Dir соответственно. Для того, чтобы подчеркнуть ритм при игре пассажей джхала, ситарист использует чикари, в то время как мелодия играется на одной или двух основных струнах. Третья и четвертая струны редко применяются для исполнения мелодической линии, в основном они используются ближе к концу раги, когда ситарист, играя в быстром темпе на двух-трех струнах одновременно, выделяет таким образом экспрессивность и кульминацию завершающей части раги. Напоследок стоит упомянуть ещё об одном интересном приеме, который на самом деле является скорее украшением. Во время исполнения некоторых частей раги ситарист иногда проводит мизинцем по всем cимпатическим струнам сверху вниз. При этом возникает ощущение “перебора” струн, которое очень гармонично подчеркивает основную мелодию. Использование данного приема нельзя считать закономерностью, так как каждый музыкант применяет его соответственно своему восприятию раги. В некоторых рагах этот прием может разделять импровизационную и ритмическую части раги, некоторые исполнители завершают им рагу, применяя его в самом конце произведения.

Источник

Онлайн тюнер для настройки гитары

Настройте гитару 🎸, используя новый тюнер — он работает через микрофон на вашем устройстве. Тюнер подходит как для акустической гитары, так и для электрогитары.

Звуки струн стандартной 6-струнной гитары

Как настроить гитару?

Включите тюнер (нажмите на кнопку) и разрешите использование микрофона в браузере, если всплывёт соответствующий запрос.

Играйте по одной открытые струны, при этом смотрите на тюнер — он будет показывать ноту, на которой звучит каждая струна. Если стрелка на тюнере отклонилась от зелёной зоны, слегка подтяните или ослабьте струну. Ваша цель — сделать так, чтобы каждая струна выдавала эталонный звук в соответствии со списком выше.

Старайтесь играть ближе к микрофону на вашем устройстве, так, чтобы тюнер хорошо «слышал» звук вашей гитары. Если в вашем ПК нет микрофона, вы можете настроить гитару через веб-камеру, в ней есть микрофон, или на слух по звукам струн.

Другие гитарные строи

Гитарный строй Drop D

Гитаристы для «тяжелого» звучания иногда настраивают гитару в Drop D. Этот строй отличается от классического тем, что шестая струна настроена на один тон ниже: D вместо E.

Гитарный строй Drop C

Если вам нужен еще более тяжелый звук, опустите все струны на 1 тон относительно Drop D, получится Drop C.

Настройка 7-струнной гитары

Настройка семиструнной гитары принципиально не отличается от настройки шестиструнки. Вам нужно натянуть все струны так, чтобы они выдавали ноты в следующей последовательности:

Источник

Настройка гитары

Е сли Вы в первый раз взяли гитару в руки, то сразу без помощи кого-либо, даже зная правила, настроить гитару, скорей всего, у Вас не получится. Все это придет со временем.

О способах настройки речь пойдет ниже, а сначало стоит ознакомиться о различных строях гитары.

Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.

Струна Нота Частота
Первая e¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая b (си малой октавы) 246.94
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 146.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая E (ми большой октавы) 82.41

Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Струна Нота Частота
Первая E¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая B (си малой октавы) 246.94
Третья G (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая D (ре малой октавы) 146.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна — на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Струна Нота Частота
Первая D4 (ре первой октавы) 293.7
Вторая A3 (ля малой октавы) 220.00
Третья F3 (фа малой октавы) 174.61
Четвёртая C3 (до малой октавы) 130.81
Пятая G2 (соль большой октавы) 98.00
Шестая C2 (до большой октавы) 65.41

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.

Струна Нота Частота
Первая D¹ (ре первой октавы) 293.65
Вторая B (си малой октавы) 246.94
Третья G (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая D (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки.
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.

Струна Нота Частота
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.

Струна Нота Частота
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья f# (фа-диез малой октавы) 185.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Также сушествует вариант строя Open D-minor, где третья струна настраивается на ноту фа малой октавы.

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.

Струна Нота Частота
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.94
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних — на тонкие.

