- Настройщик пианино и роялей
- § 13. Настройщик пианино и роялей 4-го разряда
- § 14. Настройщик пианино и роялей 5-го разряда
- § 15. Настройщик пианино и роялей 6-го разряда
- § 16. Настройщик пианино и роялей 7-го разряда
- Комментарии к профессии
- Настройщик пианино и роялей
- § 13. Настройщик пианино и роялей 4-го разряда
- § 14. Настройщик пианино и роялей 5-го разряда
- § 15. Настройщик пианино и роялей 6-го разряда
- § 16. Настройщик пианино и роялей 7-го разряда
Настройщик пианино и роялей
§ 13. Настройщик пианино и роялей 4-го разряда
Характеристика работ. Предварительная настройка (цвиковка) струн пианино и роялей вручную на слух или по приборам. Натяжение струны ноты «ля» первой октавы на 1/2 тона выше основного тона до частоты колебаний 466 Гц. Настройка струн всего хора в унисон. Настройка основной октавы с интервалами квинты и кварты. Примерная разбивка темперации. Настройка струн дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Обмятие струн с подстройкой. Проверка качества звучания.
Должен знать: способы выполнения предварительной настройки (цвиковки) пианино и роялей; цели завышения стандартной высоты настройки струн при цвиковках; государственный стандарт и технические условия на футор, корпус роялей и пианино всех марок, вирбели, струны; наименование и назначение деталей футора; мензуру струнной одежды всех моделей пианино и роялей; ассортимент струн; способы замены струн и вирбелей пианино и роялей; основы музыкальной грамоты; требования, предъявляемые к качеству струн пианино и роялей.
§ 14. Настройщик пианино и роялей 5-го разряда
Характеристика работ. Первая и вторая настройка верхнего, среднего и нижнего регистров пианино и роялей по октавам с выравниванием тонов по всему диапазону с незаметной на слух разницей в настройке диссонирующих звуков. Настройка первой струны по камертону (эталону) «ля» первой октавы, имеющему частоту колебаний 440 Гц с превышением частоты тона на 1/4 тона для первой настройки (453 Гц), на 1/8 тона для второй настройки (446 Гц). Подстройка под первую струну всех струн хора ноты «ля» в унисон. Настройка первой октавы с разбивкой темперации по кварто-квинтовому кругу 12-ступенного звукоряда. Настройка дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Проверка плотности прилегания струн к штегам, репетиционных и игровых качеств механики, клавиатуры и педального механизма, правильности расположения линии удара молоточков по струнам, нахдрука, ауслезера, штейнунга, друка клавиш. Проверка качества настройки пианино и роялей по всему диапазону путем проигрывания.
Должен знать: способы первой и второй настройки пианино и роялей; принцип взаимодействия механики, клавиатуры; требования, предъявляемые к качеству регулирования взаимодействия деталей и узлов механики и всего клавишного механизма, установки струнной одежды, вирбелей, штегов и других узлов, непосредственно влияющих на звуковые качества пианино; музыкальную грамоту; правила чтения нот; сведения о строях, музыкальных интервалах в их математических выражениях равномерно-темперированного строя 12-ступенного звукоряда; цели завышения стандартной высоты настройки струн на цвиковке, первой и второй настройках; мензуру струн пианино и роялей; порядок планировки струн по хорам в соответствии с тональностью; правила и порядок подсчета числа биений в секунду при настройке и проверке настройки пианино; правила работы с надстроечным ключом при поворотах вирбелей с целью равномерного натяжения струн и снятия с них напряжения по всей длине струн.
§ 15. Настройщик пианино и роялей 6-го разряда
Характеристика работ. Окончательная точная настройка пианино и роялей на стандартную высоту по камертону (эталону) «ля» первой октавы, имеющему частоту колебаний 440 Гц. Настройка ноты «ля» первой октавы. Настройка зоны темперации, хоров дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Проверка настройки всего инструмента при помощи различных музыкальных интервалов путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений. Контроль настройки органа как эталонного регистра, так и унисонных голосов в отдельности и в сочетаниях. Ежедневное проигрывание органа для выявления дефектов в функционировании игровой и регистровой трактур, установление причин появления дефектов и их устранение. При обнаружении дефектов — регулирование механической и электрической частей до получения требуемой точности хода, ровности функционирования. Проверка игровой трактуры по звеньям со всех клавиатур: ход клавиши, наличие нормального люфта по линии подъема и опускания. Выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки. Контроль соблюдения норм обращения с инструментом.
Должен знать: приемы и методы окончательной настройки пианино и роялей на стандартную высоту ноты «ля»; зоны темперации; методику и порядок настройки органов; правила обращения с трубами и технику работы на них; общую конструкцию органа, различные виды трактур; основные сведения об акустике, природе звука; законы колебания струн; несколько музыкальных произведений наизусть для опробования инструмента после настройки; технические условия на монтажные и регулировочные работы, на струны, вирбели, штифты, механику и клавиатуру; наименование и взаимодействие узлов пианино и роялей; принцип расчета мензуры струн пианино и роялей различных моделей; правила выполнения монтажных и регулировочных работ на отдельных узлах и деталях; способ обработки фильцов молоточков.
§ 16. Настройщик пианино и роялей 7-го разряда
Характеристика работ. Выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш. Проверка качества струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания к штегу и каподастру. Проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях. Осмотр состояния вирбельбанка, чугунной рамы, резонансного щита, педального механизма и других узлов рояля. Настройка первой струны тона «ля» первой октавы по камертону 440 Гц (443 — 444 Гц «Оркестровый строй») для специальных фортепианных классов и концертных площадок. Подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон. Настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст. Настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам и дециям. Интонировка инструмента по всему диапазону. Проверка качества фильца молоточков и выравнивания яркости звучания по всем струнам, не допуская резкости звучания. Многократное проигрывание при настройке музыкального инструмента хроматической гаммы по всему диапазону и отдельных участков с целью определения равномерности звучания по тембру отдельных нот. Просмотр дефектной ведомости и сопоставление ее с наличием дефектов при просмотре музыкального инструмента на месте. Своевременный контроль процессов старения органов и устранение неполадок, появляющихся вследствие их воздействия. Проведение ежегодных чисток с частичным демонтажем и ремонта изношенных деталей в условиях мастерских. Проведение темперации и генеральной настройки органов, ремонта поврежденных труб. Окончательное регулирование клавишного и педального механизмов на точность установки клавиш, шпаций между ними, легкость работы и быстроту ответа удара при нажиме на клавишу. Настройка двух роялей в унисон. Обеспечение работы специальных фортепианных классов высших учебных заведений культуры, осуществляющих подготовку профессиональных музыкантов-исполнителей (консерваторий). Обеспечение проведения филармонических концертов.
Должен знать: конструкции концертных роялей ведущих мировых фирм, установленных в специальных фортепианных классах и концертных залах; методы проверки и регулирования взаимодействия узлов и деталей рояля; правила точного установления деталей механики в положение максимального извлечения звука определенной тональности и частоты каждой струны; различные методы настройки рояля по всему диапазону; строй, интервалы и звукоряды двенадцатиступенного темперированного строя; правила интонировки концертных роялей; специфику концертных роялей фирм: «Стенвей», «Ямаха», «Бехштейн», «Безендорфер»; особенности подготовки концертных роялей к международным конкурсам пианистов; основные сведения о консервации, реконструкции и реставрации органов; международные нормы содержания исторических органов-памятников; индивидуальные требования ведущих исполнителей мира; специфику подготовки и проведения сеансов звукозаписи в концертных залах и студиях звукозаписи.
При выполнении работ по настройке концертных роялей в «оркестровый строй», настройке двух, трех и более роялей в унисон с общей интонировкой применительно к акустике данного концертного зала, окончательном регулировании механики рояля на точность по линии удара молоточка по струнам, быстроту передачи удара, легкость и точность взаимодействия всего механизма согласно требованиям фирмы-изготовителя и с учетом особенностей музыканта-исполнителя, выработке режима эксплуатации обслуживаемого органа и выработке методики его консервации, проведении экспертных работ по определению школы авторства — 8-й разряд.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Настройщик пианино и роялей» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция настройщика пианино и роялей, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).
