Профессиональная настройка
8-965-434-01-01, 8-929-528-86-54
- Главная
- Настройка пианино
- Услуги
- Контакты
- Статьи
- Справочник клиента
- Видео
- Слух настройщика пианино
- Взаимодействие струн, биения, гармоники
- Настройка темперации пианино
- Настройка краев диапазона фортепиано
- Техника владения ключом
- Клавишный механизм фортепиано
В статье не ставится задача ответить на все вопросы, связанные с процессом профессиональной настройки. Ее главная цель — помочь начинающим сделать первые шаги в освоении «темперации» при настройке фортепиано, дать анализ основных ошибок, встречающихся в работе неопытного настройщика. (Г. Богино)
Существует распространенное мнение, будто после работы над темперацией на среднем участке, крайние регистры настраивать довольно легко, пользуясь октавными ходами. Это значит, что настройка краев диапазона мыслится как копия с темперации, снятая посредством октавной дублировки. В действительности же такой подход обычно приводит к низкому качеству настройки. Полутоны оказываются часто настолько различными по величине, что эти ошибки слышны даже при проигрывании хроматической гаммы, хотя, как известно, в хроматической гамме наиболее трудно выявить погрешности строя.
Настройка крайних регистров — это самостоятельная творческая задача, имеющая свои специфические трудности и особенности. Многие музыканты, а иногда даже и настройщики полагают, что хорошая настройка должна напоминать своего рода прямую нулевую линию с чистыми октавами от крайнего нижнего до крайнего верхнего регистра. Это представление порождено математической теорией равномерно-темперированного строя. Как известно, одним из основных требований этого строя является математически точная октава, звуки которой должны иметь строго кратные отношения по частоте колебаний. Так, например, все звуки ля от контроктавы до четвертой октавы должны иметь соответственно 55, 110, 220, 440, 880, 1760 и 3520 колебаний в секунду.
Как же соблюдаются эти требования в музыкальной практике? В 1957 году немецкий ученый Г. Майнель опубликовал результаты исследования большого количества роялей. Как показывают данные Майнеля, обычно звуки нижнего регистра настраиваются несколько ниже, а звуки верхнего регистра несколько выше, нежели следовало бы по расчетам. Расхождение было обнаружено также в работах других исследователей. Такая закономерность подтвердилась и в наших опытах. Измерения строя рояля, проведенные после тщательной настройки, показали, что звуки субконтроктавы были понижены в среднем на 40 центов, а последние звуки четвертой октавы на 40 центов повышены. В среднем регистре также наблюдалась тенденция некоторого расширения всех интервалов.
В чем же причина этого явления? Наблюдается ли оно только при настройке фортепиано? Не противоречит ли оно требованиям музыкального слуха?
Причины подобной трансформации строя пока еще нельзя считать окончательно выясненными. Некоторые исследователи объясняют ее негармоничностью обертонов струн, то есть свойствами самого инструмента. Однако проведенные Лабораторией музыкальной акустики опыты, в которых участвовало пятнадцать музыкантов различных специальностей, показали, что тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах и даже при настройке электрических генераторов, звуки которых лишены обертонов. Выяснилось, что и широкие мелодические и гармонические интервалы (например, двух-, трех-, четырехоктавные) по всему диапазону настраиваются значительно шире математической нормы. Так, четырехоктавнып интервал расширялся несколько более, чем на четверть тона, двухоктавный — на 30 центов. Даже октава, которая в наших представлениях является наиболее «точным» интервалом, расширялась до 18 центов. Математически точные октавы в широком диапазоне не удовлетворяли музыкантов.
Изучение этого интересного явления слухового восприятия должно помочь выработать в дальнейшем более точные критерии хорошей настройки музыкальных инструментов.
Крупные пианисты, знакомые с этим явлением, готовясь к тому или иному выступлению, предупреждают о нем настройщиков и выдвигают конкретные требования к их работе. На основании собственного опыта настройки автор может сказать, что единой нормы здесь нет. Величина изгиба линии строя в крайних регистрах зависит и от особенностей настраиваемого инструмента, и от целого ряда других факторов. К важнейшим факторам следует отнести (для концертных роялей) зависимость строя от характера концертной программы, исполняемой пианистом, и от его исполнительского стиля. Так, при работе над «Фантастическими танцами» Д. Шостаковича пианист В. Мержанов сделал предложение предельно завысить дискант (верхний регистр). Это было правильное решение вопроса: третий танец (как выяснилось при сопоставлении двух записей) зазвучал ярче, в нем почувствовалась ясная перспектива, даль.
