Настройка акустической гитары
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Приобретение гитары – это только половина пути к началу обучения игре на ней, ведь вначале необходимо выставить правильный строй. Многие новички думают, что для настройки струнного инструмента нужно знать нотную грамоту и обладать идеальным музыкальным слухом. Однако существует множество простых способов наладить звучание акустики в домашних условиях – как при помощи специального оборудования или онлайн-программ, так и на слух.
Варианты строя
Если углубляться в суть вопроса, можно найти огромное количество различных строев для акустической гитары. Но среди всех разновидностей выделяются три: стандартный, дроп-строй и открытый. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Стандартный
В эту группу попадает не только классический строй 6-струнной гитары (EADGBE), но и другие, в которых сохраняется общий принцип этой настройки. Стандартный строй выглядит так: высота звуков первых четырех струн имеет между собой квартовый интервал, а четвертая и пятая настраиваются в уменьшенную квинту. Поэтому, например, гитарный строй DGCFAD также является стандартным, только имеет обозначение «D» в гитарной литературе.
Дроп D
Такая настройка струн практически полностью повторяет стандартное строение, отличается только звучание шестой струны. Её настраивают на 1 тон ниже – в интервал октавы к четвертой и в квинту к пятой. Благодаря такому строю музыканту проще зажимать квинтаккорды, исполняя сложные композиции. Чаще всего строй drop D применяют для игры в стиле метал.
Открытый строй
Довольно распространенный метод настройки гитары для исполнителей в стиле фолк. Строй отличается тем, что настраивается не по квартовым интервалам или в квинту, а по ступеням какого-то определенного аккорда. Когда у гитары открытый строй, все струны гитары издают чистый аккорд, определенный настройщиком.
Для каждого стандартного типа настройки существует возможность понижения строя (пониженный строй от какого-то определённого). Для этого весь строй изменяют на более низкий, чем стандартный (на полтона или тон).
Такой метод позволяет получить более низкое и тяжелое звучание инструмента, лучше всего подходящего для исполнения роковых композиций.
Гитара – универсальный музыкальный инструмент, который может по-разному звучать, быть устроен и настроен. Акустические гитары могут отличаться не только размерами, но и количеством струн, имеющих свой стандартный строй. Рассмотрим подробнее несколько стандартных строев различных инструментов, являющихся разновидностями гитары.
- Строй четырёхструнной гитары. Такой инструмент больше известен как укулеле. Гавайская гитара отличается необычным строем – все 4 звука вмещаются в одну октаву. Стандартная настройка для укулеле – GCEA.
- Строй семиструнной гитары. Гитара с таким количеством струн пережила пик популярности в периоде XVIII-XIX веков. Она пользовалась спросом у цыган, благодаря чему и получила название «цыганская». В настоящее время большинство гитаристов предпочитают 6-струнный инструмент, но любителей цыганской гитары еще можно встретить. Стандартный строй такого инструмента – минорный: DGBbDGBbD. Строй «русской» 7-струнки – мажорный: DGBDGBD.
- Строй 12-струнной гитары. Особенность этого строя заключается в том, что струны расположены парами. Основные шесть струн повторяют строй классической 6-струнной гитары – EADGBE, а парные струны настраиваются немного иначе: первые две настраиваются в унисон с основными, а остальные четыре – на одну октаву выше своей пары.
Как пользоваться тюнером?
После покупки вы сможете играть на настроенном инструменте без особых проблем, но при интенсивной игре струны растягиваются, их звучание меняется на более низкое. Такое состояние инструмента называют расстроенным. В этом случае необходимо привести гитару в правильный строй. Для обучающихся самостоятельно это часто становится проблемой, так как они не знают способов настройки инструмента. Но настройка акустической гитары не является сложным делом, если взять на вооружение чувствительный гитарный тюнер.
Отстройка акустики при помощи специального прибора либо онлайн-тюнера – самый простой, быстрый и качественный способ приведения гитары в нужный строй для комфортной на ней игры. Производители создают широкий ассортимент различных тюнеров, поэтому выбрать удобный будет несложно.
Самостоятельная настройка гитары с помощью любого онлайн-тюнера доступна даже новичку – необходимо подсоединить микрофон и позволить программе послушать звуки гитарных струн по очереди. В случае неправильного звука на какой-либо струне необходимо соответствующим колком подстроить звук до нужной высоты, пользуясь наглядными средствами тюнера (шкала, стрелка, сигнальный цвет или звук).
Если микрофона нет, то можно настраивать гитару на слух, пользуясь звуком, издаваемым тюнером.
Другой способ настройки акустики предполагает приобретение специального компактного тюнера. Существует 2 вида устройств: для акустики и полуакустики. Первый аппарат оснащен микрофоном, улавливающим звуки гитары без звукоснимателей и проводов. Второй тюнер, предназначенный для отстройки звучания электроакустической гитары, подсоединяется к инструменту через звукосниматель обычным соединением «джек».
