- Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
- Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
- Немного из истории блюза
- Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
- Слушать
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
- Тренировка игры под минус
- Блюзовая пентатоника
- Приемы игры
- Разбор других песен
- Работа над фразировкой
- Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
- Блюзовые аккорды. Общая информация
- Основная теория блюзовых аккордов
- Ступени
- Септаккорды
- Схема блюзового квадрата
- Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
- Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
- Аккордовые формы E (ми)
- Аккордовые формы A (ля)
- Аккордовые формы B (си)
- Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
- Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
- Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
- Подвижные формы на открытых струнах
- Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
- Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
- Основные блюз аккорды для гитары
- Блюзовая прогрессия
- 12 тактовые прогрессии
- 8 тактовые прогрессии
- 16 тактовые прогрессии
- Прогрессии Джаз-блюз
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.
Немного из истории блюза
На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.
Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.
Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.
Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
Слушать
Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.
- Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
- Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
- Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
- Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
- Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
- Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
- Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)
Блюзовый ритм
Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.
То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.
Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.
Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.
Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.
Например, очень популярна следующая гармония:
И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.
Существует еще одна, совсем простая последовательность:
Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.
Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.
То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:
Тренировка игры под минус
Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.
Jam Track — 70 bpm
Jam Track — 100 bpm
Блюзовая пентатоника
А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.
Приемы игры
Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.
- Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
- Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
- Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
- Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.
Разбор других песен
Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.
Работа над фразировкой
Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.
Источник
Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
Блюзовые аккорды. Общая информация
В первую очередь, блюз – это основа всего. Именно от этого направления в дальнейшем пошла большая часть современной музыки, особенно жанры рока и метала. Поэтому каждый гитарист, который хочет научиться сочинять музыку и делать это грамотно, должен знать аккорды для блюза и правила выстраивания этой гармонии. Данная статья полностью посвящена этому вопросу, и поможет вам лучше разобраться, что это вообще такое, и как строить классические квадраты в любой тональности.
Основная теория блюзовых аккордов
Ступени
Главное, что стоит запомнить – это ступени тональности, которые используются при игре блюза. Это первая, четвертая и пятая ступени – то есть, тоника, субдоминанта и доминанта. Они обязаны быть в любой блюзовой песне, поскольку именно с их помощью и образуется характерный саунд. Например, тональность C будет, помимо основного трезвучия «До» включать в себя «Фа» и «Соль». Отталкиваясь от этого правила, вы с легкостью сможете строить гармонию в любой тональности.
Септаккорды
Кроме того, нередко в блюзе используются септаккорды. Это трезвучия, к которым добавляется еще одна ступень – седьмая, и от этого и идет название. На письме они обозначаются как X7, где Х – название аккорда. Например, A7 – это мажорный «Ля», к которому была добавлена ступень G.
Схема блюзового квадрата
Стоит также рассказать о классической схеме двенадцати тактового блюзового квадрата. Выглядит она так:
Четыре раза трезвучие тоники – два раза аккорд субдоминанты – два раза трезвучие тоники – два раза аккорд доминанты – два раза трезвучие тоники.
В определенных случаях в трезвучиях поднимается седьмая ступень, и все играется на септаккордах. Запомните эту структуру, она пригодится в будущем.
Для того, чтобы солировать под эту музыку, вам нужно вспомнить пентатонику на гитаре , и то, как она выстраивается. Помня ее, вы также сможете выстраивать нужную вам прогрессию трезвучия и обыгрывать их.
Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
Ниже представлено несколько примеров того, как можно составить блюзовый квадрат . Многие из них взяты из классических песен, и подойдут для обучения основам блюза.
Классический мажорный блюзовый квадрат в тональности До выглядит так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – C
Стоит помнить и про возможные септаккорды.
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – A
И так далее в разных тональностях.
Кроме того, существует вариант игры, при которой последнее трезвучие тоники внутри прогрессии заменяется на аккорд доминанты, то есть, пятой ступени. Это дает более напряженное и незаконченное звучание, когда фраза не разрешается так, как требуется. Опираясь на два прошлых примера, в этом случае последовательности выглядят так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – G
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – E
Однако использовать этот ход стоит осторожнее, чтобы не сбить с толку слушателя и не потерять мелодию самому.
Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
Еще один практический раздел на тему того, как играть блюз . Какую-то часть материала этой статьи вы и так знаете, однако здесь можно найти необычные трезвучия, которые можно использовать в своих песнях.
Аккордовые формы E (ми)
E7 вы можете зажать двумя разными способами. Первый – просто уберите безымянный палец со второго лада четвертой струны в стандартной позиции E.
Еще один – мизинцем зажмите вторую на третьем.
E7add6 – то есть септаккорд с добавленной шестой ступенью, вы сможете извлечь, если уберете безымянный палец со второго лада четвертой и поставить мизинец на второй лад струны B.