Струна Нота Частота
Первая g¹ (соль первой октавы) 392.00
Вторая e¹ (ми первой октавы) 329.63
Третья a (ля малой октавы) 220.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая C (до большой октавы) 65.41

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A .»Sitar A» — альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Струна Нота Частота
Первая a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая e¹ (ми первой октавы) 329.63
Третья a (ля малой октавы) 220.00
Четвёртая e (ми малой октавы) 164.81
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая E (ми большой октавы) 82.407

Семиструнный (русский)

Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Струна Нота Частота
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.94
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая B (си большой октавы) 123.48
Шестая G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91
Способы настройки гитары (классический строй)
1. Самый распространенный способ

Д ля настройки традиционным способом желательно найти аналог звучания первой струны, например, камертон ноты ми или же камертон ноты ля (но тогда 1 струну необходимо зажать на пятом ладу). Также подойдет любой темперированный (т.е. уже настроенный) музыкальный инструмент, способный извлечь точную ноту ми. Это может быть пианино, синтезатор, баян. Типа другая гитара, скрипка и подобное не подойдет, т.к. само может быть растроено.

Если Вы находитесь в «пожарных условиях» и ничего подобного под рукой нет, то настраиваем 1 струну приблизительно, так, чтобы она не очень провисала и не была слишком перетянута. Конечно, это далеко не лучший способ, но, что поделаешь.

Далее следуем правилам:

  • 2 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково) с 1 открытой струной;
  • 3 струна, прижатая на 4 ладу должна звучать в унисон со 2 открытой струной;
  • 4 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 3 открытой струной;
  • 5 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 4 открытой струной;
  • 6 струна, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон с 5 открытой струной.
2. Настройка гитары с помощью тюнера

С амый простой способ настройки гитары. Вам не нужно иметь никаких слуховых навыков, достаточно иметь под рукой тюнер – устройство для настройки гитары. На рынке подобных устройств множество. Например, такое:

Гитарный тюнер YAMAHA YT-150

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Суть в том, что когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны (такие частоты указаны в настроечных таблицах выше. Поэтому такие приборы можно использовть для настройки гитар с альтернативным строем). Таким образом, вы можете без труда настроить все шесть струн. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать . Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод. Подробные инструкции обычно прилагаются к подобным устройствам.

3. Настройка флажолетом

Ф лажолет — это звук-обертон, производимый на струнных, смычковых и щипковых инструментах и напоминающий тембр флейты (отсюда название). Различные приемы исполнения флажолета основаны на легком касании струны в точке деления ее длины пополам (на ладах).

Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:

  • 2 струна на 5 ладу должна звучать в унисон (одинаково)1 струне на 7 ладу;
  • 3 струна на 4 ладу должна звучать в унисон 2 струне на 5 ладу;
  • 4 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 3 струне на 7 ладу;
  • 5 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 4 струне на 7 ладу;
  • 6 струна на 5 ладу должна звучать в унисон 5 струне на 7 ладу.
4. Так настраивают прфессионалы

П ри таком способе настраиваются между собой все открытые струны. Этот способ наиболее быстрый и точный (конечно, если гитара элементарно строит по ладам). Этот способ основан на соотношении чистых интервалов между струнами. Если новые струны не получается сразу настроить таким способом, то целесообразно сначала настроить гитару более простым, любым из вышеизложенных способов (кроме настройки по тюнеру), а затем достроить более тонко этим.

Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:

  • 6 открытая струна должна звучать в две октавы к 1 открытой струне;
  • 5 открытая струна должна звучать в квинту через октаву к 1 открытой струне;
  • 4 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 5 открытой струне;
  • 3 открытая струна должна звучать в кварту вниз к 4 открытой струне;
  • 2 открытая струна должна звучать в кварту к 1 открытой струне;
5. Настройка гитары по темперированным интервалам

Настраиваем первую струну, как в способе 1 и далее следуем в таком порядке:

  • 6 открытая струна, взятая флажолетом на 12 ладу должна звучать в унисон к 1 открытой струне;
  • 4 струна на 2 ладу должна звучать в унисон к 6 струне взятой флажолетом на 12 ладу;
  • 2 струна на 3 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
  • 3 струна на 7 ладу должна звучать в унисон к 4 струне взятой флажолетом на 12 лад;
  • 5 струна взятая флажолетом должна звучать в унисон к 3 струне на 2 ладу;
Если гитара не настраивается?

И ногда бывает, что, несмотря на все опробованные способы настройки гитары, она все равно «не строит». Причин может быть множество. Самой безболезненной из них является старение струн. Изношенные струны подвержены микродеформациям при их соприкосновении с ладами, и из-за этого меняется частота звучания. Замена струн решает проблему.

Источник

Оцените статью