Чтобы осуществить настройку при помощи тюнера, необходимо подключить его к микрофону или звуковому пульту. Если используется второй вариант, звук отображается на микшерском пульте. При использовании портативного тюнера-клипсы (прищепки) нужно просто прикрепить его к головке грифа акустической гитары.
Технология настройки инструмента при помощи тюнера довольно простая – нужно выбрать струну, извлекать из неё звуки и подкручивать соответствующий колок до тех пор, пока значок ноты на дисплее не станет зеленого цвета (или стрелка не достигнет центральной отметки). Такие манипуляции необходимо последовательно выполнить с каждой струной.
Как правильно настроить на слух?
Этот метод для новичков не самый подходящий, но его обязательно следует освоить, чтобы не попадать в неловкую ситуацию при отсутствии тюнера. Этим способом пользуются практически все профессионалы, доверяющие своему слуху. Предлагаем вам подробнее рассмотреть технику постановки классического строя EADGBE.
Первая струна
Настройка гитары всегда начинается с самой тонкой струны, извлекающей высокие ноты. Вся дальнейшая технология способа будет опираться на ее звучание. На первой струне необходимо настроить звук, соответствующий ноте E первой октавы. Это можно сделать несколькими способами: взяв, например, аналогичную ноту на настроенном пианино или другом музыкальном инструменте. А также можно призвать в помощь камертон-свистульку – очень удобное портативное устройство в виде трубки, которое можно всегда носить с собой в качестве брелока. Этот свисток издает ноту «ля» (A) первой октавы, в тон которой и нужно настроить первую струну, прижав ее на 5 ладу. В открытом состоянии она будет издавать искомую ноту E.
Вторая
Её необходимо настроить на ноту B малой октавы. В этом поможет настроенный звук первой струны. Следует прижать вторую струну на 5 ладу и отстроить ее так, чтобы она звучала в унисон с открытой первой. После настройки открытая вторая струна будет звучать чистой нотой B.
Третья
В этом месте имеется особенность – для настройки третья струна прижимается не на 5, как остальные, а на 4 ладу. Прижав её, следует добиться, чтобы она звучала одинаково с открытой второй. Открытая третья струна будет издавать ноту G.
Четвертая
Настраивается на ноту D, для чего следует прижать ее на 5 ладу, а затем добиться одинакового звучания с третьей струной. Дальнейшая настройка гитары будет придерживаться этой же схемы.
Пятая
Как и предыдущая, эта струна зажимается на 5 ладу и настраивается в унисон с четвертой. Ее открытый звук – нота A.
Шестая
Самая толстая струна настраивается тем же способом – зажимается на 5 ладу и отстраивается в унисон с предыдущим басом. Шестая струна – тоже E, как и первая, но её звук на две октавы ниже.
Используем другие приспособления
Кроме отстройки тюнером и на слух, существует настройка по флажолетам. Такой метод позволяет добиться максимальной точности в звучании нот. Техника флажолета – это необычный способ извлечения нот, при котором струны не зажимаются на ладу. К ним лишь слегка прижимают левый палец над определённым порожком грифа. Во время щипка струны методика предполагает одновременное снятие пальца с неё.
Если извлекать флажолеты ближе к верхнему порожку, звуки получаются очень высокими, на некоторых струнах даже выходят за верхний предел гитары, тогда как над 12 ладом получается звук, одинаковый по звучанию с открытой струной.
Настраивать гитару по флажолетам немного сложнее, но этот способ дополнительно тренирует слух начинающего музыканта. Рассмотрим подробнее данный способ настройки инструмента.
- 6-ю струну настраивают в унисон с открытой 1-й по флажолету пятого лада.
- 5-ю настраивают по флажолету седьмого лада в тон открытой 1-й.
- 4-я струна по флажолету седьмого лада должна звучать в унисон флажолету 5-й струны на пятом ладу.
- 3-я настраивается через флажолет седьмого лада в унисон флажолету 4-й струны на пятом ладу.
- Флажолет 2-й струны, взятый на пятом ладу, должен соответствовать флажолету 1-й струны на седьмом ладу.
О том, как настроить акустическую гитару, расскажет видео ниже.
Источник
Настройка верхней деки
пост maev » 12 фев 2010, 01:34 » Re: настройка верхней деки
пост maev » 12 фев 2010, 13:23 » Re: настройка верхней деки
Отклик дисканта на бас— обычное явление.
Но если Вы сумели СОЗНАТЕЛЬНО добиться и обратного, ВИДИМОГО отклика открытого баса на дискант , это очень интересно ! 😮
. почти нет информации. —- А что за информация уже есть (. ссылки) ?