E9 – нонаккорд, то есть трезвучие с добавлением девятой ступени. Для этого вам нужно зажать четвертую на втором, третью на первом, вторую на третьем и первую на том же, что и четвертую.
E13 – терцдецимаккорд, то есть трезвучие, к которому была добавлена тринадцатая ступень. Для него уберите безымянный палец со второго лада четвертой и зажмите первые две на втором.
E7#9 – в классической позиции E зажмите первые две струны на третьем.
Аккордовые формы A (ля)
Трезвучие седьмой ступени от ля так же ставится двумя способами. Первый – просто уберите средний палец со второго лада третьей.
Следующий – зажмите первую на третьем.
A7add6 – уберите палец со второго лада третьей и зажмите первую на втором.
A9 ставится двумя способами. Первый – поставьте маленький баррэ от четвертной на втором ладу и зажмите третью на четвертом, а первую – на третьем.
Альтернативный – второй лад струны B, четвертый третьей и пятый четвертой.
A13 – то же самое, что и альтернативный способ постановки A9, но при этом на втором зажимается еще и первая.
Аккордовые формы B (си)
B7 ставится очень необычным образом – пятая, третья и первая струны зажимаются на втором ладу, а четвертая – на первом.
B9 ставится так же, но на втором ладу также зажимается и струна B.
B7#9 – так же, как и B7, но вместо первой на третьем зажимается вторая.
Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
Аккорды в блюзе могут играться не только в открытой форме. Иногда гораздо проще взять баррэ и сыграть нужное трезвучие, чем скакать по грифу. Именно для того, чтобы вы выучили данные позиции, мы и подобрали данный раздел.
Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
Все формы трезвучий Ми ставятся точно так же, как и в открытом формате, однако с баррэ на нужных вам ладах.
Учтите то, что это не будет тот самый Ми, а любой другой септаккорд. Чтобы извлечь именно ми, надо поставить баррэ на 12м и добавить к нему нужную конструкцию. Кроме того, поставив эти формы на пятом ладу, вы получите мажорные трезвучия A.
Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
То же самое работает и с формами Ля. Вам требуется запомнить то, как он ставится на открытых струнах, и потом добавлять их к баррэ на любом другом ладу. Принцип тот же – просто следите за тоникой.
Подвижные формы на открытых струнах
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
Еще раз поясним, что в этом разделе мы даем только формы аккордов, а не сами трезвучия. Ставя их на разных ладах, вы будете получать разный результат в плане звука.
Есть две подвижные формы септаккорда – зажмите шестую на любом ладу, после этого – четвертую на том же самом, и после этого – третью на один ниже.
Альтернативный вариант – шестую, четвертую и вторую зажмите на одном и том же ладу, а третью – на одном ниже.
Форма терцдецимаккорда выглядит так – зажмите первый вариант формы септаккорда, и добавьте к нему зажатую на один лад ниже струну B.
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
Форма септаккорда от Ля строится так – пятая зажимается на любом ладу, четвертая – на один выше, третья – на том же, что и пятая. Играть нужно только по этим трем струнам.
Форма нонаккорда выглядит таким образом – первую, вторую и третью вы зажимаете на любом одном ладу, пятую – на том же самом, а четвертую – на лад выше.
Септаккорд с девятой ступенью ставится точно так же, но вместо баррэ вам требуется зажать струну B на один лад ниже, чем третью.
Форма терцдецимаккорда выглядит так.
Основные блюз аккорды для гитары
Ниже представлена таблица, в которой написаны основные блюз-аккорды для гитары во всех самых популярных тональностях. Стоит сказать о том, что их можно перекладывать и на диезные ключи – самое главное не забывать сдвигать трезвучия по тональности.
Блюзовая прогрессия
Здесь составлены таблицы с различными блюзовыми прогрессиями, наподобие тех, которые были указаны выше в этой статье. В дополнение ко всему мы также приложили аудиофайлы, чтобы вы могли при желании подыгрывать последовательности трезвучий, а также проверять, правильно ли вы играете вообще. Эти паттерны можно накладывать на любые ритмы на гитаре , и не обязательно только шаффл.
12 тактовые прогрессии
8 тактовые прогрессии
16 тактовые прогрессии
Прогрессии Джаз-блюз
Заключение
Даже если вы не планируете играть акустическую музыку, а только рок или метал, вам все равно необходимо выучить то, как играет блюз. Это основа, на которой выстроены все ваши любимые жанры музыки, и без них вы толком не сможете ничего сочинить. Кроме того, эти знания и навыки помогут вам разнообразить ваши композиции и придумать новые интересные ходы – как на акустической, так и на электрогитаре.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник