- Слайд на гитаре. Обучение технике игры слайдом с примерами и упражнениями
- Слайд на гитаре. Общая информация
- Как делать слайд на гитаре
- Техника игры
- Типы слайдов
- Дополнительные приемы
- Слайдер
- Как можно использовать прием слайда
- Игра слайдом – упражнения
- Упражнение #1
- Упражнение #2
- Упражнение #3
- Упражнение #4
- Гитарные слайды — самые распространенные приемы для игры на гитаре
- Общая информация
- Как делать слайд на гитаре
- Техника игры
- Типы слайдов
- Дополнительные приемы
- Слайдер
- Как можно использовать прием слайда
- Упражнения
- Способы игры >Энциклопедия слайдов, скрэтчей и других шумов
- Виды слайдов и скрэтчей:
- Упражнение 1 — Классический скрэтч
- Упражнение 2 — Слайд вниз
- Упражнение 3 — СРВ
- Упражнение 4 — Набираем обороты
- Упражнение 5 — Скрэтч и слайд
- Упражнение 6 — Скрэтч и слайд набирают обороты
- Упражнение 7 — Слон
- Упражнение 8 — Душитель
- Упражнение 9 — Gojira
- Упражнение 10 — Шумовая бомба
Слайд на гитаре. Обучение технике игры слайдом с примерами и упражнениями
Слайд на гитаре. Общая информация
Слайд на гитаре – очень распространенный и важный прием в арсенале любого гитариста. Помимо того, что он служит украшением к сольной партии, с его помощью можно создавать интересные ритмические и мелодические рисунки для аккордовых прогрессий. Особенно это актуально для рок-музыки, где слайд используют намного чаще, чем где-либо. В данной статье мы подробно расскажем, как делать слайд на гитаре и использовать его, а также дадим комплекс упражнений по его отработке.
Как делать слайд на гитаре
Техника игры
Техника игры слайдом довольно простая. От вас требуется только взять ноту на гитаре, и после этого передвинуть палец на нужный лад, не отпуская струну, и не ударяя по ней медиатором. Таким образом, у вас получится сыграть две ноты, при этом одна из которых прозвучит без акцента и менее ярко, чем предыдущая. Таким способом вы можете играть слайдом на гитаре не только отдельные ноты, но и интервалы. Например, особенно эффектно слайд звучит во время игры октавами.
Типы слайдов
Существует два типа слайдов на гитаре – восходящий и нисходящий. Чаще всего под слайдами гитаристы подразумевают именно первый тип – когда от более низкой ноты вы переходите к высокой. Нисходящий же – наоборот, когда от более высоких нот вы переходите к более низким.
Дополнительные приемы
При помощи слайда можно создавать не только мелодические и ритмические рисунки, но и просто украшать вашу композицию. Например, очень распространенный прием это скретч, который часто используется в тяжелом метале. Его суть состоит в том, чтобы ребром медиатора сделать слайд по шестой струне, и иногда – скомбинировать его с обычным слайдом. Это дает мощный и необычный звук, который можно вставлять в начало своих партий.
Кроме этого, при помощи слайда можно «въезжать» в композицию, просто делая его за такт до начала исполнения партии. Во время игры время от времени вы можете делать слайды, чтобы поднять вашу партию на октаву вверх, и потом возвращаться в ее обычный вариант – особенно такое популярно у басистов.
Слайдер
Для того чтобы играть слайдом на гитаре целые партии или песни, существует специальный инструмент – слайдер. Он особенно часто используется для того, чтобы играть блюз . Слайдер представляет собой пластиковый или металлический цилиндр, который кладется на струны и пальцем водится по ним, не сильно прижимая их к грифу. При этом возникает довольно специфичный звук, который часто можно услышать в северо-американской музыке – блюза и кантри. Часто слайдер используют и в рок-музыке или даже метале, если хотят добавить своим композициям специфичного звука.
Как можно использовать прием слайда
Самое распространенное использование слайда – во время исполнения соло на гитаре . За счет того, что из-за специфики звука меняется акцент, слайд может стать интересным выразительным инструментом в вашей сольной партии. Кроме этого, в метале он часто используется при игре риффов – особенно интересно это из-за того, что создает своеобразный ритмический рисунок.
