Натали дессей соловей ноты

Натали дессей соловей ноты

Натали Дессей (Natalie Dessay, род. Nathalie Dessaix) — французская оперная певица, колоратурное сопрано. Одна из ведущих певиц современности, в начале карьеры была известна своим очень высоким и прозрачным голосом, сейчас поёт в более низком диапазоне. Любима зрителями за прекрасные драматические данные и живое чувство юмора.

Натали Дессей родилась 19 апреля 1965 года в Лионе, выросла в Бордо. Еще в школе она опустила букву «h» из своего имени, в честь актрисы Натали Вуд, а позже упростила написание фимилии.

В юности Дессей мечтала стать балериной или актрисой и брала уроки актерского мастерства, но однажды, играя с сокурсниками в малоизвестной пьесе 18-го века, ей пришлось спеть, она исполнила арию Памины из «Волшебной флейты», все были поражены, ей порекомендовали переключить внимание на музыку. Натали поступила в государственную консерваторию в Бордо, прошла пятилетнее обучение всего за один год и закончила её с отличием в 1985. После консерватории работала с Национальным оркестром Капитолия Тулузы.

В 1989 году заняла второе место на конкурсе «Новые голоса», проводимом компанией Франс-телеком, что позволило ей обучаться год в школе лирических искусств Парижской оперы и там же выступать в роли Элизы в опере «Царь-пастух» Моцарта. Весной 1992 она пела короткую партию Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха в Опере Бастилия, её партнёром был Жозе ван Дам, постановка разочаровала критиков и зрителей, но молодая певица удостоилась оваций и была замечена. Эта роль станет знаковой для неё, до 2001 года она будет играть Олимпию в восьми различных постановках, в том числе во время своего дебюта в Ла Скала. В 1993 году Натали Дессей выиграла Международный Моцартовский Конкурс, проводимый Венской оперой, и осталась для обучения и выступления в Венской опере. Здесь она спела роль Блонды из «Похищения из сераля» Моцарта, которая стала ещё одной самой известной и наиболее часто исполняемой ролью.

В декабре 1993 года Натали предложили заменить Шерил Штудер (Cheryl Studer) в уже известной роли Олимпии в Венской опере. Её выступление получило признание зрителей Вены и похвалу Пласидо Доминго, в этом же году она выступила с этой ролью в Лионской опере.
С выступлений в Венской опере началась международная карьера Натали Дессей. В 1990-х её признание постоянно росло и постоянно расширялся репертуар ролей, предложений поступало много, она выступала во всех ведущих оперных театрах мира — Метрополитен-опера, Ла Скала, Баварская опера, Ковент-гарден, Венская опера и другие. Отличительная черта актрисы Дессей в том, что она считает, что оперная певица должна состоять на 70% из театра и на 30% из музыки и стремиться не только спеть свои роли, но и драматически сыграть их, поэтому каждый её персонаж — это новое открытие, никогда не похожее на других.

В сезоне 2001/2002 Дессей начала испытывать вокальные трудности и ей пришлось отменить свои выступления и сольные концерты. Она ушла со сцены и в июле 2002 года сделала операцию по удалению полипов на голосовых связках, уже в феврале 2003 она вернулась с сольным концертом в Париже и активно продолжила карьеру. В сезоне 2004/2005 Натали Дессей пришлось перенести повторную операцию. Новый выход на публику состоялся в мае 2005 в Монреале.

Возвращение Натали Дессей сопровождалось переориентацией в её лирическом репертуаре. Она отказывается от «лёгких», без глубины ролей (как Джильда в «Риголетто») или от ролей, которые она не хочет больше исполнять (Царицу Ночи или Олимпию) в пользу более «трагических» персонажей. Эта позиция в первое время принесла серьёзные разногласия с некоторыми постановщиками и коллегами.

Сегодня Натали Дессей находится на вершине своей карьеры и является ведущей сопрано современности. Живёт и выступает преимущественно в США, но постоянно гастролирует в Европе. Российские поклонники могли видеть её в Санкт-Петербурге в 2010 году и в Москве в 2011. В начале 2011 года, она пела (первый раз) роль Клеопатры в «Юлии Цезаре» Генделя в Опере Гарнье, вернулась в Метрополитен-оперу со своей традиционной «Лючией ди Ламмермур», потом опять вернулась в Европу с концертной версией «Пеллеас и Мелизанда» в Париже и Лондоне и концерт в Москве.

Натали Дессей замужем за бас-баритоном Лораном Наури, у них двое детей.

Источник

Натали дессей соловей ноты

В течение тех двух дней, что предшествовали премьере новой постановки «Сомнамбулы» Беллини в «Ла Скала», Натали Дессей, по большей части, сидела и ревела. За десятилетие профессиональной карьеры певицы она редко бывала столь нервозна по поводу спектакля. Несмотря на то, что Натали уже исполняла труднейшую партию Амины в Лионе и Бордо, выступление в «Ла Скала» потребовало от певицы внушительной доли смелости.

У зрителей «Скалы» долгая память, что касается «Сомнамбулы»: здесь и ставшие историческими спектакли Марии Каллас в постановке Лукино Висконти 1955 года, и наиболее значимые интерпретаторы последующих лет (Джоан Сазерленд, Рената Скотто и Джун Андерсон).

Все эти артисты прославили себя в репертуаре бельканто. Дессей, будучи колоратурным сопрано, известная своими коронными интерпретациями Олимпии, Зербинетты и Царицы Ночи, имела мало опыта в партиях бельканто. Она, безусловно, помнила сообщения о Рене Флеминг, которая была жестоко освистана миланской публикой на премьере доницеттиевской «Лукреции Борджиа» в 1998 г. С ролью Амины Дессей пошла по той же опасной дорожке и прекрасно это осознавала.

Но, к счастью, получилось так, что премьера стала для нее успешной как у зрителей, так и в прессе. Итальянская газета «La Repubblica» назвала певицу «роскошной Аминой, с прекрасным голосом и солидной техникой». Вечером на втором спектакле, тем не менее, среди зрителей была странная реакция на выступление Дессей. Мало хлопали после арии «Ah, non credea mirarti» (возможно это была реакция на смехотворную режиссуру Пьера Алли), но на поклонах ее тепло приветствовали. Свистки были оставлены для исполнителей других партий — Алессио и Терезы.

Дирижер Маурицио Бенини был встречен с сокрушительной жестокостью. «Это звучало как «банда» — вы знаете, что такое «банда»? — шептал один из оркестрантов, сидящих за пультом последние лет пятьдесят. «Мы здесь для того, чтобы играть для Мути. А этот человек — ничтожество. И что за глупая постановка!». А что профи думает о дессеевской Амине? Пауза. «Хм, она была хороша. Очень хороша. Голос чудный, не тонкий».

Итальянская публика может отныне не считать Дессей просто «залетной птицей» в «страну бельканто». Дессей собирается и дальше двигаться в этом направлении. В следующем сезоне она споет (по-французски) Лючию в Париже и Лионе, а в 2004 появится в оригинальной полной версии «Лючии» в постановке Лирической Оперы в Чикаго.

С одной стороны певица тверда в том, чтобы не исполнять ничего, что могло бы стать для нее вокальной перегрузкой; с другой — она бежит от скуки и рутины. Множество одаренных легких колоратурных певиц урезают на корню свою многообещающую карьеру, исполняя набор субреточных ролей снова и снова, все с теми же покачиваниями головок, с той же позой «руки на бедрах», пока не убеждаются, что карьера пролетела, весь пар вышел и публика сыта ими по горло. «После десяти лет карьеры я сделала все роли в стандартном колоратурном репертуаре. Мне не хочется повторяться», — говорит Дессей. «Я должна развиваться, работать над голосом и ролями более интересными в драматическом плане».

Подготовка «Сомнамбулы» для «Скалы» далась ей тяжело. «Мое обычное амплуа — Моцарт, Р.Штраус или французская опера, но вовсе не итальянское бельканто. Это для меня ново, и по началу я чувствовала себя слоном в посудной лавке. Там колоссальная традиция, но ты должна делать свою музыку». Она глубоко работала над итальянской певческой техникой со своим учителем, тенором Жан-Пьером Бливе, и британским концертмейстером Джеральдом Мартин-Муром.

Пару лет назад, во время исполнения партии Зербинетты в «Мет» Натали провела пару часов с одной из бессмертных Амин — Ренатой Скотто. Это сыграло свою роль. В великолепной миланской акустике пение Дессей имело большой резонанс. Она продемонстрировала надежное владение стилем бельканто, и была оценена в своем владении портаменто. «У Беллини, когда это определено автором и ты должна этому следовать, я использую портаменто. Когда же указаний нет, я его не использую. Я осторожна в этом. Когда я проходила роль с Ренатой Скотто, та говорила мне — „No portamento!» Но я думаю, что это не совсем верно — никогда не применять его». Забыла ли Скотто, что она сама вовсю использовала портаменто в лучшие годы своей карьеры? «После, возможно, она осознала, что это было чересчур. Она была великой. Очень щедрой. Она — большой пример для меня».

«Мет», не имеющий привычки выстраивать белькантовый репертуар, некоторое время назад решил поставить «Сомнамбулу» специально на Чечилию Бартоли, в редакции с пониженной тесситурой, которую Беллини подготовил для меццо Марии Малибран. Но когда Бартоли вышла из проекта в связи с творческими разногласиями с администрацией театра, там неожидано решили оставить оперу в репертуаре и перепоручить ее Дессей для сезона 2002/03 г. Это явилось хорошей новостью для ньюйоркских «фэнов» Натали, которые приветствовали ее с момента дебюта в «Мет» в партии Фьякермилли в «Арабелле» Р.Штраусса в 1994 г. В 1997-98 гг. она дважды достигала триумфа в ролях Зербинетты в «Ариадне на Наксосе» (которая выглядела у певицы как бы «при мозгах», что освежило обычную легкомысленную интерпретацию этой партии) и эффектной Олимпии в «Сказках Гофмана», выдав впечатляющую галерею физических трюков, при этом нанизывая безукоризненные колоратуры, даже выстрелив в конце «соль» третьей октавы (ее Олимпия выглядела еще более эффектным достижением, если бы публика осознавала, что певица в тот момент была на сносях). Несмотря на то, что публика «Мет» в последнее время ленива на аплодисменты, в конце двух арий Олимпии буря оваций напомнила старым завсегдатаям театра лучшие времена 60-х и 70-х.

В этом сезоне Дессей вернулась в «Мет» в роли Зербинетты и даст сольный концерт в нью-йоркском «Элис Тулли-Холле» в январе следующего года с программой из Дебюсси и Пуленка.

Дебора Войт, выступавшая с Дессей в «Мет» в «Ариадне на Наксосе» в 1997 году (и повторит роль в этом сезоне) говорит: «Одна из трудностей, которые заключены в исполнении партии Ариадны в тандеме с Дессей, состоит в том, что по окончании ее большой арии ощущаешь — все уже думают, что название этой оперы „Зербинетта». Стоять в кулисах и слушать, как она заполняет всю сцену своим номером, это. с одной стороны, я люблю такой тип пения, а с другой гадаю, как выйду заканчивать оперу после всего услышанного! Но иметь такую дисциплину и быть такой практичной персоной, как она. я восхищаюсь этим».

Другой крупный триумф для Дессей пришел с блестящей постановкой Робертом Карсеном генделевской «Альцины» в парижской Опере Бастилии. Дессей пела свою арию «Tornami a vagheggiar», играя мнимое «соблазнение» мужского (пустого) фрака, опустив рукава на свою грудь и игриво отшлепывая их. Она «наносила раны» фраку, катаясь с ним по полу, паря при этом на верхушке генделевской фразы «A-B-A» (ля-си бемоль-ля). Это было также вдохновляюще, как и все, что делали в свое время Люсиль Болл или Кэрол Ломбар. Она повторила этот успех в постановке Лирической оперы в Чикаго в начале 1999 г.

Ее поклонники не перестают удивляться: как она может совмещать такие физические нагрузки и безукоризненные музыкальные пассажи. «Да, я тоже не пойму!», — смеется певица. Легко поверить, что она жаждет полнокровных драматических ролей, временами кажется, что этот превосходный колоратурный голос помещен не в ту телесную оболочку. Безусловно, в глубине души она наиболее драматическая из драматических сопрано.

Натали Дессей замужем за баритоном Лореном Наури, вместе с которым она записала на EMI «Орфея в аду», «Соловья» Стравинского и «Альцину». У них двое детей. Частью успеха Дессей обязана своему безошибочному театральному инстинкту. Выросшая в Бордо, она хотела сначала стать балериной. Но в возрасте 13 лет она признала себя «безнадежной». В доме было пару записей Каллас и Те Канавы, но это никак прямо не повлияло на ее вкусы. Поскольку ее кумирами всегда были голливудские звезды Гари Купер, Одри Хепберн, Барбара Стрейзанд, она решила попробовать себя в амплуа драматической актрисы, разучивая пьесы Мариво, Чехова, Жене, Уильямса. Играя как-то Мольера, где по ходу роли требовалось петь, Натали решила взять пару уроков вокала. Преподаватель сказала ей, что она должна попробовать себя в пении, так как имеет натурально поставленный голос. «Я даже и не знала, что у меня есть верхние ноты. Я лишь знала, что никогда не фальшивила».

