Коррекция вокала по нотам
Чтобы исправить неидеальное исполнение вокалиста, существуют инструменты для коррекции вокала по нотам. Эти инструменты общедоступны и просты в понимании, однако, чтобы применять их на практике, необходимо наличие музыкального слуха и опыт звукорежиссерской работы. Существует два основных метода «тюна вокала по нотам»:
1. Автотюн — программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:
К дорожке, которую нужно «затюнить», подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее «Автотюн» предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем «тюнить», тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.
Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если же наша цель — выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).
Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne или Logic Pro X (в лоджике десятой версии появилась возможность корректировать вокал в ручную без использования сторонних плагинов)
2. Melodyne — программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!
В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.
Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):
Послушайте, насколько лучше стала запись после коррекции вокала по нотам в программе Melodyne:
Источник
Коррекция вокала
Итак, мы уже записали голос, вокал или какой то нужный для проекта звук, и весь процесс как он происходит детально описали в предыдущей статье. Теперь приступаем к следующему этапу: корректировка вокала.
Корректирование вокала или голоса
С самого начала надо определиться в терминах и формулировках. Не претендуя на «глобальное знание» и никого не поучая, выражу лишь своё мнение как называть этот процесс:
Человек не робот и не машина. Его нельзя запрограммировать и добиться от него идеальнейшего исполнения партии вокала по разным параметрам. Поэтому записанному материалу в подавляющем большинстве случаев нужна корректировка: внести некие правки в детали, чтобы к этапу сведения весь материал был уже готов и можно было не отвлекаться от сведения трека.
Что входит в это понятие и в виды работ:
- редактирование вокала : выбрать нужные дубли, внутри дублей возможно произвести замену неудачных кусочков (например отдельного слова) на удачный кусочек. Если уместно — вырезать излишне торчащие вздохи, слюни, шумы и т.д.
- корректирование вокала : когда нужные дубли на месте без посторонних ненужных призвуков, корректируем вокал как инструментальную партию (не удивляйтесь — голос это тоже инструмент) и в этот конкретный пункт я вкладываю тот смысл, что корректировке подвергается вокал по временнОй составляющей: добиваемся соответствия вокальной партии по ритму — чтобы везде слова попадали в задуманную мензуру ритмического рисунка песни. И вторая важная часть этого пункта: при корректировке вокала обеспечить синхрон с другими вокальными партиями, голосами, или даже с самим собой если поётся дабл-трек.
- тюнинг вокала : корректирование вокала по нотам. Но это настолько обширная и большая тема что этому посвящена не только отдельная статья а даже отдельный наш сайт где этот важнейший пункт рассматривается с разных сторон, с разными примерами и очень подробно и предоставляется даже отдельный вид услуг он-лайн!
Да и вообще, поскольку сам голос уже записан, то все эти пункты можно осуществлять как удалённую работу он-лайн: на входе файл с записью, а после всех эти корректировок готовый к сведению трек голоса.
Поэтому в этой статье мы будем рассматривать только 2 первых пункта из списка, а тем кому интересно (а вам обязательно будет интересно — это реально круто) то после путешествия по сайту нашей студии звукозаписи посетите сайт (скоро будет) посвящённый этой услуге.
Редактирование (это тоже коррекция 🙂 голоса или вокала
Как уже в пункте кратко пояснялось — это чисто «механическая» работа — выбрать нужные дубли, убрать из них всё ненужное: привести дорожку с голосом к рабочему состоянию.
Вот, например, скрин проекта с частушками. По скрину видно, что осциллограммы одинаковые, материал отрепетирован, дубли стабильные, вздохи без «астмы», динамический диапазон голоса ровный. Есть лишь ритмические расхождения, но это вопрос творческий, а не технический: какой на ухо больше приглянется тот и будет выбран. (Выбран был верхний дубль). Хорошая иллюстрация работы профессионалов — ничего делать на надо: всё на своих местах. И, как видно, питч тюнинг тоже не применялся. Т.е. в этой конкретной работе редактирование не производилось вообще — оно тут не нужно, и сразу после записи нужно лишь выбрать какой именно дубль выбрать и можно приступить к следующему этапу — обработке.
