Настроить звук бас гитар

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Читайте также:  Где находиться дека у пианино

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

Читайте также:  Гитара как получаются звуки

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник

Регулировка бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Добрый день, дорогие читатели блога bass-player.ru! Продолжая писать рубрику «Обучение», представляю вашему вниманию статью «Как отрегулировать бас-гитару». В ней представлены основные, самые важные моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание при проведении сей операции.

Можно конечно воспользоваться услугами мастеров (даже нужно, если у вас нет уверенности, что Вы сможете сами), но это стоит денег, иногда даже не малых.

При регулировке бас-гитары следует учитывать, что каждый инструмент индивидуален, поэтому и подход должен быть аналогичным. Эта операция может потребоваться если у вас струны дребезжат о лады, если струны, наоборот, слишком далеко от накладки или если инструмент не держит строй, или тембр ушел из жизни.

Очень часто наблюдается такое, что послеЯ хочу прочитать статью полностью покупки нового инструмента его все равно нужно регулировать, т.к. на заводе ему по-любому не уделяли столько внимания и любви, сколько можете дать ему Вы. Поэтому не ленимся, не боимся, а беремся за дело. Но если все же нет уверены, то лучше отнесите мастеру.

Если несете к мастеру, то осмелюсь предложить вам пару советов:

  1. Обязательно при встрече задайте мастеру несколько вопросов. Например, таких: «Как на первый взгляд вам инструмент?», «Сколько времени займет регулировка?», «Сколько это будет стоить?» и т.д. На месте, я думаю, сориентируетесь.
  2. Перед тем как отдать инструмент, обсудите с мастером, что Вы хотите получить на выходе, т.е. какой результат Вы ожидаете.

Если все же решили сами регулировать, то надеюсь вам помогут нижеизложенные рекомендации. Также как и при замене струн, определитесь с калибром струн. Ведь их ход зависит от толщины. После установки струн настройте инструмент. Как настроить бас-гитару я писал в этой статье. После настройки вам нужно отрегулировать высоту верхнего порожка.

Очень часто высоту приходится уменьшать. Для это нужно углублять гнездо. Когда же порожек ниже чем требуется, то инструмент будет «гудеть», цепляя при этом лады. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно достать порожек и поставить другой, либо подложить чего-нибудь под уже имеющийся.

Как проверить прогиб грифа

Теперь снова настраиваем инструмент. После настройки проверьте прогиб грифа. Его нужно обязательно правильно отрегулировать, чтобы компенсировать натяжение, создаваемое струнами. Обычно гриф может быть вогнутым, выгнутым или прямым. Для того, чтобы проверить его ровность, нужно посмотреть вдоль грифа. И струны вам в помощь!

Относительно их всегда можно проверить его состояние. На практике могут быть самые разные варианты. Гриф может искривляться на стыке с корпусом, и гнуться в одну сторону в одной части,а в другой — в другую. Короче, капец…

А может быть и совершенно ровным. Вариантов куча. В идеале гриф должен быть немного вогнутым, т.к. амплитуда колебания струны посредине грифа больше, чем, например, возле верхнего порожка или бриджа.

Далее, если требуется, исправьте кривизну грифа, воспользовавшись специальным ключом. Но помните! Если Вы перетянете стержень, бас может попросту сломаться. Так что будьте осторожны. Если не уверены или боитесь, то лучше сами этого не делайте. Воспользуйтесь помощью мастера или более опытного человека.

Если решили сами исправлять, то за один раз делайте не более четверти поворота ключа. Сделали — проверьте результат. Если не устраивает — крутим далее. Но иногда для того, чтоб увидеть результат, нужно немного подождать, чтобы гриф, так сказать, «устоялся». Поэтому эта процедура может занять некоторое время.

Кривизну грифа исправили. Хорошо. Теперь, как Вы наверняка уже догадались, снова корректируем строй инструмента. После того, как настроите, снова проверьте кривизну грифа. Иногда после настройки ее опять придется немного подправить. Так, будем считать, что все получилось. Теперь давайте переходить к следующему шагу.

Как отрегулировать высоту сегментов струнодержателя на бас-гитаре

Далее нам нужно проверить высоту сегментов струнодержателя. Каждый сегмент должен быть правильно настроен, чтобы струны не бились о лады. Так вот, расстояние от верхушки 12-го лада до струны должно быть от полутора до 1,8 мм для 4 струны Ми и 1,5 мм для 1-ой струны Соль. Это если Вы струны дергаете не сильно, совсем мягко.

Если же Вы дергаете струны нещадно, то расстояние это можете сделать побольше, к примеру, миллиметра 2 с половиной для струны Ми и миллиметра 2 для струны Соль. Обязательно соотнесите высоту струн с прогибом грифа и радиусом накладки. С помощью этого шага Вы сможете убрать дребезжание. Но одновременно пожертвуете комфортом, т.к. чем выше струны, тем сложнее играть.