Упомянув вскользь о Мадо Робен*, Дессей сказала, что, по началу, она пела в типичной французской легкой манере высоких сопрано, «головным» голосом. «Робен никогда не была моим эталоном, поскольку у нее кроме высоких нот ничего и не было. И я упорно училась петь как бы низом живота. Это взяло у меня лет семь, хотя, конечно, процесс учебы никогда не прекращается».

В 1990 г. в возрасте 25-ти Дессей выиграла Моцартовский конкурс в Вене, который привел ее к участию в сборном концерте в Ла Скала. Последовали крупные международные ангажементы и, наконец, приглашение присоединиться к труппе венской Штаатсопер. Успех к ней пришел рано, но как она подчеркивает «. так случается, высокие сопрано часто начинают раньше других голосов. Это и вопрос ролей, — насколько презентабельны вы можете быть в них, достигнув определенного возраста.

Одна из ролей, которая ей очень нравится, — Лакме. Не то, чтобы она имела много возможностей ее спеть. «Вообще говоря, французы косны во всем, что касается поддержки их национальной оперы, (в отличие от итальянцев). Здесь срабатывает какой то комплекс, что все французское не так хорошо, как немецкое или американское. В Нанте делают много французского репертуара, но совсем не такая ситуация в парижских театрах Шатле или Опера Бастилии. Какая жалость! Никто не желает ставить „Лакме». А я уверена, что публика хотела бы услышать эту оперу, поскольку там не только прекрасная и трудная музыка, но еще и сюжет, который на сегодня весьма актуален: история любви, невозможной между двумя культурами. Это также хорошо написано для тенора».

Дессей привлекают режиссеры, «которые уделяют серьезное внимание произведению, уважают музыку и не работают своей режиссурой против нее». Фаворит среди них — Роберт Карсен, с которым она работала не только на «Альцине», но и на «Волшебной флейте» в Экс-ан-Провансе и Лионе, и в Бастилии на недавней постановке «Сказок Гофмана». «Он вышел из театральной среды, поэтому он прекрасно умеет заставить работать людей единой командой. У него есть подход к каждому. Он помог Рене Флеминг достинуть того, что она продемонстрировала в „Альцине». Я думаю, она была по настоящему довольна результатом. Я видела его „Женщину без тени» в Вене с Деборой Войт. Это было невероятно, так же красиво и умно, как кинематограф». Дессей сама часто превращает процесс репетиций в поток импровизаций.

Вернется ли Дессей однажды в лоно драматического театра? «Возможно, после того, как я закончу петь. Для моего прощания с оперой, я хотела бы сделать Травиату. Лишь один раз. Я не могу позволить себе Баттерфляй, Тоску, Саломею, так хоть Травиату спою. И также когда-нибудь Донну Анну. Мне кажется неправильным, что эту роль отдают большим голосам. Донна Анна в действительности — высокий голос, как и Эльвира, Церлина. Сейчас это для меня невозможно. Но однажды . — хочу надеяться».

* Мадо Робен (1918-1960) — французская певица, обладавшая уникальным диапазоном, блестяще владевшая колоратурным мастерством. Ее манера пения, однако, была чисто виртуозной и холодноватой. В тембровом отношении голос Робен был весьма «узким» и тонким, как птичье щебетание. Незадолго до смерти (1959) с успехом выступала в СССР.

Краткая биографическая справка.
Натали Дессей родилась 19 апреля 1965 г. в Лионе. Дебютировала в 1990 в Льеже в малоизвестной опере А.Адана «Если бы я был королем». В 1992 с большим успехом исполнила партию Олимпии в Опере Бастилии. В 1995 дебютировала в «Мет». Выступает на ведущих сценах мира.

