Настройка мензуры акустической гитары

Содержание
  1. Песни под гитару Мензура гитары!
  2. Мензура гитары!
  3. Что такое мензура? Проверка и настройка мензуры гитары!
  4. Инструменты
  5. Что такое мензура
  6. Что такое настройка мензуры
  7. Настраиваем мензуру гитары
  8. О чем следует помнить при настройке мензуры
  9. Все, что необходимо знать о гитарной мензуре
  10. Мензура гитары – что это
  11. Мензура акустической гитары
  12. Мензура электрогитары
  13. На инструментах Fender
  14. На инструментах Gibson
  15. На баритон-гитаре
  16. На бас-гитаре
  17. Уменьшенная мензура
  18. Мультимензура
  19. Настройка гитарной мензуры
  20. Настройка без машинки Floyd Rose
  21. Настройка с машинкой Floyd Rose
  22. Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка
  23. Необходимые инструменты
  24. Предварительный этап настройки гитары
  25. Исходные данные нашей «подопытной» гитары
  26. Подгонка нижнего порожка
  27. Разметка порожка
  28. Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой
  29. Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары
  30. И в завершение

Песни под гитару Мензура гитары!

Аккорды песен под гитару, видео

Мензура гитары!

Что такое мензура? Проверка и настройка мензуры гитары!

Мензура (мера) – максимальный отрезок (длина) струны, который способен звучать (колебаться). Известно, что у гитары это расстояние от нижнего порожка, на который опирается натянутая струна, до нулевого лада (верхнего порожка).

Как правило на акустических гитарах, где нижний порожек неподвижен, мензура настраивается самим производителем раз и навсегда. Вот поэтому важно проверять гитару до ее покупки.

Как проверить правильность мензуры на акустической гитаре (например при покупке)?

1. С помощью линейки

Нужно измерить расстояние от верхнего порожка (нулевого лада) — в месте перегиба струны и до середины 12-го лада. А затем измеряем расстояние от 12-лада до нижнего порожка. Оба измеренных расстояния должны быть равными.

Есть простой способ проверки- по флажолету на том же 12-ом ладу. Вообще, существует несколько видов флажолета, но данный вид способен извлекается (прозвучать) точно над центром струны, что получается прямо над 12 -м ладом.

Читайте также:  Дружно с бабушкой живем про нее сейчас поем ноты

Легонько касаетесь струны над 12-м ладом пальцем левой руки. Следите, чтобы прикосновение было максимально тонким. Затем дерните струну пальцем правой руки. Должен получиться высокий (на октаву выше открытой струны), но слабый и тонкий звук Если после нескольких уверенных попыток струна не звучит, а сразу глохнет, то получается, что это не центр струны, а значит мензура нарушена и гитара строить не будет.

Мензура электрогитары.

Что касается электрогитар, то настройка мензуры — это уже сугубо индивидуальное и очень точное мероприятие отдельно взятого гитариста, как правило профессионала.

Благодаря подвижному бриджу (нижний порожек), мензуру можно перестраивать сколько угодно раз, как правило, это делают после смены струн с другим диаметром, с помощью отвертки, ключа (шестигранника) и тюнера. Конечно же, без отличного музыкального слуха это сделать просто невозможно.

Для общего понимания, объясню, для чего на электрогитаре машинкой (бриджем) настраивают мензуру для каждой струны.

Натянутая струна на гитаре находится на неком расстоянии от грифа, и во время игры ее продавливают пальцем до нужного лада.

Так вот, на момент зажатия струны ее длина немного увеличивается (пример на рисунке справа), а вместе с этим изменяется мензура, и звук получается малость выше, чем ожидалось. Поэтому принимается решение — немного увеличить мензуру (длину струны), тем самым компенсировать натяг струны при зажатии ее пальцем.

Повторюсь еще раз. Если вы далеко непрофессиональный гитарист, то смысла в этом нет, т. к разницу просто не услышите. Это значит,что за настройку мензуры лучше не браться.

Идеально расчетная мензура:

Электрогитары — 647,7 мм
Акустической гитары — 622.3 мм
Бас-гитары — 863,6 мм

Источник

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: guitar.ru
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 17 апреля 2016 г.

Что такое мензура

М ензура – это расстояние между двумя порожками гитары – верхним и нижним. То есть, по сути это длина рабочей, звучащей части струны.

На разных электрогитарах мензура может быть также разной. Чаще всего встречается мензура 25,5 дюйма (648 мм) – она характерна для «фендеровских» инструментов, и 24,75 дюйма (629 мм) – применяется на инструментах типа Gibson Les Paul. Для бас-гитар значение мензуры обычно составляет 34 дюйма (864 мм). У классических гитар наиболее популярная мензура 650 мм, но акустические гитары мы рассматривать не будет, так как мензура в них не регулируется, а жестко задается на стадии изготовления инструмента.

