Настройка для слайд гитары

Настройка для слайд гитары

Слайд-гитара в настройке Dropped D

Я играю на слайд-гитаре уже более 30 лет. Этим я в основном и известен в Австралии. За эти годы я принимал участие в записи очень многих альбомов, джинглов и саундтреков к фильмам. Если вы живете здесь, то наверняка часто слышали меня по TV и радио.

Когда я начал учиться играть слайдом, то, как и большинство музыкантов, настраивал гитару в открытом строе (‘open G’, если мне не изменяет память). И скоро стал звучать так же, как многие другие слайд-гитаристы, которых я слушал. Я чувствовал себя отлично! Но это продолжалось недолго. Скоро мне стало скучно играть и скучно слушать. К тому же я уже начал «расшифровывать» гриф в обычной настройке, а когда я играл в ‘open G’, все мои привычные ориентиры пропадали. Я играл, но не знал точно, что именно я играю. Меня это совершенно не устраивало. И не только это — я понял, что теряю и все богатые возможности нормального строя. Да, я могу сыграть мажорный аккорд на всех шести струнах, ну и что с того? Я хотел иметь возможность играть любые — мажорные, минорные, уменьшенные, sus4 и увеличенные аккорды, в зависимости от ситуации. Для меня быть постоянно привязанным к мажорному аккорду — это скорее ограничение, чем преимущество.

Читайте также:  Бразильский танец табы для гитары

Я вернулся к стандартному строю. Теперь, по крайней мере, все было там, где должно быть. Даже при том, что было труднее глушить нежелательные ноты (подробнее об этом позже). Но, по крайней мере, я был на знакомой территории. Как я упоминал выше, мне всегда необходимо знать, что именно я играю в данном музыкальном контексте. Другими словами — играю я 7-ю ступень, или 3-ю, или пониженную 5-ю, или что-то еще?

Затем я попробовал строй ‘Drop D‘, но перестроил только 6-ю струну: D A D G B E. Я освоился в этом строе, и теперь всегда играю в ‘Dropped D‘, независимо от того, играю я слайдом или нет. И неважно, в какой тональности я нахожусь. Эта настройка совмещает в себе преимущества стандартного и открытого строя:

Басовые струны (D A D) — это две тоники (D) и 5-я ступень (A). Это не минор и не мажор. Я могу взять все три ноты слайдом, и получу хороший низкий, плотный звук, как в открытом строе. Эти ноты можно сыграть и на минорный и на мажорный аккорд (см. схему ниже):
Желтая полоска показывает, где должен находиться слайд (непосредственно над ладом), R — это тоника (root), X — заглушенные струны.

Вот примеры различных аккордов:

Большой мажорный септаккорд (maj7)

Минорный септаккорд (m7)

Я не могу сыграть слайдом все ноты септаккорда,
но могу создать доминантовую «окраску»
всего двумя нотами — это VII и V ступени.
Если вы хорошо освоили глушение струн,
попробуйте взять и тонику (R) :

И снова всего 2 ноты, но можно сдвигать их на 3 лада
вверх или вниз. Сдвигая слайд, я попадаю в ноты обращения
уменьшенного аккорда, получая «уменьшенное» звучание:

Увеличенное трезвучие (aug)

Здесь та же ситуация.
Можно взять всего 2 ноты, но сдвигая их на 4 лада вверх
или вниз, мы получаем обращения увеличенного трезвучия:

Приемы сольного исполнения и импровизации
на эти и другие аккорды рассмотрены более подробно
в моей книге «PlaneTalk» («Откровенный разговор»)

© 2021 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин

Источник

Настройка для слайд гитары

Cпособ игры слайдом издавна известен в Индии и Африке. Рождение слайд — гитары относят к гавайцам, наверное, будет правильнее утверждать, что это была скорее эволюция, чем открытие. У нас же звучание слайда ассоциируется, с такими музыкальными стилями как блюз и кантри. Рождение Блюза в Дельте Миссисипи, приблизительно в начале 20 века, можно сопоставить с появлением блюзовой слайд — гитары. Одними из известных гитаристов того времени, которые использовали слайд-технику являются: Willy Brown, Son House, Johnny Shines, Booker White и легендарный Роберт Джонсон (Robert Johnson). Почти не записываясь, играя на углах улиц и на домашних концертах, эти музыканты довели искусство слайд-гитары до отточенной музыкальной формы. Они заложили основу многих блюзовых стилей, которые достигли пика развития в конце 1930-х годов.