Вдумчивое отношение к результатам своего труда поможет каждому настройщику найти практические нормы в работе с крайними участками.
В большинстве случаев отклонения верхнего и нижнего регистра в настройке возникают как бы сами собой. Этому способствуют и охарактеризованная выше закономерность музыкального слуха и отклонение высоты обертонов от точных кратных соотношений с основным тоном.
Однако опытные настройщики могут регулировать степень отклонений уровня строя в крайних регистрах и сознательно применять особые приемы для их настройки.
При настройке крайнего верхнего регистра можно, например, использовать зонную природу слуха. Благодаря зонности слуха интервал октавы может иметь несколько вариантов, слегка отличающихся от математически точной октавы, но не вызывающих ощущения фальши. Для того чтобы получить слуховое представление о разных интонационных вариантах, нужно настроить по-разному две струны одного хора. Поочередно сравнивая звучание октав, образуемых с участием то одной, то другой струны, можно заметить, что более узкая октава обладает для восприятия меньшей звуковой энергией. Ее верхний звук слышен сравнительно слабо. Другое впечатление возникает от расширенной октавы. В целом она звучит ярче. Ее верхний звук обретает самостоятельность, отчетливость, и этого достаточно, чтобы казалась, будто он стал продолжительнее по звучанию. Заметим попутно, что увеличение яркости звучания, возникающее от незаметных разливов в октавах и в унисон ах, используется, в частности, для усиления двух-трех крайних звуков верхнего регистра, которые обычно звучат чрезмерно глухо и коротко во многих конструкциях фортепиано.
Пользуясь октавой при настройке верхнего участка диапазона, можно для целей некоторого завышения уровня этого регистра опираться на расширенный вариант октавного интервала.
Описанный прием применим и для понижения басового участка. Но здесь есть и другие возможности. Большая продолжительность звучания басовых струн позволяет использовать во время настройки эффект флажолетов. Флажолеты можно получить на фортепиано таким же способом, как они получаются на смычковых инструментах. Передвигая точку легкого касания кончика пальца (или ребра резинового клинка-заглушки) по струне, легко найти в середине струны (то есть в точке, делящей струну на две равные части по длине) такое положение, при котором струна будет давать звук на октаву более высокий. Таким же приемом можно найти квинту через октаву и двойную октаву. Полученную флажолетную звучность можно сравнить в унисон со струнами среднего регистра. Как правило, флажолеты дают с основным тоном струны расширенный интервал, но это расширение не всегда по своей величине достаточно, чтобы, настроив басовую струну по флажолету, получить желаемую степень занижения нижнего регистра. Поэтому флажолеты следует рассматривать лишь как ориентиры, опираясь на которые, можно регулировать настройку основного тона.
Конечный результат работы с крайними регистрами необходимо дополнительно проверять по среднему — контрольному для всего диапазона — участку. Удобно использовать для этого дециму через одну, две и даже через три октавы. Неточно настроенные звуки особенно заметны, если исполнять последовательность из нескольких, например трех соседних по хроматической гамме децим.
Настройка крайних регистров более трудна и требует особой сноровки, умения поддерживать на необходимом уровне слуховое внимание. Эффективность работы может быть повышена и использованием особых планов настройки.
Замечено, что однообразная монотонная хроматическая последовательность настройки октавных интервалов в одном направлении очень сильно утомляет и притупляет слух. Но достаточно изменить порядок в работе, как мы получим ощутимое облегчение. В свое время автор вместо длинных хроматических последовательностей применял в настройке ступенчатый «путь», составленный из квартовых участков звукоряда.
Каждое новое появление группы, ее верхнего звука обостряло восприятие, снижало утомление. Исходя из подобного принципа можно построить и ряд других последовательностей.
Выше мы уже касались затрудняющего настройку явления внутренних биений струн. Оно особенно заметно на дискантовом участке. Здесь помогает делу прием настройки двух последовательных квинт, опирающийся на использование предварительно настроенного вспомогательного звука, дающего октаву с верхним звуком второй квинты. Звук в верхней квинте настраивается по октаве без чрезмерного вслушивания и утомления, а средний для двух квинт звук ставится на среднее «расстояние»: поочередно попадала на сильную метрическую долю.
В принципе при настройке обоих краев диапазона можно использовать приемы, описанные при рассмотрении средних участков темперации.
Результат будет тем точнее, чем большее количество контрольно-опорных точек мы найдем для настраиваемого участка.
Источник
Настройка фортепиано — Piano tuning
Настройка фортепиано — это регулировка натяжения струн акустического пианино таким образом, чтобы музыкальные интервалы между струнами совпадали . Значение термина «созвучно» в контексте настройки фортепиано — это не просто определенный фиксированный набор высот . Точная настройка фортепиано требует оценки взаимодействия между нотами при вибрации, которая различается для каждого фортепиано, поэтому на практике требуется немного отличная высота звука от любого теоретического стандарта. Фортепиано обычно настраиваются на модифицированную версию системы, называемую равной темперацией . (См. Раздел Частоты клавиш фортепиано для теоретической настройки фортепиано.)
Во всех системах настройки каждая высота звука может быть получена из ее отношения к выбранной фиксированной высоте звука, которая обычно равна A440 , ноте A над средней C (261,626 Гц). Обратите внимание, что для классического фортепиано и музыкальной теории средний C обычно обозначается как C 4 (как в научной нотации высоты звука ); Тем не менее, в MIDI стандартной четкости (как тот , используемый в Apple , «ы GarageBand ), этот средний C (261,626 Гц) наклеена С 3 . На практике программное обеспечение MIDI может пометить средний C (261,626 Гц) как C 3 -C 5 , что может вызвать путаницу, особенно для начинающих.
Настройкой пианино занимается широкий круг независимых специалистов по пианино, специалистов по ремонту пианино, технического персонала магазинов пианино и любителей. Профессиональное обучение и сертификация доступны в организациях или гильдиях, таких как Гильдия пианистов . Многие производители пианино рекомендуют настраивать пианино дважды в год.
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Многие факторы вызывают расстроение фортепиано, особенно атмосферные изменения. Например, изменение влажности влияет на высоту звука фортепиано; высокая влажность приводит к звуковой плате набухать, растягивая струны и вызывая шаг идти резким, в то время как низкая влажность имеет противоположный эффект. Изменения температуры также могут повлиять на общую высоту звука фортепиано. В новых пианино струны постепенно растягиваются, а деревянные части сжимаются, в результате чего пианино становится плоским, в то время как в старых пианино штифты настройки (которые удерживают струны в гармонии) могут расшататься и не удерживать фортепиано в гармонии. Частая и тяжелая игра также может привести к расстроению фортепиано. По этим причинам многие производители пианино рекомендуют настраивать новое пианино четыре раза в течение первого года и два раза в год после этого.
Расстроенное пианино часто можно определить по характерному « хонки-тонку » или по звуку биения, который оно производит. Это колебание интенсивности звука является результатом одновременного воспроизведения двух (или более) тонов одинаковых частот. Например, если фортепианная струна, настроенная на 440 Гц (колебания в секунду), играет вместе со струной фортепиано, настроенной на 442 Гц, результирующий тон бьет с частотой 2 Гц из-за конструктивного и деструктивного взаимодействия между двумя звуками. волны. Точно так же, если струна, настроенная на 220 Гц (с гармоникой на 440 Гц), играет вместе со струной, настроенной на 442 Гц, слышен тот же ритм 2 Гц. Поскольку пианино обычно имеет несколько струн для каждой клавиши пианино, эти струны должны быть настроены на одну и ту же частоту, чтобы исключить удары.
Высота ноты определяется частотой колебаний. Для вибрирующей струны частота определяется длиной, массой и натяжением струны . Струны фортепиано обернуты вокруг настроечных штифтов, которые поворачиваются для регулировки натяжения струн.
История
Настройка фортепиано стала профессией примерно в начале 1800-х годов, когда «пианофорте» стало мейнстримом. Раньше у музыкантов были клавесины , которые было намного легче настраивать, и которые музыканты обычно настраивали сами. Первые настройщики фортепьяно обучались и работали на фортепианных фабриках и часто проходили стажировку в течение 5–7 лет. Ранние настройщики сталкивались с проблемами, связанными с большим разнообразием новых и изменяющихся фортепиано и нестандартных звуков.
Исторически сложилось так, что клавишные инструменты настраивались с использованием только интонации , пифагорейской настройки и означало одну темперацию, что означало, что такие инструменты могли звучать «гармонично» в одной или некоторых клавишах, но тогда они имели бы больший диссонанс в других тональностях. Развитие хорошего темперамента позволило инструментам с фиксированным шагом играть достаточно хорошо во всех тональностях. Знаменитый « Хорошо темперированный клавир » Иоганна Себастьяна Баха воспользовался этим прорывом, с прелюдиями и фугами, написанными для всех 24 мажорных и минорных клавиш. Однако, хотя неприятных интервалов (таких как интервал волка ) удалось избежать, размеры интервалов по-прежнему не согласовывались между ключами, и поэтому каждая клавиша по-прежнему имела свой собственный отличительный характер. В течение 1800-х годов это изменение привело к увеличению использования квазиравномерной темперации , при которой соотношение частот между каждой парой соседних нот на клавиатуре было почти одинаковым, что позволяло переносить музыку между клавишами без изменения соотношения между нотами.
Фортепиано обычно настраивается по стандарту высоты звука A440, который был принят в начале 1900-х годов в ответ на самые разные стандарты. Ранее стандарты поля постепенно повышались с A415 в конце 1700-х — начале 1800-х годов до A435 в конце 1800-х годов. Хотя стандартным является A440, некоторые оркестры, особенно в Европе, используют стандарт более высокого тона, например A442.
Теория
Обертоны и гармоники
Натянутая струна может колебаться в разных режимах или гармониках , и когда молоток фортепьяно ударяет по струне, он одновременно возбуждает несколько гармоник. Первая гармоника (или основная частота) обычно самая громкая и определяет высоту звука. Теоретически высшие гармоники (также называемые обертонами или частичными колебаниями) колеблются с целым числом, кратным основной частоте. (например, струна с основной частотой 100 Гц будет иметь обертоны с частотой 200 Гц, 300 Гц, 400 Гц и т. д.) В действительности частоты обертонов слегка смещены вверх из-за негармоничности, вызванной жесткостью струн. .
Отношение между двумя тонами, называемое интервалом , — это отношение их абсолютных частот. Легче всего идентифицировать и настраивать интервалы, в которых частоты нот имеют простое целочисленное отношение (например, октава с соотношением 2: 1, идеальная квинта с соотношением 3: 2 и т. Д.), Потому что гармоники этих интервалов совпадают и бьют, когда они расстроены. (Для идеальной квинты 3-я гармоника нижней ноты совпадает со 2-й гармоникой верхней ноты.)
Темперамент
Термин « темперамент» относится к системе настройки, которая позволяет отбивать интервалы вместо настройки чистых или « простых интервалов ». В равной темперации , например, квинтэссенция может быть смягчена путем ее небольшого сужения, что достигается за счет небольшого сглаживания ее верхнего тона или небольшого повышения его нижнего тона.
Темперирование интервала заставляет его биться. Поскольку фактический тон вибрирующей фортепианной струны — это не просто одна высота, а комплекс тонов, расположенных в гармоническом ряду , две струны, которые близки к простому гармоническому соотношению, например, идеальная пятая доля на более высоких высотах (при их совпадающих гармониках ) из-за разницы в высоте между их совпадающими гармониками. Там, где эти частоты могут быть вычислены, темперамент может быть настроен на слух путем отсчета биений темперированных интервалов.
Один практический метод настройки фортепиано начинается с настройки всех нот в октаве «темперамент» в нижнем среднем диапазоне фортепиано. Тюнер начинает с использования внешнего эталона, обычно камертона A440 (или обычно камертона C523.23), чтобы настроить начальную высоту тона, а затем настраивает другие ноты в «темперации», используя отношения темперированных интервалов. Во время настройки обычно оценивают квинты, четверти, трети (как мажорные, так и минорные) и шестые (также мажорные и минорные), часто проигрывая интервалы в восходящем или нисходящем паттерне, чтобы узнать, достигнуто ли равномерное увеличение частоты ударов.
Как только октава темперации закончена, тюнер настраивает остальную часть фортепиано, работая в направлении наружу от темперации и используя октавы и другие интервалы, чтобы выровнять каждую ноту с нотами, которые уже были настроены.