Что такое настройка мензуры

Н астройка мензуры состоит в том, чтобы точно настроить длину рабочего отрезка струны по отношению к ладам грифа. Мензура настраивается для каждой струны в отдельности и зачастую является довольно нудным и долгим процессом, особенно для электрогитар с Floyd Rose или другими тремоло-системами.

Для настройки мензуры отправной точкой нам будет служить 12-й лад на грифе гитары. Почему именно 12-й? Потому что он должен делить струну ровно пополам, и нота, звучащая на 12-м ладу, находится октавой выше ноты, звучащей на этой же открытой струне. Именно эти два факта и лежат в основе настройки мензуры.

Так как верхний порожек на гитарах не регулируется, длину струны можно изменить только при помощи регулируемого нижнего порожка. Как правило, в электрогитарах струна опирается на седло, которое можно при помощи отвертки или ключа перемещать вдоль струны.

Перед настройкой мензуры необходимо в обязательном порядке отрегулировать анкер и установить оптимальную высоту струн над грифом.

Настраиваем мензуру гитары

Для настройки мензуры нам потребуется любой гитарный тюнер. Выполняем следующие шаги:

1. По тюнеру настраиваем открытую первую струну.

2. Прижимаем первую струну на 12-м ладу и сравниваем с открытой струной показания тюнера.

3. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена точно на ту же ноту, что и открытая, то мензура настроена точно.

4. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена ниже ноты, соответствующей открытой струне, то мензуру надо уменьшить, переместив седло под струной в направлении грифа.

5. Если тюнер показывает, что струна на 12-м ладу настроена выше ноты, соответствующей открытой струне, то мензуру надо увеличить, переместив седло под струной в направлении от грифа.

6. Перемещайте седло на небольшое расстояние; скорее всего это придется сделать несколько раз, последовательно приближаясь к правильному его положению.

7. Повторяем эту операцию для всех остальных струн.

Разумеется, каждый раз при перемещении седла открытую струну надо настраивать заново, так как ее длина (а значит и строй) будет меняться.

О чем следует помнить при настройке мензуры

Г итара – один из самых неточных по строю инструментов. В особенности это относится к бюджетным гитарам. Очень тяжело, а зачастую и невозможно настроить инструмент так, чтобы он звучал абсолютно верно на всех ладах. Не забывайте о том, что при прижатии струны ее натяжение чуть меняется в большую сторону, она начинает немного «высить», а значит об абсолютно точном строе речь уже идти не может. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы настроить гитару не идеально, а максимально точно.

Настраивайте мензуру только с новыми струнами! Старые струны плохо держат строй по ладам и не дадут вам точную звуковую картину.

Также следите за ладовыми перегородками грифа. Если они стёрты, если их поверхность превратилась из округлой в плоскую, строй по всему грифу также будет неточным. Ведь точка прижатия струны будет смещена от центра к его плоскому краю, а это, в свою очередь, приведет к неточности рассчитанной мензуры.

Источник

Все, что необходимо знать о гитарной мензуре

Чтобы быть профессиональным гитаристом, мало разбираться только в теории музыки. Нужно понимать, как устроен инструмент, на что влияют различные его характеристики. Сегодня мы поговорим о мензуре акустической гитары, а также электрической, бас и других инструментов. Я расскажу, что это такое и как влияет на качество исполнения.

Мензура гитары – что это

Для любого инструмента мензура – это его рабочая часть. Для тромбона, трубы, валторны – длина и объем воздушного канала. Для фортепиано – линия удара молоточков о струну в сочетании с другими параметрами.

Для большинства струнных это расстояние от верхнего порожка до бриджа, т. е. часть струны, из которой извлекают звук. К этому понятию не относится расстояние от верхнего порожка до колков, а также отрезок струны, намотанный на колок.

Одинаковым образом мензура определяется у гитар, скрипок, виолончелей и прочих подобных инструментов с небольшими различиями. Про особенности гитарного устройства мы поговорим дальше.

Мензура акустической гитары

Как на классике и укулеле, на акустике она неподвижна и настраивается один раз – мастером при выделке инструмента. С классикой проще всего: в цельном нижнем порожке сделаны отверстия, туда продеваются струны.

Мензура акустической гитары устроена чуть сложнее. Если вы присмотритесь, то обнаружите, что заклепки находятся не на одинаковом расстоянии от порожка. Это нужно для идеального попадания в ноты (конечно, при верной настройке).