Большие изменения в музыке произошли благодаря появлению электрогитары в 40 — е годы, популярность слайд — техники выросло. Такие музыканты как Мадди Вотерс, Элмор Джеймс, Эрл Хукер и др., вдохнули новую жизнь в слайд гитару.

В 1960-е годы активно начали осваивать слайд-гитару и рок-гитаристы, такие как — Дуэн Оллмэн, Джимми Пэйдж, Рори Галлахер, Гэри Розингтон, Сид Баррет, Джордж Харрисон и другие.

Современная слайд-гитара — это целое новое поколение талантливых музыкантов. Такие музыканты, как Bob Brozman, Ry Cooder, Bonnie Raitt, Roy Rogers, George Thorogood, Jeff Healey, Eric Sardinas, Sonny Landreth, Keb’ Mo’ и многие другие, сохраняют традицию блюзовой слайд-гитары живой и яркой. На австралийской блюзовой сцене мы также видим превосходных музыкантов — Dave Hole, Kevin Borich, Matt Taylor, Phil Manning и многих других.

Источник

Гитарные слайды — самые распространенные приемы для игры на гитаре

Один из самых распространенных приемов для игры – это слайд на гитаре. Он хорош тем, что используется не только на электрических, но и на акустических инструментах. И доступен даже для начинающих музыкантов.

Общая информация

Слайд на гитаре станет отличным дополнением для сольной партии и украсит аккомпанемент. Прием входил в арсенал таких мэтров блюза, как Стиви Рэй Вон, Джимми Хендрикс, Гэри Мур. Любой гитарист должен владеть данным элементом, как своими десятью пальцами.

В классической гитаре также известен, как «глиссандо» и часто применяется в известных произведениях. Например, Таррега «Венецианский карнавал». Затем этот прием перешел из классики в эстраду и блюз, а оттуда, соответственно – в рок и метал.

Как делать слайд на гитаре

Существует несколько видов слайдов на гитаре. Все они выполняются схожим образом.

Техника игры

Слайд происходит от слова «скольжение». В нашем случае – по струнам гитары. Зажимаем любую ноту, после чего сдвигаем палец на соседний лад, отпуская струну. Подушечка «переползает» через ладовую перегородку и получается характерный «тянущийся» звук. Обращаем ваше внимание, что вслед за слайдом движется вся рука. Отдельное движение кистью – ошибка.

Существует два ритмических вида слайда на гитаре, которые зависят от длительности нот.

  1. Быстрый. Палец резко переходит с первой ноты на вторую, совершая акцент именно на конечном звуке.
  2. Медленный. На «начальном» ладе длительность – восьмая или четверть. Переход во второй звук более плавный. Сильная доля чаще именно на первом ладе.

Типы слайдов

  1. Восходящий – самый распространенный вид. Палец «путешествует» по грифу вправо – от нижнего звука к верхнему. Причем расстояние может быть как 1 лад (полтона), так и вся струна вплоть до последнего лада.
  2. Нисходящий – от верхнего звука к нижнему.

Слайд на гитаре не обязательно должен быть один. Регулярно его исполняют несколько подряд или с небольшой паузой. Часто он предшествует или бывает в связке с другими приемами – бэнд, вибрато и т. д.

Часто слайд (особенно в рок-музыке) зажимается не просто одним пальцем, а двумя или тремя (2-3 соседних лада), чтобы повибрировать ноту или сразу после скольжения сделать подтяжку.

  1. Определенный – мы конкретно слышим, какая нота является первой, а какая конечной.
  2. Неопределенный – мы не слышим, из какой ноты приехали «к финишу». Это достигается мгновенным уходом из крайних точек, не задерживаясь на какой-либо ноте. Если мы задержимся на определенном звуке, то уже распознаем верхний или нижний звук.