Источник
Настройщик пианино и роялей
§ 13. Настройщик пианино и роялей 4-го разряда
Характеристика работ. Предварительная настройка (цвиковка) струн пианино и роялей вручную на слух или по приборам. Натяжение струны ноты «ля» первой октавы на 1/2 тона выше основного тона до частоты колебаний 466 Гц. Настройка струн всего хора в унисон. Настройка основной октавы с интервалами квинты и кварты. Примерная разбивка темперации. Настройка струн дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Обмятие струн с подстройкой. Проверка качества звучания.
Должен знать: способы выполнения предварительной настройки (цвиковки) пианино и роялей; цели завышения стандартной высоты настройки струн при цвиковках; государственный стандарт и технические условия на футор, корпус роялей и пианино всех марок, вирбели, струны; наименование и назначение деталей футора; мензуру струнной одежды всех моделей пианино и роялей; ассортимент струн; способы замены струн и вирбелей пианино и роялей; основы музыкальной грамоты; требования, предъявляемые к качеству струн пианино и роялей.
§ 14. Настройщик пианино и роялей 5-го разряда
Характеристика работ. Первая и вторая настройка верхнего, среднего и нижнего регистров пианино и роялей по октавам с выравниванием тонов по всему диапазону с незаметной на слух разницей в настройке диссонирующих звуков. Настройка первой струны по камертону (эталону) «ля» первой октавы, имеющему частоту колебаний 440 Гц с превышением частоты тона на 1/4 тона для первой настройки (453 Гц), на 1/8 тона для второй настройки (446 Гц). Подстройка под первую струну всех струн хора ноты «ля» в унисон. Настройка первой октавы с разбивкой темперации по кварто-квинтовому кругу 12-ступенного звукоряда. Настройка дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Проверка плотности прилегания струн к штегам, репетиционных и игровых качеств механики, клавиатуры и педального механизма, правильности расположения линии удара молоточков по струнам, нахдрука, ауслезера, штейнунга, друка клавиш. Проверка качества настройки пианино и роялей по всему диапазону путем проигрывания.
Должен знать: способы первой и второй настройки пианино и роялей; принцип взаимодействия механики, клавиатуры; требования, предъявляемые к качеству регулирования взаимодействия деталей и узлов механики и всего клавишного механизма, установки струнной одежды, вирбелей, штегов и других узлов, непосредственно влияющих на звуковые качества пианино; музыкальную грамоту; правила чтения нот; сведения о строях, музыкальных интервалах в их математических выражениях равномерно-темперированного строя 12-ступенного звукоряда; цели завышения стандартной высоты настройки струн на цвиковке, первой и второй настройках; мензуру струн пианино и роялей; порядок планировки струн по хорам в соответствии с тональностью; правила и порядок подсчета числа биений в секунду при настройке и проверке настройки пианино; правила работы с надстроечным ключом при поворотах вирбелей с целью равномерного натяжения струн и снятия с них напряжения по всей длине струн.
§ 15. Настройщик пианино и роялей 6-го разряда
Характеристика работ. Окончательная точная настройка пианино и роялей на стандартную высоту по камертону (эталону) «ля» первой октавы, имеющему частоту колебаний 440 Гц. Настройка ноты «ля» первой октавы. Настройка зоны темперации, хоров дискантового и басового регистров с интервалами в октаву. Проверка настройки всего инструмента при помощи различных музыкальных интервалов путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений. Контроль настройки органа как эталонного регистра, так и унисонных голосов в отдельности и в сочетаниях. Ежедневное проигрывание органа для выявления дефектов в функционировании игровой и регистровой трактур, установление причин появления дефектов и их устранение. При обнаружении дефектов — регулирование механической и электрической частей до получения требуемой точности хода, ровности функционирования. Проверка игровой трактуры по звеньям со всех клавиатур: ход клавиши, наличие нормального люфта по линии подъема и опускания. Выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки. Контроль соблюдения норм обращения с инструментом.
