Натяжной механизм для гитары

Натяжение струн: все, что необходимо знать

Сегодня музыка пестрит поражающим воображение разнообразием видов, стилей и подстилей, а также техник игры на инструментах. В XXI веке однозначно нельзя выработать какие-то четкие формулы и точные решения для музыкальных жанров с точки зрения стремления получить идеальное звучание . И причины тому достаточно просты: каждый музыкант имеет свой особый стиль игры на гитаре – а в рамках данной статьи мы будет говорить именно о гитаристах – свои собственные предпочтения в области формирования звучания инструмента и группы в целом.

Когда мы говорим о вкусах гитаристов, наибольшие споры обычно вызывает выбор определенной толщины струн. От чего же он зависит?

Предпочтения музыкантов по выбору калибра струн во многом формируются из трех факторов:

  • Строй, в котором играет гитарист;
  • Особенности инструмента, в частности, величина его мензуры;
  • Сила пальцев музыканта, от которой зависит комфорт при игре на комплектах разной толщины (сравните пальцы Джимми Пэйджа, который был фанатом «восьмерок» и SRV, который играл на комплектах .013-.056/.058).

И если сила пальцев – параметр сугубо индивидуальный, то составить определенные рекомендации и выявить зависимость между силой натяжения струны, ее строем и мензурой инструмента вполне возможно. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Натяжение струн в истории гитаростроения

Как ни странно, но жестких стандартов толщины/силы натяжения струн не было почти до середины прошлого века! Лишь в конце 30-х годов 20 века Джон Д’Аддарио (John D’Addario) ввел на своем производстве стандартизацию калибров струн и их разделение, выпустив на рынок три типа комплектов для акустической гитары: с легким, нормальным и сильным натяжением.

Читайте также:  Дейви джонс пираты карибского моря ноты

Почти до самого конца 20 века – если быть точнее, то где-то до середины 80-х годов – подобных стандартизированных комплектов было достаточно для удовлетворения потребностей всех музыкантов. Периодически по специальным заказам крупные производители выпускали и новые наборы: чаще всего они представляли собой гибриды из существующих струн, которые использовали для открытых строев и строев с понижением. В конце концов, к 90-м годам такие предложения стали очень многочисленными – музыканты все чаще применяли нестандартные музыкальные решения, выходили за рамки музыкальных трендов и старались по-максимуму использовать все возможности гитары в популярных музыкальных стилях. Все это привело к резко возросшей популярности открытых настроек гитары (open tuning), более частому применению вариаций пониженного строя, когда шестая струна настраивается на тон ниже традиционной ноты (drop tuning), разработке гитар-баритонов, а также нетрадиционных инструментов с 7-ю и 5-ю струнами. Такой скачок в музыкальной индустрии способствовал тому, что на рынке стали все чаще появляться необычные наборы струн, музыканты стали искать свой любимый «калибр» и свой звук – и такие крупные производители, как D’Addario, дали гитаристам возможность это сделать.

Теоретические аспекты натяжения струн

Ежегодно службы по работе с клиентами крупнейших музыкальных брендов получают тысячи писем с просьбой решить их проблемы с выбором наиболее подходящего набора струн.

В качестве ремарки: далее мы будем рассказывать про максимально точный подбор струн под свои предпочтения на примере товаров компании D’Addario. Если вы не уверены, что хотите заниматься столь кропотливыми и тщательными расчетами натяжения струн либо вы не имеете большого опыта в выборе струн или играли всего на 1-2 различных калибрах, обратитесь к нашей обзорной статье « Какие струны лучше подойдут под определенный строй? ». В ней обобщенно описаны рекомендации крупнейших производителей струн по выбору оптимального комплекта для стандартного и пониженных строев гитары.

Для помощи в выборе струн компания ДиАддарио создала великолепный Онлайн-помощник по натяжению струн – в нем собраны все необходимые данные для выбора отдельных струн под желаемый строй. Далее мы расскажем, как не запутаться во всех приведенных в руководстве таблицах, а пока немного полезной информации, которая поможет лучше понять особенности расчета натяжения.