И хотелоь бы все подробненько . , с самого начала:
Берете заготовку, строгаете до определенных толщин. Каких ?, на каких участках?, почему . и.т.д.
Может и разберемся . 🙂
Спасибо !
пост бр [забанен] » 14 фев 2010, 13:52 » Re: настройка верхней деки
Спасибо всем участникам форума за подсказки и предоставленные материалы по гитаростроению.
Кажется, я нашёл ответы на интересующие меня вопросы в книге:
Кузнецов Л. Справочник. Акустика музыкальных инструментов.djvu (5.5 Мб),
из раздела «Разного рода видео и чтиво, что касается работы над гитарой.».
Для тех кому интересно, привожу цитату, где на стр.178-183 описывается, что:
“ У щипковых инструментов наблюдается два явно выраженных отдельных резонанса, которые называют основными. Нижний основной резонанс возникает в результате возбуждения резонатора (корпуса), верхний – деки. Разница в частотах двух резонаторов составляет примерно октаву, а иногда и более. Это в значительной мере зависит от связи деки с резонатором. …» и далее рассматривается: «Влияние связи корпуса с декой на акустические параметры щипковых музыкальных инструментов».
Правда, это теоретический материал, но теперь понятно направление для практической работы по данной теме.
Поработать на приличном массиве – мечта, но пока нет возможности, да и опыта мало.
Вопрос к Николаю Руденко:
Вы пишете об использовании высоких пружин на веере, а что означает высокие, какие размеры их сечения?
Спасибо!
Источник
О настройке дек
На просторах гитаристских и гитарбилдерских форумов временами возникают вялые дискуссии на тему: «настройка дек – миф или реальная необходимость». Рассуждения ребят, незнакомых даже с азами музакустики, напоминают рисование с повязкой на глазах.
Запомнился аргумент одного хлопца, поведавшего, что Феликс Акопов якобы сказал однажды кому-то: «Поверь, это полная ерунда». Ну-ну.
Думается, вопрос следовало бы поставить шире – надо ли настраивать резонансы вообще, безотносительно, где они возникают. И сразу озадачиться вопросом – а что такое волчок? Волчок – это резкое увеличение громкости одной ноты по сравнению с соседними, в результате совпадения по частоте одной из первых гармоник с основной частотой одного из резонансов опор. Чтобы этого не происходило, очень желательно, чтобы эти основные находились между ступенями хроматической гаммы, т.е. отстояли от них на четверть тона.
Далее – откуда берутся мёртвые ноты? Здесь несколько сложнее, но причина та же – неудачное расположение резонансов. Ну, и конечно, схождения резонансов при попытках создания более богатого, чем на массовой продукции, звука. Как решать все эти вопросы, не отстраивая резонансы по параметрам, лично я не представляю. Если кто знает – поделитесь, клянусь, стану певцом вашего гения. Пока что единственный «вразумительный» совет – надо взять хороший материал, и всё чётко подогнать и склеить. Эх, ребята, знали бы вы, сколько я перевидал дров, выполненных по этому рецепту
А несколько лет назад на одном предприятии произошёл казус…
И как хорошо всё начиналось: получили заказ от армии на некое электронное устройство, в количестве 5 штук. Устройство очень старое, зачем оно снова понадобилось? Не будем вдаваться. Именно на этом предприятии оно когда-то производилось серийно, осталась документация, остались детали на складах. Начали делать… фейл. Не отвечает техническим требованиям. Протестировали детали – годные. Наладка требуется. Стали инженеры думать да прикидывать, как налаживать, но не получается. Стали искать людей, которые когда-то эти штучки потоком делали… иных уж нет, а те не помнят. Собрав более 20 штук, сумели 3 сдать!
Да, многие и многие изделия требуют в процессе изготовления наладки, причём зачастую она оказывается самым сложным и трудоёмким этапом. А вот что касаемо мастеровых гитар, оказывается, что здесь полный ажур – налаживать ничего не надо, всё само откуда-то возьмётся. И сам собой возникает вопрос – а в чём же тогда мастерство? Иными словами – что делают мастера при изготовлении гитар такого, что не делают на фабриках при изготовлении сериек? Ответ – в России подавляющее большинство называющих себя мастерами – ни-че-го. И каковы результаты?
В программе проходившего в Кирове международного гитарного фестиваля значился конкурс гитарных мастеров. Жюри сделало зрителям подарок – задержалось на час. За этот час все желающие смогли поиграть на конкурсных инструментах и составить представление о них. А я так ещё и успел переговорить с несколькими преподавателями гитары на тему реальной цены этих шедевров. Почти единодушное мнение – 15-20 тыров. Проще говоря, до профессионального уровня как до Луны.