Но так бывает очень нечасто. И дело даже не в том, что подобная студийная работа вокалиста безупречна, а в том что не ставилось задач «что нить эдакое». Если послушаете частушки — то её фишка непосредственность, простота и естесственность. То что характерно в одном жанре и стиле, не прокатит в другом и приходится корректировать вокал.
А это уже другой пример. Что тут отредактировано?
- Ну, во-первых были отобраны дубли в работу, остальные удалены
- во-вторых в основном голосе (выделено оранжевым) внутри самих дублей внутри музыкальных фраз заменены не очень звучащие места или неудачные моменты, удачным кусочком но из другого дубля. Таким образом собирается вокальная партия — редактируется, как часть общего термина «коррекция вокала».
- в третьих подбираются дубли и расставляются по своим местам вторые голоса и подпевки. При редактировании важно учитывать какая цель коррекции вокала приоритетнее: достижение идеального звучания партии «без сучка и задоринки» или же естесственность, а последней без «шероховатостей не бывает. Нужно это обязательно учитывать, и порой проще оставить всё как есть, убрав только явный брак, чем получить выхолощенную и стерильную, а значит неинтересную партию.
В итоге готова вокальная часть можно выполнять третий пункт из списка и снова переходить к сведению
Хотя вроде уже всё как понятно, но приведу ещё один пример
Это второй куплет трека «Женя-Болт». Все нужные манипуляции произведены, вы их видите: это и замена неудачных кусочков на удачные, и подбор дублей, и из расстановка. Их «новинок» только — вздохи. Они мощны и видны на осцилограмме как отдельные её фрагменты, на них же указаны стрелочки. В идеале конечно можно было заморочиться и убрать их, ну, или хотя бы сделать намного тише, однако, ухо не резало при прослушивании — так и оставили. Также стоит отметить такую деталь: на дополнительных дублирующих голосах полностью эти вздохи убраны так, что звук начинается сразу со слов и словом же заканчивается, чтобы между фраз не лезли посторонние звуки — ни к чему множить кашу и ухудшать прослушиваемость текста.
Коррекция вокала
Следующий этап работает уже с отобранными в предыдущем пункте дублями и кусочками. Т.е. если первый пункт был работой с крупными фрагментами и чисто технической, то теперь наступают этапы где всё больше творческого.
Сразу стоит ещё раз сказать, что я вкладываю в это понятие работу по временной шкале. Многие это оттождествляют с тюнингом (работа с высотой тона, нотами), но я придерживаюсь своей терминологии. и тема тюнинга вынесена нашей студией аж в отдельный сайт — там всё об этом виде работ.
Для примера возмём всё тот же скрин партии голосов второго куплета с трека «Женя-Болт». В предыдущем скрине жёлтыми линиями показывался кусочек который мы рассматриваем «в приближении сейчас. Это он же только «с зумом» Это — классический «хип-хоп» приём. Не знаю как он называется, но суть его в том, что с определённой периодичностью к основному голосу добавляется один или даже 2-3 дополнительных голоса, с тем же самым текстом, но как бы выделяя монотонность речетатива таким приёмом. Нужный приём, ненужный, затасканный или «мастхэв» в стиле — вопрос художедственный, а у нас тут корректирование вокала, и нам это корректирование надо сделать хорошо. Исполнгитель сам по себе эти периодичные «вскрики» хрен вставит точно в ритм, а не в ритм это некрасиво, и даже малые расхождения «несинхрона» дадут кашу. Будет многоголосица «кто в лес кто по дрова. Поэтому в этом этапе нужно расставить дубли дополнительных голосов так чтобы по всем фонемам как можно точнее было подогнано под основной голос. Эффект «кучки народу» всё равно будет из за микро-расхождений, а вот грубый рассинхрон надо поправить.