В формулах из руководства используются 3 показателя: вес струны, величина мензуры и частота (Weight, Scale Length и Frequency, соответственно. Рассчитывается натяжение по следующей формуле, которую мы приведем в русском и английском вариантах:

Натяжение = (Вес струны * (2 * Величина мензуры * Частота)^2)/386.4

Tension = (Weight * (2 * Scale * Frequency) ^2)/386.4

Как натяжение влияет на ощущения музыканта?

Как ни странно, но непосредственно толщина струны не оказывает влияние на натяжение: значение имеет в первую очередь ее масса, а также длина мензуры и величина частота, на которую данная струна настроена. Изготовители применяют самые неожиданные технологии технологии и материалы (никель, фосфор, нейлон и др.) для того, чтобы добиваться разного натяжения даже при равном диаметре керна и обмотки – и даже, порой, при использовании одинаковых материалов.

Немного о мензуре. Она представляет собой расстояние от верхнего порожка, расположенного в районе головы грифа, до места перегиба струны на бридже. Чем она длиннее – тем выше будет натяжение при прочих равных условиях. В качестве примера: первая струна с толщиной .009 на Stratocaster (мензура 25.5 дюймов) будет казаться более натянутой и жесткой, чем на Gibson Les Paul (мензура 24.75 дюймов) при условии, что обе настроены в Ми или любую другую одинаковую по высоте ноту. Поэтому в общем случае на гитару с меньшей мензурой рекомендуют струны потолще.

Приведем самые распространенные длины мензур для современных инструментов:

Большинство гитар – 24.75”, 25.5”

7- и 8-струнные электрогитары – 26.5”, 27”, 29”

Бас – 30”, 32”, 34” или 36”

Мандолина и Мандола – 13 7/8” и 15 7/8”, соответственно

ВНИМАНИЕ! Перед тем, как начинать расчет натяжения и толщины струн, убедитесь, что ваша гитара правильно отстроена. Проверьте правильность настройки расстояния от струн до грифа, далее – мензуры, в самом конце – отстройте струны по высоте звучания.

Как измерить натяжение струны

Натяжение струн выражается в фунтах: натяжение по таблице в 12.2 фунта означает, что она тянет c силой, равной воздействию гравитации на тело массой 12.2 фунта. Если вы на данный момент ощущаете комфортное натяжение струн и планируете изменить строй всех струн – просто изучите руководство, ссылку на которое мы давали выше, и приобретите набор с таким калибром, который обеспечит идентичное натяжение в измененном строе.

Настало время привести конкретный пример!

Итак, допустим, на вашей гитаре установлен набор струн D’ Addario EXL140 (10-13-17-30-42-52) . Ниже приведена таблица с детализацией модели каждой струны в наборе, ее диаметра и натяжения для стандартного строя. Предположим, что вы хотите сохранить то же натяжение, но начать играть в Drop D строе (ebgDAD) – теперь по таблице необходимо лишь определить требуемый калибр шестой струны.

1. Находим в руководстве на странице 6 свой тип струн: XL Nickelplated Steel (серия XL, сталь с никелированной обмоткой), находим струну с калибром .052 и ноту E (Ми), получаем силу натяжения

22 фунта (обозначены красным цветом).

2. Ищем в таблице ноту D (Ре) и схожее натяжение (обозначены зеленым цветом) – получаем, что наиболее похожими по натяжению будут струны с калибром .056 (20.9 фунтов, натяжение будет незначительно слабее) или .059 (23.3 фунта – натяжение будет немного сильнее).

Таким образом, для Drop D в данном случае оптимальным будет набор 10-13-17-30-42-56/59.

Используя подобную методику, вы сможете заменять любую струну в наборе на ту, с которой вам будет комфортнее играть. Купить струны поштучно вы можете в наших разделах одиночных струн:

Обратите внимание, что приведенная информация актуальна только для продукции от D’Addario. На всякий случай дублируем ссылку на Онлайн руководство по натяжению струн .