Представляемый для ознакомления материал содержит:

01 — Natalie Dessay, Jose Van Dam; Michel Plasson: Toulouse Capitole Orchestra & Chorus — Delibes: Lakmé — Act 2: Ah! Par Les Dieux Inspirés. Où Va La Jeune Hindoue
02 — Natalie Dessay; Patrick Fournillier: Monte Carlo Philharmonic Orchestra — Offenbach: Les Contes D’Hoffmann — Les Oiseaux Dans La Charmille
03 — Natalie Dessay; Patrick Fournillier: Monte Carlo Philharmonic Orchestra — Meyerbeer: Le Pardon De Ploërmel’ — Ombre Légère
04 — Natalie Dessay; Michel Plasson: Toulouse Capitole Orchestra, Choeur Les Elements — Massenet: Manon — Act 3: Suis-Je Gentille Ainsi?
05 — Natalie Dessay; Michel Plasson: Toulouse Capitole Orchestra, Choeur Les Elements — Massenet: Manon — Act 3: Obéissons Quand Leur Voix Appelle
06 — Natalie Dessay; Michel Plasson: Toulouse Capitole Orchestra — Gounod: Roméo Et Juliette — Act 1: Ah! Je Veux Vivre
07 — Natalie Dessay; Patrick Fournillier: Monte Carlo Philharmonic Orchestra — Chabrier: Le Roi Malgré Lui — Il Est Un Vieux Chant De Bohème
08 — Natalie Dessay; Michel Plasson: Toulouse Capitole Orchestra, Choeur Les Elements — Donizetti: La Fille Du Régiment — Act 2: C’En Est Donc Fait. Salut À La France
09 — Natalie Dessay, Lan Woodbridge, Etc.; Evelino Pidò: Lyon National Opera Orchestra & Chorus — Donizetti: Lucie De Lammermoor — Act 3: Elle S’Avance, Helas, Pauvre Victime
10 — Natalie Dessay, Lan Woodbridge, Etc.; Evelino Pidò: Lyon National Opera Orchestra & Chorus — Donizetti: Lucie De Lammermoor — Act 3: Ah! C’Est L’Hymne Des Noces
11 — Natalie Dessay, Lan Woodbridge, Etc.; Evelino Pidò: Lyon National Opera Orchestra & Chorus — Donizetti: Lucie De Lammermoor — Act 3: Ashton S’Avance
12 — Natalie Dessay, Lan Woodbridge, Etc.; Evelino Pidò: Lyon National Opera Orchestra & Chorus — Donizetti: Lucie De Lammermoor — Act 3: Je Vais Quitter La Terre
13 — Natalie Dessay, Jennifer Smith, Etc.; Alan Woodbridge: Lyon National Opera Orchestra & Chorus — Offenbach: Orphée Aux Enfers — Act 2: Il M’A Semblé Sur Mon Épaule
14 — Natalie Dessay; Michel Plasson: Toulose Capitole Orchestra, Cheur Les Elements — Offenbach: Robinson Crusoë — Conduisez-Moi Vers Celui Que J’Adore

01 — Natalie Dessay; Louis Langrée: Orchestra Of The Age Of Enlightenment — Mozart: Die Zauberflöte, K 620 — Der Hölle Rache
02 — Natalie Dessay; Louis Langrée: Orchestra Of The Age Of Enlightenment — Mozart: Die Zauberflöte, K 620 — Ach, Ich Fühl’s
03 — Natalie Dessay; Theodore Guschlbauer: Lyon National Opera Orchestra — Mozart: Popoli Di Tessaglia. Io Non Chiedo, Eterni Dei, K 316
04 — Natalie Dessay; Emmanuelle Haim: Le Concert D’Astrée — Handel: Il Delirio Amoroso — Per Te Lasciai La Luce
05 — Natalie Dessay; Antonio Pappano: Royal Opera House Orchestra — Strauss (R): Ariadne Auf Naxos — Grossmächtige Prinzessin. Noch Glaub’Ich Dem Einem Ganz Mich Gehörend
06 — Natalie Dessay; Michael Schonwandt: Berlin Symphony Orchestra — Strauss Jr. (J): Frühlingsstimmen, Op. 410
07 — Natalie Dessay; Michael Schonwandt: Berlin Symphony Orchestra — Rachmaninov: Vocalise, Op. 43/4
08 — Natalie Dessay; Michael Schonwandt: Berlin Symphony Orchestra — Alabiev: Salavieï
09 — Natalie Dessay; Natalie Dessay — Stravinsky: Le Rossignol — Act 2: Ah, Joie, Empllis Mon Coeur
10 — Philippe Rombi: London Symphony Orchestra — Rombi: Ave Maria
11 — Natalie Dessay — Monk (Thelonious)/Williams (C): Autour De Minuit (Adaptation Française De ‘Round Midnight’)
12 — Natalie Dessay; London Philharmonic Orchestra — Bernstein: Candide — Glitter & Be Gay

Источник

Оцените статью