Натяжение струн: все, что необходимо знать
Сегодня музыка пестрит поражающим воображение разнообразием видов, стилей и подстилей, а также техник игры на инструментах. В XXI веке однозначно нельзя выработать какие-то четкие формулы и точные решения для музыкальных жанров с точки зрения стремления получить идеальное звучание . И причины тому достаточно просты: каждый музыкант имеет свой особый стиль игры на гитаре – а в рамках данной статьи мы будет говорить именно о гитаристах – свои собственные предпочтения в области формирования звучания инструмента и группы в целом.
Когда мы говорим о вкусах гитаристов, наибольшие споры обычно вызывает выбор определенной толщины струн. От чего же он зависит?
Предпочтения музыкантов по выбору калибра струн во многом формируются из трех факторов:
- Строй, в котором играет гитарист;
- Особенности инструмента, в частности, величина его мензуры;
- Сила пальцев музыканта, от которой зависит комфорт при игре на комплектах разной толщины (сравните пальцы Джимми Пэйджа, который был фанатом «восьмерок» и SRV, который играл на комплектах .013-.056/.058).
И если сила пальцев – параметр сугубо индивидуальный, то составить определенные рекомендации и выявить зависимость между силой натяжения струны, ее строем и мензурой инструмента вполне возможно. Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Натяжение струн в истории гитаростроения
Как ни странно, но жестких стандартов толщины/силы натяжения струн не было почти до середины прошлого века! Лишь в конце 30-х годов 20 века Джон Д’Аддарио (John D’Addario) ввел на своем производстве стандартизацию калибров струн и их разделение, выпустив на рынок три типа комплектов для акустической гитары: с легким, нормальным и сильным натяжением.
Почти до самого конца 20 века – если быть точнее, то где-то до середины 80-х годов – подобных стандартизированных комплектов было достаточно для удовлетворения потребностей всех музыкантов. Периодически по специальным заказам крупные производители выпускали и новые наборы: чаще всего они представляли собой гибриды из существующих струн, которые использовали для открытых строев и строев с понижением. В конце концов, к 90-м годам такие предложения стали очень многочисленными – музыканты все чаще применяли нестандартные музыкальные решения, выходили за рамки музыкальных трендов и старались по-максимуму использовать все возможности гитары в популярных музыкальных стилях. Все это привело к резко возросшей популярности открытых настроек гитары (open tuning), более частому применению вариаций пониженного строя, когда шестая струна настраивается на тон ниже традиционной ноты (drop tuning), разработке гитар-баритонов, а также нетрадиционных инструментов с 7-ю и 5-ю струнами. Такой скачок в музыкальной индустрии способствовал тому, что на рынке стали все чаще появляться необычные наборы струн, музыканты стали искать свой любимый «калибр» и свой звук – и такие крупные производители, как D’Addario, дали гитаристам возможность это сделать.
Теоретические аспекты натяжения струн
Ежегодно службы по работе с клиентами крупнейших музыкальных брендов получают тысячи писем с просьбой решить их проблемы с выбором наиболее подходящего набора струн.
В качестве ремарки: далее мы будем рассказывать про максимально точный подбор струн под свои предпочтения на примере товаров компании D’Addario. Если вы не уверены, что хотите заниматься столь кропотливыми и тщательными расчетами натяжения струн либо вы не имеете большого опыта в выборе струн или играли всего на 1-2 различных калибрах, обратитесь к нашей обзорной статье « Какие струны лучше подойдут под определенный строй? ». В ней обобщенно описаны рекомендации крупнейших производителей струн по выбору оптимального комплекта для стандартного и пониженных строев гитары.
Для помощи в выборе струн компания ДиАддарио создала великолепный Онлайн-помощник по натяжению струн – в нем собраны все необходимые данные для выбора отдельных струн под желаемый строй. Далее мы расскажем, как не запутаться во всех приведенных в руководстве таблицах, а пока немного полезной информации, которая поможет лучше понять особенности расчета натяжения.
В формулах из руководства используются 3 показателя: вес струны, величина мензуры и частота (Weight, Scale Length и Frequency, соответственно. Рассчитывается натяжение по следующей формуле, которую мы приведем в русском и английском вариантах:
Натяжение = (Вес струны * (2 * Величина мензуры * Частота)^2)/386.4
Tension = (Weight * (2 * Scale * Frequency) ^2)/386.4
Как натяжение влияет на ощущения музыканта?