Источник

Натяжной механизм для гитары

Струнодержатель, он же бридж (от англ. «bridge» — мост), — это деталь на деке электрогитары, поддерживающая струны и передающая их вибрацию корпусу гитары. Бриджи бывают двух основных видов: фиксированный и тремоло.

Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.

Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.

Стоп-бар характерен, в первую очередь, для гитар Gibson. На более современных инструментах чаще делают Tune-o-Matic со струнами сквозь корпус. Что это дает? В результате того, что струны проходят сквозь корпус, вырастает отдача самого дерева и немного сустейн инструмента. Опять-таки, на современных инструментах встречается новый вид Tune-o-Matic’а — где Стоп-бар объеденен с самим Tune-o-Matic в одну конструкцию. Если говорить о недостатках и достоинствах этого бриджа, вытекает следующее: гитары с жестким струнодержателем легче настраивать (не надо разжимать ни каких топ-локов, не нужно следить за тем, как подвешена машинка), отдача и сустейн у таких гитар выше, чем у гитар с тремоло, строй держат весьма хорошо, перестроить гитару из одного строя в другой не составляет особого труда (особенно, по сравнению с двусторонними системами).

Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.

Тремоло-бриджи (или тремоло-машинки) обладают значительно более сложной конструкцией. Они имеют подвижную относительно корпуса гитары часть, к которой непосредственно крепятся струны. Это сделано для того, чтобы во время игры при помощи специального рычага (его так и называют — рычаг тремоло) изменять высоту одной или нескольких нот. Изначально рычаг тремоло ставился с целью создания эффекта вибрато (быстрое изменение высоты тона), а не для получения эффекта тремоло (быстрое повторение одного звука). Однако в результате путаницы в среде гитаристов распространился именно термин «тремоло». Существует большое количество разновидностей тремоло-машинок. К их недостаткам можно отнести дорогую и сложную конструкцию, непростую процедуру настройки и смены струн, а также склонность большинства тремоло-бриджей к быстрой потере строя. Для сохранения строя с некоторыми тремоло используется так называемый «топ-лок»

Это тремоло впервые появилось на гитарах Fender Stratocaster. Самая распространенная и классическая версия — тремоло на 6-ти болтах. В более поздних версиях стали выпускать аналогичное тремоло, но на 2-х болтах. Позволяет понижать строй гитары. При определенной настройке может и немного повышать строй, но все-таки, главным образом оно рассчитано на понижение.

Тремоло разработанное механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.

Floyd Rose (флойд роуз) — известная «запирающаяся» система тремоло (вибрато), иначе известная как «whammy bar», впервые использованная на электрогитаре. Система названа в честь её изобретателя Флойда Роуза. Это имя по сути стало обозначением этого конкретного типа тремоло-системы, и, хотя некоторые производители делают аналогичные конструкции, Флойду Роузу принадлежит патент на эту разработку.

Система включает в себя так называемые «топ-лок» — механизм, зажимающий струны у верхнего порожка и «плавающий» нижний порожек. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий нижний порожек позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот. Разумеется, когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно — поэтому обычно гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для последующей настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке «Floyd Rose».

Плавающий нижний порожек позволяет вытягивать ноты по высоте вверх, чего не могли делать предшественники «Floyd Rose». Это позволяет гитаристам использовать очень широкие диапазоны вибрато и даже создавать новые, необыкновенные звучания. Цена этого удовольствия -высокие требования к точности настройки и, как следствие неправильного ухода: перемещение гитары в пространстве может привести к тому, что порожек сдвинется и строй гитары изменится; слишком сильный нажим при глушении струн ладонью также может сдвинуть порожек; замена струн занимает значительно больше времени.