В среднем мензура акустической гитары варьируется от 630 мм (на советских моделях) до стандартных и распространенных 650 мм. Иногда мензура становится отличительным знаком производителя, например 649 мм на Фендер и 629 мм на Гибсон.

Мензура электрогитары

С электро все сложнее: невооруженным глазом видно, что струнодержатель не представляет собой ровную линию. У каждой гитары этот параметр индивидуален.

Чем больше расстояние от бриджа до порожка, тем ниже звучит инструмент. Сравните виолончель с контрабасом. На гитарах это менее заметно, однако 2 идентичные гитары, отличающиеся только мензурой, не будут звучать одинаково. От этого параметра зависит сила натяжения струн, их твердость или податливость.

Расскажем про несколько стандартных видов, принятых за образец.

На инструментах Fender

На корпусах формы Stratocaster, Telecaster, произведенных компанией Fender, она составляет 25,5 дюймов (47,7 мм).

На инструментах Gibson

На корпусах Les Paul – 629 мм или 24 ¼ дюйма. Этот и предыдущий масштабы называются «идеальными расчетными».

На баритон-гитаре

Баритон называется так же, как тембр голоса. И звучит ниже обычной акустики или электро. Расстояние от порожка до бриджа составляет на нем 27-30 дюймов, т. е. 685-762 мм. Их делают Jackson, Ibanez, часто кастомно. На фотографии восьмиструнная Jackson.

На бас-гитаре

Басовые гитары всех производителей имеют мензуру 34 дюйма (863,6 мм). Здесь уже явно видна связь между этой характеристикой и высотой звучания.

Уменьшенная мензура

Обычно ставится на детские инструменты, не только электронные. Но можно встретить и мини-басы, которые тоже в основном изготавливаются по индивидуальному заказу. Например, на картинке кастомный винтажный Фендер.

Мультимензура

Название говорит о чем-то универсальном, но на самом деле это еще один вид кастомных дорогих инструментов, где каждая струна настраивается отдельно не только снизу, но и у колков. Иначе это называется веерными ладами.

Настройка гитарной мензуры

Если вы играете на электро, то настройку надо проводить при каждой замене струн или в любой момент, когда вы чувствуете, что звучание стало менее чистым. Для этого вооружитесь отверткой или шестигранником и тюнером. Настройка проводится у нижнего порожка.

Настройка без машинки Floyd Rose

Это ручной вариант:

  1. Сыграйте открытую струну, настройте ее так, чтобы она попадала в ноту.
  2. Зажмите 12 лад и проверьте чистоту по тюнеру.
  3. Если звук был выше чистой ноты, седло бриджа надо отодвинуть от грифа.
  4. Если звук оказался ниже нужного, подвиньте седло ближе к грифу.
  5. Повторите эти манипуляции несколько раз, пока не добьетесь чистого звучания.
  6. Проверьте открытое звучание еще раз.

Настройка с машинкой Floyd Rose

Floyd Rose – это система с рычагом тремоло. Если он есть, чтобы добраться до седел, струну сначала нужно полностью расслабить. Дальше процесс идентичен обычному, но становится дольше из-за постоянного расслабления-натяжения струн.

Мы разобрали, как устроена мензура акустической и электрогитар. Вам понадобится этот параметр, только если вы имеете дело с электрикой, а также при покупке. Ориентируйтесь на то, какой звук хотите получить – высокий или низкий? Исходя из этого выбирайте подходящую модель и расскажите в комментариях, на каком варианте вы остановились.

Рекомендуем к просмотру тематическое видео: Мензура музыкальных инструментов, регулировка, припуск косточки.

Источник

Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка

Среди читателей Гитаршколы, немалое количество гитаристов, которые в своем арсенале имеют двенадцатиструнную гитару. В связи с этим нам иногда поступают вопросы, как ее настроить. В сегодняшнем уроке как раз об этом и поговорим.

Настройка нижнего порожка двенадцатиструнной акустической гитары — задача не из легких. Она усложняется еще больше, когда дело доходит до винтажных двенадцатиструнок. Раньше о компенсированных нижних порожках для двенадцатиструнных акустических гитар не было и речи! Поэтому небольшие отклонения в строе таких гитар считались чем-то самим собой разумеющимся. Но те времена ушли. Музыка и музыкальные технологии вышли на новый уровень, и музыкантам и продюсерам не приходится больше мириться с тем, что та или иная струна не строит на том или ином ладу.

Настройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары с прямым нижним порожком предполагает подбор угла и точки начала вибрирующей части струны для каждой отдельной струны. Эта задача требует определенного навыка и терпения. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Для примера возьмем отличную гитару Martin D-12-20 1972 года. Однажды ее владелец решил отнести ее в мастерскую. На тот момент гитара была в очень хорошем состоянии, с тем лишь исключением, что она хронически не строила, а струны располагались слишком высоко над грифом. Часто старые двенадцатиструнки требуют замены грифа, а это довольно дорогое удовольствие. Но в данном случае угол грифа по отношению к корпусу был в порядке. К счастью для владельца гитары, проблема была значительно проще. Дело было в том, что на гитаре был установлен слишком высокий и к тому же кривой нижний порожек (см. Фото 1 ).

Нужно было, во-первых, отрегулировать высоту струн за счет изменения формы порожка, а во-вторых, настроить мензуру каждой струны. Было ясно, что если решить эти две задачи, гитара зазвучит значительно лучше и будет хорошо строить даже на высоких ладах.

Необходимые инструменты

Для работы с нижним порожком двенадцатиструнной гитары вам понадобятся следующие инструменты: измеритель высоты струн над грифом, измеритель радиуса и радиус-блок, соответствующий радиусу грифа. Также потребуется механический карандаш, каподастр, наждачная бумага (зернистость 80 и 400) и набор небольших плоских пилок.

Предварительный этап настройки гитары

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить гитару и произвести необходимые замеры. Они будут служить вам в качестве ориентиров. Лучше всего записать результаты замеров на бумажку, чтобы не забыть их.

Сначала установите каподастр на первый лад и измерьте высоту первой и одиннадцатой струн над двенадцатым ладом с помощью специального измерителя. (Будем считать, что наша гитара настроена по стандартной схеме.) Измерять нужно расстояние между высшей точкой двенадцатого лада и нижней границей струны.

Идем дальше. Каподастр все еще расположен на первом ладу. Зажмите одиннадцатую и двенадцатую струны на четырнадцатом ладу и измерьте самое большое расстояние между нижней границей одиннадцатой струны и порожком лада. Обычно оно приходится на середину грифа, примерно в районе седьмого-девятого ладов. Это место можно найти, прижимая одиннадцатую и двенадцатую струны то там, то там. При этом струны должны быть зажаты на четырнадцатом ладу.

Затем снимите каподастр и проверьте высоту струн над порожком первого лада.

Проверьте мензуру каждой струны при помощи тюнера. (На двенадцатиструнной гитаре это сделать несколько сложнее, чем на обычной шестиструнной, потому что вам придется подцеплять каждую струну отдельно.) Начните с первой струны. Сыграйте флажолет на двенадцатом ладу, проверив, чтобы он строил. После этого зажмите ту же ноту. Если зажатая нота ниже или выше соответствующего флажолета, запишите разницу в центах. Повторите то же самое для каждой струны.

Исходные данные нашей «подопытной» гитары

Вот результаты предварительных измерений для гитары D-12-20: расстояние от порожка двенадцатого лада до первой струны — 6/64″. Для одиннадцатой струны — 7/64. Слишком высоко. Самое большое расстояние от струны до грифа при зажатии струн на первом и четырнадцатом ладу — .012″. Это идеально подходит для стиля игры хозяина гитары. Высота первой струны над порожком первого лада составила 1/64″, одиннадцатой струны — 2/64″. И вновь хороший результат. Сделав все эти замеры, я понял, что мне нужно всего лишь уменьшить высоту нижнего порожка.

Я проверил мензуру струн, сравнив флажолеты с зажатыми нотами, и обнаружил, что большая часть зажатых нот звучала на 2-6 центов выше соответствующих флажолетов, а пары струн G и D были на 3 цента ниже флажолетов.

Теперь у меня были все данные для продолжения работы.

Подгонка нижнего порожка

Дальше нужно было проверить, соответствует ли радиус нижнего порожка радиусу грифа. Как я и думал, до соответствия было очень и очень далеко. Радиус грифа составлял 14″ (см. Фото 2 ), а радиус порожка — всего лишь 8″. Это значит, что изгиб порожка был значительно заметнее изгиба грифа, а в этом случае пары струн D и G располагаются выше других струн.

Я взял радиус-блок на 14″ и наждачную бумагу зернистостью 80 и подогнал радиус порожка к радиусу грифа. Вот как можно это сделать: расположите радиус-блок так, чтобы его прогиб был направлен вниз, и прикрепите на его поверхность наждачную бумагу. Переверните порожек и начинайте аккуратно спиливать лишнее, водя им по поверхности радиус-блока. Если вы расположите источник света позади порожка, вы легко увидите, сколько и в каком месте нужно удалить (см. Фото 3 ).