А это ещё один пример уже чисто песенного ролика для кавер группы Vispa — вы его не просто можете прослушать, а таки должны прослушать, чтобы точнее понимать о чём тут идёт речь. Итак вы его послушали и выснили, что там дофига голосов, одновременно звучит 5 штук! Представляете какая каша бы была, если бы не была произведена коррекция вокала? Это только кажется, что «подумаешь доли секунды туда сюда»: при одновременном звучании пяти голосов эти нескладухи в сумме дадут муть и разноголосицу, Для разборчивости нужно будет задирать уровень вокала над фонограммой больше чем нужно, да и просто это некрасиво. А так — аккуратно, собранно, чётко, красиво и профессионально. Рекламный ролик в 15 секунд. Просто, лаконично, доходчиво. И красота достигнута за счёт многоголосия и в кашу не превратилось.
Особенно коррекция голоса или вокала необходима там, где временнАя или ритмическая составляющая — главная: речетативы рэпа или хип хопа. малейшие непопадания вносят призвуки любительщины и дилетантизма. Нельзя так )
Ну а дальше пункт «тюнинг вокала» который вынесен в отдельный сайт — скоро он будет готов и я тут дам ссылку — по этой теме материала гораздо больше чем по предыдущим вместе взятым, поэтому читайте нужное на том сайте, потом переходите сюда и снова продолжайте наше путешествие по нюансам работы студии!
Источник
Обработка вокала. Часть 3. Коррекция
В прошлых статьях мы говорили о очистке вокала от шума и нежелательных артефактов и его компрессии . Сегодня будем говорить о третьем этапе обработки вокала – коррекции.
С помощью редактора Celemony Melodyne будем корректировать питч (высоту тона) и модуляцию голоса вокалиста.
В процессе записи вокала исполнитель может немного сфальшивить, взяв ноту на полутон ниже или выше (разница может быть совсем незначительная), но этого вполне достаточно, чтобы внести в композицию некоторую дисгармонию. Для исправления подобных неточностей мы и будем использовать программу Celemony Melodyne Studio Edition 3.
Обработка вокала с помощью Melodyne позволяет сделать вокал более гармоничным. После коррекции он уже намного приятнее впишется в композицию.
Давайте пошагово рассмотрим процесс коррекции вокала.
Коррекция вокала в Celemony Melodyne Studio Edition 3
1. Запустим программу и откроем файл с вокалом, для этого в меню выберем File / Open. Нужно отметить, что данный музыкальный редактор не работает с файлами формата MP3, поэтому позаботьтесь, чтобы ваш вокал был записан в формате WAV (для того, чтобы обеспечить высокое качество готового трека все сэмплы, лупы и вокальные партии должны быть записаны в формате WAV или подобном ему).
После загрузки в программу, отдельные части вокала будут распределены по соответствующим нотам, как показано на рисунке ниже.
Если этого не произошло, выберете в меню Definition / Reset Detection to Melodic Mode и всё станет на свои места.
2. Для начала откорректируем питч. Выделим весь вокал, нажав комбинацию клавиш Ctrl+A. Удерживая правую кнопку мыши, из меню, выберем пункт Edit Pitch.
Мы видим, что не все ноты на своих местах.
Для того, чтобы откорректировать питч, наведём указатель мыши на вокал и нажмём два раза правой кнопкой.
3. Изменяем модуляцию. Удерживая правую кнопку мыши, из раскрывающегося меню, выберем пункт Pitch Modulation.
Для каждого отдельного кусочка корректируем кривую модуляции с помощью мыши.
У меня получилась следующая картинка.
4. Сохраняем вокал в файл WAV, для этого в меню выбираем File / Save Audio, выставляем необходимые параметры сохранения и жмём Save As.
В следующей статье поговорим о последнем этапе обработки вокала – эквализации и добавлении эффектов .
Источник