Теперь переходим к следующему шагу. Снова настраиваем инструмент. После того как настроили, идем далее.

Регулировка мензуры на бас-гитаре

Сейчас мы приступим к регулировке мензуры. Это позволит нам сделать так, чтобы строй держался вдоль всей струны. Для этого нам понадобится либо камертон, либо тюнер. Теперь зажимаем струну на 12 ладу и слушаем ноту, затем извлекаем натуральный флажолет также на 12 ладу той же струны. Сравниваем полученные ноты.

Ежели они звучат одинаково — то все нормально. Если же прижатая нота звучит ниже флажолета, то нужно укоротить длину струны. Для этого нужно подвинуть сегмент струнодержателя в сторону верхнего порожка. А если выше, то, соответственно, сделайте струну длиннее, т.е. теперь двигаем сегмент дальше от грифа инструмента.

Когда Вы меняете комплект струн на такой же как у вас стоял, то вся эта операция не требуется. Если же на другой или отдельно какую-то из струн, то не поленитесь и отрегулируйте мензуру.

Теперь можете (как обычно)) проверить и скорректировать строй.

Как отрегулировать высоту звукоснимателей

Переходим к регулировке высоты звукоснимателей. Датчики нужно отрегулировать так, чтобы они находились на достаточно большом расстоянии от струн. Если же они будут слишком близко, то может возникнуть контакт и магнитное притяжение струн к звукоснимателям бас-гитары. Но в то же время датчики должны быть и не слишком далеко, чтобы не потерять уровень сигнала. Будет за далеко — пропадет атака.

Тоже ведь плохо, правда? Как правило, звукосниматель, который располагается ближе к грифу, находится чуть ниже бриджевого, т.к. амплитуда колебания струны в центре больше, чем у подставки. Из этого можно сделать вывод, что бриджевый звукосниматель располагается чуть выше. Расположение датчиков также может зависеть от их типа, т.е. пресижны, джаз, синглы, хамбэкеры.

Чаще всего высота от бриджевого датчика до струны Ми примерно должна равняться 4 — 5 мм, а до струны Соль — 3 — 4 мм. Для датчика, расположенного ближе к грифу эти расстояния равняются 4 — 5 и 5 — 6 соответственно.

Ну вот в принципе и все. Надеюсь, Вы получили полезную и интересную информацию. Если что-то не понятно или в чем-то не смогли разобраться, или у вас возникли проблемы, напишите об этом в комментариях. Также приветствуются нажатия на кнопки социальных сетей, комментарии и отзывы. За это буду вам очень благодарен! До новых встреч, дорогие читатели!

Источник

Настройка бас-гитары

Чтобы настроить бас-гитару, применяется стандартный строй инструмента с 6 струнами, исключив первые две. Единственным и существенным различием между ними является снижение на один тон для бас-гитары. Регулировка производится несколькими способами, отталкиваясь от стиля исполнения, типа изделия и пожеланий музыканта.

Особенности строя в зависимости от типа инструмента

Изучая аспекты корректировки работы инструмента, целесообразно отталкиваться от музыкального стиля, специфики исполняемых композиций. Существует стандартный строй для гитар различных размеров. Он состоит из ряда символов, первый из которых означает наиболее толстую струну.

EADG (ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 4-струнной бас-гитары

Начало записи строя осуществляется от низкой (4) к самой высокой – 1. Считается эталоном настройки, используемой во всех щипковых инструментах с изменениями тональности при необходимости.

BEADG (си-ми-ля-ре-соль) – стандартный строй 5-струнной бас-гитары

Регулировка выполняется аналогично предыдущей с той разницей, что самой низкой является пятая. Каждая последующая нота должна звучать в унисон предыдущей, зажатой в 5-ом ладу.

BEADGB (си-ми-ля-ре-соль-си) – вариант для инструмента с 6 струнами

На таком инструменте настройка первой струны должна соответствовать ноте «до», а не «си».

DADG (ре-ля-ре-соль) – разновидность строя «drop D»

В дроп Д понадобится опустить 4 струну на один тон по сравнению со стандартным гитарным строем для басового инструмента. Этот прием актуален для исполнителей альтернативной музыки.

CGCF (до-соль-до-фа) – «drop C»

В отличие от стандартного, необходимо опустить 4-ку на два тона, а остальные – на один. Настойка используется при альтернативном музыкальном направлении, металле. В таких направлениях глубина и тяжесть звуков подчеркивается низкой тональностью. Рекомендуется приобрести большую толщину, чем при применении остальных настроек.

Методы настройки

При регулировке четырехструнного басового инструмента стоит начинать от большей толщины к меньшей. Предварительно их натягивают на гриф таким образом, чтобы не было сильного напряжения или провисания. Музыканты используют несколько способов, чтобы добиться идеального звучания.