В следующей таблице перечислены теоретические частоты ударов между нотами в октаве с одинаковой темперацией. В верхнем ряду указаны абсолютные частоты звуков; обычно по внешнему справочнику определяется только А440. Каждое другое число указывает частоту биений между любыми двумя тонами (которые разделяют строку и столбец с этим числом) в октаве темперации. Более медленные ритмы можно точно рассчитать с помощью метронома или другого подобного устройства. Для третей октавы темперации сложно настроить такое количество ударов в секунду, но после установки темперации и дублирования ее на одну октаву ниже все эти частоты ударов присутствуют на половине указанной частоты в этой нижней октаве, которые являются отлично подходит для проверки правильности темперамента. Один из простейших тестов на равный темперамент — сыграть последовательность мажорных третей, каждая на полтона выше последней. Если был достигнут одинаковый темперамент, частота биений этих третей должна равномерно увеличиваться в диапазоне темперамента.
261,626 | 277,183 | 293,665 | 311,127 | 329,628 | 349,228 | 369,994 | 391,995 | 415,305 | 440 000 | 466,164 | 493,883 | 523,251 |
0,00000 | 14,1185 | 20,7648 | 1,18243 | 1,77165 | 16,4810 | 23,7444 | C | |||||
13,3261 | 19,5994 | 1.11607 | 1,67221 | 15,5560 | 22,4117 | B | ||||||
12,5781 | 18,4993 | 1,05343 | 1,57836 | 14,6829 | 21,1538 | A♯ | ||||||
11,8722 | 17,4610 | .994304 | 1,48977 | 13,8588 | 19,9665 | А | ||||||
16,4810 | .938498 | 1,40616 | 13.0810 | 18,8459 | G♯ | |||||||
.885824 | 1,32724 | 12,3468 | 17,7882 | грамм | Фундаментальный | |||||||
1,25274 | 11,6539 | 16,7898 | F♯ | Октава | ||||||||
1,18243 | 10,9998 | 15,8475 | F | Шестой майор | ||||||||
10,3824 | 14,9580 | E | Незначительный шестой | |||||||||
14,1185 | D♯ | Идеальная пятая | ||||||||||
D | Идеальный четвертый | |||||||||||
C♯ | Мажорная треть | |||||||||||
C | Незначительная треть |
В следующей таблице указана высота тона, при которой должно происходить наиболее сильное биение для полезных интервалов. Как описано выше, при настройке, например, идеальной квинты, биение можно услышать не на одной из основных нот играемых клавиш, а скорее на октаву и квинту (идеальную двенадцатую) выше нижней из двух клавиш, т.е. самая низкая высота, на которой их гармонические серии перекрываются. Как только биение можно услышать, тюнер должен уменьшить интервал, широкий или узкий, от настройки, в которой нет биений.
Интервал | Примерное соотношение частот | Биение выше нижнего тона | Темперирование |
---|---|---|---|
Октава | 2: 1 | Октава | Точный |
Шестой майор | 5: 3 | Две октавы и мажорная треть | Широкий |
Незначительный шестой | 8: 5 | Три октавы | Узкий |
Идеальная пятая | 3: 2 | Октава и пятая | Немного узкий |
Идеальный четвертый | 4: 3 | Две октавы | Немного широкий |
Мажорная треть | 5: 4 | Две октавы и мажорная треть | Широкий |
Незначительная треть | 6: 5 | Две октавы и пятая | Узкий |
Унисон | 1: 1 | Унисон | Точный |
Протяжение
Настройка, описанная вышеупомянутым планом биений, обеспечивает хорошее приближение равной темперации во всем диапазоне октавы темперации. Однако при дальнейшем расширении фактическая настройка инструмента становится все более неточной из-за негармоничности , из-за которой гармоники становятся немного резкими по мере достижения все более высоких тонов в гармоническом ряду. Эта проблема смягчается за счет «растягивания» октав при настройке выше (и в некоторой степени ниже) области темперации. Когда октавы растянуты, они настраиваются не на самый низкий совпадающий обертон (вторая часть) ноты ниже, а на более высокий (часто четвертый частичный). Это одинаково расширяет все интервалы, тем самым сохраняя интервальную и тональную согласованность.