Слайдер же можно применять в акустической музыке для исполнения соло-партий или сопровождающей мелодии. Не стоит им злоупотреблять, поскольку получающийся звук довольно своеобразен, и может сильно бить по ушам.
Игра слайдом – упражнения
Упражнение #1
Начнем с самого простого. Ваша задача – сыграть слайды на одной струне в определенном рисунке. Сначала зажмите первый указанный лад, ударьте по нему медиатором, и после этого сделайте слайд наследующий.
Упражнение #2
Теперь усложним. Вам потребуется сыграть соло-партию, которая содержит в себе слайды. Кроме этого, здесь есть как нисходящие, так и восходящие движения по грифу.
Упражнение #3
В этом упражнении вам потребуется играть слайд на аккордах, а также интервалах – кварта на шестой струне.
Упражнение #4
Это упражнение понравится металлистам. Вам нужно играть интервалы, быстро делая слайды с третьего на пятый лад, а также проиграть целую мелодию на квинтах. Обратите внимание на то, как меняется ритмический рисунок из-за данного приема.
Источник
Гитарные слайды — самые распространенные приемы для игры на гитаре
Один из самых распространенных приемов для игры – это слайд на гитаре. Он хорош тем, что используется не только на электрических, но и на акустических инструментах. И доступен даже для начинающих музыкантов.
Общая информация
Слайд на гитаре станет отличным дополнением для сольной партии и украсит аккомпанемент. Прием входил в арсенал таких мэтров блюза, как Стиви Рэй Вон, Джимми Хендрикс, Гэри Мур. Любой гитарист должен владеть данным элементом, как своими десятью пальцами.
В классической гитаре также известен, как «глиссандо» и часто применяется в известных произведениях. Например, Таррега «Венецианский карнавал». Затем этот прием перешел из классики в эстраду и блюз, а оттуда, соответственно – в рок и метал.
Как делать слайд на гитаре
Существует несколько видов слайдов на гитаре. Все они выполняются схожим образом.
Техника игры
Слайд происходит от слова «скольжение». В нашем случае – по струнам гитары. Зажимаем любую ноту, после чего сдвигаем палец на соседний лад, отпуская струну. Подушечка «переползает» через ладовую перегородку и получается характерный «тянущийся» звук. Обращаем ваше внимание, что вслед за слайдом движется вся рука. Отдельное движение кистью – ошибка.
Существует два ритмических вида слайда на гитаре, которые зависят от длительности нот.
- Быстрый. Палец резко переходит с первой ноты на вторую, совершая акцент именно на конечном звуке.
- Медленный. На «начальном» ладе длительность – восьмая или четверть. Переход во второй звук более плавный. Сильная доля чаще именно на первом ладе.
Типы слайдов
- Восходящий – самый распространенный вид. Палец «путешествует» по грифу вправо – от нижнего звука к верхнему. Причем расстояние может быть как 1 лад (полтона), так и вся струна вплоть до последнего лада.
- Нисходящий – от верхнего звука к нижнему.
Слайд на гитаре не обязательно должен быть один. Регулярно его исполняют несколько подряд или с небольшой паузой. Часто он предшествует или бывает в связке с другими приемами – бэнд, вибрато и т. д.
Часто слайд (особенно в рок-музыке) зажимается не просто одним пальцем, а двумя или тремя (2-3 соседних лада), чтобы повибрировать ноту или сразу после скольжения сделать подтяжку.
- Определенный – мы конкретно слышим, какая нота является первой, а какая конечной.
- Неопределенный – мы не слышим, из какой ноты приехали «к финишу». Это достигается мгновенным уходом из крайних точек, не задерживаясь на какой-либо ноте. Если мы задержимся на определенном звуке, то уже распознаем верхний или нижний звук.
Дополнительные приемы
Пик-слайд – эффект, характерный для рок-музыки. Это скольжение медиатора вдоль струн. Мы держим плектр между двух пальцев, загружаем его примерно между 5 и 6 (заостренный кончик при этом в районе 4 или 3) и двигаемся влево. Желательно начинать не с непосредственно струны, а как бы «влететь» в гитару сбоку.