В нашем случае струны были расположены высоко, поэтому мне пришлось спилить примерно 1/32″ верхней части порожка на том месте, где расположены пары струн Е. В средней части порожка я удалил довольно много, чтобы сгладить его изгиб.

Завершив эту работу, вновь установите порожек на гитару и приготовьте механический карандаш.

Разметка порожка

Самое время нанести на порожек метки, чтобы определиться с точками соприкосновения со струнами и углами для каждой струны (см. Фото 4 ). Но перед тем, как начать разметку, поговорим о том, как струны должны располагаться на нижнем порожке. Мы начнем с точек соприкосновения, а затем займемся углами.

Хочу предупредить сразу: эту задачу не всегда получается решить с первого раза. Вы можете попробовать прикинуть, где должна располагаться каждая струна на порожке, но сделать это правильно с первой попытки довольно сложно.

Очень полезно мысленно разделить двенадцать струн на три группы:

  • • шесть струн E, A, D, G, B и E, которые есть и на обычной гитаре. Причем нижние четыре — это струны с обмоткой. Это все понятно.
  • • струны, настраиваемые на интервал в октаву (E, A, D, G) по отношению к струнам E, A, D и G.
  • • унисонные струны B и E. Последняя группа — струны без обмотки.

Для начала займемся первой группой — стандартными струнами. Как правило, лучше всего, когда струны Е (нижняя) и В отходят от порожка уже на заднем его краю (ближе к бочонкам, удерживающим струны). Что касается струны G, здесь крайней точкой соприкосновения должен быть передний край порожка (ближе к резонаторному отверстию).

Остаются струны Е (высокая), D и А. Высокая Е-струна обычно отходит от порожка примерно посередине между крайней точкой соприкосновения для струны В (на заднем краю порожка) и крайней точкой соприкосновения для струны G (на переднем краю порожка). Точку соприкосновения для струны D мы расположим ближе к точке для струны G, а для струны А — ближе к точке для низкой Е-струны.

Струны с интервалом в октаву — отдельная история. Октавные струны для нижней Е-струны и струны G отходят от порожка на переднем его краю. Октавные струны для струн А и D смещаются в направлении бочонков.

А вот унисонные струны В и Е располагаются на том же уровне, что и их пары.

Теперь к вопросу о том, как каждая струна переходит от отверстия к краю порожка. В случае данной конкретной гитары отверстия для шести стандартных струн смещены назад, в направлении заднего края бриджа. Отверстия для шести дополнительных струн (четыре октавных и две унисонных) расположены сразу за нижним порожком.

На заднем краю порожка нужно сделать своеобразные «рампы» для каждой струны, чтобы они не перетирались об острый угол. Это продлит срок службы струн и увеличит сустейн. Угол для основных струн должен быть более пологим, чем угол для дополнительных шести струн.

Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой

Здесь вы можете проявить все ваши творческие способности. Основываясь на показаниях только что нанесенной разметки, отрегулируйте крайнюю точку соприкосновения с порожком и угол для каждой струны (см. Фото 5 ) с помощью маленькой плоской пилки. Это нужно делать очень медленно и аккуратно. Передний край порожка (тот, что ближе к резонаторному отверстию) должен получиться четким.

Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары

Как я уже упоминал, процесс настройки мензуры для двенадцатиструнной гитары очень трудоемок. Завершив предыдущий этап, установите новые струны, настройте их и проверьте мензуру.

Цель — добиться того, чтобы высота ноты, зажатой на двенадцатом ладу, и высота флажолета, извлеченного на том же ладу, совпадали. Обязательно пользуйтесь тюнером при проверке. Если зажатая нота выше, сместите точку отхода струны от порожка немного назад. И наоборот — если зажатая нота ниже, сместите эту точку вперед, в направлении резонаторного отверстия. В итоге у вас должно получиться нечто наподобие того, что получилось у меня (см. Фото 6 ). Не отчаивайтесь, если вам придется ослаблять и снимать струны, подпиливать порожек, вновь натягивать струны, настраивать их и перепроверять мензуру пять, десять или даже сто раз. Это вполне нормально.

И в завершение

Как только вы победите мензуру, снимите струны последний раз, выньте порожек и отполируйте его наждачной бумагой зернистостью 400, а затем протрите мягкой тряпочкой. Установите струны и настройте их. Вы справились!

Этот процесс сложен и требует навыка и опыта, но ведь ради двенадцатиструнной гитары, строящей на всех ладах, стоит и попотеть! А вы как считаете?

А что делать, если струна на акустической гитаре не строит на 12 ладу?

Источник

Оцените статью