Вся западная музыка, но в частности западная классическая литература, требует этого отклонения от теоретического равного темперамента, потому что музыка редко исполняется в пределах одной октавы. Пианист постоянно играет ноты, распределенные по трем и четырем октавам, поэтому очень важно, чтобы средний и верхний диапазон высоких частот был растянут, чтобы соответствовать негармоническим обертонам нижних регистров. Поскольку растяжение октав воспринимается, а не измеряется, тюнер знает, какая октава нуждается в «большем» или «меньшем» растяжении. Хорошая настройка требует компромисса между яркостью тона, интонацией и осознанием градации тона с помощью компаса инструмента. Величина растяжения, необходимая для достижения этого, является функцией масштабирования струны, сложного определения, основанного на натяжении, длине и диаметре струны. Кривая Railsback является результатом измерения основных частот растянутых строев и построения их отклонения от нерастянутой равномерной темперации.
В маленьких фортепиано негармоничность настолько велика, что при растяжении, основанном на тройной октаве, отдельные октавы заметно бьются, а широкие, быстрые интервалы биений в верхних частотах, особенно в мажорных 17-х, сильно бьются. При необходимости тюнер попытается ограничить растяжение. В больших фортепиано, таких как концертные рояли, меньшая негармоничность позволяет добиться более полного растяжения струны без отрицательного воздействия на близкие октавы и другие интервалы. Таким образом, хотя это может быть правдой, что меньшее фортепиано получает большее растяжение относительно основной высоты звука, только октавы концертного рояля могут быть полностью расширены, так что тройные октавы не имеют ритма. Это способствует отклику, блеску и «певческому» качеству, которое предлагают концертные мастера.
Преимущество растягивания октав — это исправление диссонанса, которое равный темперамент придает идеальной квинте. Без растяжения на октаву медленное, почти незаметное биение квинт в области темперамента (в диапазоне от немногим более одной доли каждые две секунды до примерно одной доли в секунду) удвоило бы каждую восходящую октаву. Таким образом, в верхней части клавиатуры теоретически (и в идеале) чистая квинта будет бить более восьми раз в секунду. Современные западные уши легко переносят быстрое биение в нечетких интервалах (секунды и седьмые, трети и шестые), но не в идеальных октавах или квинтах. К счастью для пианистов, натяжение струны, компенсирующее негармоничность концертного рояля, также почти точно смягчает накопление диссонанса в идеальной квинте.
Другие факторы, физические и психоакустические , влияют на способность настройщика проявлять темперамент. К физическим факторам относятся негармонические эффекты из-за резонанса деки в басовых струнах, плохо изготовленные струны или особенности, которые могут вызывать «ложные биения» (ложные, потому что они не связаны с манипуляцией битами во время настройки). Основным психоакустическим фактором является то, что человеческое ухо склонно воспринимать высокие ноты как плоские по сравнению с средними. Растягивания настройки для учета негармоничности струн часто недостаточно для преодоления этого явления, поэтому настройщики фортепиано могут растянуть верхнюю октаву или около того фортепиано еще больше.
Инструменты и методы
Общие инструменты для настройки пианино включают в себя рычаг настройки или «молоток», различные приглушения , а также камертон или электронное устройство настройки . Настроечный рычаг используется для поворота и «установки» настроечных штифтов, увеличения или уменьшения натяжения струны. Приглушение используется для приглушения струн, которые не настраиваются. При настройке октавы темперации войлочную полосу обычно помещают в темпераментную (среднюю) часть фортепиано; он вставляется между трикордом каждой ноты, приглушая его две внешние струны, так что только средняя струна может свободно вибрировать. Приглушение Papps выполняет ту же функцию в пианино и помещается через действие фортепиано для приглушения либо 2 левых струн (трикорда), либо 2 правых струн аналогичным образом. После того, как все центральные струны настроены (или вправо, если используется приглушение Papps), войлочную полосу можно снимать ноту за нотой, настраивая внешние струны на центральные струны. Клиновидные приглушения вставляются между двумя струнами, чтобы приглушить их, а приглушение паппса обычно используется для настройки высоких нот в пианино с вертикальной ориентацией, поскольку оно легче скользит между стержнями молоточка.
При настройке на слух камертон используется для настройки первой ноты (обычно A4) фортепиано, а затем октава темперации настраивается между F3 и F4 с использованием различных интервалов и проверок, пока тюнер не убедится, что все ноты в октаве настроены правильно. Затем остальная часть фортепиано настраивается на октаву темперации с использованием октав и других интервалов в качестве проверок.
Если используется электронное настраивающее устройство, этап темперации может быть пропущен, поскольку тюнер может регулировать ноты непосредственно с помощью настраивающего устройства в любом разумном порядке.
Источник