Слайдер
Слайдер (он же просто «слайд») – приспособление цилиндрической формы, которое используется для игры в определенных жанрах. Когда мы слышим вязкое своеобразное «ковбойское» звучание, то определяем – по струнам возят каким-то предметом.
Слайдер надевается на палец (безымянный или мизинец, реже средний) и буквально «катается» по струнам, не зажимая их. Применяется в стилях кантри, фолк, блюз, рок. Отдельные элементы добавляются в поп, эстраду и практически любые жанры гитарной музыки.
Существуют виртуозы, которые специализируются именно на этом атрибуте. Например, Dave Hole исполняет т. н. электрический слайдовый блюз.
Изготовляется из нескольких материалов, которые отличаются ценой, оттенками звука:
Как можно использовать прием слайда
Слайд на гитаре – частый прием в блюзовой и металлической музыке. Одним из мастеров эффекта «обратный слайд» был вышеупомянутый Стиви Рэй Вон, который регулярно делал скоростные сочные «подъезды» к бэндам.
Упражнения
Для начинающих можно посоветовать один простой, но эффектный ход, который вставляется перед началом песни, куплета или припева:
- Например, вы играете песню в тональности ля минор. Перед исполнением первого аккорда зажмите 12 лад (на пятой либо шестой), ударьте по ней и ведите примерно до 3-4 лада. У вас получится неопределенный слайд, о котором шла речь выше.
- Также можно поделать короткие слайды на 1-2 лада. К примеру зажмите ноту «до» на 5 струне 3 лад и везите палец сначала до «до-диез», затем «до-ми». Главное – не отпускать струну.
Этот элемент должен присутствовать в арсенале каждого гитариста. Если вы еще не знакомы с ним или пока не освоили, то рекомендуем приступить к изучению и постигнуть это искусство.
Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось освоить этот прием на гитаре по нашей инструкции.
Как правильно делать слайд подскажет видео:
Источник
Способы игры >Энциклопедия слайдов, скрэтчей и других шумов
Пронзительное звучание слайдов и агрессивный медиаторный скрэтч — вот все, что нужно для большого взрыва! Это и есть настоящая рок-н-ролльная пиротехника, от которой мурашки бегут по коже. Но вот вопрос: а правильно ли вы исполняете эти приемы? И сколько их видов вы сможете сыграть?
Я уже много лет выступаю на рок-шоу и заметил, что определенные приемы способны сделать игру гитариста намного эффектнее. Поэтому сегодня мы позволим себе отвлечься от гамм, фраз и нот и обсудим особые приемы и «фишки» рок-гитары, о существовании которых часто незаслуженно забывают. Но не волнуйтесь! В них нет абсолютно ничего сложного, и они принесут вам много пользы.
Возможно, вы считаете, что уже знаете все о медиаторных скрэтчах и слайдах, но я готов поспорить, что это не так. Мне довелось выступать в бродвейском шоу Rock of Ages вместе с богом гитары Джоэлом Хокстрой (Joel Hoekstra). Тогда я открыл для себя много нового.
Это мюзикл в духе рока восьмидесятых годов, поэтому он просто до краев полон всевозможными скрэтчами и слайдами. Все они довольно просты, но я, как импровизатор до мозга костей, всегда стараюсь разнообразить свою игру и на каждом выступлении придумать что-нибудь новое — разумеется, в рамках своих возможностей и в масштабе шоу.
Возможно, это немного, но с другой стороны, при помощи подобных эффектов вы можете изменить кое-какие детали и освежить материал, сохранив общую канву. Вот слова моего друга (и коллеги по Rock of Ages) Ангуса Кларка (Angus Clark): «Кто-нибудь когда-нибудь вообще играл концерт с таким количеством медиаторных скрэтчей?!»
Вот десять вариантов этих приемов, которыми я пользуюсь очень часто. Есть одно правило, которое работает почти всегда: определенный уровень гейна на усилителе или педали дисторшн способен заставить вашу гитару «говорить» и даже «кричать». Все «фишки», которые я покажу вам сегодня, можно использовать в любом музыкальном контексте, поэтому просто экспериментируйте и выбирайте то, что понравится именно вам.
Примечание: для достижения как можно более драматического эффекта все примеры заканчиваются аккордом Е5. А иначе зачем вообще делать слайд!