Должен знать: приемы и методы окончательной настройки пианино и роялей на стандартную высоту ноты «ля»; зоны темперации; методику и порядок настройки органов; правила обращения с трубами и технику работы на них; общую конструкцию органа, различные виды трактур; основные сведения об акустике, природе звука; законы колебания струн; несколько музыкальных произведений наизусть для опробования инструмента после настройки; технические условия на монтажные и регулировочные работы, на струны, вирбели, штифты, механику и клавиатуру; наименование и взаимодействие узлов пианино и роялей; принцип расчета мензуры струн пианино и роялей различных моделей; правила выполнения монтажных и регулировочных работ на отдельных узлах и деталях; способ обработки фильцов молоточков.
§ 16. Настройщик пианино и роялей 7-го разряда
Характеристика работ. Выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш. Проверка качества струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания к штегу и каподастру. Проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях. Осмотр состояния вирбельбанка, чугунной рамы, резонансного щита, педального механизма и других узлов рояля. Настройка первой струны тона «ля» первой октавы по камертону 440 Гц (443 — 444 Гц «Оркестровый строй») для специальных фортепианных классов и концертных площадок. Подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон. Настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст. Настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам и дециям. Интонировка инструмента по всему диапазону. Проверка качества фильца молоточков и выравнивания яркости звучания по всем струнам, не допуская резкости звучания. Многократное проигрывание при настройке музыкального инструмента хроматической гаммы по всему диапазону и отдельных участков с целью определения равномерности звучания по тембру отдельных нот. Просмотр дефектной ведомости и сопоставление ее с наличием дефектов при просмотре музыкального инструмента на месте. Своевременный контроль процессов старения органов и устранение неполадок, появляющихся вследствие их воздействия. Проведение ежегодных чисток с частичным демонтажем и ремонта изношенных деталей в условиях мастерских. Проведение темперации и генеральной настройки органов, ремонта поврежденных труб. Окончательное регулирование клавишного и педального механизмов на точность установки клавиш, шпаций между ними, легкость работы и быстроту ответа удара при нажиме на клавишу. Настройка двух роялей в унисон. Обеспечение работы специальных фортепианных классов высших учебных заведений культуры, осуществляющих подготовку профессиональных музыкантов-исполнителей (консерваторий). Обеспечение проведения филармонических концертов.
Должен знать: конструкции концертных роялей ведущих мировых фирм, установленных в специальных фортепианных классах и концертных залах; методы проверки и регулирования взаимодействия узлов и деталей рояля; правила точного установления деталей механики в положение максимального извлечения звука определенной тональности и частоты каждой струны; различные методы настройки рояля по всему диапазону; строй, интервалы и звукоряды двенадцатиступенного темперированного строя; правила интонировки концертных роялей; специфику концертных роялей фирм: «Стенвей», «Ямаха», «Бехштейн», «Безендорфер»; особенности подготовки концертных роялей к международным конкурсам пианистов; основные сведения о консервации, реконструкции и реставрации органов; международные нормы содержания исторических органов-памятников; индивидуальные требования ведущих исполнителей мира; специфику подготовки и проведения сеансов звукозаписи в концертных залах и студиях звукозаписи.
При выполнении работ по настройке концертных роялей в «оркестровый строй», настройке двух, трех и более роялей в унисон с общей интонировкой применительно к акустике данного концертного зала, окончательном регулировании механики рояля на точность по линии удара молоточка по струнам, быстроту передачи удара, легкость и точность взаимодействия всего механизма согласно требованиям фирмы-изготовителя и с учетом особенностей музыканта-исполнителя, выработке режима эксплуатации обслуживаемого органа и выработке методики его консервации, проведении экспертных работ по определению школы авторства — 8-й разряд.
Источник