Как ни странно, но непосредственно толщина струны не оказывает влияние на натяжение: значение имеет в первую очередь ее масса, а также длина мензуры и величина частота, на которую данная струна настроена. Изготовители применяют самые неожиданные технологии технологии и материалы (никель, фосфор, нейлон и др.) для того, чтобы добиваться разного натяжения даже при равном диаметре керна и обмотки – и даже, порой, при использовании одинаковых материалов.
Немного о мензуре. Она представляет собой расстояние от верхнего порожка, расположенного в районе головы грифа, до места перегиба струны на бридже. Чем она длиннее – тем выше будет натяжение при прочих равных условиях. В качестве примера: первая струна с толщиной .009 на Stratocaster (мензура 25.5 дюймов) будет казаться более натянутой и жесткой, чем на Gibson Les Paul (мензура 24.75 дюймов) при условии, что обе настроены в Ми или любую другую одинаковую по высоте ноту. Поэтому в общем случае на гитару с меньшей мензурой рекомендуют струны потолще.
Приведем самые распространенные длины мензур для современных инструментов:
Большинство гитар – 24.75”, 25.5”
7- и 8-струнные электрогитары – 26.5”, 27”, 29”
Бас – 30”, 32”, 34” или 36”
Мандолина и Мандола – 13 7/8” и 15 7/8”, соответственно
ВНИМАНИЕ! Перед тем, как начинать расчет натяжения и толщины струн, убедитесь, что ваша гитара правильно отстроена. Проверьте правильность настройки расстояния от струн до грифа, далее – мензуры, в самом конце – отстройте струны по высоте звучания.
Как измерить натяжение струны
Натяжение струн выражается в фунтах: натяжение по таблице в 12.2 фунта означает, что она тянет c силой, равной воздействию гравитации на тело массой 12.2 фунта. Если вы на данный момент ощущаете комфортное натяжение струн и планируете изменить строй всех струн – просто изучите руководство, ссылку на которое мы давали выше, и приобретите набор с таким калибром, который обеспечит идентичное натяжение в измененном строе.
Настало время привести конкретный пример!
Итак, допустим, на вашей гитаре установлен набор струн D’ Addario EXL140 (10-13-17-30-42-52) . Ниже приведена таблица с детализацией модели каждой струны в наборе, ее диаметра и натяжения для стандартного строя. Предположим, что вы хотите сохранить то же натяжение, но начать играть в Drop D строе (ebgDAD) – теперь по таблице необходимо лишь определить требуемый калибр шестой струны.
1. Находим в руководстве на странице 6 свой тип струн: XL Nickelplated Steel (серия XL, сталь с никелированной обмоткой), находим струну с калибром .052 и ноту E (Ми), получаем силу натяжения
22 фунта (обозначены красным цветом).
2. Ищем в таблице ноту D (Ре) и схожее натяжение (обозначены зеленым цветом) – получаем, что наиболее похожими по натяжению будут струны с калибром .056 (20.9 фунтов, натяжение будет незначительно слабее) или .059 (23.3 фунта – натяжение будет немного сильнее).
Таким образом, для Drop D в данном случае оптимальным будет набор 10-13-17-30-42-56/59.
Используя подобную методику, вы сможете заменять любую струну в наборе на ту, с которой вам будет комфортнее играть. Купить струны поштучно вы можете в наших разделах одиночных струн:
Обратите внимание, что приведенная информация актуальна только для продукции от D’Addario. На всякий случай дублируем ссылку на Онлайн руководство по натяжению струн .
Источник
Натяжной механизм для гитары
Струнодержатель, он же бридж (от англ. «bridge» — мост), — это деталь на деке электрогитары, поддерживающая струны и передающая их вибрацию корпусу гитары. Бриджи бывают двух основных видов: фиксированный и тремоло.
Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.
Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.
Стоп-бар характерен, в первую очередь, для гитар Gibson. На более современных инструментах чаще делают Tune-o-Matic со струнами сквозь корпус. Что это дает? В результате того, что струны проходят сквозь корпус, вырастает отдача самого дерева и немного сустейн инструмента. Опять-таки, на современных инструментах встречается новый вид Tune-o-Matic’а — где Стоп-бар объеденен с самим Tune-o-Matic в одну конструкцию. Если говорить о недостатках и достоинствах этого бриджа, вытекает следующее: гитары с жестким струнодержателем легче настраивать (не надо разжимать ни каких топ-локов, не нужно следить за тем, как подвешена машинка), отдача и сустейн у таких гитар выше, чем у гитар с тремоло, строй держат весьма хорошо, перестроить гитару из одного строя в другой не составляет особого труда (особенно, по сравнению с двусторонними системами). Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.
|