Использование «Floyd Rose» было популяризовано Эдди Ван Халеном (Eddie Van Halen). Многие известные современные электро-гитаристы (Джо Сатриани, Стив Вай (Steve Vai) и т. д.) часто используют «Floyd Rose» в своих работах для создания звуков, которые невозможно было получить раньше с помощью традиционных («vintage») тремоло-систем. Многие соло-гитаристы в стиле thrash metal используют «whammy bar» для создания уникальных «расстроенных» звучаний: например, композиция Slayer «Raining Blood» включает в себя соло, состоящее исключительно из звуков, полученных с помощью «раскачивания» одной ноты с помощью тремоло-системы. Несмотря на то что мода на тремоло-системы сошла на нет в 1990-х, так как она была в основном связана с музыкой в стиле metal, многие гитаристы до сих пор используют «Floyd Rose» для получения новых звучаний; Даймбэг Даррелл , гитарист группы Pantera, использовал «whammy bar» для извлечения натуральных флажолетов, которых нельзя было услышать иначе; Том Морелло (Tom Morello) из Rage Against the Machine и Audioslave использовал «whammy bar», «whammy pedal» и переключатель звукоснимателей для создания звуков в духе хип хопа.

Существуют аналоги «Floyd Rose», основанные не на механическом действии (натягивании или спускании струн), а на преобразовании уже преобразованных в электрическую форму сигналов. Один из них — «Digitech’s Whammy Pedal». Когда система «Floyd Rose» стала достаточно известной, некоторые производители клавишных добавили колёсико плавного управления высотой нот к своим инструментам. Такое колёсико позволяло намного более гибко управлять высотой нот, чем механическая тремоло-система, и, разумеется, рано или поздно, эта технология вернулась обратно к гитарам.

Schaller Tremolo LP

Ноу-хау фирмы немецкой Shaller. Это тремоло напоминает винтажное стратовское, крепится на 2-х опорных болтах от Tune-o-Matic и позволяет понижать и повышать строй, при этом, неплохо сохраняя его. Если у вас есть Les Paul и вам хочется использовать рычаг тремоло, то эта машинка как раз то, что нужно.

ZR (Zero Resistance)

Тремоло, также похожее на Флойд Роуз, главное отличие в том, что присутствует своеобразный блокиратор, благодаря которому бридж фиксируется жестко и не слетает в случае, когда рвется струна. Настраивать такое тремоло тоже очень удобно по сравнению с обычным Флойд Роузом. Серийно устанавливается преимущественно на гитары Ibanez S-series.

Сейчас это в первую очередь тремоло, которое напоминает по конструкции Floyd Rose, также обладает зажимом на грифе. Вообще, существуют также жесткие струнодержатели подобной конструкции (такие были на сигнатурных гитарах Дэйва Мастейна и Марти Фридмана), но это редкое явление. А также раньше были популярны тремоло, которое имело ряд отличий, от современного Kahler’а, ориентированного на подобие Floyd Rose’а. Главная фишка конструкции в отсутствии пружин, тремоло крепится непосредственно на деке гитары.

Является прямым развитием Vintage tremolo. Этот струнодержатель уже позволяет лучше работать рычагом, так как зажимает струны непосредственно на самой машинке. Если при этом гитара оснащена каким-либо специальным порожком (роликовый, латунный, костяной и т.д.), то гитара может вообще практически не расстраиваться от использования тремоло. Соответственно, изначально предназначен для понижения строя, но можно настроить и так, чтобы тянуть вверх, также бывают гитары, у которых профрезеровано для этих целей дерево на корпусе.

Fender Deluxe Locking Tremolo

Изобретение фирмы Fender. Это тремоло похоже на Wilkinson и 2-х болтовый Vintage. В принципе, это и есть самое совершенное тремоло без зажима. Обычно оно встречается на гитарах в сочетании с роликовым порожком, соответственно, отлично держит строй, позволяет здорово «качать», при этом не имея проблем со строем. Собственно, по этой причине его и крестили «Fender Floyd Rose», ибо между ними есть много сходств. Струны также заблокированы на самом бридже. Имеет неплохой вес по сравнению с Wilkinson, вследствие чего, вырастает сустейн.

Владимир Холстинин: Теперь тремоло. Долгое время я играл на двухвинтовом, но вот недавно решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах.

Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.

Источник

Оцените статью