На слух

Этот способ используется при наличии опорного тона – иного музыкального инструмента или камертона. В ситуациях, когда одна из струн имеет правильную настройку, остальные регулируются по ней. Если в качестве опорного тона использовать первую самую тонкую с нотой «соль», инструкция будет выглядеть так:

  • сравнить ноту «соль» на фортепиано с первой гитарной струной, при правильной корректировке они должны звучать в унисон, как бы сливаясь;
  • вторую зажать на пятом ладу и настраивать до тех пор, пока она не будет звучать в унисон с первой, когда та находится в открытом состоянии;
  • дальнейшая регулировка производится аналогичным образом: зажать третью на пятом ладу и добиться слияние звуков при открытой второй и так далее.

По окончании манипуляций инструмент должен чисто воспроизводить звук. Минус способа в том, что струны могут подтягиваться при нажатии пальцами.

С помощью флажолета

Использование флажолета более эффективно. При регулировании инструмента руки остаются свободными. Перед работой лучше установить новый комплект, выстроить изделие по октавным флажолетам.

  1. Первоначально на первой струне «соль» или G извлекается флажолет при зажатом седьмом ладу. К ней необходимо слегка прикоснуться, не зажимая. Если все сделано верно, исходящий звук получит нужную частоту. При извлечении флажолета получится обертон, соответствующий ноте «Ре».
  2. Следующим извлекается флажолет на второй, но уже на пятом ладу. Говорить о правильной регулировке можно тогда, когда исходящий звук соответствует первому.
  3. Такие же манипуляции понадобится проделать с третьей, четвертой струнами.

Перед тем как выполнять настройку бас-гитары на 4 струны, рекомендуется обучиться правильному извлечению флажолетов.

Регулировка тюнером

Использование приспособления позволяет быстро и точно выполнять настройку инструмента даже при отсутствии навыков. С его помощью добиваются идеально чистого звучания. В настройке тюнером применяется буквенное обозначение нот, каждая из которых соответствует определенной струне:

  1. Нота «Ми» обозначается буквой E – струна №4.
  2. Нота «Ля» обозначается буквой A – №3.
  3. Нота «Ре» обозначается буквой D – №2.
  4. Нота «Соль» обозначается буквой G – №1.

Несмотря на то что тюнер позволяет добиться максимальной точности, стоит со временем отточить технику настройки на слух, это поможет отрегулировать аксессуар в любых условиях.

При помощи камертона

Способ заключается в том, что при помощи камертона выполняется регулировка одной струны, относительно которой настраиваются все остальные. Поскольку инструмент отличается тихим звучанием, настройка бас-гитары выполняется при подключенном звукоусилителе или компрессоре. Можно подсоединить ее к компьютеру, используя микшер. Для точного регулирования пользуются медиатором.

Большинство музыкантов использует вилочковый камертон, который задает эталонную ноту «Ля». Регулирование самой толстой струны проводится при открытой третьей, а остальных – относительно нее. Звук, извлеченный из более тонкой струны, должен совпадать со звуком следующей за ней, зажатой на пятом ладу. Тональность должна полностью совпадать, сливаясь воедино. Подобным образом происходит регулировка.

При помощи программных тюнеров

Самой простой и удобной считается настройка бас-гитары онлайн при помощи тюнера. Он представляет собой компьютерную программу, работающую за счет микрофона, позволяет быстро наладить звучание. Дополнение в виде подключенного к микрофону баса через линейный вход оптимизирует задачу.

Порядок действий несложный:

  • подключить гитару к микрофону;
  • отрегулировать последовательно все струнки;
  • как только звучание будет идеальным, нота на компьютерной программе приобретет зеленый цвет и можно двигаться дальше.

Внимание! Одинаковое звучание говорит о том, что все выполнено правильно и с инструментом все в порядке. Когда зажатая нота издает звук ниже флажолета, необходимо убавить длину. Если проблему исправить не удалось, требуется регулировка мензуры.

Звучание инструмента может быть нарушено из-за неправильного прогиба грифа. К этому приводит разная сила натяжения струн, регулировка которой выполняется анкерными болтами. Только убедившись, что с грифом все в порядке, можно приступать к работе с изделием.

Внимание! Высота между грифом и струной №4 должна находиться в пределах 2,8-2,5 мм, а №1 – не более 2,4 мм. Эти показатели ориентировочны, при извлечении мелодии не должно быть посторонних шумов.

Бас-гитара пользуется популярностью не только у рок-звезд, но и у многих талантливых музыкантов, поэтому технику настройки знать необходимо. Если она выполнена по всем правилам, при воспроизведении музыкальной композиции инструмент будет выдавать звуки без дребезжания.

Источник

Оцените статью