- Создание классической гитары. Верхняя дека
- __________________ Автор статьи: Бабичев Андрей Георгиевич. Сайт: www.babichew.net
- Комментарии (16) :
- Настройка акустической гитары
- Варианты строя
- Стандартный
- Дроп D
- Открытый строй
- Как пользоваться тюнером?
- Как правильно настроить на слух?
- Первая струна
- Вторая
- Третья
- Четвертая
- Пятая
- Шестая
- Используем другие приспособления
Создание классической гитары. Верхняя дека
Верхняя дека — основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…
Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).
То же самое можно сделать и полуфуганком.
Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.
Склеиваем деку в «вайме».
Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.
Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.
Теперь готовим инструмент для врезки розетки.
Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.
Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет — слишком толстый и грубый инструмент.
Получаем вот такой контур розетки.
Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.
Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали — прорезаем «балериной».
Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.
Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.
примеряем розетку «на сухую».
Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…
Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.
…и зажимаем струбцинами.
Розетка на своем месте.
Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»
Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.
Удаляем вырезанный круг.
Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…
Следующий этап — приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.
Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.
Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит — ну и ладно. Сколько мастеров — столько и мнений.
Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…
__________________
Автор статьи: Бабичев Андрей Георгиевич. Сайт: www.babichew.net
Комментарии (16) :
Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?
При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента( гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева( общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.
Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.
Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.
Из чего же всё-таки делаются деки? шпон, массив, ламинат ? из чего на изображении сделана дека? это массив или фанера? нигде не могу найти конкретного ответа, одни поверхностные » ель, кедр, сосна» а массив или шпон, или что -то другое, никто не пишет…
Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой( не уточняя, что это фанеровка.)
По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus — твердый, прочный, массивный).
здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.
Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
Удачи Вам, Шукрат.
Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?
Да, Владимир, можно и так.Что касается пихты, я работал с Дугласовой пихтой, очень теплый, близкий к голосу человека тембр получается. Корпус из палисандра»Сантос». Прекрасное сочетание древес. Другие породы пихт не пробовал. Пихта тяжеловата и смолиста, поэтому я бы её не ставил на классическую гитару, а вот для бардов, для романсов для такого направления будет хорошо.
здравствуйте! меня интересует вопрос о схемах и разметок пружин классической гитары. дело в том что много пишут про дерево (из чего и какого материала) но я нигде не видел разметки чертежи чтобы допустим взять и по схеме сделать гитару… само больше меня интересует разметки пружин толщина угол и так далее… буду премного благодарен=)
Александр, легче купить готовые схемы(стоят не дорого) на Ebay.
Например схема гитары Торреса:
Проштудируйте форумы мастеровые. Например этот:
Думаю, это поможет.
Покупал недавно крутой Cort AD810 OP у продавца за границей , просто офигеннейшая акустика и бюджетная, были проблемы когда нужно было на карточку перевести деньги, но помог этот сервис https://www.moneyto.co.uk если кому то понадобится.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли еловая дека быть склеена не из двух кусков дерева, а из четырёх? При детальном осмотре возникло такое подозрение. Если да, то влияет ли это на качество звука? Гитара зарубежного мастера, стоит очень дорого.
Спасибо!
Здравствуйте, Павел. Конечно может быть. Если это отличный материал и дощечки подогнаны идеально, Вы этого даже не заметите. Правда, я уже очень давно не встречал верхнюю деку не из двух половинок. С материалом-то проблем сейчас нет. По какой причине мастер поставил такую деку сказать не могу, но если инструмент по звуку устраивает, то претензий не должно быть. Есть правда один нюанс — гитара с декой не из двух половинок оценивается значительно ниже. Сам, в начале своей карьеры, испытал это, отправив инструмент в Данию. Цену дали раза в три ниже ожидаемой, хотя и отметили красивое звучание инструмента. Бывает и такое, когда может показаться, что дека не из двух половинок, а на самом деле, это такая текстура дерева, так слои выделили какую-то область и кажется, что приставлен инородный кусок дерева. Но такой дефект сразу проходит выбраковку ещё на стадии покупки материала (если конечно материал не покупался в интернет магазине и пришёл по почте).
Здравствуйте. Нигде не могу найти примеры по изготовлению подложки-шаблона для приклейки пружин. Там же купол. Как его сделать? Выстрогать по чертежу гитары? И на чем лучшу — дерево, фанера, МДФ? Спасибо.