Виды слайдов и скрэтчей:
Упражнение 1 — Классический скрэтч
Его можно услышать везде. Расположите медиатор перпендикулярно басовым струнам, чтобы он как бы врезался в обмотку струн (для более мощного звука лучше взять две струны, расположенные рядом). Начните скрэтч около бриджа и сделайте слайд в направлении нэка. Вы сами должны определить, на какой скорости он звучит лучше всего. Имейте в виду, что форма медиатора и материал, из которого он изготовлен, тоже оказывают значительное влияние на звук. Для любого скрэтча очень важен ритмический рисунок. Классическим скрэтчем лучше занять целый такт.
Упражнение 2 — Слайд вниз
Это тоже классика. Расположите звукоизвлекающую руку на басовых струнах (на пятнадцатом ладу или выше), ударьте по ним медиатором, после чего сделайте слайд вниз звукоизвлекающей рукой. Этот прием обычно хорошо звучит на высокой скорости. В нашем примере слайд начинается на третьей доле и длится половину такта.
Упражнение 3 — СРВ
Это упражнение очень похоже на предыдущее, но здесь мы играем на высоких струнах. Конечно, гитаристы пользовались этим приемом и до Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), но для меня именно он стал первым гитаристом, исполняющим его так эффектно. Отсюда и название.
Упражнение 4 — Набираем обороты
Как вы уже поняли по названию, этот пример похож на звучание набирающего обороты двигателя. Начните в районе третьего лада на басовых струнах и делайте слайды вниз-вверх в общем направлении вниз. Здесь просто жизненно важно следить за ритмом. В моем примере каждый слайд занимает целый такт.
Упражнение 5 — Скрэтч и слайд
Это очень мощная комбинация. Выполните классический скрэтч. Как только звукоизвлекающая рука пройдет нэк, сделайте хаммер-он левой рукой на высокие лады басовых струн и слайдом сдвиньтесь к головке грифа. Потребуется неплохая координация движений, но результат стоит того. Кроме того, это очень эффектно смотрится на сцене. Лучше всего исполнять на протяжении полного такта.
Упражнение 6 — Скрэтч и слайд набирают обороты
А этот прием мне нравится больше всего! Это просто мегаэффектная комбинация примеров 1, 2 и 4. Начните с того, что вы делали в упражнении 4, но на этот раз по направлению вверх. Затем сделайте скрэтч вниз и слайд вниз. Движение вверх по грифу служит как бы вступлением к скрэтчам и слайдам.
Упражнение 7 — Слон
Эту фишку я тоже очень люблю. Она напоминает мне звуки, которые издает это замечательное животное. Начните на второй доле. К четвертой доле доберитесь до высокой ноты и сделайте как можно более глубокий бенд на басовой струне. Симпатично, не правда ли?
Упражнение 8 — Душитель
Очень похоже на «Слона», но здесь вы остаетесь на ноте, к которой вы приходите, и делаете активное вибрато.
Упражнение 9 — Gojira
На этот прием меня вдохновила экстрим-метал-группа Gojira, пользующаяся им и его вариациями очень часто. Эта «фишка», пожалуй, не так универсальна, как все те, о которых мы говорили только что.
Расположите левую руку за последним ладом и надавите на высокие струны, как будто вы зажимаете их на ладу. Затем медленным апстроком пройдитесь от первой струны к шестой. К моменту, когда вы достигнете шестой струны, левая рука должна находиться на грифе, потому что вы будете делать слайд вниз. А апстрок отлично вводит этот слайд. Божественно!
Упражнение 10 — Шумовая бомба
Думаю, вы уже поняли, что вас ожидает. Расположите левую руку высоко на грифе на высоких струнах (захватите столько струн, сколько получится). Затем начинайте исполнять тремоло на нескольких струнах и одновременно делайте слайд вниз. Этот прием тоже очень специфичен, поэтому пользуйтесь им с осторожностью.
Желаю вам от души повеселиться с этими приемами! Возможно, они даже вдохновят вас на новые открытия. И не забывайте о том, что «уродливые звуки» и «беспорядочный шум» — такие же элементы творчества, как и гаммы, ноты и прочие «стандарты».
Источник