Дополнительные приемы

Пик-слайд – эффект, характерный для рок-музыки. Это скольжение медиатора вдоль струн. Мы держим плектр между двух пальцев, загружаем его примерно между 5 и 6 (заостренный кончик при этом в районе 4 или 3) и двигаемся влево. Желательно начинать не с непосредственно струны, а как бы «влететь» в гитару сбоку.

Слайдер

Слайдер (он же просто «слайд») – приспособление цилиндрической формы, которое используется для игры в определенных жанрах. Когда мы слышим вязкое своеобразное «ковбойское» звучание, то определяем – по струнам возят каким-то предметом.

Слайдер надевается на палец (безымянный или мизинец, реже средний) и буквально «катается» по струнам, не зажимая их. Применяется в стилях кантри, фолк, блюз, рок. Отдельные элементы добавляются в поп, эстраду и практически любые жанры гитарной музыки.

Существуют виртуозы, которые специализируются именно на этом атрибуте. Например, Dave Hole исполняет т. н. электрический слайдовый блюз.

Изготовляется из нескольких материалов, которые отличаются ценой, оттенками звука:

Как можно использовать прием слайда

Слайд на гитаре – частый прием в блюзовой и металлической музыке. Одним из мастеров эффекта «обратный слайд» был вышеупомянутый Стиви Рэй Вон, который регулярно делал скоростные сочные «подъезды» к бэндам.

Упражнения

Для начинающих можно посоветовать один простой, но эффектный ход, который вставляется перед началом песни, куплета или припева:

  1. Например, вы играете песню в тональности ля минор. Перед исполнением первого аккорда зажмите 12 лад (на пятой либо шестой), ударьте по ней и ведите примерно до 3-4 лада. У вас получится неопределенный слайд, о котором шла речь выше.
  2. Также можно поделать короткие слайды на 1-2 лада. К примеру зажмите ноту «до» на 5 струне 3 лад и везите палец сначала до «до-диез», затем «до-ми». Главное – не отпускать струну.

Этот элемент должен присутствовать в арсенале каждого гитариста. Если вы еще не знакомы с ним или пока не освоили, то рекомендуем приступить к изучению и постигнуть это искусство.

Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось освоить этот прием на гитаре по нашей инструкции.

Как правильно делать слайд подскажет видео:

Источник

Игра слайдом >Слайд-гитара: Загадка строя open G — видео

Альтернативные варианты гитарного строя используются для игры слайдом уже давно — еще с тех времен, когда дельта-блюз только зарождался и набирал силу.

Чаще всего это строи open E, open D, open G и open A. Конечно, гитаристы не ограничиваются ими, внося в них изменения в зависимости от музыкального стиля, да и просто от настроения.

Джони Митчелл (Joni Mitchell), Стивен Стиллз (Stephen Stills), Рай Кудер (Ry Cooder) и многие другие музыканты, играющие поп-, рок- и фолк-музыку, в своих композициях пользуются целым рядом разных видов строя.

Мы же уделим сегодня внимание строю open G и его применению в блюзе со слайд-гитарой.

Применение гитары с open G в блюзе

Как вы видите на РИС. 1 , строй open G, также известный как «испанский строй», выглядит так: D G D G B D (от шестой струны к первой). Чтобы перейти к нему от стандартного строя (E A D G B E), нужно опустить первую, пятую и шестую струны на тон.

Удар по открытым струнам в этом случае дает аккорд G мажор, при этом тоника находится на третьей и пятой струнах. Легендарный блюз-гитарист Роберт Джонсон (Robert Johnson) пользовался open G во многих своих композициях. Среди них “Crossroad Blues”, “Walkin’ Blues”, “Come On in My Kitchen” и многие другие.