Источник
Настройка акустической гитары
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Приобретение гитары – это только половина пути к началу обучения игре на ней, ведь вначале необходимо выставить правильный строй. Многие новички думают, что для настройки струнного инструмента нужно знать нотную грамоту и обладать идеальным музыкальным слухом. Однако существует множество простых способов наладить звучание акустики в домашних условиях – как при помощи специального оборудования или онлайн-программ, так и на слух.
Варианты строя
Если углубляться в суть вопроса, можно найти огромное количество различных строев для акустической гитары. Но среди всех разновидностей выделяются три: стандартный, дроп-строй и открытый. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Стандартный
В эту группу попадает не только классический строй 6-струнной гитары (EADGBE), но и другие, в которых сохраняется общий принцип этой настройки. Стандартный строй выглядит так: высота звуков первых четырех струн имеет между собой квартовый интервал, а четвертая и пятая настраиваются в уменьшенную квинту. Поэтому, например, гитарный строй DGCFAD также является стандартным, только имеет обозначение «D» в гитарной литературе.
Дроп D
Такая настройка струн практически полностью повторяет стандартное строение, отличается только звучание шестой струны. Её настраивают на 1 тон ниже – в интервал октавы к четвертой и в квинту к пятой. Благодаря такому строю музыканту проще зажимать квинтаккорды, исполняя сложные композиции. Чаще всего строй drop D применяют для игры в стиле метал.
Открытый строй
Довольно распространенный метод настройки гитары для исполнителей в стиле фолк. Строй отличается тем, что настраивается не по квартовым интервалам или в квинту, а по ступеням какого-то определенного аккорда. Когда у гитары открытый строй, все струны гитары издают чистый аккорд, определенный настройщиком.
Для каждого стандартного типа настройки существует возможность понижения строя (пониженный строй от какого-то определённого). Для этого весь строй изменяют на более низкий, чем стандартный (на полтона или тон).
Такой метод позволяет получить более низкое и тяжелое звучание инструмента, лучше всего подходящего для исполнения роковых композиций.
Гитара – универсальный музыкальный инструмент, который может по-разному звучать, быть устроен и настроен. Акустические гитары могут отличаться не только размерами, но и количеством струн, имеющих свой стандартный строй. Рассмотрим подробнее несколько стандартных строев различных инструментов, являющихся разновидностями гитары.
- Строй четырёхструнной гитары. Такой инструмент больше известен как укулеле. Гавайская гитара отличается необычным строем – все 4 звука вмещаются в одну октаву. Стандартная настройка для укулеле – GCEA.
- Строй семиструнной гитары. Гитара с таким количеством струн пережила пик популярности в периоде XVIII-XIX веков. Она пользовалась спросом у цыган, благодаря чему и получила название «цыганская». В настоящее время большинство гитаристов предпочитают 6-струнный инструмент, но любителей цыганской гитары еще можно встретить. Стандартный строй такого инструмента – минорный: DGBbDGBbD. Строй «русской» 7-струнки – мажорный: DGBDGBD.
- Строй 12-струнной гитары. Особенность этого строя заключается в том, что струны расположены парами. Основные шесть струн повторяют строй классической 6-струнной гитары – EADGBE, а парные струны настраиваются немного иначе: первые две настраиваются в унисон с основными, а остальные четыре – на одну октаву выше своей пары.
Как пользоваться тюнером?
После покупки вы сможете играть на настроенном инструменте без особых проблем, но при интенсивной игре струны растягиваются, их звучание меняется на более низкое. Такое состояние инструмента называют расстроенным. В этом случае необходимо привести гитару в правильный строй. Для обучающихся самостоятельно это часто становится проблемой, так как они не знают способов настройки инструмента. Но настройка акустической гитары не является сложным делом, если взять на вооружение чувствительный гитарный тюнер.
Отстройка акустики при помощи специального прибора либо онлайн-тюнера – самый простой, быстрый и качественный способ приведения гитары в нужный строй для комфортной на ней игры. Производители создают широкий ассортимент различных тюнеров, поэтому выбрать удобный будет несложно.
Самостоятельная настройка гитары с помощью любого онлайн-тюнера доступна даже новичку – необходимо подсоединить микрофон и позволить программе послушать звуки гитарных струн по очереди. В случае неправильного звука на какой-либо струне необходимо соответствующим колком подстроить звук до нужной высоты, пользуясь наглядными средствами тюнера (шкала, стрелка, сигнальный цвет или звук).
Если микрофона нет, то можно настраивать гитару на слух, пользуясь звуком, издаваемым тюнером.