Двумя днями раньше председатель жюри билдерского конкурса прочёл пространную популярную лекцию о гитарном мастерстве. Вся лекция сводилась к одному тезису – надо брать хорошие материалы, и больше ничего не надо. Чёткого понятия о том, что есть хороший материал, он дать не смог – снова пересказ старых закидонов, ничего более. Придётся самостоятельно попытаться подобраться поближе к понятию хорошего материала.
Несколько лет назад один закос под мастера, добровольно взваливший на свои костлявые плечи задачу по моему воспитанию в закидонном духе, на своём форуме эксклюзивно для меня не пожалел букв для пространного объяснения этой непонятки. Всё сводилось к двум словам: дорогой и заморский. Вот они, важнейшие технические параметры! Да будет известно всем стремящимся стать моим наставником и руководителем, что в Южной и Центральной Америке бразильский палисандр является местной породой, а ещё несколько десятилетий назад он там был дёшев. Из него избы строили, им печки топили. А тамошние мастера и не знали главного секрета…Во времена Страдивари и Гварнери волнистый клён в Италии стоил намного дешевле прямослойного. Ах, темнота средневековая, из дешёвки лепили!
Эти тезисы нам не годятся, надо искать другие. И чтобы искать с умом ответим на вопрос – происходит ли в гитаре что либо противоречащее законам физики, какие-нибудь мистические явления? Осмелюсь утверждать, что любой нормальный человек ответит: «нет». А раз так, получается, что верным признаком хорошего материала является соответствие некоему набору физических параметров, причём для разных деталей в разных конструкциях – свои комплекты численных значений. Получается, что фирма, занимающаяся серийным производством, может финансировать исследования по нахождению этих параметров, после чего промерять по ним каждую заготовку, и отсортировывать самые-самые для изготовления сказочно звучных инструментов, а цены на эти элитные инструменты с лихвой окупят затраты и на исследования, и на сортировку. Конечно же, у кустарей такой возможности нет, преимущество фирм очевидно. Гитарбилдер, проповедующий такой взгляд, автоматически помещает себя и всех одиночек, и табуреточников, и подлинных мастеров, во вторую лигу.
А ещё несколько лет назад по одному из центральных телеканалов была передачка об одном «мастере». Так он как нечто концептуальное заявил – «сделать гитару с заданным звуком невозможно». Во как! При этом о себе и своих шедеврах он высочайшего мнения. А я то дурак, всю жизнь думал, что высокое качество изделия есть соответствие неким заданным требованиям. Как же я заблуждался. Оказывается, шикарный звук можно получить не заморачиваясь вопросами, чем он будет обусловлен.
Или он хотел сказать, что хороший звук – дело случая? Тогда в чём мастерство? Снова мы видим явное преимущество крупного производителя. Если условно предположить, что в случайном порядке хороший звук получается у одной гитары из пяти, то, заказывая гитару мастеру, мы ставим на рулетку с пятью цифрами на барабане, а придя в большой магазин можем перебрать и пять и двадцать пять гитар, и выбрать по душе. Однажды мне приносили дредноут подшлифовать лады. Звук – чудо, на упомянутом конкурсе ни одну мастерку рядом не поставишь. Когда я спросил владельца, за сколько он его купил, ответ шокировал – 7 тыров! Поискал в магазине хорошенько, и нашёл. Кстати, ещё один случай опровержения закидона о жёсткой зависимости звука от стоимости материала.
Да, как я уже говорил, меня часто упрекают, что я якобы обсираю якобы мастеров. Но вот мы видим, что эти якобы мастера говорят о себе такое, что по здравому размышлению приходишь к выводу, что заказывать им инструменты нет смысла. И ладно бы отдельно взятый баран говорил за себя – «я не умею…», нет, надо сказать за всех. Один не умеет одно, и говорит за всех, другой – другое, и тоже говорит за всех, так и складывается, что все мы ни хрена не умеем. Вопрос – кто кого обсирает? Если вы что-то не умеете, и не собираетесь этому учиться, говорите за себя, тогда и я против вас ничего не скажу.
А между тем, ряд фирм занимается так называемым мелкосерийным производством. Суть его в том, что чисто изготовительные операции проводятся индустриально, но окончательную доводку проводят мастера. Интересно, что же они делают? У наших мастеров создание шедевра именно этими операциями и ограничивается.
Они делают Звук, приводят его параметры к заданным величинам. Эта работка резко сложнее и квалифицированнее, чем вся столярка, слесарка, покраска вместе взятые. В ней, в принципе, и состоит Мастерство.
Вот и добрались до ответа – настоящим мастером по музыкальным инструментам можно называть только того, кто умеет отстраивать резонансы, в том числе и на деках, и делает это.
Источник