Если вы играете слайдом в этом строе, получается, что размещение слайда над соответствующим ладом также дает мажорный аккорд с тоникой на третьей и пятой струнах. Как показано на РИС. 2 , аккорды I, IV и V (первой, четвертой и пятой ступени) в тональности G (аккорды G, C и D соответственно) можно извлечь так: открытые струны дают аккорд G, зажатие на пятом ладу (либо слайд на пятом ладу) дает аккорд С, зажатие (слайд) на седьмом ладу — аккорд D.

Во втором такте я привел несколько стандартных для open G слайдовых фраз на фоне аккордов D и C, в третьем такте — для аккорда G, а в четвертом вы видите аккорд G мажор на двенадцатом ладу.

Теперь разберем несколько типичных для open G позиций, в которых обычно играют соло (как со слайдом, так и без него). Посмотрите на РИС. 3 . Минорную пентатоническую гамму (G Bb C D F) можно сыграть в практически полностью симметричной аппликатуре по всем струнам, кроме второй.

В данном примере я играю восходящую и нисходящую гаммы в разных аппликатурах. Запомните и отрепетируйте оба варианта со слайдом и без него. Играя слайдом, следите за тем, чтобы он располагался параллельно соответствующему порожку лада и прямо над ним, чтобы играть верные ноты.

На РИС. 4 я привел несколько фраз для соло на основе пентатоники G минор. Как и многие другие гитаристы, играя слайдом, я предпочитаю пальцевое звукоизвлечение, потому что это значительно облегчает глушение струн. Глушить струны нужно обязательно, иначе ваше звучание будет очень грязным. Например, при переходе от одной струны к другой, я глушу первую из них пальцем звукоизвлекающей руки и лишь затем извлекаю ноту на следующей струне. Так каждая нота будет звучать четко, что особенно важно при игре на перегрузе.

Великий Джонни Винтер (Johnny Winter) — настоящий мастер слайд-гитары в строе open G (помимо прочего, конечно). Его композиция «Dallas» с альбома 1969 года сыграна в строе open A — это строй, близкий к open G по своей структуре. По сути, это строй open G, поднятый на целый тон: E A E A C# E (от шестой струны к первой). На РИС. 5 показано семитактовое соло в стиле Винтера. Не забывайте также и об открытых струнах. Они облегчают переходы от струны к струне и смену позиций, придавая соло разнообразие. В конце фразы я перехожу к двенадцатой позиции и помещаю слайд на три верхние струны на двенадцатом ладу, получая таким образом трезвучие G мажор. После него я играю фразы на десятом, одиннадцатом и двенадцатом ладах.

РИС. 6 — «гибридная» гамма G, очень полезная для игры соло слайдом в строе open G. Ее ноты играются на десятом и двенадцатом ладах каждой струны и на девятом ладу четвертой и шестой струн. Потренируйте слайды с двенадцатого на десятый лад на каждой струне, а также слайды вверх к каждой ноте (см. РИС. 7 ). Сюда можно добавить дополнительные высокие ноты, делая слайды к пятнадцатому и семнадцатому ладам (см. РИС. 8 ). Тренируясь, обязательно следите за положением слайда и высотой звука.

В заключение приведу два примера двенадцатитактового блюза в тональности G. На РИС. 9 аккорд G7 извлекается без слайда зажатием баррэ указательным пальцем на третьем ладу двух первых струн. Третья и четвертая струны открыты. В тактах 1-3 я переключаюсь между игрой слайдом и стандартным способом. В тактах 11 и 12 я подчеркиваю аккорды V и IV (D7 и C7) в стиле Мадди Уотерса (Muddy Waters), играя мелодию из одиночных нот.

РИС. 10 — блюз в стиле композиции Джонни Винтера “Dallas”. Открывающая аккордовая фраза в тактах 1-3, 6 и 7 исполняется без слайда. Здесь мы чередуем аккорды G7 и G6, причем секста играется на втором ладу первой струны. В такте 5 аккорд С7 зажимается стандартным образом, а в тактах 9 и 10 аккорды D7 и C7 играются в первой позиции. После этого возвращаемся к G7 (тонический аккорд) и играем несколько фраз, включающих ноты на открытых струнах.

Источник

Оцените статью