Другой способ настройки акустики предполагает приобретение специального компактного тюнера. Существует 2 вида устройств: для акустики и полуакустики. Первый аппарат оснащен микрофоном, улавливающим звуки гитары без звукоснимателей и проводов. Второй тюнер, предназначенный для отстройки звучания электроакустической гитары, подсоединяется к инструменту через звукосниматель обычным соединением «джек».
Чтобы осуществить настройку при помощи тюнера, необходимо подключить его к микрофону или звуковому пульту. Если используется второй вариант, звук отображается на микшерском пульте. При использовании портативного тюнера-клипсы (прищепки) нужно просто прикрепить его к головке грифа акустической гитары.
Технология настройки инструмента при помощи тюнера довольно простая – нужно выбрать струну, извлекать из неё звуки и подкручивать соответствующий колок до тех пор, пока значок ноты на дисплее не станет зеленого цвета (или стрелка не достигнет центральной отметки). Такие манипуляции необходимо последовательно выполнить с каждой струной.
Как правильно настроить на слух?
Этот метод для новичков не самый подходящий, но его обязательно следует освоить, чтобы не попадать в неловкую ситуацию при отсутствии тюнера. Этим способом пользуются практически все профессионалы, доверяющие своему слуху. Предлагаем вам подробнее рассмотреть технику постановки классического строя EADGBE.
Первая струна
Настройка гитары всегда начинается с самой тонкой струны, извлекающей высокие ноты. Вся дальнейшая технология способа будет опираться на ее звучание. На первой струне необходимо настроить звук, соответствующий ноте E первой октавы. Это можно сделать несколькими способами: взяв, например, аналогичную ноту на настроенном пианино или другом музыкальном инструменте. А также можно призвать в помощь камертон-свистульку – очень удобное портативное устройство в виде трубки, которое можно всегда носить с собой в качестве брелока. Этот свисток издает ноту «ля» (A) первой октавы, в тон которой и нужно настроить первую струну, прижав ее на 5 ладу. В открытом состоянии она будет издавать искомую ноту E.
Вторая
Её необходимо настроить на ноту B малой октавы. В этом поможет настроенный звук первой струны. Следует прижать вторую струну на 5 ладу и отстроить ее так, чтобы она звучала в унисон с открытой первой. После настройки открытая вторая струна будет звучать чистой нотой B.
Третья
В этом месте имеется особенность – для настройки третья струна прижимается не на 5, как остальные, а на 4 ладу. Прижав её, следует добиться, чтобы она звучала одинаково с открытой второй. Открытая третья струна будет издавать ноту G.
Четвертая
Настраивается на ноту D, для чего следует прижать ее на 5 ладу, а затем добиться одинакового звучания с третьей струной. Дальнейшая настройка гитары будет придерживаться этой же схемы.
Пятая
Как и предыдущая, эта струна зажимается на 5 ладу и настраивается в унисон с четвертой. Ее открытый звук – нота A.
Шестая
Самая толстая струна настраивается тем же способом – зажимается на 5 ладу и отстраивается в унисон с предыдущим басом. Шестая струна – тоже E, как и первая, но её звук на две октавы ниже.
Используем другие приспособления
Кроме отстройки тюнером и на слух, существует настройка по флажолетам. Такой метод позволяет добиться максимальной точности в звучании нот. Техника флажолета – это необычный способ извлечения нот, при котором струны не зажимаются на ладу. К ним лишь слегка прижимают левый палец над определённым порожком грифа. Во время щипка струны методика предполагает одновременное снятие пальца с неё.
Если извлекать флажолеты ближе к верхнему порожку, звуки получаются очень высокими, на некоторых струнах даже выходят за верхний предел гитары, тогда как над 12 ладом получается звук, одинаковый по звучанию с открытой струной.
Настраивать гитару по флажолетам немного сложнее, но этот способ дополнительно тренирует слух начинающего музыканта. Рассмотрим подробнее данный способ настройки инструмента.
- 6-ю струну настраивают в унисон с открытой 1-й по флажолету пятого лада.
- 5-ю настраивают по флажолету седьмого лада в тон открытой 1-й.
- 4-я струна по флажолету седьмого лада должна звучать в унисон флажолету 5-й струны на пятом ладу.
- 3-я настраивается через флажолет седьмого лада в унисон флажолету 4-й струны на пятом ладу.
- Флажолет 2-й струны, взятый на пятом ладу, должен соответствовать флажолету 1-й струны на седьмом ладу.
О том, как настроить акустическую гитару, расскажет видео ниже.
Источник